Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональное развитие воспитанников психоневрологического интерната для детей

Работа №146489

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы эмоционального развития детей со 6 стойкими интеллектуальными нарушениями
1.1. Эмоциональное развитие личности как психолого- 6
педагогическая проблема
1.2 Особенности эмоционального развития детей с нарушениями 16
интеллекта
1.3 Психолого-педагогические условия эмоционального развития 27
детей со стойкими нарушениями интеллекта
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Организация психолого-педагогической работы по 34
эмоциональному развитию воспитанников психоневрологического интерната для детей
2.1. Диагностика актуального уровня эмоционального развития 36
детей со стойкими нарушениями интеллекта
2.1.1. Критерии и уровни эмоционального развития детей со 36
стойкими нарушениями интеллекта
2.1.2. Методика изучения эмоционального развития детей со 38
стойкими нарушениями интеллекта
2.1.3. Актуальный уровень эмоционального развития воспитанников 42
психоневрологического интерната для детей
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по 46
эмоциональному развитию воспитанников психоневрологического интерната для детей
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной 51
работы
Выводы по главе 54
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 61

Особенности эмоционального развития детей с разными нарушениями интеллекта, а также психолого-педагогические условия его эффективной коррекции являются предметом изучения исследователей разных направлений общей и специальной педагогики и психологии. Особую актуальность сегодня приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в условиях закрытого учреждения социального обслуживания - психоневрологического интерната.
Как и у всех детей с нарушениями интеллекта, у воспитанников интерната эмоциональные дефекты являются вторичными. Для них характерны бедность и неадекватность эмоциональных проявлений, недоразвитие самосознания обуславливает недостаточное осмысление и знание элементарных эмоций, их дифференциацию.
Для детей, воспитывающихся в закрытом интернатном учреждении, перечисленные выше дефекты эмоционального развития усугубляются социальной изоляцией и отсутствием родителей. Установление эмоциональных и межличностных отношений со значимыми взрослыми в психоневрологическим интернате практически невозможно. Это, безусловно, приводит к еще более серьезным искажениям эмоционального развития воспитанников в сравнении с их сверстниками, проживающими в семье.
Понимание необходимости создания особых психолого-педагогических условий, обеспечивающих коррекцию и развитие эмоциональной сферы воспитанников, привело нас к осмыслению потенциала арт-терапии в контексте работы с детьми из психоневрологического интерната.
Арт-терапия как метод психологической работы позволяет раскрывать внутренний потенциал личности особого ребенка. При организации психолого-педагогической работы с элементами арт-терапии активно используются те механизмы, которые позволяют компенсировать биологически обусловленные ограничения психических функций, либо скорректировать и развить сохранные функции таких детей. При создании условий активизации творческой деятельности проявляется индивидуально неповторимый комплекс эмоционально -волевых, познавательных и поведенческих особенностей личности, одним из наиболее значимых эффектов становится актуализация эмоциональных проявлений.
В связи с вышесказанным возникает противоречие между потребностью практики психоневрологических интернатов для детей в организации психолого-педагогической работы по эмоциональному развитию воспитанников и отсутствием методических разработок, учитывающих специфические условия закрытого учреждения социального обслуживания.
Противоречие позволяет определить проблему исследования: каковы условия, обеспечивающие эффективность психолого-педагогической работы по эмоциональному развитию воспитанников психоневрологического интерната? и сформулировать тему исследования: эмоциональное развитие воспитанников психоневрологического интерната.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы психоневрологического интерната для детей
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
эмоционального развития воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Цель исследования: определить эффективность психолого -
педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное развитие воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику диагностики эмоционального развития детей со стойкими нарушениями интеллекта и определить актуальный уровень развития эмоциональной сферы воспитанников психоневрологического интерната.
3. Разработать и апробировать программу занятий с элементами арт- терапии, направленных на развитие эмоциональной сферы воспитанников психоневрологического интерната для детей.
4. Произвести анализ и интерпретацию данных экспериментальной работы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема эмоционального развития личности остается актуальной проблемой психолого-педагогической науки и практики образования и социального обслуживания. Вопросы развития эмоциональной сферы человека представлены в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Л. И. Божович, П. П. Блонского, А. В. Петровского, П. К. Анохина и других.
Существует много определений эмоции, эмоциональных состояний, много теорий по развитию эмоций. Также авторами выделяются виды эмоций, функции, а также определяется факт, что эмоциональное развитие человека тесно связано с его интеллектуальным развитием.
Эмоциональное развитие ребенка с рождения проходит длительный этап, и положительное развитие зависит от многих факторов и механизмов. У детей с интеллектуальными нарушениями также страдает эмоциональное развитие и это является актуальной проблемой, решение которой является предметом многих междисциплинарных исследований. Но еще более важной проблемой является нарушения в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта, проживающих в интернатном учреждении. Для них нужны особые условия для развития их эмоциональной сферы.
Существуют два базовых подхода психокоррекционной работы по эмоциональному развитию детей и подростков. Это такие подходы как деятельностный и психодинамический. Мы в своей работе опираемся на деятельностный подход. Для детей, имеющих диагноз "умственная отсталость умеренной степени", можно выделить преимущества развития эмоциональной сферы с помощью техники арт-терапии. Такие дети не всегда могут выразить вербально свои мысли, чувства, возникающие проблемы. С помощью методик арт-терапии психологические проблемы такого ребенка можно увидеть на невербальном уровне. Особого внимания заслуживают вопросы использования элементов арт-терапии для решения поведенческих проблем детей с нарушениями интеллекта: нередко у таких детей и подростков наблюдаются неконтролируемые вспышки агрессии и прочие нарушения в поведении. С помощью арт-терапии можно научить их выражать свою агрессию без вреда для окружающих, контролировать и управлять своим поведением.
В нашем исследовании принимали участие подростки 14-17 лет - воспитанники психоневрологического интерната для детей Красноярского края. Воспитанники были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Работа по развитию эмоциональной сферы была организована с экспериментальной группой.
Для проведения исследования нами были проведены следующие методики: “Пиктограмма эмоций ”( Минаева), “Эмоциональное состояние человека” (Минаева), а также методика “Волшебная страна чувств” Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и наблюдение.
В нашей психокоррекционной работе особое внимание уделялось научению подростков видеть эмоции, различать их, а также адекватно проявлять. Занятия проводились с контрольной группой испытуемых.
Развивающий процесс рассчитан на 5 месяцев и представляет серию регулярно проходящих занятий. Все упражнения, используемые в нашей коррекционной программе, основываются на рисовании, играх и театральных сценках.
После реализации цикла занятий повторное исследование показало как количественное, так и качественное улучшение эмоционального развития воспитанников психоневрологического интерната для детей.
Воспитанники научились узнавать эмоции, различать их, однако адекватно проявлять их научились не все. При испытании эмоции радости воспитанники стали вести себя более сдержанно, за некоторые поступки научились извиняться, при испытывании эмоции печали, презрения и злости , так и остались элементы агрессии.
В ходе занятий также были замечены некоторые личностные изменения воспитанников. Дети из экспериментальной группы стали более открытыми, стали легче идти на контакт с незнакомыми и знакомыми людьми. Стали чаще отзываться на помощь, как другим воспитанникам, так и на помощь взрослым. Некоторые из них после последнего занятия стали более сдержанными, менее агрессивными.
Таким образом, разработанная нами развивающая программа в полной мере позволила задействовать потенциал детей и привела к положительной динамике эмоционального развития исследуемой группы воспитанников. Таким образом, поставленные в начале исследования задачи выполнены, гипотеза экспериментально подтверждена.


1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1993.
2. Баряева Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми [Текст] / Л. Б. Баряева // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.56-58.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., «Просвещение», 1968.
4. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии 2000. -№5.
5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. М., 1993 .
6. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. Собрание сочинений, т. бМосква: Педагогика, 1984
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1999. -129 с.
9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
10. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас// Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - М.: Речь, 2005
11. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций.
- М., 2004
12. Досаева Р. Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 108-114.
13. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание - 2003. - №1. - С.20-27
14. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - К: Высшая школа, 1985. - 327с.
15. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка. - М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с.....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ