ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЧЕМПИОНАТАМ WORLDSKILLS RUSSIA ПО КОМПЕТЕНЦИИ «МЕХАТРОНИКА»
|
Введение 4
1 Программно-методическое обеспечение в дополнительном образовании .... 6
1.1 Дополнительное образование как фактор удовлетворения
образовательных потребностей человека 6
1.2 Роль программно-методического обеспечения в дополнительном
образовании 11
1.3 Обзор средств реализации программно-методического обеспечения .. 17
2 Программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатам по
компетенции «Мехатроника» 25
2.1 Анализ рабочей программы дополнительного образования
«Мехатроника» 25
2.2 Содержание программно-методического обеспечения 30
2.3 Методика применения программно-методического обеспечения на
занятиях дополнительного образования «Мехатроника» 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 56
1 Программно-методическое обеспечение в дополнительном образовании .... 6
1.1 Дополнительное образование как фактор удовлетворения
образовательных потребностей человека 6
1.2 Роль программно-методического обеспечения в дополнительном
образовании 11
1.3 Обзор средств реализации программно-методического обеспечения .. 17
2 Программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатам по
компетенции «Мехатроника» 25
2.1 Анализ рабочей программы дополнительного образования
«Мехатроника» 25
2.2 Содержание программно-методического обеспечения 30
2.3 Методика применения программно-методического обеспечения на
занятиях дополнительного образования «Мехатроника» 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 56
В современном мире движение WorldSkills стремительно развивается, поскольку целью данного движения является повышение престижа рабочих профессий за счет соревновательной части, практико-ориентированной направленности, и красочности на церемониях открытия и награждения.
Движением организован проект «Билет в будущее», направленный на формирование у участника представления о профессии или компетенции, для последующего выбора компетенции для участия в самом чемпионате, которое позволяет школьникам определиться с выбором будущей профессии, т. к. этим вопросом они задаются, уже учась в восьмом классе.
Проведение соревнований проходит по всей России, что дает участникам не только профессиональный рост, но и развитие кругозора. Например, в августе 2018 года национальный чемпионат состоялся в г. Южно-Сахалинск, неподалеку от Тихого океана, в мае 2017 года ребята побывали в г. Краснодар, а также частые поездки в столицу России на отборочные соревнования.
Во время участия в чемпионатах ребята знакомятся и общаются с ребятами из других регионов, заводят новых друзей. Так же между участниками, под конец соревнований происходит обмен опытом, т. к. у всех разные способы подготовки, выделяют для себя важное и применяют это на других чемпионатах.
Чемпионат подразумевает под собой большое количество компетенций, с которыми обучающиеся могут познакомиться в перерывах между выполнением конкурсного задания своей компетенции.
Поскольку автор выпускной квалификационной работы является учителем информатики и педагогом дополнительного образования по совмещению в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 128»(МАОУ Лицей № 128),было принято решение о его с учениками участии в чемпионате WorldSkills по компетенции «Мехатроника». Базовые знания алгоритмизации и программирования закладывались на уроках информатики, что позволяло выбрать заинтересованных ребят, последующая подготовка осуществлялась на занятиях дополнительного образования «Мехатроника», где и формировались профессиональные компетенции для участия в чемпионате по выбранному направлению.
После двухлетнего опыта участия в соревнованиях в роли эксперта- компатриота проанализировав выступления и ошибки школьников, совершенные на чемпионатах, выделили главные акценты, на которые нужно обращать внимание при подготовке к данному мероприятию нами было принято решение о создании программно-методическое обеспечения для подготовки обучающихся МАОУ Лицей № 128 по компетенции «Мехатроника». Масштабы движения растут, а значит, что соперников становится больше — нужна качественная подготовка.
Таким образом, в связи с вышесказанным были определены объект и предмет выпускной квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс под-готовки обучающихся к чемпионатуWorldSkillsRussia.
Предметом выпускной квалификационной работы является программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатуWorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
Таким образом, цель данной работы — разработать программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатамWorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
В соответствие с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и роль программно-методического обеспечения в дополнительном образовании.
2. Провести анализ рабочей программы дополнительного образования «Мехатроника».
3. Разработать программно-методические компоненты, необходимые для подготовки к чемпионатам WorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
4. Разработать методику применения программно-методического обеспечения в программе дополнительного образовании «Мехатроника».
Движением организован проект «Билет в будущее», направленный на формирование у участника представления о профессии или компетенции, для последующего выбора компетенции для участия в самом чемпионате, которое позволяет школьникам определиться с выбором будущей профессии, т. к. этим вопросом они задаются, уже учась в восьмом классе.
Проведение соревнований проходит по всей России, что дает участникам не только профессиональный рост, но и развитие кругозора. Например, в августе 2018 года национальный чемпионат состоялся в г. Южно-Сахалинск, неподалеку от Тихого океана, в мае 2017 года ребята побывали в г. Краснодар, а также частые поездки в столицу России на отборочные соревнования.
Во время участия в чемпионатах ребята знакомятся и общаются с ребятами из других регионов, заводят новых друзей. Так же между участниками, под конец соревнований происходит обмен опытом, т. к. у всех разные способы подготовки, выделяют для себя важное и применяют это на других чемпионатах.
Чемпионат подразумевает под собой большое количество компетенций, с которыми обучающиеся могут познакомиться в перерывах между выполнением конкурсного задания своей компетенции.
Поскольку автор выпускной квалификационной работы является учителем информатики и педагогом дополнительного образования по совмещению в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 128»(МАОУ Лицей № 128),было принято решение о его с учениками участии в чемпионате WorldSkills по компетенции «Мехатроника». Базовые знания алгоритмизации и программирования закладывались на уроках информатики, что позволяло выбрать заинтересованных ребят, последующая подготовка осуществлялась на занятиях дополнительного образования «Мехатроника», где и формировались профессиональные компетенции для участия в чемпионате по выбранному направлению.
После двухлетнего опыта участия в соревнованиях в роли эксперта- компатриота проанализировав выступления и ошибки школьников, совершенные на чемпионатах, выделили главные акценты, на которые нужно обращать внимание при подготовке к данному мероприятию нами было принято решение о создании программно-методическое обеспечения для подготовки обучающихся МАОУ Лицей № 128 по компетенции «Мехатроника». Масштабы движения растут, а значит, что соперников становится больше — нужна качественная подготовка.
Таким образом, в связи с вышесказанным были определены объект и предмет выпускной квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс под-готовки обучающихся к чемпионатуWorldSkillsRussia.
Предметом выпускной квалификационной работы является программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатуWorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
Таким образом, цель данной работы — разработать программно-методическое обеспечение для подготовки к чемпионатамWorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
В соответствие с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и роль программно-методического обеспечения в дополнительном образовании.
2. Провести анализ рабочей программы дополнительного образования «Мехатроника».
3. Разработать программно-методические компоненты, необходимые для подготовки к чемпионатам WorldSkillsRussia по компетенции «Мехатроника».
4. Разработать методику применения программно-методического обеспечения в программе дополнительного образовании «Мехатроника».
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе была рассмотрена сущность и роль программно-методического обеспечения в дополнительном образовании, а именно раскрыто понятие дополнительного образования, классификация подвидов согласно Статье 75 закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ, указаны направления реализации программ дополнительного образования в МАОУ Лицей № 128. Основным направлением при выполнении выпускной квалификационной работы является «Мехатроника», которая относится к научно-техническому циклу.
Следующий этап работы — анализ рабочей программы дополнительного образования «Мехатроника», реализуемого в МАОУ Лицей № 128. рассмотрена область применения и сроки реализации программы, категории слушателей, для которых она предназначена, указано цели и задачи к результатам освоения рабочей программы. Сформулированы умения и знания, формируемые у обучающегося.
В рамках решения задачи по разработке программно-методических компонентов, необходимых для подготовки к чемпионатам WorldSkillsпо компетенции «Мехатроника» был разработан, №еЬ-сайт, содержащий необходимую информацию для будущих участников чемпионата. Вся информация для удобства восприятия была поделена на несколько тематических разделов.
Главная страница, №еЬ-сайта содержит информацию об описании компетенции «Мехатроника» и ссылку на сайт производителя, на котором происходит обучение.
Раздел «Основы физики» знакомит обучающихся с основами электротехники, понятием постоянного и переменного тока, устройство, принцип работы и применение электромагнитов, принцип работы и устройство выключателя, нормально разомкнутые, нормально замкнутые и переключающиеся контакты, устройство и назначение реле, блока питания.
Следующий раздел «Датчики, исполнительные механизмы и способы их подключения» знакомит обучающихся с классификацией, применением датчиков и исполнительных механизмов.
Классификацию пневматических распределителей, подключение пневматических кабелей, строение компрессора, рассмотрите цилиндры одностороннего и двухстороннего действия, их прямой и обратный ход, виды дросселей, возможность регулирования скорости цилиндров и классификацию пневматических захватов будущие участники чемпионата узнают из раздела «Пневматика».
Раздел «Промежуточный контроль № 1» подразумевает прохождение тестирования, направленного на проверку теоретических знаний, необходимых для участия.
После изучения блока теории, прежде чем перейти к сборке мехатронной станции в разделе «Professionalpractice» школьники узнают критерии, по которым будет оцениваться блок монтажа при экспертной проверке конкурсного задания.
Раздел «Сборка модулей» посвящен иллюстрированной поэтапной сборке станции MecLab FESTO.
После сборки станции в разделе «Программирование» происходит обучение школьников основам логических функций и программированию в среде LogoSoftControl.
Раздел «Промежуточный контроль № 2» направлен на основе полученных ранее знаний и умений самостоятельно запрограммировать собранную станцию по определенному алгоритму.
Познакомиться с самим конкурсным заданием и знать, на что нужно выделять особое внимание можно в разделе «Обзор конкурсного задания» данного программно-методического обеспечения.
Раздел «Конкурсные задания» является итоговым контролем изучения рабочей программы «Мехатроника» в МАОУ Лицей № 128, по итогу которого определяется список команды для участия в чемпионате WorldSkills.
Историю участия в чемпионатах, фотографии и результаты каждого мероприятия можно посмотреть в разделе «История чемпионатов».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была разработана методика применения программно-методического обеспечения в про-грамме дополнительного образовании «Мехатроника», а именно рассмотрена последовательность выполнения конкурсного задания с акцентированием внимания на сложных моментах, отображенных в данном программно-методическом обеспечении.
Таким образом, поставленные задачи были решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Следующий этап работы — анализ рабочей программы дополнительного образования «Мехатроника», реализуемого в МАОУ Лицей № 128. рассмотрена область применения и сроки реализации программы, категории слушателей, для которых она предназначена, указано цели и задачи к результатам освоения рабочей программы. Сформулированы умения и знания, формируемые у обучающегося.
В рамках решения задачи по разработке программно-методических компонентов, необходимых для подготовки к чемпионатам WorldSkillsпо компетенции «Мехатроника» был разработан, №еЬ-сайт, содержащий необходимую информацию для будущих участников чемпионата. Вся информация для удобства восприятия была поделена на несколько тематических разделов.
Главная страница, №еЬ-сайта содержит информацию об описании компетенции «Мехатроника» и ссылку на сайт производителя, на котором происходит обучение.
Раздел «Основы физики» знакомит обучающихся с основами электротехники, понятием постоянного и переменного тока, устройство, принцип работы и применение электромагнитов, принцип работы и устройство выключателя, нормально разомкнутые, нормально замкнутые и переключающиеся контакты, устройство и назначение реле, блока питания.
Следующий раздел «Датчики, исполнительные механизмы и способы их подключения» знакомит обучающихся с классификацией, применением датчиков и исполнительных механизмов.
Классификацию пневматических распределителей, подключение пневматических кабелей, строение компрессора, рассмотрите цилиндры одностороннего и двухстороннего действия, их прямой и обратный ход, виды дросселей, возможность регулирования скорости цилиндров и классификацию пневматических захватов будущие участники чемпионата узнают из раздела «Пневматика».
Раздел «Промежуточный контроль № 1» подразумевает прохождение тестирования, направленного на проверку теоретических знаний, необходимых для участия.
После изучения блока теории, прежде чем перейти к сборке мехатронной станции в разделе «Professionalpractice» школьники узнают критерии, по которым будет оцениваться блок монтажа при экспертной проверке конкурсного задания.
Раздел «Сборка модулей» посвящен иллюстрированной поэтапной сборке станции MecLab FESTO.
После сборки станции в разделе «Программирование» происходит обучение школьников основам логических функций и программированию в среде LogoSoftControl.
Раздел «Промежуточный контроль № 2» направлен на основе полученных ранее знаний и умений самостоятельно запрограммировать собранную станцию по определенному алгоритму.
Познакомиться с самим конкурсным заданием и знать, на что нужно выделять особое внимание можно в разделе «Обзор конкурсного задания» данного программно-методического обеспечения.
Раздел «Конкурсные задания» является итоговым контролем изучения рабочей программы «Мехатроника» в МАОУ Лицей № 128, по итогу которого определяется список команды для участия в чемпионате WorldSkills.
Историю участия в чемпионатах, фотографии и результаты каждого мероприятия можно посмотреть в разделе «История чемпионатов».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была разработана методика применения программно-методического обеспечения в про-грамме дополнительного образовании «Мехатроника», а именно рассмотрена последовательность выполнения конкурсного задания с акцентированием внимания на сложных моментах, отображенных в данном программно-методическом обеспечении.
Таким образом, поставленные задачи были решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.



