Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №14640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
840
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Педагогические основы преподавания жанра натюрморт на кружковых занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе
1.1. Особенности графического натюрморта как вида изобразительного искусства
1.2. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом
Глава 2. Методика особенности обучения изображения натюрморта на кружковых занятиях в общеобразовательной школе
2.1. Анализ опыта обучения учащихся в общеобразовательной школе способам и приемам изображения натюрморта
2.2. Методические особенности обучения изображения натюрморта учащихся в общеобразовательной школе
Глава 3. Процесс разработки композиций натюрморта
3.1. Создание замысла натюрмортных композиций
3.2. Последовательность выполнения эскизов композиций натюрморта
Заключение
Библиографический список
Приложения 


В учебной и воспитательной работе с детьми, урок рисования - один из самых основных видов работы по уроку изобразительного искусства. Освоение основ изображения натюрморта школьниками в общеобразовательной школе предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, творческое развитие, эстетическое воспитание самостоятельное составление композиций, знакомство с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.
Графика представляет собой своеобразный инструмент, на котором держится всё изобразительное искусство. Об этом неоднократно говорил и писал великий мастер изобразительного искусства К. Брюллов: «Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства, механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения, чтобы карандаш бегал по воле мысли...» [5, с.6].
Актуальность нашего исследования определяется тем, что, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития школьников, у них слабо развито умение изображать композицию натюрморта, выражать свою индивидуальность, показывать свои чувства, тем самым, они нуждаются в высоком квалификационном руководстве со стороны учителя.
Мы отметили, что у многих школьников - подростков возникает проблема в неумении передать в рисунке то, что они видят в действительности. Между их умением и умением художника-мастера лежит огромная пропасть. Именно поэтому, подрастая, ребенок с радостью соглашается с высказыванием, что талант художника дается с рождения.
В действительности изобразительному искусству можно и нужно учить. Однако для этого необходимо наполнить содержание уроков изобразительного искусства. Наряду с этим содержание не должно быть просто ознакомительным, а формирующим представление о языке изобразительного искусства и дающим возможность творить с его помощью произведения искусства, что может способствовать повышению самооценки подростка и расширению его творческих возможностей.
За счет того, что в общеобразовательной школе выделяется слишком мало времени для уроков изобразительного искусства, всего лишь один час в неделю, невозможно в полной мере раскрыть содержание урока, а также научить рисовать в достаточной степени. Следовательно, мы имеем противоречие между относительно неповоротливой системой общего школьного образования и важностью включения новых знаний и умений в области преподавания изобразительного искусства в школе. Решение этого противоречия лежит в плоскости организации кружковых занятий.
В данном исследовании сделана попытка узнать возможности детей в изображении натюрморта. Для этого был организован кружок изобразительного искусства (2 часа в неделю). В процессе кружковой работы мы пытались обучить детей изображать и составлять композицию из предметов. Занятия, составленные в определенной последовательности, помогают ребенку выразительнее изобразить натюрморт.
Проблема исследования:каковы методические особенности развития навыков в изображении натюрморта на кружковых занятиях в общеобразовательной школе. Решение проблемы определяет цель нашего исследования.
Объект исследования: натюрморт как средство развития изобразительных навыков учащихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: освоение методов изображения натюрморта на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: освоение основ изображения композиции натюрморта учащимися на уроках изобразительного искусства может эффективно осуществимо при реализации следующих условий:
- изображение натюрморта будет основано на наблюдении и анализе натуры;
- освоение способов изображения натюрморта будет систематизировано и адаптировано к возрасту 11-12 лет;
- будет найдена определенная последовательность выполнения заданий по изображению натюрморта на кружковых занятиях в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1) Выяснить закономерности изображения натюрморта как вида изобразительного искусства.
2) Выявить возрастные особенности изображения натюрморта у учащихся 7 класса.
3) Определить последовательность заданий по изображению натюрморта на кружковых занятиях в общеобразовательной школе.
4) Разработать методику кружковых занятий по изображению натюрморта, которая поможет лучшему усвоению материала.
Методологическую базу исследования составили основные положения отечественных и зарубежных педагогов: Н.Н. Ростовцева по изображению натюрморта; Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского, где рассматриваются уроки, развивающие представление о натюрморте в разных классах; Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, - о творческом развитии личности; В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, - о педагогических основах художественного образования; Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - о развивающем обучении.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа с учащимися, анализ научной и методической литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, качественное сравнение результатов деятельности контрольной и экспериментальной групп.
Научная новизна: заключается в разработанной системе последовательных задач, при решении которых ученик постепенно развивает представление об изображении натюрморта и постигает основы создания объемной композиции на картинной плоскости.
Теоретическая значимость:
Разработана последовательность освоения закономерностей изображения натюрморта как средство развития изобразительных навыков учащихся общеобразовательной школы.
Практическая значимость:
Материалы методической части выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике работы учителя изобразительного искусства.
Этапы работы над исследованием:
Этап 1. Обоснована тема научного исследования, проведен анализ научной и методической литературы, сформирован научный аппарат исследования, составлено оглавление, намечен план исследования.
Этап 2. Определена экспериментальная база исследования. Проведен констатирующий эксперимент, разработана модель формирующего эксперимента.
Этап 3. Подведены итоги исследования, разработаны методические рекомендации, выполнен текст дипломной работы, выполнена творческая часть дипломной работы.
Исследовательская база: «МБОУ СОШ № 5 Белгородской области г. Шебекино».
Структура работы:
1. Теоретическая часть: введение; две главы, которые содержат художественно¬педагогические основы изображения натюрморта, описание хода работы над практической частью;
2. Практическая часть: композиции графического натюрморта; эскизы, наброски и зарисовки творческой работы;
3. Методическая часть, состоящая из третьей главы и приложений к теоретической части работы: планов-конспектов занятий и пособий; рисунков детей, а так же результатов экспериментальной работы;
4. Заключение;
5. Библиографический список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема изображения широко обсуждается педагогами и психологами. Педагоги и психологи обращают внимание на то, что в систему образования необходимо включать графического натюрморта дополнительные занятия по изображению натюрморта для лучшего усвоения материала.
В рамках выпускной квалификационной работы нами были выполнены следующие задачи:
1) Выяснили закономерности изображения натюрморта как вида изобразительного искусства.
2) Выявили возрастные особенности изображения натюрморта у учащихся 7 класса.
3) Определили последовательность заданий по изображению натюрморта на кружковых занятиях в общеобразовательной школе.
4) Разработалиметодику кружковых занятий по изображению натюрморта, которая поможет лучшему усвоению материала.
Решение этих задач позволило реализовать следующие условия:
1) осознать важность изучения графическогонатюрморта;
2) адаптировать и систематизировать способы изображения натюрморта к возрасту 11-12 лет;
3) определить последовательность выполнения заданий по изображению натюрморта на кружковых занятиях в общеобразовательной школе.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, о том, что при реализации этих условий освоение основ композиции натюрморта учащимися на кружковых занятиях может осуществляться эффективно в общеобразовательной школе, подтвердилась.
Но данное исследование в силу его ограниченности рамками педагогической практики и выпускной квалификационной работы не решает
полностью заявленной проблемы. Открытым остается ряд вопросов, связанных со следующими перспективами работы:дальнейшее совершенствование программ по графическому натюрморту в общеобразовательной школе;разработка программ для кружковых занятий по графическомунатюрморту.


1. Аксенов Ю.Г. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и
живописи: 2-е исправленное и доп./ Ю.Г. Аксенов, М.М. Левидова - М.: Советский художник, 1986.- 326 с.
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности". - М.: ВЛАДОС, 2009. -224 с.
3. Болотина И.С. Русский натюрморт. - М.: «Искусство», 1993.- 134с.
4. Борисовская Н.А. Графика в жизни человека. - М.: АСТ, 2010. - 800 с.
5. Бочаров И.Н. Карл Брюллов: исторические находки./ Бочаров И.Н., Ю.А. Глушакова - М.: Знание, 1999. - 88 с.
6. Визер В. Черно-белая графика: учеб. пособие - Санкт-Петербург: Феникс,
2011. - 192с.
7. Венгер Л.А. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
8. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том 1. - Санкт-Петербург: «Лита»,
1998.- 661 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика,1987. - 321 с.
10. Глановская Р.М. Восприятие и признаки формы. - М.: Наука, 1981 - 287 с.
11. Горима Т.Н. Русское искусство второй половины XIX века. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.- 74 с.
12. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. - Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
13. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов. - М: Академия, 2001. - 368 с.
14. Дятлева Г.В. Мастера натюрморта. - М.: Равновесие, 2007. - 100 с.
15. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для студентов сред. и пед. учебных заведений - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: «Академия», 2005. - 544 с.
16. Занков Л.В. Избранные педагогические труды: 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
17. Зарецкая Д.М. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток: Учебное пособие. / Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова - М.: Издательский центр АЗ, 1998. -330 с.
18. Зверев А. Живопись. Графика. - М.: Постскриптум, 1991.- 200с.
19. Звонцов В.М. Основы понимания графики: Практическое пособие. -М.: Эксмо, 2011. - 71с.
20. Игнатьев Е.В. Психология изобразительной деятельности детей. - М.:Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. - 254 с.
21. Кирцер Ю.М. Учитесь рисовать: практическое пособие. - М.: Высшая школа, 2011 - 270 с.
22. Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России - М.: Вече, 2002.- 400 с.
23. Краморов С.Н. Конструктивный рисунок: Учеб. пособие для студ. вузов. - Омск.: Издательство "Академия", 2005.- 110 с.
24. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 5-9 классы: программа для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2010. - 465 с.
25. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение,2001. - 224 с.
26. Кравченко К.С. Сергей Герасимов. 1-е изд. - М.: Советский художник, 1985 - 239 с.
27. Калугина И.Ю. Возрастная психология - М.: ТЦ СФЕРА, 2004 - 464 с.
28. Лейтес Н.С. Небылицин: Жизнь и научное творчество. / Н.С. Лейтес, Э.Л. Голубева, Т.В. Ушакова - М.: Ладомир, 1996. - 297 с.
29. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция - М.: Изд. МГУ, 2010 - 245с.
30. Лушников В.В. Рисунок. Портрет: учебное методическое пособие. - М.: Владис. 2006. - 143с.
31. Мастера натюрморта / Автор - составитель Г.В. Дятлева. - М.: Вече, 2002 - 272 с.
32. Молчанов Л.В. Развитие жанров в советской живописи. - М.: Просвещение,
1995. - 189 с.
33. Морозов Е. Техники изобразительного искусства: Пособие по
художественному самообразованию - М.: ЭКСМО. 2010. - 72с.
34. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 7 класс. - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
35. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: Изд-во УРАО, 2000 - 351с.
36. Никодеми Г.Б. Основы графики: практическое пособие / пер. с итал. Г.И. Семеновой. - М.: Эксмо, 2011. - 144 с.
37. Обухов Г.Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Изд. 4-е. - М.: «Советский художник», 2004. - 166 с.
38. Обухов В.М. История жанров. - М., 2012. - 346 с.
39. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительномискусстве. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.
40. Петрова У.А. Тематический натюрморт как средство развития творческих способностей школьников / У.А. Петрова, Ю.А. Никифоренко - М.: Научно¬методический электронный журнал «Концепт».- 2016. - № 18. - С. 16-21.
41. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом /А.С. Пучков, А.В. Триселев - М.: Просвещение, 2012. - 289 с.
42. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худ. - граф. факультета пед. Институтов.2-е издание доп-е и переработанное. - М.: Просвещение, 2001. - 568 с.
43. Рындин А.С. Живопись. Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - 2-е изд., перераб. и доп. - Одесса: Бульвар искусств. - 2010. - 287 с.
44. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 7 классы: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2013. - 286 с.
45. Сидоров А.А. Графика. - М.: Искусство - Москва, 2009. - 152 c.
46. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания: учебно-методическое пособие для студентов. - М.: Академия. 2009. - 308 с.
47. Скляренко В.М. 100 знаменитых художников XIX-XX века. /
В.М. Скляренко, Т.С. Иовлева, И.В. Рудычева - Харьков: ФОЛИО, 2007 -
511 с.
48. Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 190 с.
49. Фаворский В.С. О графике как основе книжного искусства: пособие для студентов. - М.: Академия. 2010. - 203 с.
50. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-грф. фак. пед. ин- тов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 207 с.
51. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: 6 класс. - М.: Просвещение,
2013. - 192 с.
52. Штаничева Н.С. Живопись: учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение,
2009. - 347 с.
53. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2001. -
460 с.
54. Эненкель К. Происхождение ренессансного идеала «uomo universale». «Автобиография» Леона-Баттиста Альберти // Человек в культуре Возрождения. - М.: Владос, 2001. - С. 79-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ