Введение 4
1 Программно-методическое обеспечение в дополнительном образовании .... 6
1.1 Дополнительное образование как фактор удовлетворения
образовательных потребностей человека 6
1.2 Роль программно-методического обеспечения в дополнительном
образовании 11
1.3 Обзор средств реализации программно-методического обеспечения .. 17
2 Программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатам по
компетенции «Мехатроника» 25
2.1 Анализ рабочей программы дополнительного образования
«Мехатроника» 25
2.2 Содержание программно-методического обеспечения 30
2.3 Методика применения программно-методического обеспечения на
занятиях дополнительного образования «Мехатроника» 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 56
В современном мире движение WorldSkills стремительно развивается, поскольку целью данного движения является повышение престижа рабочих профессий за счет соревновательной части, практико-ориентированной направленности, и красочности на церемониях открытия и награждения.
Движением организован проект «Билет в будущее», направленный на формирование у участника представления о профессии или компетенции, для последующего выбора компетенции для участия в самом чемпионате, которое позволяет школьникам определиться с выбором будущей профессии, т. к. этим вопросом они задаются, уже учась в восьмом классе.
Проведение соревнований проходит по всей России, что дает участникам не только профессиональный рост, но и развитие кругозора. Например, в августе 2018 года национальный чемпионат состоялся в г. Южно-Сахалинск, неподалеку от Тихого океана, в мае 2017 года ребята побывали в г. Краснодар, а также частые поездки в столицу России на отборочные соревнования.
Во время участия в чемпионатах ребята знакомятся и общаются с ребятами из других регионов, заводят новых друзей. Так же между участниками, под конец соревнований происходит обмен опытом, т. к. у всех разные способы подготовки, выделяют для себя важное и применяют это на других чемпионатах.
Чемпионат подразумевает под собой большое количество компетенций, с которыми обучающиеся могут познакомиться в перерывах между выполнением конкурсного задания своей компетенции.
Поскольку автор выпускной квалификационной работы является учителем информатики и педагогом дополнительного образования по совмещению в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 128»(МАОУ Лицей № 128),было принято решение о его с учениками участии в чемпионате WorldSkills по компетенции «Мехатроника». Базовые знания алгоритмизации и программирования закладывались на уроках информатики, что позволяло выбрать заинтересованных ребят, последующая подготовка осуществлялась на занятиях дополнительного образования «Мехатроника», где и формировались профессиональные компетенции для участия в чемпионате по выбранному направлению.
После двухлетнего опыта участия в соревнованиях в роли эксперта- компатриота проанализировав выступления и ошибки школьников, совершенные на чемпионатах, выделили главные акценты, на которые нужно обращать внимание при подготовке к данному мероприятию нами было принято решение о создании программно-методическое обеспечения для подготовки обучающихся МАОУ Лицей № 128 по компетенции «Мехатроника». Масштабы движения растут, а значит, что соперников становится больше — нужна качественная подготовка.
Таким образом, в связи с вышесказанным были определены объект и предмет выпускной квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс под-готовки обучающихся к чемпионатуWorldSkillsRussia.
Предметом выпускной квалификационной работы является программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатуWorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
Таким образом, цель данной работы — разработать программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатамWorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
В соответствие с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и роль программно-методического обеспечения в дополнительном образовании.
2. Провести анализ рабочей программы дополнительного образования «Мехатроника».
3. Разработать программно-методические компоненты, необходимые для подготовки к чемпионатам WorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
4. Разработать методику применения программно-методического обеспечения в программе дополнительного образовании «Мехатроника».
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе была рассмотрена сущность и роль программно-методического обеспечения в дополнительном образовании, а именно раскрыто понятие дополнительного образования, классификация подвидов согласно Статье 75 закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ, указаны направления реализации программ дополнительного образования в МАОУ Лицей № 128. Основным направлением при выполнении выпускной квалификационной работы является «Мехатроника», которая относится к научно-техническому циклу.
Следующий этап работы — анализ рабочей программы дополнительного образования «Мехатроника», реализуемого в МАОУ Лицей № 128. рассмотрена область применения и сроки реализации программы, категории слушателей, для которых она предназначена, указано цели и задачи к результатам освоения рабочей программы. Сформулированы умения и знания, формируемые у обучающегося.
В рамках решения задачи по разработке программно-методических компонентов, необходимых для подготовки к чемпионатам WorldSkillsпо компетенции «Мехатроника» был разработан, №еЬ-сайт, содержащий необходимую информацию для будущих участников чемпионата. Вся информация для удобства восприятия была поделена на несколько тематических разделов.
Главная страница, №еЬ-сайта содержит информацию об описании компетенции «Мехатроника» и ссылку на сайт производителя, на котором происходит обучение.
Раздел «Основы физики» знакомит обучающихся с основами электротехники, понятием постоянного и переменного тока, устройство, принцип работы и применение электромагнитов, принцип работы и устройство выключателя, нормально разомкнутые, нормально замкнутые и переключающиеся контакты, устройство и назначение реле, блока питания.
Следующий раздел «Датчики, исполнительные механизмы и способы их подключения» знакомит обучающихся с классификацией, применением датчиков и исполнительных механизмов.
Классификацию пневматических распределителей, подключение пневматических кабелей, строение компрессора, рассмотрите цилиндры одностороннего и двухстороннего действия, их прямой и обратный ход, виды дросселей, возможность регулирования скорости цилиндров и классификацию пневматических захватов будущие участники чемпионата узнают из раздела «Пневматика».
Раздел «Промежуточный контроль № 1» подразумевает прохождение тестирования, направленного на проверку теоретических знаний, необходимых для участия.
После изучения блока теории, прежде чем перейти к сборке мехатронной станции в разделе «Professionalpractice» школьники узнают критерии, по которым будет оцениваться блок монтажа при экспертной проверке конкурсного задания.
Раздел «Сборка модулей» посвящен иллюстрированной поэтапной сборке станции MecLab FESTO.
После сборки станции в разделе «Программирование» происходит обучение школьников основам логических функций и программированию в среде LogoSoftControl.
Раздел «Промежуточный контроль № 2» направлен на основе полученных ранее знаний и умений самостоятельно запрограммировать собранную станцию по определенному алгоритму.
Познакомиться с самим конкурсным заданием и знать, на что нужно выделять особое внимание можно в разделе «Обзор конкурсного задания» данного программно-методического обеспечения.
Раздел «Конкурсные задания» является итоговым контролем изучения рабочей программы «Мехатроника» в МАОУ Лицей № 128, по итогу которого определяется список команды для участия в чемпионате WorldSkills.
Историю участия в чемпионатах, фотографии и результаты каждого мероприятия можно посмотреть в разделе «История чемпионатов».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была разработана методика применения программно-методического обеспечения в про-грамме дополнительного образовании «Мехатроника», а именно рассмотрена последовательность выполнения конкурсного задания с акцентированием внимания на сложных моментах, отображенных в данном программно-методическом обеспечении.
Таким образом, поставленные задачи были решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Библиотека интерфейсных компонентов[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://getbootstrap.com/(дата обращения: 17.12.2018).
2. Домбровская Е. А. Справочник методиста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://deafinternat.of.by/attachments/article/384/ Spravochnik% 20metodista%201.pdf (дата обращения: 10.12.2018).
3. Егоров О. Д. Конструирование мехатронных модулей [Текст]: учебник / О. Д. Егоров, Ю. В. Подураев. — Москва: ИЦ МГТУ «СТАНКИН», 2004.— 360с.
4. Иванов Ф. М. Вакуум [Текст] / Ф. М. Иванов. — Москва: ГИТТЛ,1958. — 56с.
5. Конструктор курсов iSpring Suite [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ispring.ru/ispring-suite(дата обращения: 20.12.2018).
6. Курсы по html-программированию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://htmlacademy.ru/(дата обращения: 10.12.2018).
7. Логические модули LOGO [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.siemens-pro.ru/components/logo8.htm(дата обращения:27.12.2018) .
8. Логические схемы и таблицы истинности [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://function-
x.ru/logicheskie_shemy_i_tablici_istinnosti.html(дата обращения: 27.12.2018).
9. Логические функции [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://digteh.ru/CVT/LOGIC/(дата обращения: 27.12.2018).
10. Лохин В. М. Мехатроника, автоматизация, управление [Текст] /
B. М. Лохин // Труды первой Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. — Москва: Новые технологии, 2004. —
C.215-225.
11. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. [Текст]/ А. М. Новиков. — Москва: ИЭТ, 2016. — 268с.
12. Нормально разомкнутые и замкнутые контакты[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://electroandi.ru/elektromagnitnye-
ustrojstva/normalno-razomknutye-i-zamknutye-kontakty.html (дата обращения:
13.12.2018) .
13. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018). — Режим доступа:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения:
10.12.2018) .
14. Обзор редакторов электронных курсов [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://lmslist.ru/redaktori-elektronnyh-kursov/#articulate-360(дата обращения: 20.12.2018).
15. Оборудование FESTO [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.festo.com/cms/ru_ru/index.htm/(дата обращения: 10.12.2018).
16. Онлайн конструктор сайтовWix[Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://ru.wix.com//(дата обращения: 09.12.2018).
17. Онлайн конструктор сайтовWordpress [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wordpress.org/(дата обращения: 09.12.2018).
18. Основы схемотехники[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/post/91922/(дата обращения: 18.12.2018).
19. Основы электротехники [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bourabai.kz/toe/index.htm(дата обращения: 18.12.2018).
20. Официальный сайт WorldSkills Свердловской области [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://www.ws-ekb.ru/(дата обращения:10.12.2018) .
21. Пневматика для всех [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://did.camozzi.ru/#!d01g01s01p06(дата обращения: 23.12.2018).
22. Принцип программирования на языке программирования FBD
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bookasutp.ru/Chapter9_3.aspx/ (дата обращения: 20.12.2018).
23. Принцип работы и применение электромагнитов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.texnic.ru/books/electrotex/el001.htm(дата обращения: 27.12.2018).
24. Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования с дошкольниками [Электронный ресурс]. — Ре-жим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016023364(дата обращения:11.12.2018) .
25. Роль программно-методического обеспечения учебного процесса [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=13698(дата обращения: 11.12.2018).
26. Самоучитель html [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://htmlbook.ru/samhtml(дата обращения: 20.12.2018).
27. СанПиН 2.4.2.2821-10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/ (дата обращения:
13.12.2018) .
28. Сервис для создания курсов Articulate360 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://360.articulate.com(дата обращения: 15.12.2018).
29. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moodle.org/?lang=ru(дата обращения: 15.12.2018).
30. Система дистанционного обучения Ё-СТАДИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://your-study.ru/(дата обращения: 15.12.2018).
31. Справочник CSS [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://puzzleweb.ru/(дата обращения: 19.12.2018).
32. Техническое описание компетенции «Мехатроника» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs//TO-mekha tronika.pdf (дата обращения: 10.12.2018).
33. Устройство и назначение реле[Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://aquatic-home.ru/chto-takoe-rele.html(дата обращения: 19.12.2018).
34. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.konspekt.biz/index.php?text=56659(дата обращения: 13.12.2018).
35. Феськова Е. В. Роль программно-методического обеспечения учебного процесса в развитии речевой культуры студентов [Текст] / Е. В. Феськова, О. В. Приходько // Современные проблемы науки и образования. —2014. — № 3 — С. 25-27.
36. Характеристики постоянного и переменного тока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://obelektrike.ru/posts/chem-otlichaetsja- postojannyj-tok-ot-peremennogo/(дата обращения: 20.12.2018).