ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Музыкально-компьютерная компетентность: понятие, содержание,
способы формирования 9
1.2. Специфика «Гимназии «Арт-Этюд» как учреждения дополнительного
образования 18
1.3. Способы организации элективных курсов по музыкальной информатике
в «Гимназии «Арт-Этюд» 28
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
2.1. Содержание элективного курса по музыкальной информатике для
педагогов дополнительного образования 36
2.2. Опыт организации и проведения элективного курса по музыкальной
информатике 41
2.3. Анализ результатов организации и проведения элективного курса по
музыкальной информатике в «Гимназии «Арт-Этюд» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Приложение 1. Программа элективного курса по музыкальной информатике для педагогов дополнительного образования 67
Информационно-компьютерные технологии широко проникли во все сферы жизни современного общества. Без внедрения информационно-компьютерных технологий в образование невозможно обеспечить подготовку высоко квалифицированного специалиста любого профиля.
В силу этого становится актуальной социальная необходимость подготовки специалистов, располагающих сведениями о возможностях современной компьютерной техники и имеющих навыки её практического применения в своей профессиональной деятельности. В условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий подготовка квалифицированного пользователя персонального компьютера является одним из непременных условий его успешной профессиональной деятельности. Большую роль информационно-компьютерные технологии играют в музыкальном образовании всех уровней и направлений. Особенную актуальность эти требования приобретают для подготовки специалистов в области музыкально-компьютерных технологий. Одна из самых значимых дисциплин в процессе обучения студентов музыкально¬компьютерным технологиям - это «Музыкальная информатика».
Музыкальная информатика изучает информационно-компьютерные технологии, а также программы, которые позволяют создавать композиции, аранжировки и партитуры к ним.
Овладение музыкально-компьютерными технологиями является
необходимым условием и осознанной потребностью в деятельности
педагогов дополнительного музыкального образовании. Особенно это
актуально для тех педагогов, кто не осваивал музыкально-компьютерные
технологии на базе системного обучения. Повысить уровень своей
информационной грамотности и музыкально-компьютерной компетентности
педагоги дополнительного образования могут с помощью различных курсов
повышения квалификации. Одним из способов повышения квалификации
4
в этой области могут стать различные формы обучения, в том числе и элективные курсы, организованные непосредственно в учреждении дополнительного образования. Именно таким курсом является подготовленный и проведенный нами элективный курс по музыкальной информатике, который должен способствовать повышению музыкально-компьютерной компетентности педагогов дополнительного образования.
Однако в области повышения информационной культуры и музыкальной-компьютерной компетентности можно встретить ряд трудностей. Далеко не все педагоги дополнительного образования в процессе своего профессионального обучения изучали информатику, и тем более музыкальную информатику, во многих учреждениях дополнительного образования (ДМШ, ДШИ и др.) не предоставлялась такая возможность в виде организации различных форм повышения квалификации. Наблюдается недостаток предложений по учебно-методическому обеспечению курсов по повышению музыкально-компьютерной компетентности.
Анализ сложившейся ситуации в сфере повышения уровня музыкально¬компьютерной компетентности педагогов выявил противоречия между:
1) недостаточным уровнем музыкально-компьютерной компетентности педагогов и необходимостью её повышения;
2) востребованностью повышения квалификации педагогов и недостаточным количеством предложений по её организации;
3) необходимостью организации курсов по повышению музыкально-компьютерной компетентности и недостаточным учебно-методическим обеспечением.
Противоречия позволили сформулировать проблему исследования: обоснование необходимости организации элективного курса по музыкальной информатике как средства повышения музыкально-компьютерной компетентности педагогов дополнительного образования...
Таким образом, понятие «компетентность» необходимо отличать от понятия «компетенция». Компетентность - комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения; целостная и систематизированная совокупность обобщенных знаний. Компетенции - знания в действии, умения и навыки выполнения деятельности, практико-ориентированные действия обобщенного характера, которые включены в контекст будущей профессиональной деятельности и имеют социально-профессиональную значимость. Под музыкально-компьютерными компетенциями подразумевается владение основами музыкально-компьютерной грамотности, музыкально-компьютерным программным обеспечением.
Программа элективного курса была разработана на основе дисциплины «Музыкальная информатика», но значительно переработана в соответствии с целью, задачами курса и спецификой целевой аудитории - педагогами «Гимназии «Арт-Этюд».
Гимназия «Арт-Этюд» - известное уникальное учреждение дополнительного образования в г. Екатеринбурге. Гимназия необычна уже тем, что ее учредителем является Управление культуры Екатеринбурга. Здесь есть и дошкольное, и школьное, и дополнительное образование - в ее составе школа искусств. В гимназии существуют такие самодеятельные, профессиональные коллективы: фольклорный хор, джазовый коллектив, эстрадно-духовой оркестр «Бенд», духовой классический оркестр «Дикселенд» и др. В гимназии ставятся мюзиклы, проводятся рок-фестивали, смотры-конкурсы и др.
Педагоги - музыканты, художники, хореографы - активно участвуют в различных мероприятиях. Для этого они должны обладать широким культурным кругозором, владеть организационными и профессиональными умениями и навыками, развитию которых помогает освоение музыкально- 58
компьютерных технологий. Владение музыкально-компьютерными технологиями необходимо для сочинения авторских аранжировок для хора, оркестра, создания аудиовизуального сопровождения мероприятий и др.
МКТ необходимы педагогам в создании различных дидактических материалов: хрестоматий, учебных пособий, видеоуроков, комплексов упражнений. С помощью этих технологий можно эффективно осваивать процесс звукозаписи, овладевать навыками работы музыкально-компьютерных программ (создание аранжировок, композиций). Одним из способов повышения музыкально-компьютерной компетентности могут быть элективные курсы. Например, курс по музыкальной информатике.
Сегодня педагог дополнительного образования кроме психолого-педагогических компетенций должен овладеть умением организации своей деятельности на основе принципов менеджмента, т.е. он должен быть педагогом и менеджером, особенно если он возглавляет или создает какое-то учреждение и объединение. Как правило, организация того или иного мероприятия в, том числе и элективного курса, строится в соответствии с определенными этапами. Организация и проведение элективного курса предполагала следующие этапы: инициирование, планирование, разработка программы курса, проведение элективного курса, анализ результатов и подведение итогов.
Основной целью элективного курса является повышение музыкально¬компьютерной компетентности педагогов дополнительного образования. Основное содержание и задачи элективного курса сводиться к необходимости дать обучающимся основы теоретических знаний, сформировать элементарные умения, навыки и алгоритмы работы с мультимедийными средствами компьютера, оцифровки звука и современным музыкально-компьютерным обеспечением.
В процессе проведения элективных курсов были выделены 5 тем: «Музыкальное искусство и технический прогресс», «Изучение основных особенностей конфигурации мультимедийного компьютера пользователя- 59
музыканта», «Основы звукозаписи», «Цифровой интерфейс музыкальных инструментов», «Знакомство с основами компьютерной аранжировки и композиции».
В ходе реализации элективного курса было проведено 22 практических и 2 лекционных занятия. На завершающем этапе элективного курса был проведен итоговый зачет. Были подведены итоги проведения элективного курса, проанализированы формы и методы изучения и овладения МКТ, опыт применения электронного учебного пособия по музыкальной информатике. Отмечены успешные занятия и возникавшие трудности. В рамках опытно-поисковой работы был проведен сравнительный анализ уровня сформированности музыкально-компьютерной компетентности
на констатирующем и контрольном этапах.
Для выявления эффективности проведения элективных курсов как средства повышения музыкально-компьютерной компетентности педагогов была осуществлена опытно-поисковая работа. Опытно-поисковая работа велась в естественных условиях подготовки и проведения элективного курса. Опытно-поисковая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В качестве критериев сформированности музыкально-компьютерной компетентности педагогов были взяты следующие критерии: музыкально-компьютерные знания, умения и навыки.
Формирующий этап опытно-поисковой работы проходил в процессе обучения педагогов гимназии в соответствии с программой элективного курса в течении трех месяцев. Сравнительный анализ уровня сформированности музыкально-компьютерной компетентности педагогов «Гимназии «Арт-Этюд» на констатирующем и контрольном этапах показал положительную динамику повышения уровня музыкально-компьютерной компетентности педагогов «Гимназии «Арт-Этюд», что подтверждает выдвинутую гипотезу.
1. Агеев В.Н., Древс, Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учебное пособие в помощь авт. и ред. [Текст] / В.Н. Агеев под ред. Ю.Г. Древса. - М. : Моск. гос. ун-т печати, 2003. - 236 с.
2. Андерсен А.В., Овсянкина, Г.П., Шитикова, Р.Г. Современные музыкально-компьютерные технологии: Учебное пособие. [Текст] / А.В. Андерсен, Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. - СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. - 224 с.
3. Айнштейн В. О принципах создания вузовских учебников [Текст] / В. Айнштейн // Высшее образование в России. - 1996. - № 2. - С. 122-126.
4. Балашова С.С. Спутник учителя музыки [Текст] / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасова и др.; сост. Т.В. Телышева. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
5. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] /
A. С. Белкин. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004. 176 с.
6. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / В.А. Березина. - М., 2002. - 147 с.
7. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. [Текст] /
B. В. Гузеев. - М. : Знание, 1992. - 60 с.
8. Государственные образовательные стандарты общего образования: Теория и практика [Текст] / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М., 2002. - 263 с.
9. Дробышева, Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] : Учебное пособие / Л. А. Дробышева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 152 с.
10. Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. [Текст] / П. Живайкин - СПб. : БХВ - Санкт-Петербург, 2000. - 624 с.
11. Загуменов А.П. Plugins. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты. [Текст] / А.П. Загуменов. - М. : Издательство «НТ Пресс», 2005. - 181 с.
12. Загуменов А.П. Plugins. Встраиваемые приложения для музыкальных программ. [Текст] / А.П. Загуменов. - М. : ДМК, 2000. - 144 с.
13. Загуменов А.П. Компьютерная обработка звука. [Текст] / А.П. Загуменов. - М. : ДМК, 1999. - 384 с.
14. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / И.Г. Захарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
15. Зеер Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Рос. Гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 240 с.
15. Зимина О.В. Кому адресовано обучение, основанное на информационных технологиях? [Текст] / О.В. Зимина // Педагогическая информатика. Научно-методический журнал. - 2004. - №1 - С. 35-40...60