Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
МЕСТА И РОЛИ МУЗЫКИ В ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ 7
1.1. Роль досуга в жизни молодежи как особой социальной
группы ............ 7
1.2. Музыкальное искусство в структуре городской
культуры ... ... ... ... 17
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ И МЕСТА
МУЗЫКИ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
ЕКАТЕРИНБУРГА 28
2.1. Музыка в структуре досуговых занятий молодежи . . . 28
2.2. Ценность и значимость музыки как досугового занятия . . 37
2.3. Музыкальные предпочтения молодежи Екатеринбурга . . . 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Программа исследования ... . 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Инструмент исследования . . . . . 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Таблицы линейного распределения . . . 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Таблицы парного распределения . . . 83
Актуальность темы исследования. В периоды резких общественных перемен постоянно возникает вопрос о месте искусства в общественной жизни, о его роли в формировании определенной социокультурной атмосферы. Культура призвана выразить общечеловеческие духовные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Реализация общечеловеческого начала в процессе духовного развития человечества оказывается очень сложной и противоречивой.
Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.
Являясь формой духовного освоения действительности музыка, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе воспитания разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Музыка в жизни современного общества в своем разнообразии с каждым днем все больше входит в досуг общества, в первую очередь в досуг молодежи.
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформация всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека.
Степень научной разработанности. В зарубежной социологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо и др. В отечественной науке изучением свободного времени занимались Б.Л. Грушин, Г.Е. Зборовский, Г. П. Орлов, С.Г. Струмилин и др. Они заложили основы теоретического и эмпирического изучения свободного времени и досуга.
Различные аспекты молодежной проблематики также находят освещение в научной литературе. В своих монографиях и научных статьях И.В. Бестужев - Лада, В.Ю. Вишневский, В.А. Генин, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, Е.Б. Константинова, В.Т. Лисовскийи др. рассматривают молодежь как особую социально-демографическую группу, анализируют ее проблемы в условиях трансформирующегося социума.
Исследованию различных аспектов музыки и искусства посвятили свои работы такие отечественные социологи, как Б.В. Асафьев, Ю.Н. Давыдов, С.В. Дамберг, В.С. Жидков, А.В. Луначарский, А.Н. Сохор, В.С. Цукерман, западные социологи - Т. Адорно, М. Вебер, Д. Джери, А. Зильберман, А. Моль и др.
Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентаций и т.д. Все сказанное определяет не только актуальность, но и необходимость дальнейшего изучения данной темы.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает молодежь как особая социально-демографическая группа.
Предметом - место музыки в досуговой деятельности молодежи.
Цель работы - изучение места музыки в досуговой деятельности современной молодежи.
Задачами, конкретизирующими данную цель, являются:
1. Охарактеризовать молодежь как особую социальную группу;
2. Проанализировать понятия досуга и свободного времени,
рассмотреть их типологию и функции;
3. Рассмотреть музыкальное искусство в структуре городской
культуры.
4. Осуществить эмпирический анализ места музыки в досуговой деятельности молодежи г. Екатеринбурга.
Эмпирическая база исследования. Основу бакалаврской работы составляют результаты социологического исследования, проведенного автором в городе Екатеринбурге в период с августа 2016 года по сентябрь 2016 года. В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 250 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для организаторов досуга молодежи, а также материалы исследования могут использоваться в ходе учебных занятий по дисциплинам «Социология свободного времени», «Социология молодежи», «Социология музыки», «Социология культуры» и др.
Проведенный в работе теоретический анализ места музыки в досуговой деятельности молодежи позволяет сделать следующие выводы.
Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально - психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, так как идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения.
Досуг является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его профессионально - трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей.
Музыка является одним из наиболее любимых молодежью видов искусства. Ее воздействие на духовный мир молодых людей постоянно ширится и умножается. Музыкальное искусство обладает огромной силой воздействия на молодых людей.
В наш рациональный век пути достижения столь необходимой для человека эмоциональной разрядки необыкновенно сузились, и музыка остается одной из немногих отдушин для удовлетворения чувственной сферы человека.
Результаты эмпирического исследования позволяют говорить о том, что у молодежи преобладают пассивные способы проведения свободного времени. Наиболее популярными способами проведения свободного времени являются серфинг в интернете, прослушивание музыки и общение с друзьями. Однако, несмотря на значимость друзей и общения с ними, большинство респондентов проводят время в одиночестве, это является следствием ориентированности на индивидуализм, а также это связано с желанием «спрятаться» от постоянных контактов в повседневной жизни.
Результаты проведенного исследования показали, что старшая молодежь в большей степени предпочитает ритмичную и громкую музыку, в то время как средняя и младшая молодежь предпочитают энергичную и быструю. Также можно говорить о том, что предпочитаемым концертом является концерт популярного исполнителя или группы. Респонденты не хотят концентрировать внимание на каком-то одном направлении, а слушают то, что нравится, заимствуя из разных направлений, это обуславливает предпочтительность смешанного направления.
Музыка является спутником жизни всех людей. Влияние современной музыки на мировоззрение, на характер, на личностные качества молодежи дает ориентиры на дальнейшее будущее. Музыка еще долго не утратит своей значимости для молодых екатеринбуржцев, как своеобразная форма досуга она предпочтительная для большинства опрошенных, поскольку расценивается как способ борьбы со скукой и как средство избавления от негативных эмоций. Однако в большинстве случаев выступает фоном, выполняя функцию релаксации, влияя на состояние человека.
В современном обществе человека окружает множество звуков, и нахождение в тишине доставляет людям дискомфорт, именно это обуславливает тенденцию о том, что свободные от работы и учебы респонденты слушают музыку для того, чтобы не находиться в тишине.
Для дальнейшего изучения темы, наиболее интересными представляются такие аспекты как сравнение места музыки в досуговой деятельности разных возрастных групп. Исследуя досуг, можно выявить факторы, влияющие на содержание досуга, также это позволит определить, какую долю своего времени респонденты тратят на взаимодействие с тем или иным видом искусства.
1. Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки [Текст] / Т. В. Адорно. Москва - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999. 435 с.
2. Бабосов Е. М. Общая социология: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е. М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2003. 634 с.
3. Вишнякова А. А. Тенденции использования свободного времени российской молодежи [Текст] / А. А. Вишнякова // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 6. С. 80 - 83.
4. Головина Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности [Текст] / Г. В. Головина // Аналитика культурологии. 2011. № 19. С. 241 - 244.
5. Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен: сборник статей [Текст] / Ю. Н. Давыдов. Москва: Наука, 1968. 288 с.
6. Драч Г. В. Культурология: учебник для вузов [Текст] / Г. В. Драч [и др.] Санкт-Петербург: Питер, 2012. 384 с.
7. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств [Текст] / А. Д. Жарков. Москва: Издательский дом МГУКИ, 2007. 480 с.
8. Жидков В. С. Социология искусства: хрестоматия [Текст] / В. С. Жидков, Т. А. Клявина. Москва: Прогресс-Традиция, 2010. 310 с.
9. Заборова Е. Н. Городское управление: учебное пособие [Текст] / Е. Н. Заборова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. 296 с.
10. Кон И. С. Краткий словарь по социологии [Текст] / И. С. Кон. Москва: Просвещение, 1988 479 с.
11. Кон И.С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. Москва:
Политиздат, 1967. 383 с.
12. Корниенко Т. В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития [Текст] / Т. В. Конриенко // Вестник
Казанского государственного
искусств, 2016. № 1. С. 62 - 65.
13. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук [Текст] / Н. В. Котельникова. Краснодар: КГУ, 2003. 163 с.
14. Кузнецова Е. П. Исследование музыкальных предпочтений молодежи [Текст] / Е. П. Кузнецова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2017. С. 115 - 118.
15. Лисовский В.Т. Социология молодежи: учебное пособие [Текст] /
В. Т. Лисовский. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
университет, 1996. 361 с...47