Ответственность при государственной регистрации прав
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, основания и условия возникновения обязательств по возмещению
вреда, причиненных действиями публично-правовых образований 6
1.1. Понятие и признаки обязательств по возмещению вреда, причиненных
действиями публично-правовых образований 6
1.2. Основание и условия возникновения обязательств по возмещению вреда,
причиненного публично-правовыми образованиями 13
2. Общая характеристика основания и условий деликтной ответственности
органа регистрации прав 24
2.1. Вред как основание ответственности, вина и причинно-следственная связь.
27
2.2. Противоправность действий (бездействия) органа регистрации прав 34
3. Формы ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность
органа регистрации прав 42
3.1. Обстоятельства, исключающие ответственность органа регистрации прав.
43
3.2. Формы ответственности органа регистрации прав 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
1. Понятие, основания и условия возникновения обязательств по возмещению
вреда, причиненных действиями публично-правовых образований 6
1.1. Понятие и признаки обязательств по возмещению вреда, причиненных
действиями публично-правовых образований 6
1.2. Основание и условия возникновения обязательств по возмещению вреда,
причиненного публично-правовыми образованиями 13
2. Общая характеристика основания и условий деликтной ответственности
органа регистрации прав 24
2.1. Вред как основание ответственности, вина и причинно-следственная связь.
27
2.2. Противоправность действий (бездействия) органа регистрации прав 34
3. Формы ответственности и обстоятельства, исключающие ответственность
органа регистрации прав 42
3.1. Обстоятельства, исключающие ответственность органа регистрации прав.
43
3.2. Формы ответственности органа регистрации прав 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Актуальность проблемы исследования. Регистрация прав на недвижимое имущество - это правовой механизм, который имеет очень важное значение для стабильности оборота недвижимости.
Регистрационная система призвана выполнять несколько функций, в том числе и защищать интересы обладателей вещных прав на недвижимое имущество и всех третьих лиц, но иногда получается, что вред причиняется вследствие самой процедуры осуществления государственной регистрации, в связи с чем возникает необходимость в поиске механизмов, способных защитить пострадавших от самой регистрационной системы.
Такие механизмы были предусмотрены еще Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ, однако, они были во многом несовершенны и не позволяли достичь желаемого уровня защиты лиц, пострадавших вследствие осуществления регистрации прав. В связи с этим вопрос регламентации ответственности при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество стал одним из важнейших направлений при разработке нового нормативного правового акта - Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Вместе с принятием данного закона на смену старому механизму защиты лиц, пострадавших вследствие осуществления регистрации прав, пришел новый.
Между тем, в настоящее время изучению изменений в системе ответственности при регистрации прав на недвижимое имущество уделяется мало внимания, комплексных правовых исследований данного вопроса не проводилось.
На наш взгляд, это является серьезным упущением, поскольку анализ обновившегося механизма ответственности при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество позволил бы оценить новые структуры и элементы этой системы и определить направления дальнейшего развития и совершенствования законодательства и судебной практики в этой области, что поспособствовало бы увеличению гарантий и повышению уровня защиты лиц, пострадавших вследствие осуществления регистрации прав.
Цель исследования: комплексный анализ системы ответственности органа регистрации прав, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Задачи исследования:
• Изучить общие вопросы деликтной ответственности государства и рассмотреть специфику состава деликта с его участием как основу для дальнейшей разработки анализируемых вопросов.
• Исследовать реализацию идеи деликтной ответственности государства в сфере государственной регистрации прав и дать общую характеристику оснований и условий деликтной ответственности органа регистрации прав;
• Проанализировать обстоятельства, исключающие ответственность органа регистрации прав и формы ответственности органа регистрации и, на основании всего вышеизложенного, выявить недостатки правового регулирования ответственности при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество.
Теоретическая основа работы представлена исследованиями Р.С. Бевзенко, И.Е. Кабановой, Е.М. Гинц, И.С. Шабуниной, Е.В. Тресцовой и М.С. Огородникова, О.А. Красавчикова, С.В. Сарбаша, О.С. Иоффе, А.А. Ягельницкого, Е.А. Суханова и других.
Эмпирической базой исследования послужили акты Конституционного Суда Российской Федерации, а также решения судов общей юрисдикции.
Основные вопросы, рассмотренные в работе:
В первой главе были проанализированы понятие, основания и условия возникновения обязательств по возмещению вреда, причиненного публичноправовыми образованиями, как категории, являющиеся основополагающими для всего исследования....
Регистрационная система призвана выполнять несколько функций, в том числе и защищать интересы обладателей вещных прав на недвижимое имущество и всех третьих лиц, но иногда получается, что вред причиняется вследствие самой процедуры осуществления государственной регистрации, в связи с чем возникает необходимость в поиске механизмов, способных защитить пострадавших от самой регистрационной системы.
Такие механизмы были предусмотрены еще Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ, однако, они были во многом несовершенны и не позволяли достичь желаемого уровня защиты лиц, пострадавших вследствие осуществления регистрации прав. В связи с этим вопрос регламентации ответственности при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество стал одним из важнейших направлений при разработке нового нормативного правового акта - Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Вместе с принятием данного закона на смену старому механизму защиты лиц, пострадавших вследствие осуществления регистрации прав, пришел новый.
Между тем, в настоящее время изучению изменений в системе ответственности при регистрации прав на недвижимое имущество уделяется мало внимания, комплексных правовых исследований данного вопроса не проводилось.
На наш взгляд, это является серьезным упущением, поскольку анализ обновившегося механизма ответственности при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество позволил бы оценить новые структуры и элементы этой системы и определить направления дальнейшего развития и совершенствования законодательства и судебной практики в этой области, что поспособствовало бы увеличению гарантий и повышению уровня защиты лиц, пострадавших вследствие осуществления регистрации прав.
Цель исследования: комплексный анализ системы ответственности органа регистрации прав, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Задачи исследования:
• Изучить общие вопросы деликтной ответственности государства и рассмотреть специфику состава деликта с его участием как основу для дальнейшей разработки анализируемых вопросов.
• Исследовать реализацию идеи деликтной ответственности государства в сфере государственной регистрации прав и дать общую характеристику оснований и условий деликтной ответственности органа регистрации прав;
• Проанализировать обстоятельства, исключающие ответственность органа регистрации прав и формы ответственности органа регистрации и, на основании всего вышеизложенного, выявить недостатки правового регулирования ответственности при осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество.
Теоретическая основа работы представлена исследованиями Р.С. Бевзенко, И.Е. Кабановой, Е.М. Гинц, И.С. Шабуниной, Е.В. Тресцовой и М.С. Огородникова, О.А. Красавчикова, С.В. Сарбаша, О.С. Иоффе, А.А. Ягельницкого, Е.А. Суханова и других.
Эмпирической базой исследования послужили акты Конституционного Суда Российской Федерации, а также решения судов общей юрисдикции.
Основные вопросы, рассмотренные в работе:
В первой главе были проанализированы понятие, основания и условия возникновения обязательств по возмещению вреда, причиненного публичноправовыми образованиями, как категории, являющиеся основополагающими для всего исследования....
В настоящей работе были исследованы вопросы ответственности при государственной регистрации прав.
В первой главе анализировались понятие, основания и условия возникновения обязательств по возмещению вреда, причиненного публичноправовыми образованиями, как категории, являющиеся основополагающими для дальнейшего исследования.
Было установлено, что обязательство по возмещению вреда, причиненного публично-правовыми образованиями - это имущественное относительное гражданское правоотношение, имеющее особое основание возникновения, в силу которого публично-правовое образование как причинитель вреда обязано совершить действия по возмещению вреда, а потерпевший вправе требовать от причинителя вреда исполнения его обязанности, т.е. возмещения вреда.
Определено, что основанием возникновения деликтного обязательства с участием публичного субъекта является факт причинение вреда, под которым понимаются неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия.
Обосновано, что с появлением в субъектном составе деликтного обязательства публично-правового образования ряд условий возникновения этого обязательства претерпевает определенные изменения. Так, изменяется категория противоправности поведения причинителя вреда - если в общей теории деликтных обязательств под противоправностью понимается поведение, нарушающее субъективное право лица, то в обязательстве по возмещению вреда, причиненного публичным субъектом, для признания поведения противоправным требуется не только нарушение субъективного права лица, но и нарушение публично-правовых норм, регламентирующих поведение публичного субъекта.
Во второй главе были рассмотрены такие вопросы как основание ответственности органа регистрации прав, противоправность его поведения, его вина и причинная связь между незаконными действиями (бездействием) органа регистрации прав и вредом.
Установлено, что основанием ответственности органа регистрации прав, как и в «общем» правиле о деликте, является факт причинения вреда. При этом опираться здесь следует не на положения ч. 1 ст. 66 Закона о регистрации, устанавливающей, что орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, а на ч. 2 ст. 66 этого Закона, содержащей упоминание об убытках, подлежащих возмещению.
Помимо этого, обосновано, что понимание вины органа регистрации прав не должно отличаться от концепции вины и причинной связи, закладываемой в ст. 1064, 1069 ГК РФ. Единственное исключение из общего правила ст. 1064 ГК РФ, закрепляющего презумпцию вины, указано в ч. 2.1. ст. 66 Закона о регистрации, в соответствии с которой вина органа регистрации прав должна быть установлена судом, что предполагает доказывание истцом вины причинителя вреда.
Были исследованы проблемы, возникающие при определении судами причинно-следственной связи между вредом и действиями органа регистрации прав. Доказано, что подход, предполагающий непризнание причинноследственной связи в ситуациях, когда вред причиняется бывшему собственнику имущества в результате незаконных действий органа регистрации прав, является ошибочным.
Было обосновано, что компонент публичной противоправности действий органа регистрации прав составляет ненадлежащее исполнение полномочий, установленных нормативными правовыми актами и в этом контексте не имеет никаких особенностей в сравнении с общей моделью противоправности, предполагаемой ст. 1069 ГК РФ....
В первой главе анализировались понятие, основания и условия возникновения обязательств по возмещению вреда, причиненного публичноправовыми образованиями, как категории, являющиеся основополагающими для дальнейшего исследования.
Было установлено, что обязательство по возмещению вреда, причиненного публично-правовыми образованиями - это имущественное относительное гражданское правоотношение, имеющее особое основание возникновения, в силу которого публично-правовое образование как причинитель вреда обязано совершить действия по возмещению вреда, а потерпевший вправе требовать от причинителя вреда исполнения его обязанности, т.е. возмещения вреда.
Определено, что основанием возникновения деликтного обязательства с участием публичного субъекта является факт причинение вреда, под которым понимаются неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия.
Обосновано, что с появлением в субъектном составе деликтного обязательства публично-правового образования ряд условий возникновения этого обязательства претерпевает определенные изменения. Так, изменяется категория противоправности поведения причинителя вреда - если в общей теории деликтных обязательств под противоправностью понимается поведение, нарушающее субъективное право лица, то в обязательстве по возмещению вреда, причиненного публичным субъектом, для признания поведения противоправным требуется не только нарушение субъективного права лица, но и нарушение публично-правовых норм, регламентирующих поведение публичного субъекта.
Во второй главе были рассмотрены такие вопросы как основание ответственности органа регистрации прав, противоправность его поведения, его вина и причинная связь между незаконными действиями (бездействием) органа регистрации прав и вредом.
Установлено, что основанием ответственности органа регистрации прав, как и в «общем» правиле о деликте, является факт причинения вреда. При этом опираться здесь следует не на положения ч. 1 ст. 66 Закона о регистрации, устанавливающей, что орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, а на ч. 2 ст. 66 этого Закона, содержащей упоминание об убытках, подлежащих возмещению.
Помимо этого, обосновано, что понимание вины органа регистрации прав не должно отличаться от концепции вины и причинной связи, закладываемой в ст. 1064, 1069 ГК РФ. Единственное исключение из общего правила ст. 1064 ГК РФ, закрепляющего презумпцию вины, указано в ч. 2.1. ст. 66 Закона о регистрации, в соответствии с которой вина органа регистрации прав должна быть установлена судом, что предполагает доказывание истцом вины причинителя вреда.
Были исследованы проблемы, возникающие при определении судами причинно-следственной связи между вредом и действиями органа регистрации прав. Доказано, что подход, предполагающий непризнание причинноследственной связи в ситуациях, когда вред причиняется бывшему собственнику имущества в результате незаконных действий органа регистрации прав, является ошибочным.
Было обосновано, что компонент публичной противоправности действий органа регистрации прав составляет ненадлежащее исполнение полномочий, установленных нормативными правовыми актами и в этом контексте не имеет никаких особенностей в сравнении с общей моделью противоправности, предполагаемой ст. 1069 ГК РФ....
Подобные работы
- Недвижимое имущество: правовой режим и государственная регистрация прав
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовой механизм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Проведение государственной регистрации прав на земельные участки, основания для приостановления и отказа. Споры в отношении процедуры государственной регистрации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2023 - Ретроспективный анализ развития системы государственной регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации
Бакалаврская работа, жилищное право. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при разделе, объединении, выделении или перераспределении (ЮжноУральский Государственный Университет)
Рефераты, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Государственная регистрация прав на земельные участки
Контрольные работы, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019





