ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Социально-правовой статус пожилых людей в Российской Федерации 7
1.2. Основы правового регулирования оказания социальной помощи пожилым людям в Российской Федерации 16
1.3. Принципы, формы и методы оказания социальной помощи и поддержки пожилым людям 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 31
2.1. Анализ современного состояния социальной поддержки пожилых людей в Республике Коми 31
2.2. Совершенствование технологий социальной адаптации пожилых людей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Актуальность темы исследования. Социально-культурная ситуация в государстве в настоящее время весьма неоднозначна, в частности, ощущаются проблемы финансирования социальной сферы, продолжает существовать дифференциация доходов среди населения, напряженными остаются отношения на рынке труда. В подобной ситуации необходимо своевременно принимать адекватные меры, которые бы позволили обеспечить социальную защиту населения, особенно социально уязвимых граждан, и обеспечить безопасность каждого человека в государстве.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [1] Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, где все люди являются свободными и равными в правах. Человек независимо от его физического состояния признается наибольшей социальной ценностью общества. Следовательно, одной из основных задач государства становится улучшение положения социально незащищенных категорий граждан, к которым относятся пожилые люди, путем не только признания их равноправными гражданами, но и обеспечения реализации ими прав и свобод.
Для поддержания определенных категорий граждан, а именно пожилых людей, государство использует инструментарий социальной политики, например, такую его форму как социальное обеспечение, которое направлено на материальное обеспечение таких категорий граждан средствами государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания их социального положения. Предоставление социальной помощи имеет место только в отношении тех граждан, которые действительно не способны позаботиться о себе в силу определенных обстоятельств как-то инвалиды по факту физических изъянов, или пожилые люди в силу возраста и здоровья. Поэтому любой вид социального обеспечения имеет качественный признак государственного иждивения. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки и защиты граждан формируется с учетом норм действующего законодательства, и реализуется на трёх уровнях – федеральном, региональном и местном.
Социальная поддержка пожилых людей представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических и других мер, которые гарантированы государством. Непосредственно, в Государственной программе Республики Коми «Развитие системы социальной поддержки граждан» [14], и рассчитанной до 2030 года, определены ключевые параметры социально-экономического развития края, которые положительно скажутся на механизме оказания социальной помощи нуждающимся гражданам:
– повышение качества услуг в сфере социального обслуживания;
– повышение доступности социальных услуг для социально уязвимых категорий граждан;
– повышение эффективности мер социальной поддержки граждан;
– использование новых технологий в сфере оказания социальных услуг.
В настоящее время, российские исследователи, принимая во внимание приоритеты развития социальной поддержки граждан, продолжают дискуссии относительно совершенствования социальной политики и определения ключевых её направлений. Речь идет о трудах А.Н. Борисова, Р.Ю. Горлачева, З.П. Замараевой, О.С. Курченко, Т.К. Мироновой.
Изучению специфики социальной защиты пожилых людей посвятили свои работы Е.Г. Азарова, Н.В. Антипьева, Л.А. Галаева, А.Ю. Гусев, Е.В. Каймакова, О.А. Кувшинова, В.А. Курганова.
Различные аспекты социального обслуживания пожилых людей, предоставления им льгот и социальных выплат рассмотрены в трудах В.А. Баранова, Ф.О. Сулеймановой, А.Н. Тарасенковой, В.И. Трескова.
Анализ исследований и действующего законодательства, подтверждает мысль о том, что весьма значимым направлением социальной защиты пожилых людей является их социальное обслуживание и оказание им своевременной и полноценной социальной помощи. Так, по состоянию на 1 января 2024 г. в Республике Коми функционирует 160 организаций, включенных в систему социальной защиты населения [14].
В Республике в отношении пожилых людей реализуется такая форма социальной помощи как организация приемной семьи. Также на региональном уровне проводится работа по усилению принципа адресности и нуждаемости при оказании социальной помощи, внедряется институт социального контракта, проводится работа над повышением доступности социальных услуг в удаленных уголках края, привлекаются благотворители и добровольцы, некоммерческие организации для расширения спектра социальных услуг для пожилых людей.
Таким образом, решение задач социально-экономического развития Республики Коми требует, прежде всего, повышения эффективности оказываемой социальной помощи пожилым людям, а также мер социальной поддержки таких граждан за счет усиления адресного подхода, обеспечения доступности социальных услуг в условиях формирования доступной среды для инвалидов и улучшения качества жизни пожилых граждан.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной адаптации пожилых людей в современном обществе.
Предмет исследования: нормативные правовые акты, определяющие порядок и специфику социальной адаптации пожилых людей в современном обществе.
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной адаптации пожилых людей в современном российском обществе.
Гипотеза исследования: оказываемая пожилым людям социальная помощь будет достаточной, адекватной и качественной, если:
– систематически проводится анализ деятельности организации социальной защиты с целью ее совершенствования;
– обеспечено улучшение качества срочных социальных услуг, оказываемых пожилым людям;
– в организации создаются условия по совершенствованию оказания социально-реабилитационной помощи пожилым людям.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты социальной адаптации пожилых людей.
2. Проанализировать современное состояние социальной помощи пожилым людям.
3. Сделать рекомендации относительно улучшения качества срочных социальных услуг, оказываемых пожилым людям.
4. Обозначить способы совершенствования методик оказания социально-реабилитационной помощи пожилым людям.
Методы исследования: в ходе исследования использованы методы системного, функционального и сравнительного анализа, статистические методы сбора и анализа данных. Сбор первичной информации проводился посредством анкетного опроса социально незащищенных категорий граждан, экспертного опроса, анализа федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов об управлении социальной сферой.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты практической работы могут быть применены на практике, при совершенствовании методик и для улучшения качества оказания социальной помощи пожилым людям.
На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
1. Социальную помощь населению можно рассматривать как гарантированную систему помощи, материального обеспечения граждан по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья. Социальная помощь пожилым людям осуществляется за счет специально созданных внебюджетных фондов.
2. Социальная помощь людям – это инструмент системы социальной защиты населения, которая проводится государством для поддержания уровня нормальной жизнедеятельности населения. Социальная помощь – это функция социального обслуживания населения, которая направлена:
– на выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи, предоставление нуждающимся гражданам временного жилья;
– на профилактику бедности – создание пожилым людям и инвалидам условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
– на надомные услуги.
3. Пожилые люди являются получателями социальных услуг, оказываемых в разной форме – материальной или натуральной. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», получателем социальной услуги является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании, и который имеет право на получение социальной услуги. При возникновении стихийных бедствий и конфликтов, социальные работники участвуют в разработке чрезвычайных программ, формировании бригад, готовых прибыть в случае необходимости в район бедствия или конфликта. Социальное обслуживание пожилых людей является элементом, составной частью в системе социальной защиты граждан.
4. В рамках проводимого исследования проблемы оказания социальных услуг были рассмотрены на практических данных с учетом современного состояния Республики Коми. Целью создания комплексных центров социального обслуживания в Республике Коми является оказание семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Основные направления деятельности:
– мониторинг социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
– учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;
– предоставление гражданам - клиентам центра всего комплекса социальных услуг;
– социальная реабилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов);
– оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;
– участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.
5. Для целей совершенствования законодательства в направлении социальной адаптации и социального обеспечения пожилых людей предлагается:
а) дополнить Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» нормой, где будет отражено расширенное определение трудной жизненной ситуации, под которой следует понимать ситуацию, которая нарушила деятельность человека и его нормальную жизнь, а также характеризуется необходимостью человека в неотложной помощи, несамостоятельностью в решении бытовых проблем;
б) в ближайшей перспективе заняться разработкой проекта Социального кодекса Российской Федерации, где в систематизированном виде будет отражены все важные аспекты государственного пенсионного обеспечения. Также, на наш взгляд, подобный структурированный нормативный документ позволит упростить взаимодействие СФР с населением для целей повышения пенсионной грамотности граждан;
в) предусмотреть в законодательстве возможность зачета «избыточного» периода службы, не учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, в страховой стаж, что позволит военным пенсионерам достигнуть требуемого норматива по стажу (не менее 15 лет) для назначения страховой пенсии по старости в более короткий период, а также предусмотреть возможность льготного исчисления ИПК за указанный период службы, как это предусмотрено, например, для таких льготных периодов, как период ухода за ребенком или престарелым (от 1,8 и выше баллов ИПК за год), что гарантировало бы быстрое накопление требуемой величины ИПК для военных пенсионеров.
1. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12.12.1993), с учетом с посл. поправок от 01.07.2020 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 48. – Ст. 4398.
2. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», принята в г. Женеве 28.06.1952 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 41. – Ст. 714.
3. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики», заключена в г. Женеве 22.06.1962 [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 11. – Ст. 1156.
4. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» [Текст] // Российская газета. – 2006. – № 4006.
9. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» [Текст] // Российская газета. – 2014. – № 297.
10. Приказ Минтруда России от 08.08.2023 № 648н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» [Текст] // Российская газета. – 2023. – № 1.
11. Приказ Минтруда России от 08.08.2023 № 647н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» [Текст] // Российская газета. – 2014. – № 299.
12. Закон Республики Коми от 8.07.2010 № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.04.2024).
13. Распоряжение Губернатора Республики Коми от 28.02.2018 № 59-рг «Об утверждении плана мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания граждан на 2019-2024 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.04.2024).
14. Постановление Правительства Республики Коми от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Республики Коми «Развитие системы социальной поддержки граждан» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.04.2024).
15. Постановление Правительства Республики Коми от 18.12.2012 № 631 «Об утверждении положения о порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде оформления бесплатной подписки на газету «Городские новости» отдельным категориям граждан» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.04.2024).
II. Учебная и монографическая литература
16. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный) [Текст] / А.Н. Борисов. – М.: Деловой двор, 2020. – 366 с.
17. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: практикум [Текст] / В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2020. – 650 с.
18. Орищенко, И.В. Эволюция взаимного страхования сельскохозяйственной продукции в различных экономических системах / И.В. Орищенко [Текст]. – Волгоград: Приор, 2022. – 125 с.
19. Починок, Н.Б. Перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения (по результатам комплексного общероссийского социологического исследования перспектив развития негосударственного пенсионного обеспечения): монография [Текст] / Н.Б. Починок. – М.: Русайнс, 2021. – 220 с.
20. Право граждан на лекарственное обеспечение: монография [Текст] / Н.В. Путило, Н.С. Волкова, Ф.В. Цомартова и др.; отв. ред. Н.В. Путило. – М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2021. – 216 с.
21. Семенихин, В.В. Больничные и иные пособия по социальному страхованию. – 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В.В. Семенихин. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2020. – 949 с.
22. Серебрякова, Е.А. Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения [Текст] / Е.А. Серебрякова, Е.Г. Ситникова. – М.: Редакция «Российской газеты», 2020. – 105 с.
23. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой [Текст]. – М.: Деловой двор, 2020. – 176 с.
24. Тарасенкова, А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь [Текст] / А.Н. Тарасенкова. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2020. – 176 с.
25. Тарусина, Н.Н. Социальные договоры в праве: монография [Текст] / Н.Н. Тарусина, А.М. Лушников, М.В. Лушникова. – М.: Проспект, 2022. – 480 с.
26. Тресков, В.И. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы – ваши льготы и привилегии [Текст] / В.И. Тресков. – М.: Редакция «Российской газеты», 2020. Вып. 13. – 176 с.
27. Тресков, В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы [Текст] / В.И. Тресков. – М.: Редакция «Российской газеты», 2020. – 90 с.
28. Федеров, Л.В. Развитие систем пенсионного обеспечения: теория, концепции, социальная динамика, бюджетно-финансовое совершенствование: монография [Текст] / Л.В. Федеров. – М.: Проспект, 2021. – 250 с.
III. Периодические издания
29. Азарова, Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования [Текст] / Е.Г. Азарова // Журнал российского права. – 2022. – № 8. – С. 112-119.
30. Антипьева, Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения [Текст] / Н.В. Антипьева // Социальное и пенсионное право. – 2022. – № 2. – С. 21-26.
31. Бекишиева, С.Р. Проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми [Текст] / С.Р. Бекишиева, А.М. Курбанова // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 6. – С. 157-164.
32. Галаева, Л.А. Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях [Текст] / Л.А. Галаева // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 2. – С. 26-31.
33. Горлачев, Р.Ю., Кошечкина А.А. О правовом равенстве граждан Российской Федерации [Текст] / Р.Ю. Горлачев, А.А. Кошечкина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 6. – С. 9-13.
34. Гусев, А.Ю. К вопросу о праве инвалидов на санаторно-курортное лечение [Текст] / А.Ю. Гусев // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 1. – С. 49-52.
35. Ерофеева, О.В. Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики [Текст] / О.В. Ерофеева// Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 1. – С. 23-28.
36. Замараева, З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) [Текст] / З.П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2020. – № 2. – С. 203-209.
37. Каймакова, Е.В. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию [Текст] / Е.В. Каймакова // Социальное и пенсионное право. – 2020. – № 2. – С. 51-54.
38. Кувшинова, О.А. Проблема повышения пенсионного возраста в России: социально-демографический аспект [Текст] / О.А. Кувшинова // Вестник ТюмГУ. – 2023. – № 8. – С. 50-54.
39. Курганова, В.А. Какие проблемы может повлечь повышение пенсионного возраста в России [Текст] / В.А. Курганова // Молодой ученый. – 2022. – № 2. – С. 527-529.
40. Курченко, О.С. Злоупотребление социально-обеспечительными правами: постановка проблемы [Текст] / О.С. Курченко // Российский юридический журнал. – 2021. – № 6. – С. 155-156.
41. Малышкин, А.В. Некоторые аспекты рассмотрения пенсионных и социальных споров: интегрирование правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации судами областного уровня [Текст] / А.В. Малышкин // Социальное и пенсионное право. – 2020. – № 4. – С. 20-25.
42. Миронова, Л.К. Актуализация реформирования досрочных пенсий [Текст] / Л.К. Миронова // Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности». – М., 2020. – С. 170-176.
43. Миронова, Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли [Текст] / Т.К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 9. – С. 153-162.
44. Михалкина, Е.В. Принципы, механизмы и эффекты современной системы пенсионного обеспечения [Текст] / Е.В. Михалкина, С.А. Писанка // Terra Economicus. – 2023. – Т. 11. – № 32. – С. 54-55.
45. Рощепко, Н.В. Реформирование института досрочных трудовых пенсий по старости: новации и проблемы [Текст] / Н.В. Рощепко // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 2. – С. 13-18.
46. Седегова, Ю.Г. Анализ категорий получателей досрочных пенсий в России [Текст] / Ю.Г. Седегова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 5-2 (12). – С. 64-70.
47. Сулейманова, Ф.О. Права лиц пожилого возраста на социальное обеспечение по российскому законодательству [Текст] / Ф.О. Сулейманова // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 2. – С. 15-20.
48. Ходусов, А.А. О сущности, функциях и признаках социальной политики [Текст] / А.А. Ходусов // Безопасность бизнеса. – 2022. – № 3. – С. 12-17.
49. Шайхатдинов, В.Ш. Некоторые правовые проблемы социальной защиты лиц, замещающих государственные и муниципальные должности [Текст] / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. – 2021. – № 6. – С. 135-140.
50. Шибина, А.В. Обеспечение законности при реализации государственных контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья [Текст] / А.В. Шибина // Законность. – 2020. – № 3. – С. 18-21.