АУДИОХРЕСТОМАТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
АУДИОХРЕСТОМАТИИ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 10
1.1. Характеристика аудиохрестоматии 10
1.2. Музыкальная культура и способы ее формирования 16
1.3. Специфика формирования музыкальной культуры старшеклассников ... 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
АУДИОХРЕСТОМАТИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 27
2.1. Технологии создания аудиохрестоматии электронной музыки для
занятий по предмету «Мировая художественная культура» 27
2.2. Содержание аудиохрестоматии электронной музыки для занятий по
предмету «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе 34
2.3. Анализ апробации аудиохрестоматии электронной музыки на занятиях
по предмету «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Приложение 1. Анкета старшеклассников (подготовительный этап) 56
Приложение 2. Анкета старшеклассников (заключительный этап) 59
Приложение 3. Итоговая анкета для проверки эффективности викторины по материалу «Аудиохрестоматия электронной музыки» 62
Приложение 4. Демонстрационный вариант викторины по материалам «Аудиохрестоматии электронной музыки» 64
В современном обществе основным условием конкурентоспособности государства является высокий уровень развития его граждан. В связи с этим особое значение приобретает модернизация системы образования и воспитание молодежи, демонстрирующей высокую культуру и профессиональные достижения.
Согласно утвержденному Правительством РФ документу «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в числе приоритетных задач государственной молодежной политики перечислено: создание условий и системы мотивации, способствующих самообразованию молодежи, а также организация доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям, формирование системы ценностей, вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка талантливой молодежи, занимающейся
современными видами творчества и др. [28].
Становление личности подростка находится под влиянием многих факторов, среди которых центральное место занимает школа. Согласно федеральному государственному стандарту общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны быть направлены на развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Формированию личностной культуры, в том числе и музыкальной способствует ряд учебных предметов, в том числе «Мировая художественная культура» [27]. Модернизация российского образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий является важным условием развития новых, эффективных подходов к педагогическому процессу, совершенствованию методики преподавания и повышения мотивации старшеклассников к обучению.
В концепции развития образования на 2016-2020 годы в качестве одной из важнейших проблем современного образования обозначен процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования [29]. Образовательный процесс в школах невозможно представить без использования мультимедиа, которые включают в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, звуковое сопровождение [43].
Вместе с тем, современные исследования поднимают вопросы о сложных и противоречивых тенденциях формирования личности подростков, усилении настроений тревожности, апатии, проявлении деструктивного поведения. В качестве противовеса данным явлениям может служить повышение уровня культуры современных школьников, в том числе формирование их музыкальной культуры.
Содержание учебного предмета «Мировая художественная культура» призвано ознакомить старшеклассников с достижениями мировой культуры, способствовать формированию их эстетических потребностей и музыкальной культуры. Эффективным и перспективным средством подачи учебного материала является мультимедийная хрестоматия, которая способна предоставлять информацию в более наглядной форме, чем традиционные источники, повышает мотивацию к обучению у школьников, оптимизирует учебное время, способствует лучшему восприятию и запоминанию. Но, к сожалению, внедрение новых средств обучения затрудняется недостаточным их количеством и изученностью особенностей их создания и применения...
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в теоретическом обосновании, разработке и внедрении аудиохрестоматии электронной музыки на занятиях по предмету «Мировая художественная культура» у старшеклассников в общеобразовательной школе.
В ходе работы были успешно выполнены задачи теоретической части работы, а именно: была дана характеристика аудиохрестоматии как средства обучения, выявлены основные особенности аудиохрестоматии, раскрыто понятие «музыкальная культура» и определены способы и методы ее формирования, проанализирована специфика психолого-педагогических характеристик старшеклассников и специфика формирования их музыкальной культуры в старших классах общеобразовательной школы.
Исследователи отмечают, что современные старшеклассники испытывают на себе большое влияние современной массовой культуры. Несмотря на общее падение интереса к традиционным культурным ценностям, музыка занимает значительное место в структуре личных ценностей подростков. По результатам опросов современные подростки предпочитают слушать современную популярную музыку, рэп, электронную танцевальную музыку.
Основными источниками социально-художественного опыта современных старшеклассников являются семья; школа; самообразование. В большинстве случаев подростку приходится самому разбираться в сложном мире музыкального искусства, так как ни семья, ни школа не оказывают на развитие музыкальной культуры старшеклассников заметного влияния. В структуре образовательной программы основного общего образования знакомство с музыкальным искусством проводится на уроках по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура». Изучение данных предметов будет более эффективно при внедрении в процесс обучения современных мультимедийных средств обучения, в том числе аудиохрестоматии.
В практической части была описана технология создания мультимедийного продукта - аудиохрестоматия электронной музыки для занятий по предмету «Мировая художественная культура», подробно рассказано о структуре и содержании пособия, приведены результаты его апробации.
В целях выявления корректности созданного продукта и его эффективности была проведена апробация в МАОУ СОШ №1 г. Алапаевска Свердловской области. По результатам апробации можно сделать выводы о качестве и необходимости разработанного продукта.
Ученики стали ориентироваться в стилях электронной музыки, представленной в пособии, большая часть учеников, участвовавших в апробировании продукта, после проведения викторины смогли правильно определить звучание основных инструментов, особенности музыкального языка. Также обучающиеся получили навык определения стиля электронной музыки на слух и находить отличия между стилями и подстилями.
Подводя итоги, можно говорить о появлении у подростков интереса к электронной музыке, как к музыкальному явлению, желания углубиться в данную тему и о появлении интереса к викторине, как к способу проверки усвоенных знаний.
1. Безрукова В.С. Формирование [Текст] / В.С. Безрукова // Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) : Екатеринбург - 2000. - 153 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 2. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. - М. : Детская психология, 1984. - 248 с.
3. Горохов А. Н. Музпросвет [Текст] / А.Н. Горохов. - Москва. : Флюид, 2010. - 670 с.
4. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л.Г. Дмитриева Н.М. Черноиваненко. - Москва. : Академия, 2000. - 106 с.
5. Замошина Е. И. Семья как фактор формирования музыкальных интересов младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук ; НИИ ХВ АПН СССР. / Е.И. Замошина. - Москва. : Академия - 1985. - 241 с.
6. Коджаспирова Г.М. Самообразование [Текст] /
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // Педагогический словарь. Москва. : Академия, 2000. - 67 с.
7. Коноткин Э. О. Методические рекомендации к фонохрестоматии по литературе [Текст] / Э. О. Коноткин // Большая сов. энцикл.: - в 30 т. - 2-е изд. - Москва. : Сов. энцикл., 1975. - 42 с.
8. Махотин Д.А., Лесин С.М. Технические и мультимедийные средства обучения в образовательном процессе [Текст] / Д.А. Махотин., С.М. Лесин // Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2015. - №12.- С. 49¬41.
9. Мухина В.С. Детская психология [Тест] / В.С. Мухина. - Москва.
: Просвещение, 1985. - 243 с.
10. Некрасова А.Н. Классификация мультимедийных
образовательных средств и их возможностей [Текст] / А.Н. Некрасова, Н.М. Семчук // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - С. 57¬59.
11. Оконь В. Введение в общую дидактику [Текст] / В. Оконь : пер. с польского. - Москва. : Высшая школа, 1990. - 382 с.
12. Олешков М.Ю. Самообразование [Текст] / М.Ю. Олешков,
B. М. Уваров // Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. Краткий терминологический словарь - Москва. : Компания Спутник плюс, 2006. - 681 с.
13. Орлова Э.А. Культурная антропология. Учебное пособие для вузов - Москва. : Академический проект, 2004. - 164 с.
14. Остапенко И. А. Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики [Текст] / И.А. Остапенко, Е.В. Магомедова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 72-76.
15. Павленков Ф. Музыка [Текст] / Ф. Павленков // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка - Санкт-Петербург. : типография Ю.Н. Эрлих., - 1907. - 756 с...58