ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 13
1.1. Понятие «фестиваль» и его характеристики 13
1.2. Средства формирования поликультурной среды 19
1.3. Условия организации студенческого фестиваля как средства
формирования толерантной поликультурной среды для социализации иностранных студентов 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
СТУДЕНЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 39
2.1. Основные функции студенческого фестиваля как средства
формирования толерантной поликультурной среды для социализации иностранных студентов 39
2.2. Организация опытно-поисковой работы по реализации организационно
педагогических условий организации студенческого фестиваля как средства формирования толерантной поликультурной среды для социализации иностранных студентов 54
2.3. Результат опытно-поисковой работы по организации студенческого
фестиваля как средства формирования толерантной поликультурной среды для социализации иностранных студентов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Приложение 1. Основные положения студенческого фестиваля «Навруз» .. 88
Приложение 2. Сценарий фестиваля «Навруз» 95
Приложение 3. Диагностика общей коммуникативной толерантности по методике В.В. Бойко 101
Приложение 4. Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп по опроснику В.В. Бойко на констатирующем этапе опытно поисковой работы 104
Приложение 5. Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп по опроснику В.В. Бойко на контрольном этапе опытно поисковой работы 107
Полиязыковая ситуация в мире, в основе которой лежит полиязычие народов и многообразие культур, при определенном социально значимом и специально организованном педагогическом контексте становится важным механизмом гуманизации общественной жизни, человеческой культуры и образовательных систем в условиях глобализации. Поскольку различные социальные системы должны сотрудничать для решения общих проблем, возникает потребность в выработке согласованных представлений о правах, достоинствах, ценностях, свободе человека. Сегодня наблюдается поиск эффективных условий, механизмов воспитания нового поколения, способного к диалогу с другими культурами. В связи с этим образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена социальнокультурными преобразованиями последних лет, происходящими в современной России, направленными на принятие идеологии культуры межнационального общения, толерантности, истоки которых находят в предпосылках, сложившихся веками за длительный период совместного проживания разных народов, а также увеличением потока мигрантов в страну.
В России, как в любом многонациональном обществе, должна развиваться толерантность как качество личности, основанное на взаимном уважении, межнациональном диалоге для сохранения единства государственной, демократической модели развития наций и межнациональных отношений. Современное общество характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции, а изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений вызывают, в свою очередь, рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность.
Кроме этого, интернационализация образовательного процесса, происходящая за счет привлечения в высшие профессиональные учебные учреждения иностранных студентов, формирует потребность в готовности к осуществлению межкультурных коммуникаций на основе уважения, человеческого достоинства, открытости к взаимодействию с другими культурами. Именно поэтому в стенах высших учебных заведений, все больше характеризующихся существованием межкультурной среды обучения, существенное внимание должно уделяться адаптации и социализации иностранных студентов.
3 июля 2014 года Президент России Владимир Владимирович Путин выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям, говорил о важности, значимости для понимания молодежи национальной политики, национального и культурного многообразия. Также Владимир Владимирович отметил, что министерство образования занимается разработкой приоритетов молодёжной политики, направленной на профилактику экстремистских проявлений среди учащихся образовательных учреждений.
Межнациональное общение молодежи на сегодняшний день складывается на фоне роста социальной напряженности, межэтнических конфликтов, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это в свою очередь стимулирует проявление межнациональной конфронтации и приводит к осознанию необходимости формирования культуры межнационального общения как альтернативы межнациональных разногласий.
Межнациональное общение - это «определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых молодежь, принадлежащая к разным национальным общностям и придерживающаяся различных религиозных взглядов, обменивается опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами» [7, с. 51]....
С начала постсоветского периода растет число российско-иностранных предприятий, политических, научных, образовательных, культурных, спортивных и развлекательных мероприятий, развиваются совместные шоу- бизнес и туризм, увеличивается количество поездок за рубеж и масштабы миграции в российское государство. Из года в год расширяются возможности как личных контактов, так и контактов научного, образовательного и профессионального взаимодействия, осуществления международных научно-образовательных проектов и международных академических обменов.
При этом обучение невозможно осуществлять без формирования способности иностранных студентов к коммуникации, которое позволяет адаптироваться и социализироваться в обществе: накапливать опыт коммуникативной деятельности в творческом процессе и использовать полученные навыки как средство межличностного, группового и межкультурного взаимодействия, творческие мероприятия, включенные в образование, воспитание студентов, безусловно, создают благоприятную среду жизнедеятельности для иностранных студентов в университете, в новой стране проживания в целом.
По результатам нашей работы можно сказать, что вопрос организации студенческих фестивалей для формирования толерантной поликультурной среды, способствующей социализации иностранных студентов, чрезвычайно актуален.
В странах ближнего зарубежья высоко ценят получение образования в России, по этой причине поток иностранных студентов растет. В связи с этим за последнее время в законодательстве Российской Федерации принято большое количество законопроектов, способствующих созданию условий пребывания и нахождения на территории РФ молодых людей с целью получения образования. Поэтому для развития межкультурной 75
коммуникации, толерантности, сведения к минимуму конфликтных ситуаций, необходимо помогать студентам-иностранцам адаптироваться к условиям нашего быта, а также, демонстрировать местному населению, что иностранные студенты тоже имеют свою культуру и традиции, которые нужно уважать.
Студенческий этнический фестиваль это уникальное средство, представляющее комплекс ярких, эмоциональных, праздничных культурномассовых мероприятий, представляющих собой периодически повторяющийся смотр достижений различных видов творческой деятельности иностранных студентов вузов и колледжей (музыка, пение, танец, чтение поэтических и прозаических произведений, видеопрезентаций, народных костюмов) с целью представления наиболее интересных, оригинальных работ. Студенческий этнический фестиваль является массовым веселым, запоминающимся праздником, подготовка к которому происходит в течение учебного года. Именно поэтому его можно рассматривать как важнейшее средство межкультурной коммуникации, адаптации и социализации иностранных студентов в российских вузах.
Организация, подготовка, проведение студенческого этнического фестиваля в образовательных организациях (университетах, колледжах) для создания толерантного взаимодействия студентов разных народов представляется целесообразным рассматривать прежде всего, как художественную, педагогическую, воспитательную акцию культурной политики.
Студенческий фестиваль как средство формирования толерантной поликультурной среды имеет ряд особенностей: определенные (март - апрель) календарные сроки проведения; определённое место проведения (страна, регион, город, район, вуз, концертный или театральный зал, специальные аудитории, аппаратура), на которую ориентирована его концепция. Обязательно должен быть создан организационный комитет, состоящий из преподавателей и студентов, координирующих подготовку и проведение цикла праздничных мероприятий фестиваля....
1. Андреев В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
2. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельсностный аспект [Текст]: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
3. Боташева Х.Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета [Текст]: дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Х.Ю. Боташева. - Ростов-на-Дону, 2010. - 219 с.
4. Большой академический словарь русского языка. Словарь современного русского литературного языка. [Текст]: в 20-и т. / под ред. Л.И. Балаховой, Л.А. Войновой. - Москва-Ленинград, изд. «Наука», 1963. - 1390 с. - 14 т.
5. Большой академический словарь русского языка. Словарь современного русского литературного языка. [Текст]: в 20-и т. / под ред. Н.З. Котеловой, Н.М. Меделец. - Москва-Ленинград, изд. «Наука», 1964. - 1610 с. - 16 т.
6. Гавров С.Н. Образование в процессе социализации личности [Текст] /С.Н.Гавров, Н.Д.Никандров //Вестник УРАО. - 2008. - №5. - С.2129.
7. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения [Текст] / З. Т. Гасанов // Педагогика. - 1996.
8. Гойхман О.Я. Организация и проведение мероприятий [Текст] / О.Я. Гойхман. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 120 с.
9. ЕвтюгинаА.А., Дрокин А.С. Студенческий фестиваль как средство межкультурной коммуникации и адаптации иностранцев в России [Текст] /
А.А. Евтюгина, А.С. Дрокин // Русский язык и литература в школах Таджикистана. - 2017. - №4 (295) - С. 58-62.
10. Евтюгина А.А. Формирование социокультурной компетенции у иностранных студентов [Текст] / А.А Евтюгина // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. - 2015. - Вып. 4 - С. 79-92.
11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный [Текст] в 2-х т. / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000. - 1209 с. - 2т.
12. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
13. Ибрагимова Д.М. Формирование социальной адаптации
иностранных студентов в Российском вузе [Текст] / Д.М. Ибрагимова // Межкультурная коммуникация в современном мире: материалы II межвуз. науч-практ. конф. иностранных студентов / под ред. Ю.А. Шурыгиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - C. 52-56.
14. КланчД. Будущее фестивальной формулы [Текст] / Д. Кланч // Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 2002. - № 3 (28). - С. 74-84.
15. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е.И. Козырева // Методология и методика естественных наук: [еб. науч. тр.]. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - Вып. 4 - 24 с....57