ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 16 - 17 ЛЕТ 6
1.1 Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности у
школьников 10-11 классов 6
1.2 Выносливость как физическое качество 9
1.4 Средства и методы развития выносливости 23
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Методы исследования 33
2.2 Организация исследования 36
3 ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКАСРЕДСТВ И МЕТОДОВ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 38
3.1 Срдства и методы для развития выносливости 38
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 43
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Актуальность. Одним из приоритетных направлений реформирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.).
Одним из показателей здоровья учащихся, является общая выносливость. Кроме того, она создаёт уверенность в себе, позволяет справиться с работой, требующей значительных физических напряжений, которые есть и всегда будут в нашей жизни ( Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Под общей ред. А. В. Карасева. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств), - М.: «Лептос», 1994.)
Одна из причин отставания силовой подготовки школьников - неумение или нежелание трудиться, провоцируемое нашим компьютерным веком, когда малоподвижный образ жизни характерен для многих семей. Возникают серьёзные проблемы при подготовке таких детей к выполнению школьной программы, хотя прилагаемый образовательный стандарт не сложен(Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.).
Практика убедительно показывает, что стать выносливым можно при любой наследственности. Всё дело в систематических тренировках. Следовательно, одна из основных задач педагога - научить ребёнка на занятиях трудиться. Стимулом традиционно служит хорошая и отличная оценка. Конечно, это неправильно, когда ребёнок работает только ради оценки. Но для ныне сложившейся ситуации такой подход может быть оправдан .
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) .
Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления.
Высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья школьника. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества. (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.).
Главная задача при развитии выносливости у детей старшего школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания ....
На основании изучения и анализа научно - методической литературы по проблеме исследования и полученных данных в ходе эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Юношеский возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно сложном и равномерном изменении в его отдельных органах и системах, заканчивается окостенение большей части скелета. Поэтому данный возраст является сензситивным для развития выносливости.
2. Были разработаны комплексы круговой тренировки для юношей 16 - 17 лет для развития выносливости, выполняемые в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при непременном условии постепенного перехода к прогрессирующим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей физического развития учащихся.
3. По результатам средних данных в тесте Купера в конце эксперимента результат в контрольной группе составил 2411м, в экспериментальной группе-2640м. Результат в тесте Руфье в конце эксперимента в контрольной группе составил-3,3с, в экспериментальной группе-3,4с.
Обсуждение полученных результатов свидетельствует, что разработанные средства и методы являются эффективными, и имеет место на уроках физической культуры в школе, где урок регламентирован по времени, а круговой метод затрачивает минимальное время с положительно максимальным приростом результата.
1. Аскарова, З. Р. Физическая культура как основа деятельностной активности субъекта: автореферат дис. ... канд. фил. наук/ З.РАскарова.- Уфа, 2011.- 20 с.
2. Астранд, П.О. Факторы, обуславливающие выносливость спортсмена [Текст] / П.О. Астранд // Наука в олимпийском спорте. - 2004. - № 1.-С. 43-47.
3. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2002.-274с
4. Батт, С.Д. Формирование потребности в физическом совершенствовании старшеклассников как основа содержания школьной программы: Дис. канд. пед. наук [Текст] / С.Д. Батт. - СПб., 2003. - 190 с.
5. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Логос, 2011. 306 с.
6. Белякова, Р.Н., Овчаров, В.С. Современное состояние физического воспитания учащихся / РН.Белякова, В.С.Овчаров // Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Научнотеоретическая конференция. Кн. первая. - 2010. - 79-81 с.
7. Белянский, Р. Г. Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Белянский Роман Геннадьевич.- Тамбов, 2011.- 158 с.
8. Буянов, В.Н. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I III курсов) / В. Н. Буянов. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 310 с.
9. Вайцеховски, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховски. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 278 с.
10. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б.В. Валик. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 167 с.
11. Верхошанский Ю.А. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2005.-331с
12. Волков, Н.И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов: Учеб. пос. для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа [Текст] / Н.И. Волков. - М: Физкультура и спорт, 2000. - 112с.
13. Вострокнутов, B.C. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой. Методические рекомендации [Текст] / B.C. Вострокнутов. - М.: Изд-во «Регион», 2001. - 257с.
14. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.; Издательский центр "Академия", 2012. 288 с.
15. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт,2007.-460с....50