Цифровизация избирательного процесса в Российской Федерации как направление внутренней политики
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса в цифровом обществе 7
1.1. Понятие, принципы и виды выборов в цифровом обществе 7
1.2. Правовое регулирование избирательного процесса в цифровом обществе 14
1.3. Цифровые технологии в избирательном процессе 24
Глава 2. Практические аспекты цифровизации избирательного процесса 32
2.1. Общая характеристика и основные направления функционирования избирательной комиссии 32
2.2. Анализ избирательного процесса избирательной комиссии и выявление его проблем и недостатков 40
2.3. Рекомендации по внедрению цифровых технологий в избирательный процесс 48
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса в цифровом обществе 7
1.1. Понятие, принципы и виды выборов в цифровом обществе 7
1.2. Правовое регулирование избирательного процесса в цифровом обществе 14
1.3. Цифровые технологии в избирательном процессе 24
Глава 2. Практические аспекты цифровизации избирательного процесса 32
2.1. Общая характеристика и основные направления функционирования избирательной комиссии 32
2.2. Анализ избирательного процесса избирательной комиссии и выявление его проблем и недостатков 40
2.3. Рекомендации по внедрению цифровых технологий в избирательный процесс 48
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. На современном этапе развития законодательной базы в Российской Федерации избирательное право выступает как самостоятельное, весьма значительное явление публично-правовой базы. Развитие новой российской системы избирательного права обусловлено тем, что необходима избирательная система, отвечающая интересам реформирования представленной власти на определенных уровнях, таких как федеральный, региональный и местный.
Новая избирательная система способствует освоению гражданами конституционных свобод в виде волеизъявления народа как основного источника власти согласно Конституции. А.Н. Кубелун отмечает, что «обновленная избирательная система должна быть ориентирована на общепринятые демократические стандарты, которые признаны на международной арене» .
Принятие Конституции Российской Федерации явилось логическим завершением борьбы различных политических сил. В данной борьбе победила та точка зрения, которая способствовала развитию демократического цифрового общества, основы которого нашли отражение в Конституции. Конституция Российской Федерации является пятой российской Конституцией, которая была принята в 1993 г. В рамках Конституции закреплены основные права и свободы. Среди основных положений Конституции присутствует положение об источнике власти в виде народа. В.В. Вискулова указывает на то, что «народ обладает всей полнотой власти и для того, чтобы регулировать процесс, происходящий в государстве, народ участвует в выборах, тем самым выбирая своих представителей, которые будут представлять его интересы в деятельности государственной политики» .
Народовластие обеспечивает укрепление демократической системы цифрового общества. Но существует проблема, характерная для современного общества. В рамках современных социальных процессов интерес общественных масс к реализации избирательного права снижается. Г.Н. Андреева считает, что «люди не чувствуют, что они способны играть значительную роль в изменении политических сил» . Также обостряет ситуацию то, что отличает взаимоотношение будущего депутата во время агитационной компании и после выборов. Как правило, после выборов депутат уже не заботится, как наладить контакт со своим электоратом. Он об этом вспоминает, когда приближается новый срок переизбираться. И люди, понимая, что все эти политические программы нужны только для галочки, теряют интерес к реализации избирательного права и перестают ходить на выборы. В этом заключается кризис отечественной избирательной системы.
Подобно коммерческой организации, где существует стратегия экономического развития, в государстве реализация избирательного права обществом открывает новые горизонты, привлекая в управление страной новых, молодых, энергичных людей. По сути, не будет легитимных результатов выборов, не будет и правительства. Поэтому современному отечественному законодательству нужно сосредоточиться на повышении популярности избирательной системы среди масс населения. Основные нормы права, которые занимаются регулированием процесса организации, осуществления, проведения различного уровня выборов, создают собой институт избирательного права, который является важной частью демократизации цифрового общества.
Целью исследования является разработка научно-методических рекомендаций по цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации как направления внутренней политики.
Поставленная в работе цель предопределяет решение следующих задач:
- определить понятие, принципы и виды выборов в цифровом обществе;
- изучить правовое регулирование избирательного процесса в цифровом обществе;
- раскрыть цифровые технологии в избирательном процессе;
- дать общую характеристику и рассмотреть основные направления функционирования избирательной комиссии;
- проанализировать избирательный процесс избирательной комиссии и выявить его проблемы и недостатки;
- предложить рекомендации по внедрению цифровых технологий в избирательный процесс.
Объектом исследования является правовые отношения, возникающие в процессе цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации как направления внутренней политики.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие цифровизацию избирательного процесса в Российской Федерации как направление внутренней политики.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы использованы такие методы исследования как диалектический, логический, системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
При написании работы используются научные труды таких ученых, как И. А. Алексеев, Г. Н. Андреева, Н. А. Баранов, Д. К. Брагер, Д. А. Волкова, И. И. Литвинов, А. Г. Головин, А. Е. Горбань, А. А. Джаримок, Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян, В. И. Жичкин и др. Однако степень разработанности является недостаточной.
Теоретическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных ученых в области теоретических основ государственного регулирования организации и проведения выборов в органы государственного и муниципального управления, правового регулирования организации и проведения выборов в органы государственного и муниципального управления; государственной поддержки граждан в период модернизационных процессов избирательной системы и избирательного законодательства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы для цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации как направления внутренней политики.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами с шестью параграфами, заключением, списком использованных источников и литературы.
Новая избирательная система способствует освоению гражданами конституционных свобод в виде волеизъявления народа как основного источника власти согласно Конституции. А.Н. Кубелун отмечает, что «обновленная избирательная система должна быть ориентирована на общепринятые демократические стандарты, которые признаны на международной арене» .
Принятие Конституции Российской Федерации явилось логическим завершением борьбы различных политических сил. В данной борьбе победила та точка зрения, которая способствовала развитию демократического цифрового общества, основы которого нашли отражение в Конституции. Конституция Российской Федерации является пятой российской Конституцией, которая была принята в 1993 г. В рамках Конституции закреплены основные права и свободы. Среди основных положений Конституции присутствует положение об источнике власти в виде народа. В.В. Вискулова указывает на то, что «народ обладает всей полнотой власти и для того, чтобы регулировать процесс, происходящий в государстве, народ участвует в выборах, тем самым выбирая своих представителей, которые будут представлять его интересы в деятельности государственной политики» .
Народовластие обеспечивает укрепление демократической системы цифрового общества. Но существует проблема, характерная для современного общества. В рамках современных социальных процессов интерес общественных масс к реализации избирательного права снижается. Г.Н. Андреева считает, что «люди не чувствуют, что они способны играть значительную роль в изменении политических сил» . Также обостряет ситуацию то, что отличает взаимоотношение будущего депутата во время агитационной компании и после выборов. Как правило, после выборов депутат уже не заботится, как наладить контакт со своим электоратом. Он об этом вспоминает, когда приближается новый срок переизбираться. И люди, понимая, что все эти политические программы нужны только для галочки, теряют интерес к реализации избирательного права и перестают ходить на выборы. В этом заключается кризис отечественной избирательной системы.
Подобно коммерческой организации, где существует стратегия экономического развития, в государстве реализация избирательного права обществом открывает новые горизонты, привлекая в управление страной новых, молодых, энергичных людей. По сути, не будет легитимных результатов выборов, не будет и правительства. Поэтому современному отечественному законодательству нужно сосредоточиться на повышении популярности избирательной системы среди масс населения. Основные нормы права, которые занимаются регулированием процесса организации, осуществления, проведения различного уровня выборов, создают собой институт избирательного права, который является важной частью демократизации цифрового общества.
Целью исследования является разработка научно-методических рекомендаций по цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации как направления внутренней политики.
Поставленная в работе цель предопределяет решение следующих задач:
- определить понятие, принципы и виды выборов в цифровом обществе;
- изучить правовое регулирование избирательного процесса в цифровом обществе;
- раскрыть цифровые технологии в избирательном процессе;
- дать общую характеристику и рассмотреть основные направления функционирования избирательной комиссии;
- проанализировать избирательный процесс избирательной комиссии и выявить его проблемы и недостатки;
- предложить рекомендации по внедрению цифровых технологий в избирательный процесс.
Объектом исследования является правовые отношения, возникающие в процессе цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации как направления внутренней политики.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие цифровизацию избирательного процесса в Российской Федерации как направление внутренней политики.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы использованы такие методы исследования как диалектический, логический, системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
При написании работы используются научные труды таких ученых, как И. А. Алексеев, Г. Н. Андреева, Н. А. Баранов, Д. К. Брагер, Д. А. Волкова, И. И. Литвинов, А. Г. Головин, А. Е. Горбань, А. А. Джаримок, Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян, В. И. Жичкин и др. Однако степень разработанности является недостаточной.
Теоретическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных ученых в области теоретических основ государственного регулирования организации и проведения выборов в органы государственного и муниципального управления, правового регулирования организации и проведения выборов в органы государственного и муниципального управления; государственной поддержки граждан в период модернизационных процессов избирательной системы и избирательного законодательства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы для цифровизации избирательного процесса в Российской Федерации как направления внутренней политики.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами с шестью параграфами, заключением, списком использованных источников и литературы.
Выборы являются основой демократического государства. Так как Российская Федерация в Конституции провозглашает единственным источником власти народ, то именно через выборы народ осуществляет свое волеизъявление путем выбора должностных лиц либо органов власти. Для осуществления легитимных выборов необходима достаточно прочная законодательная база, которая регулирует процедуру проведения выборов. Только в этих случаях можно признавать легитимность выборов. На выборах реализуются публичность власти народа и организуется положение демократии. В качестве выборов можно рассматривать процедуру такого формирования органа, как избирательная комиссия, которая существует в рамках системы избирательных комиссий, в центре которых находится Центральная избирательная комиссия. Данный орган является действующим постоянно.
Выборы могут соответствовать своему социальному назначению лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.
Инструментом осуществления избирательного права являются избирательные комиссии, в рамках которых происходит реализация самих выборов, подведение итогов голосования. Для того чтобы все эти процессы проходили в соответствии с конституционными правами личности и федеральным законодательством необходима прочная законодательная база, которой будет регулироваться деятельность избирательных комиссий. На сегодняшний день в рамках современной системы законодательства слабо отрегулировано такое направление, как формирование избирательных комиссий. То есть четко не определено, кто конкретно должен входить в избирательные комиссии. Но право быть в избирательной комиссии, прежде всего, относится к государственным служащим и социально активным личностям. То есть это должны быть ответственные дисциплинированные члены цифрового общества, которые хотят принять участие в осуществлении и регулировании процесса выборов. Что касается Центральной избирательной комиссии, то члены этого органа выбираются по рекомендациям Президента Российской Федерации, а также Федерального собрания.
В контексте социальных преобразований намечено усиление зависимости результативности, которое происходит в цифровом обществе через повышение уровня осознанности в контексте избирательного права. Сознательность и активность избирателей дают возможность наиболее полно реализовывать демократические права населения в условиях Российской Федерации.
В настоящее время выборы проходят в соответствии с применением смешанной системы избрания кандидатов, и каждый избиратель предоставлял два голоса. Один из голосов избиратель может отдать по одномандатному округу, другой – по многомандатному округу. Проблемой является отсутствие в законодательстве регулирующего рычага влияния, который будет регламентировать алгоритм действия каждой комиссии в рамках субъекта федерации. Это в свою очередь влечет к ряду проблем, которые связаны с непониманием, какие юридические границы проходят между избирательными комиссиями и их функциональностью.
Аналитическая работа в контексте нормативного законодательства по вопросам избирательного права помогает осуществить ряд логичных выводов относительного того, что в большинстве НПА прописаны общие правила избирательного права. Отечественное законодательство должно прописать четкие алгоритмы действий в различных ситуациях, возникающих при проведении выборов.
Подробный процесс голосования, в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях...», включает в себя разнообразные методы, из которых одним из наиболее значимых является электронное голосование. Этот вид голосования отличается от традиционного использования бумажных бюллетеней. Закон относит электронное голосование к комплексам, где нет возможности внесения фальсифицированных данных в протокол после его составления.
Одним из основных преимуществ электронного голосования является исключение возможности внесения изменений в данные протокола после завершения процесса голосования. Это означает, что после завершения голосования данные остаются неизменными и защищенными от манипуляций, так как их уже невозможно изменить без участия наблюдателей и членов комиссии, которые осуществляют процесс голосования.
Таким образом, использование электронного голосования обеспечивает более надежную защиту данных и исключает возможность фальсификации результатов путем вмешательства после завершения голосования, что укрепляет доверие к процессу исчисления голосов избирателей.
Выборы могут соответствовать своему социальному назначению лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.
Инструментом осуществления избирательного права являются избирательные комиссии, в рамках которых происходит реализация самих выборов, подведение итогов голосования. Для того чтобы все эти процессы проходили в соответствии с конституционными правами личности и федеральным законодательством необходима прочная законодательная база, которой будет регулироваться деятельность избирательных комиссий. На сегодняшний день в рамках современной системы законодательства слабо отрегулировано такое направление, как формирование избирательных комиссий. То есть четко не определено, кто конкретно должен входить в избирательные комиссии. Но право быть в избирательной комиссии, прежде всего, относится к государственным служащим и социально активным личностям. То есть это должны быть ответственные дисциплинированные члены цифрового общества, которые хотят принять участие в осуществлении и регулировании процесса выборов. Что касается Центральной избирательной комиссии, то члены этого органа выбираются по рекомендациям Президента Российской Федерации, а также Федерального собрания.
В контексте социальных преобразований намечено усиление зависимости результативности, которое происходит в цифровом обществе через повышение уровня осознанности в контексте избирательного права. Сознательность и активность избирателей дают возможность наиболее полно реализовывать демократические права населения в условиях Российской Федерации.
В настоящее время выборы проходят в соответствии с применением смешанной системы избрания кандидатов, и каждый избиратель предоставлял два голоса. Один из голосов избиратель может отдать по одномандатному округу, другой – по многомандатному округу. Проблемой является отсутствие в законодательстве регулирующего рычага влияния, который будет регламентировать алгоритм действия каждой комиссии в рамках субъекта федерации. Это в свою очередь влечет к ряду проблем, которые связаны с непониманием, какие юридические границы проходят между избирательными комиссиями и их функциональностью.
Аналитическая работа в контексте нормативного законодательства по вопросам избирательного права помогает осуществить ряд логичных выводов относительного того, что в большинстве НПА прописаны общие правила избирательного права. Отечественное законодательство должно прописать четкие алгоритмы действий в различных ситуациях, возникающих при проведении выборов.
Подробный процесс голосования, в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях...», включает в себя разнообразные методы, из которых одним из наиболее значимых является электронное голосование. Этот вид голосования отличается от традиционного использования бумажных бюллетеней. Закон относит электронное голосование к комплексам, где нет возможности внесения фальсифицированных данных в протокол после его составления.
Одним из основных преимуществ электронного голосования является исключение возможности внесения изменений в данные протокола после завершения процесса голосования. Это означает, что после завершения голосования данные остаются неизменными и защищенными от манипуляций, так как их уже невозможно изменить без участия наблюдателей и членов комиссии, которые осуществляют процесс голосования.
Таким образом, использование электронного голосования обеспечивает более надежную защиту данных и исключает возможность фальсификации результатов путем вмешательства после завершения голосования, что укрепляет доверие к процессу исчисления голосов избирателей.
Подобные работы
- Цифровизация электоральных систем в России и мире: анализ и перспективы
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Социальные сети как инструмент мировой политики
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Социальная ценность международного публичного права
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2025 - ПРАВО НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С НАСЕЛЕНИЕМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - Гражданское образование в механизме развития культуры публичной политики в современной России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Перспективы цифровизации выборов депутатов региональных представительных органов в России
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Государственная Дума: состав и полномочия
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Законодательное собрание: механизм формирования и функционирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025



