Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №146476

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С
ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. Понятие «стрессоустойчивость» в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Особенности переживания стресса детьми 11-12 лет 11
1.3. Тревожность в младшем подростковом возрасте как фактор,
препятствующий развитию стрессоустойчивости 17
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты исследования уровня тревожности и стрессоустойчивости
младших подростков 26
2.3. Организация и проведение комплекса психолого-педагогических
мероприятий по развитию стрессоустойчивости младших подростков с повышенным уровнем тревожности 29
2.4. Оценка эффективности проведенной психолого-педагогической
работы 33
Выводы по Главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

В настоящее время возникают условия для возникновения различных нарушений эмоциональных состояний у детей, среди которых одним из наиболее распространенных является повышенная тревожность. Как показали последние исследования, в настоящее время увеличилось количество тревожных детей и подростков, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Неблагоприятное влияние повышенной тревожности на состояние здоровья, поведение и деятельность ребенка отмечают многочисленные исследования Ю.М. Антоняна, В.М. Астапова, В.К. Вилюнаса, Ж.М. Глозмана, Ч.Д. Спилбергера и др.
В этой связи проблема детской школьной тревожности и ее своевре­менной коррекции является весьма актуальной [12].
А.М. Прихожан предлагает разделять понятия тревожность, как эмоциональное состояние личности и как ее устойчивое свойство (черты личности или темперамента), понимая под тревожностью «переживание сильного эмоционального напряжения, которое связанно с отрицательными эмоциями» [14, с. 287].
По мнению Р.С. Немова «тревожность - свойство личности предрасположенность к возникновению реакции тревоги в объективно безопасных ситуациях и восприятие их как угрожающих» [12, с. 400].
Обучающиеся на всем протяжении своего обучения проходят несколько ступеней: «начальная школа», «основная школа» и «средняя школа». Переход из класса в класс сопровождается ключевыми физическими, умственными, социально-коммуникативными, а также психологическими изменениями. Эти изменения могут вызывать различные трудности в жизни ребенка. Возникновение психологических проблем может зависеть от ряда факторов: состояние психического и физического здоровья, умственных и физических способностей особенности характера, и темперамента. Так, например, недостаточный уровень готовности к школьному обучению может вызвать у младшего школьника проблемы с обучением в первом классе.
Особый период в жизни школьника - это переход в среднее звено общеобразовательной школы. Вне сомнения данный период жизни ребенка является сложной и важной процедурой в жизни ребенка. Вместо одного постоянного учителя, появляется целая группа новых, повышается сложность учебного материала и, конечно, возрастают требования к учебной деятельности детей [32].
Стрессом называют чрезмерное усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться или неожиданный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Исследования показали, что переход к предметному обучению в среднем звене образовательной школы может явиться причиной стресса детей.
Дубровина И.О. отмечает, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям жизни, обучения, во многом сходной с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе [39, с. 143]. В связи с этим актуальным становится вопрос снижения стресса в младшем подростковом возрасте.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать психолого­педагогические условия развития стрессоустойчивости младших подростков с повышенным уровнем тревожности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основная цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании практической разработке и апробации программы формирования и развития стрессоустойчивости у младших подростков с повышенным уровнем тревожности.
Для того чтобы достичь поставленную нами цель, мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стресса и тревожности у младших подростков, и также тревожных детей, анализу ее структурно-содержательных характеристик и особенностей.
Анализ литературы показал, то что в настоящее время стремительно растет интерес к проблеме совладания со стрессом. Но, несмотря на многочисленные исследования по вопросу преодоления человеком тревоги и стрессовых моментов остается еще достаточно много не изученных вопросов в этой области.
Под стрессоустойчивостью мы можем понимать способность личности преодолевать трудности, подавлять отрицательные эмоции. Она характеризуется комплексом личностных качеств, которые позволяют легко преодолевать стресс.
В ходе эмпирического исследования мы изучили и проанализировали проявления стрессоустойчивости младших подростков.
В ходе исследования были решены следующие задачи: проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования (рассмотрено понятие «стрессоустойчивость»; рассмотрены показатели проявления стресса у детей 11-12 лет; определены психолого­педагогические условия развития стрессоустойчивости младших подростков).
Эмпирическим путем выявлен уровень тревожности и особенности стрессоустойчивости младших подростков; обоснованы и реализованы психолого-педагогические условия развития стрессоустойчивости младших подростков с повышенным уровнем тревожности; доказана эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: развитие стрессоустойчивости младших подростков с повышенным уровнем эффективно, если: разработан и реализован комплекс занятий с детьми, включающий: информирование о понятии «стресс», «стрессоустойчивость»; освоение приемов совладения со стрессом; организована консультативная работа с родителями и педагогами по вопросам оказания помощи ребенку в ситуации стресса.
Таким образом, цель исследования достигнута.


1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста: Скрипторий, 2002. С. 123.
2. Антонова Е. В. Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 560-564.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Академия, 2001. 248 с.
4. Арттерапия новые горизонты / под редакцией А. И. Копытина: Когито-Центр, 2006. 336 с.
5. Афанасьева О. Б. Арттерапия средствами изобразительного искусства // Воспитание школьников. 2007. № 3. С. 28-34.
6. Бадамен Л. О., Миронов А. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. 2012. №1. С. 27.
7. Березин С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2012. 122 с.
8. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М. : Изд. Генезис, 2001. 352 с.
9. Буровкина Л. А., Андрейчук В. А. Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами арт-терапии // Педагогические науки. № 6. 2016. с. 22-28.
10. Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста: канд. психол. наук. Казань, 2001. 231 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
12. Гордеева И. А. Арт-терапия в коррекционной педагогике // В сборнике: Арттерапия как фактор формирования социального здоровья сборник научных статей участников электронной научной конференции с международным участием, научный редактор: Л. Е. Савич, С. В. Шушарджан; составитель: Л. Е. Савич, А. С. Нурмухаметова. 2016. С. 34-41.
13. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. : Знание, 2004. 91 с.
14. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях:автореф.дис.д-ра психол. наук. Академия, 2013.48 с.
15. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли.Сфера.2003.364 с....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ