Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №146436

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты развития познавательной мотивации
дошкольников в условиях реализвции ФГОС ДО 9
1.1 Понятие «познавательная мотивация» в психолого-педагогическом контексте 9
1.2 Особенности развития познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста 15
2 Экспериментальная работа по развитию познавательной мотивации детей
старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности 20
2.1 Диагностика развития познавательной мотивации детей старшего
дошкольного возраста в условиях игровой деятельности 20
2.2 Описание системы игр, направленных на развитие познавательной
мотивации 31
2.3 Методические рекомендации по развитию познавательной мотивации
детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.. .35 Заключение 44
Список использованных источников 47

На современном этапе развития общества система образования претерпевает ряд изменений, которые обусловлены требованиями изменениями общества и требованиями нормативных документов, в частности целевыми ориентирами, обозначенными в них.
Например, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), дошкольное образование стало первой обязательной ступенью образовательного процесса, где государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на данной ступени [43].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок должен быть любознательным, наблюдательным, активным в творческом отношении [32].
Кроме того, в нормативных документах мы находим подтверждение о необходимости создания условий, способствующих развитию познавательной мотивации детей дошкольного возраста, а следовательно, необходимо определить наиболее эффективные для этого механизмы. Мы полагаем использовать ресурсы игровой деятельности для достижения целевых ориентиров в целом, и в частности, развития познавательной мотивации детей дошкольного возраста.
В этой связи цель нашего исследования - теоретическое изучение и экспериментальная проверка результативности использования игровой деятельности в развитии познавательной мотивации старших дошкольников.
Объект исследования: развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования: развитие познавательной мотивации старших дошкольников в условиях игровой детельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «познавательная мотивация» в психолого-
педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности развития познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
4. Разработать и реализовать систему занятий, направленных на развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
5. Сформулировать методические рекомендации по развитию познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Методы психолого-педагогического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, изучение опыта работы педагогов; реферирование; тезирование; педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой выступили идеи ученых по проблеме развития познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности: Т.А. Куликовой (семейная педагогика и домашнее воспитание), Н.В. Морозова (формирование познавательных интересов у детей, 1917г.), Р.С. Буре (теория и методика трудового воспитания детей, 2011г.), Г.И. Щукина (педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1962г.) и Л.С. Выготского (орудиеи знак в развитии ребенка, 1930г.), А. Маслоу (модель иерархии потребностей человека, 1954г.), С.Л. Рубинштейн (о мышлении и путях его познания, 1958г.), В.Г. Асеева (мотивация, поведение и формирование личности) и др.
Экспериментальная база исследования представлена МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирска».
Исследование проводилось в октябре 2020 - мае 2021 года. Выборка представлена 20 детьми подготовительной группы. Возраст испытуемых 6-7 лет....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Проблема познавательной мотивации изучается в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Однако, единого толкования исследуемого понятия не существует: в частности, ученый А. Маслоу определяет мотивацию как комплексное выражение потребности признания и уважения, потребности принадлежности, потребности в безопасности, свмовыражении.
Для нашего исследования важна точка зрения С.Л. Рубинштейна, который давал понятие мотивации, как подлинную причину действий, которая является одной из самых важных и значимых для ребенка [21].
С помощью анализа психолого - педагогической литературы можно согласиться с определениями познавательной мотивации, данными учеными Т.А. Куликовой, Н.В. Морозовым, Р.С. Буре, Г.И. Щукина и
Л. С. Выготского. Все они сходятся в одном, что «познавательная мотивация» - это интерес к получению знаний, любознательности, стремление к развитию познавательных способностей, получние удовольствия от интеллектуальной деятельности, организация учебного труда, самообразование [52, 13, 28].
Это позволяет нам выделить сделать вывод, что познавательная мотивация является сложным психическим образованием с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. А так же познавательная мотивация является огромным побудителем активности личности.
В процессе нашей исследовательской работы в МБДОУ №54 «Детский сад «Золушка» г. Лесосибирска» по развитию познавательной мотивации было выявлено следующее: что уровень развития познавательной мотивации у дошкольников не достаточно высок. 25 % дошкольников имеют высокий уровень развития познавательной мотивации: они задают вопросы познавательного характера, рассказывают о предмете, выделяя его активное назначение, свойства и сферу применения опираясь на собственные знания о мире, имеется проявление активности в познании. 35% детей имеют средний уровень развития познавательной мотивации, что характеризуется умением выделять предмет и его функциональное назначение, свойства и сферу применения, наблюдается проявление познавательной мотивации, но объяснять свои действия ребенок не пытается. 40 % детей имеют низкий уровень: дети не умеют задавать вопросы познавательного характера, рассказывают о предмете, не выделяя его функциональное назначение, четко не наблюдается проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру, свои действия не объясняет, но отмечается наличие самостоятельности. Результаты диагностического исследования определили необходимость создания и апробации комплекса игр, направленных на формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста. Всего проведено 10 мероприятий. На заключительном этапе исследовательской работы было проведено повторное диагностирование. Сравнительный анализ средних результатов по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательной мотивации у дошкольников возрос. Наблюдение за детьми в процессе проведения игр говорит о положительной динамике. Если рассматривать интеллектуальную составляющую познавательной мотивации, то представления детей об окружающем мире стали системны, они стали задавать больше познавательных вопросов и рассуждать. В эмоционально-волевой составляющей также случилось положительная динамика: у детей проявляется познавательная мотивация, но она требует стимулирования со стороны взрослых, дети проявляют самостоятельность и стремятся к преодолению трудностей, но ситуативно. Дети стали проявлять внимание к содержанию объекта познания и различным методами решения поставленных задач. Также предлагают неординарные способы решения задач. Таким образом, можно сделать вывод о положительных изменениях в рамках уровня сформированное™ познавательной мотивации детей в процессе применения игр. Исходя из этого, можно сделать вывод о том что применение игр является действующим средством формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной мотивации.


1. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования
познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста /
А.И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного
педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 38 - 41.
2. Абдуллина, Н. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Н. Н. Абдуллина // Проблемы педагогики. - 2016. - № 5. - С. 40 - 42.
3. Агишева, Н. С. Раскрытие содержания понятия «познавательная мотивация» / Н. С. Агишева // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 10. - С. 6 - 67.
4. Баранова, Э. А. Познавательная активность «Почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? / Э. А. Баранова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 3. - С. 78 - 84.
5. Божович, Л. И. Личность и ее форирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 1. - С. 76 - 80.
6. Буре, Р. С. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Р. С. Буре // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. - С. 1 - 3.
7. Бысюк, А. С. Развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности /
A. С. Бысюк, Н. М. Юреева // Вестник экспериментального образования. - 2017. - № 2. - С. 22 - 33.
8. Васенина, С. И. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами математических досугов / С.И. Васенина, Н.
B. Винокурова // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 47 - 51.
9. Василискин, Т. П. Язык как средство развития познавательной активности дошкольников / Т. П. Василискин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63. - С. 88 - 91.
10. Волкова, Л. А. Развитие познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори / Л. А. Волкова, Ж. В. Муратова // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 4 - 8.
11. Волошена, Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Волошена, О. Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 9. - С. 93 - 97.
12. Вострякова, В. В. Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников / В. В. Вострякова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 30 - 33.
13. Габова, И. А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Габова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 52 - 54.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург : ООО «Детство Пресс», 2014. - 280 с.
15. Дыбина, О. В. Педагогическая поддержка развития познавательной активности у детей 6-7 лет в процессе исследовательской деятельности / О. В. Дыбина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 2. - С. 55 - 58....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ