ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОСНОВНЫЕ 7
ТЕНДЕНЦИИ И КОНЦЕПЦИИ
1.1. История формирования концепции идентичности 7
1.2. Структура, сущность и условия возникновения
гражданской идентичности 16
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ 28
2.1. Влияние сущностных особенностей глобализации на
положение гражданской идентичности 28
2.2. Кризис гражданской идентичности в России: социальнофилософские аспекты 34
2.3. Меры по укреплению российской гражданской
идентичности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность темы исследования заключается в том, что возникнувшая в XXI веке повышенная заинтересованность к идентичности стала ответом на усложнение институциональных оснований и быстрый рост многообразия общественной сферы на появление новых угроз личностной самости и экзистенциальных основ человеческого бытия. Новые социальные практики и формы организации преодолевают прежние рамки идентификационного поля личности, границы государства больше не привязывают индивида к определенной территории, местности. Ускорение и усложнение социальных трансформаций, определяющих вектор развития современных обществ, превратили старое пространство монолитности и неподвижности в новое - пространство процессуальное™ и изменчивости. Однако, современность не сняла базовой потребности личности, которая присуща ему от природы - потребности в референтной и ориентационных системах для выстраивания траектории собственной жизни, собственного «Я», гармонии между иррациональным миром и собой, своего места в нем. Идентичность стала инструментом отражения субъективного восприятия относительно других и других в себе, своего жизненного опыта в контексте социума.
Включение идентичности в социально-философский контекст анализа тенденций современного развития придало новый импульс современному социогуманитарному знанию. Предметом пристального внимания стали национальная, гражданская, этническая, конфессиональная, гендерная идентичности, описывающие траектории трансформаций базовых структур современных обществ. С недавнего времени концепт идентичности широко используется в философских, социологических, исторических и культурных исследованиях, в религиоведении, этнологии и антропологии, лингвистике, искусствознании.
Современность и всемирный процесс интеграции и взаимодействия всех сфер человеческой жизнедеятельности открывает новый ландшафт для взаимопроникновения различных культур и традиций. Вследствие этого постепенно меняется и социальная структура общества конкретного государства. Традиции заменяются новыми, старые идеологические ориентиры становятся чуждыми, снижается степень консолидации в обществе, утрачиваются элементы прежней системы ценностей. Находясь в бесконечном информационном потоке, индивид не в состоянии успевать критически обработать весь массив информации. В конечном итоге в обществе зарождается конформистский настрой, где индивидуальный комфорт и политическое безразличие заменяет общегражданские ценности, чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины.
Таким образом, чтобы сохранить и укрепить гражданское единство, самосознание и самобытность нации, тем самым обеспечив внутреннюю и внешнюю устойчивость и независимость государства, необходимо проведение государственной национальной политики, которая будет учитывать факторы воздействия глобализации, скоротечность и усложнений социальных трансформаций, и принимать соответствующие меры для поддержания высокого уровня консолидации общества и его благосостояния. Гражданская идентичность в данном контексте предстает в виде «призмы», через которую исследуются, оцениваются и рефлексируются важнейшие процессы жизни гражданского общества и государственных образований. Перед каждым современным государством стоит задача укрепления гражданской идентичности для обеспечения общественного благосостояния и собственной внутренней и внешней национальной безопасности. Особенно это актуально для России в нынешний период экономических и политических изменений, напряженной социальной ситуацией и геополитическими последствиями конфликта на Украине. Все это ставит перед Россией задачу максимальной консолидации граждан, решение которой нам видится в формировании российской гражданской идентичности. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность исследования проблемы гражданской идентичности и ее практическую значимость....
В выпускной квалификационной работе была сделана попытка мониторинга проблемы гражданской идентичности в социально-философском аспекте с целью обнаружения причин сохранения кризиса при трансформации гражданской идентичности в России. Социально-философских аспект, прежде всего, раскрывается в критическом осмыслении кризиса российской гражданской идентичности как социального феномена.
Проанализировав проблему российской гражданской идентичности на уровне философии стоит отметить, что одной из первостепенных задач исследования стала необходимость внесения ясности в дефиницию понятия «идентичность». Без данной процедуры разграничить виды идентичности, включенные в социальную идентичность личности было бы довольно трудно, поэтому в представленной работе рассматривается историческое становление термина и существующие на сегодняшний день научные теории и подходы его изучения.
В масштабах проведенного исследования установлено, что на протяжении многовековой истории человечества мыслители пытались определить феномен идентичности в своих концепциях. Как формы отражения субъективных представлений о себе и о других, утверждающиеся в ходе соотнесения себя со значимыми «другими», идентичности существовали всегда, но люди не осмысливали свой жизненный опыт в таких многослойных смысловых категориях. Междисциплинарный характер идентичности прямо указывает на полисемантичность термина. То есть, назвать какое-либо из определений самоочевидно истинным - нельзя.
В качестве предмета дальнейшего рассмотрения в работе обозначена категория «гражданская идентичность». Рассмотрев определения гражданской идентичности разными исследователями, мы пришли к выводу о том, что между ними также отсутствует единое понимание данного социального феномена, в частности, его и определения.
Обобщив полученные данные из различных подходов к исследованию гражданской идентичности, нами было определено, что гражданская идентичность как феномен социальной жизни, представляет собой осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности определенного государства, для которого участие в политико-социальной жизни страны является очень значимым. Основываясь на признаке гражданской общности, гражданская идентичность выступает как коллективный субъект.
Можно констатировать, что на сегодняшний день в России существует кризис не только гражданской идентичности в коллективном ее измерении, но и идентичности вообще. Детерминировано это как внешними так и внутренними причинами. Внешними причинами мы считаем влияние факторов глобализации, геополитические события, ценности и характер постмодерна. Ценности общества потребления, характеризующиеся распадом института семьи и нравственным релятивизмом, обособляют социокультурный разрыв между поколениями. Сверхпластичная гибкость идентичности и постоянные ее исправления приводят к деперсонализации индивида, он не успевает адаптироваться к скоротечным изменениям социальной реальности, где идентичность стала фрагментарной и многогранной. Если раньше идентичность задавалась общекультурной основой не имеющей альтернатив, то сегодня индивид должен выбирать и конструировать идентичность сам...
1. Аналитический доклад «Двадцать лет реформ глазами россиян». - М.: ИС РАН, 2011. - URL: http://www.isras.ru/analytical report twenty years reforms.html (дата обращения: 1.05.2022).
2. Аналитический доклад «Российская идентичность в социологическом измерении». - М.: ИС РАН, 2007. - URL: http://www.isras.ru/analytical report Ident 8.htlm (дата обращения: 1.05.2022).
3. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения. В. 4т. Т. 1 / Аристотель. - М.: Мысль, 1975. - С. 371-450.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с. - ISBN 5-98704075-2.
6. Бек, У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; Общ. ред. и послесл. А. Филипова. - М.: Прогресс- Традиция, 2001. - 304 с.
7. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; Пер. с фр. А. Качалова. - М.: Издат. дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с.
8. Бойко А. Правительство обсудило параметры обновленного макропрогноза / Бойко А., Романова Л. // Ведомости: [сайт]. 2022. - 26 апр. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/04/27/919912-parametri- obnovlennogo-makroprognoza (дата обращения 13.06.2022).
9. Гидденс, Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность / Гидденс Э. // Отечественные записки. -2003. - №1. - URL: www.strana- oz.ru (дата обращения: 5.06.2022).
10. Гуревич. П. От Джона Локка - к Жану Бодрийяру / П. Гуревич // Философская антропология.- 2016.- Т2. №1.- С. 6-22.
11. Дробижева, Л. М. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.
12. Дробижева, Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества / Л. М. Дробижева // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - №4. - С. 7-22.
13. Дробижева, Л. М. Стратегия государственной национальной политики о российской гражданской идентичности и реализации ее в полиэтнических регионах Российской Федерации / Л. М. Дробижева // Единство. Гражданственность. Патриотизм. Сборник трудов к 100-летию Республики Башкортостан. - Уфа: Мир печати, 2019. - С. 4-8.
14. Дьякова, В. В. Гражданская идентичность современного российского поколения X (на примере Астраханской области) / В. В. Дьякова // Вектор науки ТГУ. - 2016. - №3 (37). - С. 28-31.
15. Зорин, В. И. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь / В. И. Зорин. - Алматы: Создш-словарь, 2002...57