Социальная адаптация пожилых людей в современном обществе
|
Работа сделана на примере Республики Коми.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Социально-правовой статус пожилых людей в Российской Федерации 7
1.2. Основы правового регулирования оказания социальной помощи пожилым людям в Российской Федерации 16
1.3. Принципы, формы и методы оказания социальной помощи и поддержки пожилым людям 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 31
2.1. Анализ современного состояния социальной поддержки пожилых людей в Республике Коми 31
2.2. Совершенствование технологий социальной адаптации пожилых людей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Социально-правовой статус пожилых людей в Российской Федерации 7
1.2. Основы правового регулирования оказания социальной помощи пожилым людям в Российской Федерации 16
1.3. Принципы, формы и методы оказания социальной помощи и поддержки пожилым людям 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 31
2.1. Анализ современного состояния социальной поддержки пожилых людей в Республике Коми 31
2.2. Совершенствование технологий социальной адаптации пожилых людей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Актуальность темы исследования. Социально-культурная ситуация в государстве в настоящее время весьма неоднозначна, в частности, ощущаются проблемы финансирования социальной сферы, продолжает существовать дифференциация доходов среди населения, напряженными остаются отношения на рынке труда. В подобной ситуации необходимо своевременно принимать адекватные меры, которые бы позволили обеспечить социальную защиту населения, особенно социально уязвимых граждан, и обеспечить безопасность каждого человека в государстве.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [1] Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, где все люди являются свободными и равными в правах. Человек независимо от его физического состояния признается наибольшей социальной ценностью общества. Следовательно, одной из основных задач государства становится улучшение положения социально незащищенных категорий граждан, к которым относятся пожилые люди, путем не только признания их равноправными гражданами, но и обеспечения реализации ими прав и свобод.
Для поддержания определенных категорий граждан, а именно пожилых людей, государство использует инструментарий социальной политики, например, такую его форму как социальное обеспечение, которое направлено на материальное обеспечение таких категорий граждан средствами государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания их социального положения. Предоставление социальной помощи имеет место только в отношении тех граждан, которые действительно не способны позаботиться о себе в силу определенных обстоятельств как-то инвалиды по факту физических изъянов, или пожилые люди в силу возраста и здоровья. Поэтому любой вид социального обеспечения имеет качественный признак государственного иждивения. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки и защиты граждан формируется с учетом норм действующего законодательства, и реализуется на трёх уровнях – федеральном, региональном и местном.
Социальная поддержка пожилых людей представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических и других мер, которые гарантированы государством. Непосредственно, в Государственной программе Республики Коми «Развитие системы социальной поддержки граждан» [14], и рассчитанной до 2030 года, определены ключевые параметры социально-экономического развития края, которые положительно скажутся на механизме оказания социальной помощи нуждающимся гражданам:
– повышение качества услуг в сфере социального обслуживания;
– повышение доступности социальных услуг для социально уязвимых категорий граждан;
– повышение эффективности мер социальной поддержки граждан;
– использование новых технологий в сфере оказания социальных услуг.
В настоящее время, российские исследователи, принимая во внимание приоритеты развития социальной поддержки граждан, продолжают дискуссии относительно совершенствования социальной политики и определения ключевых её направлений. Речь идет о трудах А.Н. Борисова, Р.Ю. Горлачева, З.П. Замараевой, О.С. Курченко, Т.К. Мироновой.
Изучению специфики социальной защиты пожилых людей посвятили свои работы Е.Г. Азарова, Н.В. Антипьева, Л.А. Галаева, А.Ю. Гусев, Е.В. Каймакова, О.А. Кувшинова, В.А. Курганова.
Различные аспекты социального обслуживания пожилых людей, предоставления им льгот и социальных выплат рассмотрены в трудах В.А. Баранова, Ф.О. Сулеймановой, А.Н. Тарасенковой, В.И. Трескова.
Анализ исследований и действующего законодательства, подтверждает мысль о том, что весьма значимым направлением социальной защиты пожилых людей является их социальное обслуживание и оказание им своевременной и полноценной социальной помощи. Так, по состоянию на 1 января 2024 г. в Республике Коми функционирует 160 организаций, включенных в систему социальной защиты населения [14].
В Республике в отношении пожилых людей реализуется такая форма социальной помощи как организация приемной семьи. Также на региональном уровне проводится работа по усилению принципа адресности и нуждаемости при оказании социальной помощи, внедряется институт социального контракта, проводится работа над повышением доступности социальных услуг в удаленных уголках края, привлекаются благотворители и добровольцы, некоммерческие организации для расширения спектра социальных услуг для пожилых людей.
Таким образом, решение задач социально-экономического развития Республики Коми требует, прежде всего, повышения эффективности оказываемой социальной помощи пожилым людям, а также мер социальной поддержки таких граждан за счет усиления адресного подхода, обеспечения доступности социальных услуг в условиях формирования доступной среды для инвалидов и улучшения качества жизни пожилых граждан.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной адаптации пожилых людей в современном обществе.
Предмет исследования: нормативные правовые акты, определяющие порядок и специфику социальной адаптации пожилых людей в современном обществе.
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной адаптации пожилых людей в современном российском обществе.
Гипотеза исследования: оказываемая пожилым людям социальная помощь будет достаточной, адекватной и качественной, если:
– систематически проводится анализ деятельности организации социальной защиты с целью ее совершенствования;
– обеспечено улучшение качества срочных социальных услуг, оказываемых пожилым людям;
– в организации создаются условия по совершенствованию оказания социально-реабилитационной помощи пожилым людям.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты социальной адаптации пожилых людей.
2. Проанализировать современное состояние социальной помощи пожилым людям.
3. Сделать рекомендации относительно улучшения качества срочных социальных услуг, оказываемых пожилым людям.
4. Обозначить способы совершенствования методик оказания социально-реабилитационной помощи пожилым людям.
Методы исследования: в ходе исследования использованы методы системного, функционального и сравнительного анализа, статистические методы сбора и анализа данных. Сбор первичной информации проводился посредством анкетного опроса социально незащищенных категорий граждан, экспертного опроса, анализа федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов об управлении социальной сферой.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты практической работы могут быть применены на практике, при совершенствовании методик и для улучшения качества оказания социальной помощи пожилым людям.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [1] Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, где все люди являются свободными и равными в правах. Человек независимо от его физического состояния признается наибольшей социальной ценностью общества. Следовательно, одной из основных задач государства становится улучшение положения социально незащищенных категорий граждан, к которым относятся пожилые люди, путем не только признания их равноправными гражданами, но и обеспечения реализации ими прав и свобод.
Для поддержания определенных категорий граждан, а именно пожилых людей, государство использует инструментарий социальной политики, например, такую его форму как социальное обеспечение, которое направлено на материальное обеспечение таких категорий граждан средствами государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания их социального положения. Предоставление социальной помощи имеет место только в отношении тех граждан, которые действительно не способны позаботиться о себе в силу определенных обстоятельств как-то инвалиды по факту физических изъянов, или пожилые люди в силу возраста и здоровья. Поэтому любой вид социального обеспечения имеет качественный признак государственного иждивения. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки и защиты граждан формируется с учетом норм действующего законодательства, и реализуется на трёх уровнях – федеральном, региональном и местном.
Социальная поддержка пожилых людей представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических и других мер, которые гарантированы государством. Непосредственно, в Государственной программе Республики Коми «Развитие системы социальной поддержки граждан» [14], и рассчитанной до 2030 года, определены ключевые параметры социально-экономического развития края, которые положительно скажутся на механизме оказания социальной помощи нуждающимся гражданам:
– повышение качества услуг в сфере социального обслуживания;
– повышение доступности социальных услуг для социально уязвимых категорий граждан;
– повышение эффективности мер социальной поддержки граждан;
– использование новых технологий в сфере оказания социальных услуг.
В настоящее время, российские исследователи, принимая во внимание приоритеты развития социальной поддержки граждан, продолжают дискуссии относительно совершенствования социальной политики и определения ключевых её направлений. Речь идет о трудах А.Н. Борисова, Р.Ю. Горлачева, З.П. Замараевой, О.С. Курченко, Т.К. Мироновой.
Изучению специфики социальной защиты пожилых людей посвятили свои работы Е.Г. Азарова, Н.В. Антипьева, Л.А. Галаева, А.Ю. Гусев, Е.В. Каймакова, О.А. Кувшинова, В.А. Курганова.
Различные аспекты социального обслуживания пожилых людей, предоставления им льгот и социальных выплат рассмотрены в трудах В.А. Баранова, Ф.О. Сулеймановой, А.Н. Тарасенковой, В.И. Трескова.
Анализ исследований и действующего законодательства, подтверждает мысль о том, что весьма значимым направлением социальной защиты пожилых людей является их социальное обслуживание и оказание им своевременной и полноценной социальной помощи. Так, по состоянию на 1 января 2024 г. в Республике Коми функционирует 160 организаций, включенных в систему социальной защиты населения [14].
В Республике в отношении пожилых людей реализуется такая форма социальной помощи как организация приемной семьи. Также на региональном уровне проводится работа по усилению принципа адресности и нуждаемости при оказании социальной помощи, внедряется институт социального контракта, проводится работа над повышением доступности социальных услуг в удаленных уголках края, привлекаются благотворители и добровольцы, некоммерческие организации для расширения спектра социальных услуг для пожилых людей.
Таким образом, решение задач социально-экономического развития Республики Коми требует, прежде всего, повышения эффективности оказываемой социальной помощи пожилым людям, а также мер социальной поддержки таких граждан за счет усиления адресного подхода, обеспечения доступности социальных услуг в условиях формирования доступной среды для инвалидов и улучшения качества жизни пожилых граждан.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной адаптации пожилых людей в современном обществе.
Предмет исследования: нормативные правовые акты, определяющие порядок и специфику социальной адаптации пожилых людей в современном обществе.
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты социальной адаптации пожилых людей в современном российском обществе.
Гипотеза исследования: оказываемая пожилым людям социальная помощь будет достаточной, адекватной и качественной, если:
– систематически проводится анализ деятельности организации социальной защиты с целью ее совершенствования;
– обеспечено улучшение качества срочных социальных услуг, оказываемых пожилым людям;
– в организации создаются условия по совершенствованию оказания социально-реабилитационной помощи пожилым людям.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты социальной адаптации пожилых людей.
2. Проанализировать современное состояние социальной помощи пожилым людям.
3. Сделать рекомендации относительно улучшения качества срочных социальных услуг, оказываемых пожилым людям.
4. Обозначить способы совершенствования методик оказания социально-реабилитационной помощи пожилым людям.
Методы исследования: в ходе исследования использованы методы системного, функционального и сравнительного анализа, статистические методы сбора и анализа данных. Сбор первичной информации проводился посредством анкетного опроса социально незащищенных категорий граждан, экспертного опроса, анализа федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов об управлении социальной сферой.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты практической работы могут быть применены на практике, при совершенствовании методик и для улучшения качества оказания социальной помощи пожилым людям.
На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
1. Социальную помощь населению можно рассматривать как гарантированную систему помощи, материального обеспечения граждан по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья. Социальная помощь пожилым людям осуществляется за счет специально созданных внебюджетных фондов.
2. Социальная помощь людям – это инструмент системы социальной защиты населения, которая проводится государством для поддержания уровня нормальной жизнедеятельности населения. Социальная помощь – это функция социального обслуживания населения, которая направлена:
– на выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи, предоставление нуждающимся гражданам временного жилья;
– на профилактику бедности – создание пожилым людям и инвалидам условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
– на надомные услуги.
3. Пожилые люди являются получателями социальных услуг, оказываемых в разной форме – материальной или натуральной. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», получателем социальной услуги является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании, и который имеет право на получение социальной услуги. При возникновении стихийных бедствий и конфликтов, социальные работники участвуют в разработке чрезвычайных программ, формировании бригад, готовых прибыть в случае необходимости в район бедствия или конфликта. Социальное обслуживание пожилых людей является элементом, составной частью в системе социальной защиты граждан.
4. В рамках проводимого исследования проблемы оказания социальных услуг были рассмотрены на практических данных с учетом современного состояния Республики Коми. Целью создания комплексных центров социального обслуживания в Республике Коми является оказание семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Основные направления деятельности:
– мониторинг социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
– учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;
– предоставление гражданам - клиентам центра всего комплекса социальных услуг;
– социальная реабилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов);
– оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;
– участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.
5. Для целей совершенствования законодательства в направлении социальной адаптации и социального обеспечения пожилых людей предлагается:
а) дополнить Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» нормой, где будет отражено расширенное определение трудной жизненной ситуации, под которой следует понимать ситуацию, которая нарушила деятельность человека и его нормальную жизнь, а также характеризуется необходимостью человека в неотложной помощи, несамостоятельностью в решении бытовых проблем;
б) в ближайшей перспективе заняться разработкой проекта Социального кодекса Российской Федерации, где в систематизированном виде будет отражены все важные аспекты государственного пенсионного обеспечения. Также, на наш взгляд, подобный структурированный нормативный документ позволит упростить взаимодействие СФР с населением для целей повышения пенсионной грамотности граждан;
в) предусмотреть в законодательстве возможность зачета «избыточного» периода службы, не учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, в страховой стаж, что позволит военным пенсионерам достигнуть требуемого норматива по стажу (не менее 15 лет) для назначения страховой пенсии по старости в более короткий период, а также предусмотреть возможность льготного исчисления ИПК за указанный период службы, как это предусмотрено, например, для таких льготных периодов, как период ухода за ребенком или престарелым (от 1,8 и выше баллов ИПК за год), что гарантировало бы быстрое накопление требуемой величины ИПК для военных пенсионеров.
1. Социальную помощь населению можно рассматривать как гарантированную систему помощи, материального обеспечения граждан по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья. Социальная помощь пожилым людям осуществляется за счет специально созданных внебюджетных фондов.
2. Социальная помощь людям – это инструмент системы социальной защиты населения, которая проводится государством для поддержания уровня нормальной жизнедеятельности населения. Социальная помощь – это функция социального обслуживания населения, которая направлена:
– на выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи, предоставление нуждающимся гражданам временного жилья;
– на профилактику бедности – создание пожилым людям и инвалидам условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
– на надомные услуги.
3. Пожилые люди являются получателями социальных услуг, оказываемых в разной форме – материальной или натуральной. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», получателем социальной услуги является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании, и который имеет право на получение социальной услуги. При возникновении стихийных бедствий и конфликтов, социальные работники участвуют в разработке чрезвычайных программ, формировании бригад, готовых прибыть в случае необходимости в район бедствия или конфликта. Социальное обслуживание пожилых людей является элементом, составной частью в системе социальной защиты граждан.
4. В рамках проводимого исследования проблемы оказания социальных услуг были рассмотрены на практических данных с учетом современного состояния Республики Коми. Целью создания комплексных центров социального обслуживания в Республике Коми является оказание семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Основные направления деятельности:
– мониторинг социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
– учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;
– предоставление гражданам - клиентам центра всего комплекса социальных услуг;
– социальная реабилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов);
– оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;
– участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.
5. Для целей совершенствования законодательства в направлении социальной адаптации и социального обеспечения пожилых людей предлагается:
а) дополнить Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» нормой, где будет отражено расширенное определение трудной жизненной ситуации, под которой следует понимать ситуацию, которая нарушила деятельность человека и его нормальную жизнь, а также характеризуется необходимостью человека в неотложной помощи, несамостоятельностью в решении бытовых проблем;
б) в ближайшей перспективе заняться разработкой проекта Социального кодекса Российской Федерации, где в систематизированном виде будет отражены все важные аспекты государственного пенсионного обеспечения. Также, на наш взгляд, подобный структурированный нормативный документ позволит упростить взаимодействие СФР с населением для целей повышения пенсионной грамотности граждан;
в) предусмотреть в законодательстве возможность зачета «избыточного» периода службы, не учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, в страховой стаж, что позволит военным пенсионерам достигнуть требуемого норматива по стажу (не менее 15 лет) для назначения страховой пенсии по старости в более короткий период, а также предусмотреть возможность льготного исчисления ИПК за указанный период службы, как это предусмотрено, например, для таких льготных периодов, как период ухода за ребенком или престарелым (от 1,8 и выше баллов ИПК за год), что гарантировало бы быстрое накопление требуемой величины ИПК для военных пенсионеров.
Подобные работы
- Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей к современной информационной среде (Саратовская Государственная Юридическая Академия)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Социальная адаптация граждан пожилого возраста к современным условиям жизни (Московский Гуманитарно-Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социальной активности пожилых людей в посттрудовой период
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2022 - Специфика социального обслуживания пожилых людей на дому (на примере ОГАУ
«Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОЖИЛЫХ
ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Региональные модели реализации социальной политики в отношении пожилых людей (на примере социологических исследований в Алтайском крае, Забайкальском крае, Кемеровской области)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Групповые формы работы как средство формирования социальной активности в пожилом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2024



