МОНИТОРИНГ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ СЕТИ УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ SYSTEM CENTER CONFIGURATION MANAGER
|
Введение 4
1 Обзор технологий мониторинга и администрирования сети 7
1.1 Необходимость применения систем мониторинга и администрирования
сети 7
1.2 Объекты мониторинга 8
1.3 Методы мониторинга и администрирования 9
1.4 Обзор программ мониторинга и администрирования сети 14
1.5 Выводы по первой главе 24
2 Описание электронного руководства 27
2.1 Описание основных задач по мониторингу и администрированию сети,
выполняемых сотрудниками отдела 27
2.2 Схема сети университета и описание имеющегося оборудования 31
2.3 Политика Active Directory и распределение IP-адресов 33
2.4 Описание процедуры мониторинга сети с использованием System
Center Configuration Manager 35
2.5 Описание процедуры администрирования с использованием System
Center Configuration Manager 38
2.6 Описание подготовленного образа виртуальной машины 39
2.7 Средство реализации руководства 40
2.8 Основные разделы руководства 41
2.9 Организация процесса обучения сотрудников с использованием
руководства 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения
1 Обзор технологий мониторинга и администрирования сети 7
1.1 Необходимость применения систем мониторинга и администрирования
сети 7
1.2 Объекты мониторинга 8
1.3 Методы мониторинга и администрирования 9
1.4 Обзор программ мониторинга и администрирования сети 14
1.5 Выводы по первой главе 24
2 Описание электронного руководства 27
2.1 Описание основных задач по мониторингу и администрированию сети,
выполняемых сотрудниками отдела 27
2.2 Схема сети университета и описание имеющегося оборудования 31
2.3 Политика Active Directory и распределение IP-адресов 33
2.4 Описание процедуры мониторинга сети с использованием System
Center Configuration Manager 35
2.5 Описание процедуры администрирования с использованием System
Center Configuration Manager 38
2.6 Описание подготовленного образа виртуальной машины 39
2.7 Средство реализации руководства 40
2.8 Основные разделы руководства 41
2.9 Организация процесса обучения сотрудников с использованием
руководства 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения
Оснащенность корпоративной информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с последними инновационными разработками в области информационных технологий — устойчивая тенденция последнего десятилетия.
В постоянной гонке за уникальными преимуществами в условиях жесткой конкуренции и роста потребностей общества в новых услугах, пред-приятия вынуждены прибегать к модернизации, проводя ее ускоренными темпами, внедряя новейшие системы управления бизнес-процессами, приобретая различное телекоммуникационное оборудование, оборудование систем связи и передачи данных, совершенствуя корпоративные сети и развивая технологические процессы. Интенсивный подход стал определяющим в от-ношении стратегии развития бизнеса: увеличение производительности, сокращение сроков окупаемости новых проектов, ускорение процесса обработки информации и реакции на события и т. д.
Данные опросов, проведенных независимо компанией HP и изданием Information Week Global CIO, сходятся на цифре в 70 % от всего объема средств годового бюджета, выделенного на развитие ИТ-инфраструктуры, которые уходят на обслуживание и поддержку существующих на предприятии сетей и телекоммуникационного оборудования [2]. При этом компания Lan Technologies Inc. обращает внимание на 70% случаев простоя технологических процессов в год, которые происходят по причине сбоев в работе на физическом уровне сети.
И все же несмотря на то, что существует множество решений, позволяющих проводить мониторинг сети и сетевого оборудования, оценить эффективность ее работы достаточно сложно. Даже поиск причин аварии вызывает трудности у специально неподготовленного персонала, поскольку приходится просматривать и анализировать гигантские журналы событий, со-держащие устрашающее количество сообщений системы, на что зачастую тратится около 40% рабочего времени.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (ФГАОУ ВО) «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ) — это высшее учебное за-ведение Екатеринбурга, в состав которого входят институты, колледж, филиал и представительства в различных городах Российской Федерации (РФ).
На данный момент ФГАОУ ВО «РГННУ» насчитывает порядка 600 рабочих станций и 20 серверов. Управление данной инфраструктурой возложено на отдел развития информационных сетей и технического сопровождения (РИС и ТС), основная цель которого — обеспечение качественного и бесперебойного режима информационно-коммуникационной системы и сетевого оборудования.
Обслуживание вручную ограниченным количеством сотрудников отдела нецелесообразно, в связи с чем возникла необходимость в развертывании специального программного решения и обучения специалистов отдела по его использованию в процессе выполнения производственных задач.
Предоставление технологических решений — экономичных и соответствующих потребностям бизнеса — важнейшая задача ИТ-отделов во всем мире. Поскольку организации растут и приспосабливаются к изменению рыночной ситуации, ИТ- среда должна быть гибкой и обеспечивать техническую поддержку бизнесу. Бизнес-пользователи хотят, чтобы сотрудники ИТ- отделов оперативно реагировали на постоянно меняющиеся потребности и вели «непрерывное обслуживание [1].
Продукт System Center представляет собой комплексное решение для управления современной ИТ-инфраструктурой предприятия. Решение System Center Configuration Manager (SCCM) позволяет осуществлять развертывание и настройку программного обеспечения (ПО), а также организацию и контроль взаимодействия пользователей с мобильными, физическими и виртуальными средами с различных устройств. Оно обладает всеми преимуществами предыдущих версий, а также включает новые и расширенные возможности оценки клиентов, развертывания операционных систем (ОС), учета ресурсов, управления обновлениями и применения настроек. Использование данного программного средства позволит повысить проанализировать текущее состояние рабочих станций и получить возможность их удаленного управления.
Объект исследования: возможность мониторинга и удаленного администрирования серверов и рабочих станций компьютерной сети университета.
Предмет исследования: мониторинг и администрирование компьютерной сети университета с использованием специализированного программного обеспечения и сопроводительной обучающей документацией.
Цель работы: провести мониторинг и настройку серверов и рабочих станций компьютерной сети университета средствами System Center Configuration Manager и подготовить обучающее руководство по его использованию.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать источники и представленные на рынке программные решения по мониторингу и администрированию сети предприятия.
2. Настроить программный комплекс и провести мониторинг компьютерной сети с составлением соответствующих отчетов.
3. Настроить возможность удаленного администрирования серверов и рабочих станций с использованием программного комплекса с пробной установкой программного обеспечения.
4. Подготовить обучающие инструкции по работе с комплексом с использованием виртуального образа и в реальной инфраструктуре РГППУ;
5. Реализовать интерфейс руководства в выбранных средствах реализации.
В постоянной гонке за уникальными преимуществами в условиях жесткой конкуренции и роста потребностей общества в новых услугах, пред-приятия вынуждены прибегать к модернизации, проводя ее ускоренными темпами, внедряя новейшие системы управления бизнес-процессами, приобретая различное телекоммуникационное оборудование, оборудование систем связи и передачи данных, совершенствуя корпоративные сети и развивая технологические процессы. Интенсивный подход стал определяющим в от-ношении стратегии развития бизнеса: увеличение производительности, сокращение сроков окупаемости новых проектов, ускорение процесса обработки информации и реакции на события и т. д.
Данные опросов, проведенных независимо компанией HP и изданием Information Week Global CIO, сходятся на цифре в 70 % от всего объема средств годового бюджета, выделенного на развитие ИТ-инфраструктуры, которые уходят на обслуживание и поддержку существующих на предприятии сетей и телекоммуникационного оборудования [2]. При этом компания Lan Technologies Inc. обращает внимание на 70% случаев простоя технологических процессов в год, которые происходят по причине сбоев в работе на физическом уровне сети.
И все же несмотря на то, что существует множество решений, позволяющих проводить мониторинг сети и сетевого оборудования, оценить эффективность ее работы достаточно сложно. Даже поиск причин аварии вызывает трудности у специально неподготовленного персонала, поскольку приходится просматривать и анализировать гигантские журналы событий, со-держащие устрашающее количество сообщений системы, на что зачастую тратится около 40% рабочего времени.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования (ФГАОУ ВО) «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ) — это высшее учебное за-ведение Екатеринбурга, в состав которого входят институты, колледж, филиал и представительства в различных городах Российской Федерации (РФ).
На данный момент ФГАОУ ВО «РГННУ» насчитывает порядка 600 рабочих станций и 20 серверов. Управление данной инфраструктурой возложено на отдел развития информационных сетей и технического сопровождения (РИС и ТС), основная цель которого — обеспечение качественного и бесперебойного режима информационно-коммуникационной системы и сетевого оборудования.
Обслуживание вручную ограниченным количеством сотрудников отдела нецелесообразно, в связи с чем возникла необходимость в развертывании специального программного решения и обучения специалистов отдела по его использованию в процессе выполнения производственных задач.
Предоставление технологических решений — экономичных и соответствующих потребностям бизнеса — важнейшая задача ИТ-отделов во всем мире. Поскольку организации растут и приспосабливаются к изменению рыночной ситуации, ИТ- среда должна быть гибкой и обеспечивать техническую поддержку бизнесу. Бизнес-пользователи хотят, чтобы сотрудники ИТ- отделов оперативно реагировали на постоянно меняющиеся потребности и вели «непрерывное обслуживание [1].
Продукт System Center представляет собой комплексное решение для управления современной ИТ-инфраструктурой предприятия. Решение System Center Configuration Manager (SCCM) позволяет осуществлять развертывание и настройку программного обеспечения (ПО), а также организацию и контроль взаимодействия пользователей с мобильными, физическими и виртуальными средами с различных устройств. Оно обладает всеми преимуществами предыдущих версий, а также включает новые и расширенные возможности оценки клиентов, развертывания операционных систем (ОС), учета ресурсов, управления обновлениями и применения настроек. Использование данного программного средства позволит повысить проанализировать текущее состояние рабочих станций и получить возможность их удаленного управления.
Объект исследования: возможность мониторинга и удаленного администрирования серверов и рабочих станций компьютерной сети университета.
Предмет исследования: мониторинг и администрирование компьютерной сети университета с использованием специализированного программного обеспечения и сопроводительной обучающей документацией.
Цель работы: провести мониторинг и настройку серверов и рабочих станций компьютерной сети университета средствами System Center Configuration Manager и подготовить обучающее руководство по его использованию.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать источники и представленные на рынке программные решения по мониторингу и администрированию сети предприятия.
2. Настроить программный комплекс и провести мониторинг компьютерной сети с составлением соответствующих отчетов.
3. Настроить возможность удаленного администрирования серверов и рабочих станций с использованием программного комплекса с пробной установкой программного обеспечения.
4. Подготовить обучающие инструкции по работе с комплексом с использованием виртуального образа и в реальной инфраструктуре РГППУ;
5. Реализовать интерфейс руководства в выбранных средствах реализации.
Программы мониторинга уже давно используются в больших и малых компаниях для облегчения работы системных администраторов и повышения безопасности локальной сети.
Многообразие программ мониторинга на рынке позволяет подобрать абсолютно любое решение, как платное, так и бесплатное, на вкус даже самого придирчивого пользователя, поэтому не пользоваться их функционалом, лишь усложнять себе жизнь, затрачивая гораздо больше времени на работу, ставя неправильные диагноз и пропуская атаки злоумышленников.
В ходе выпускной квалификационной работы был проведен анализ исходных данных в сфере IT-аудита и мониторинга компьютерных сетей; существующих программ сетевого мониторинга. На основании проведенного анализа, выбран продукт MS SCCM — как отвечающий необходимым требованиям и потребностям университета. Затем совместно с сотрудниками ИТ- отдела, выбранный продукт был развернут на оборудовании университета. Были произведены основные настройки согласно требующимся задачам и выполнено тестирование функций системы.
С помощью SCCM 1802 университет планирует управлять 500 рабочими станциями и 10 физическими серверами, 5 из которых однопроцессорных, 5 двухпроцессорных. Для этих целей университет предоставляет следующий набор лицензий Microsoft:
После чего были разработаны обучающие инструкции по работе с системой MS SCCM.
Руководство по управлению ИТ-инфраструктурой при помощи Mi¬crosoft System Center Configuration Manager даёт представление об использовании Configuration Manager и связанных с ним систем сайта для эффективного управления ресурсами сети, а также управлении приложениями, мониторинге «здоровья» клиентов, инвентаризации аппаратного и программного обеспечения, развертывании операционных систем и обновлении программного обеспечения. Также данное руководство рассматривает задачи, связанные с настройкой и работой System Center Endpoint Protection, управлением соответствиями, созданием запросов и отчётов. Обучение проводится очно в оборудованных классах, либо непосредственно на рабочих местах.
Всё это обеспечивает возможности:
• мониторинга работы рабочих станций и серверов в сети;
• развертывания программного обеспечения на рабочих станциях и серверах;
• сбора инвентаризационных данных об аппаратном и программном обеспечении (Приложение А);
• контроля над обновлениями антивирусных сигнатур на серверах и рабочих станциях;
• установки критически важных обновлений на сервера и на компьютеры по сети (Приложение В);
• защиты рабочих станций и серверов от вредоносного программного обеспечения (Приложение Г).
Актуальность данной работы состоит в том, что обучение специалистов в области информационных технологий (ИТ-специалистов) для сопровождения Microsoft System Center происходит только на дорогих узко квалифицированных курсах. Помимо этого, на подобного рода курсах рассматриваются общие схемы и принципы внедрения продуктов семейства MS SCCM, без учета специфики конкретной организации, в которой работает сотрудник. Разработка данного руководства позволит снизить затраты на обучение будущих сотрудников работе с MS SCCM, а также передать имеющийся опыт работы с данной системой.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.
Многообразие программ мониторинга на рынке позволяет подобрать абсолютно любое решение, как платное, так и бесплатное, на вкус даже самого придирчивого пользователя, поэтому не пользоваться их функционалом, лишь усложнять себе жизнь, затрачивая гораздо больше времени на работу, ставя неправильные диагноз и пропуская атаки злоумышленников.
В ходе выпускной квалификационной работы был проведен анализ исходных данных в сфере IT-аудита и мониторинга компьютерных сетей; существующих программ сетевого мониторинга. На основании проведенного анализа, выбран продукт MS SCCM — как отвечающий необходимым требованиям и потребностям университета. Затем совместно с сотрудниками ИТ- отдела, выбранный продукт был развернут на оборудовании университета. Были произведены основные настройки согласно требующимся задачам и выполнено тестирование функций системы.
С помощью SCCM 1802 университет планирует управлять 500 рабочими станциями и 10 физическими серверами, 5 из которых однопроцессорных, 5 двухпроцессорных. Для этих целей университет предоставляет следующий набор лицензий Microsoft:
После чего были разработаны обучающие инструкции по работе с системой MS SCCM.
Руководство по управлению ИТ-инфраструктурой при помощи Mi¬crosoft System Center Configuration Manager даёт представление об использовании Configuration Manager и связанных с ним систем сайта для эффективного управления ресурсами сети, а также управлении приложениями, мониторинге «здоровья» клиентов, инвентаризации аппаратного и программного обеспечения, развертывании операционных систем и обновлении программного обеспечения. Также данное руководство рассматривает задачи, связанные с настройкой и работой System Center Endpoint Protection, управлением соответствиями, созданием запросов и отчётов. Обучение проводится очно в оборудованных классах, либо непосредственно на рабочих местах.
Всё это обеспечивает возможности:
• мониторинга работы рабочих станций и серверов в сети;
• развертывания программного обеспечения на рабочих станциях и серверах;
• сбора инвентаризационных данных об аппаратном и программном обеспечении (Приложение А);
• контроля над обновлениями антивирусных сигнатур на серверах и рабочих станциях;
• установки критически важных обновлений на сервера и на компьютеры по сети (Приложение В);
• защиты рабочих станций и серверов от вредоносного программного обеспечения (Приложение Г).
Актуальность данной работы состоит в том, что обучение специалистов в области информационных технологий (ИТ-специалистов) для сопровождения Microsoft System Center происходит только на дорогих узко квалифицированных курсах. Помимо этого, на подобного рода курсах рассматриваются общие схемы и принципы внедрения продуктов семейства MS SCCM, без учета специфики конкретной организации, в которой работает сотрудник. Разработка данного руководства позволит снизить затраты на обучение будущих сотрудников работе с MS SCCM, а также передать имеющийся опыт работы с данной системой.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.



