Введение 3
Глава 1. Пенелопа Лайвли: основные темы и мотивы творчества 9
1.1. Место памяти в личной биографии Пенелопы Лайвли 9
1.2. Место памяти в творческой биографии Пенелопы Лайвли 14
1.3. «Лунный тигр» в рамках теории личной и коллективной 18
Глава 2. Жанровая природа романа «Лунный тигр» 28
2.1. Контаминация жанров в романе 28
2.1.1. «Лунный тигр» как любовный роман 28
2.1.2. «Лунный тигр» как исторический роман 37
2.1.3. «Лунный тигр» как психологический роман 40
2.2. «Лунный тигр» как историографическая метапроза 44
Глава 3. Личные и коллективные воспоминания в романе 49
3.1. Точки зрения и голоса героев в романе 49
3.1.1. Воспоминания Клаудии до войны 49
3.1.2. Центральное ядро воспоминаний Клаудии 59
3.2. Композиционная составляющая «Лунного тигра» 67
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Выпускная квалификационная работа посвящена категории памяти в романе британской писательницы Пенелопы Лайвли (род. 1933)«Лунный тигр» (MoonTiger, 1987), за который она была удостоена Букеровской премии в 1987 году.
Пенелопа Маргарет Лайвли родилась в Каире. До двенадцати лет будущая писательница жила в Египте, пока не была отправлена в школу-интернат в Англии. Училась она в школе графства Суссекса, а позже поступила в колледж Святой Анны в Оксфорде, где изучала современную историю.
Лайвли начала свою писательскую карьеру с детской фантастики. Ее первый роман «Астеркот» (Astercote, 1970) был опубликован издательским домом «Хайнеман» (Heinemann) в 1970 году. Среди ее многочисленных романов для детей «Призрак Томаса Кемпе» (The Ghostof Thomas Kempe,1973), «Стежок во времени» (A Stitchin Time, 1976), и «Один, два, три…прыгай»(One, Two, Three, Jump!, 1998), ставший последним романом в жанре детской фантастики. Помимо литературных романов, Лайвли также увлекалась историей ландшафтов, представив читателю эту тему в своей работе «Присутствие прошлого: введение в историю ландшафта» (ThePresenceofthePast: Anintroductiontolandscapehistory, 1976).
Несмотря на профессиональный успех, который принесло ей написание книг для детей, Лайвли не ограничилась детской литературой. Одним из первых произведений для взрослых стал роман «Дорога в Личфилд» (The Road toLichfield, 1977), который принес Лайвли первую номинацию на Букеровскую премию. Во второй раз она стала претендентом на Букеровскую премию в 1987 году с романом «Лунный тигр», который и принес Лайвли награду и большую славу.
Рецензии на ее художественную литературу публикуются в ряде национальных ежедневных газет, а также в литературных и образовательных журналах, включая Sunday Times, The Observer и Times EducationalSupplement.Она является членом Королевского литературного общества, членом ПЕН-клуба и бывшим председателем Общества авторов. За заслуги в литературе Лайвли была назначена кавалером Ордена Британской империи в 1989, командором в 2001 и дамой-командором Ордена Британской империи в 2012 году .
В начале своего творческого пути в рамках детской фантастики Лайвли намеренно играла со временем, обращаясь и описывая события национальной истории. Тема памяти становится центральной в ее творчестве в 1977 году в момент перехода к романной прозе для взрослых.
В «Лунном тигре» история, память и время становятся ключевыми категориями в проблематике романа. Помимо продуманного и глубокого сюжета, интересных героев, роман проблематизирует вопросы истории и памяти. Лайвли искусно играет со временем, переплетая между собой события разных времен, личные и коллективные воспоминания. Пристальное внимание к силе памяти и влияние прошлого на настоящее стали важными элементами произведения британской писательницы.
Тема памяти в романах Лайвли активно изучалась и все еще остается в поле академических исследований. Эти исследования можно поделить на три большие группы.
...
На сегодняшний день исследование литературного творчества Пенелопы Лайвли в рамках изучения темы памяти является актуальной проблемой. Магистерская диссертация стала итогом анализа различных видов памяти, таких как личная, коллективная и историческая, используемых в романе «Лунный тигр».
В заключении данной работы можно наблюдать успешное выполнение поставленных задач. В первую очередь, нами было рассмотрена биография Лайвли, имеющая огромное влияние на ее творчество. Мы пришли к выводу, что тема памяти для писательницы не только объект исследования, но и часть ее собственной истории. Будучи и историком, и писателем, она обращается к памяти не только, как к психической функции, но и как к чему-то глубоко личному и значимому. Ее творчество является зеркалом личных переживаний и воспоминаний.
Также нами были определены основные понятия, связанные с памятью, включающих в себя личные и коллективные воспоминания, основанные на работах выдающихся исследователей-социологов, таких как Морис Хальбвакс, Ян и Алейда Ассман, РейнхартКозеллек.Определив понятия личных и коллективных воспоминаний, а также подробно ознакомившись с исследованиями Хальбвакса и АлейдыАссман, мы сформировали следующее определение терминов: «личные воспоминания» – это лично пережитый опыт, а «коллективные воспоминания» – это представление о прошлом, разделяемое и конструируемое членами социальной группы. Данный анализ позволил установить теоретический фундамент и предоставил необходимый контекст для более глубокого исследования темы в рамках выбранного романа.
Сформулировав термин «коллективные воспоминания», мы обратились к теории Хальбвакса и к работе «Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика» Алейды Ассман, применив эти исследования к анализу «Лунного тигра».
Используя исследуемый материал, было проведено вписывание романа «Лунный тигр» в контекст творчества Лайвли, выявлены особенности стиля и тематики писательницы, такие как нелинейное повествование, множественные перспективы, исторический контекст и размышления о времени, что подчеркнуло уникальность ее подхода к вопросам памяти в литературе. В романе используется нелинейная повествовательная структура, которая позволяет истории разворачиваться фрагментарно, отражая мысли и воспоминания Клаудии. «Лунный тигр» включает в себя несколько точек зрения, демонстрируя многогранное изображение событий и отношений. Лайвли исследует, как воспоминания формируют идентичность людей и влияют на их восприятие. Она проявляет большой интерес к тому, как люди формируют свое самоощущение посредством воспоминаний и опыта. «Лунный тигр» отличается многоуровневым повествованием и заставляет читателей задуматься о памяти, истории и течении времени. Лайвли часто вплетает личные истории в более широкий исторический контекст, показывая, как индивидуальная жизнь формируется более крупными социальными силами. Ее романы часто сопоставляют личные рассказы со значительными историческими событиями, обеспечивая тонкое понимание как личного, так и коллективного опыта. Отличительный стиль Лайвли и тематическая глубина способствуют непреходящей привлекательности романа.
Анализ жанровой природы романа позволил глубже понять, каким образом память взаимодействует с художественными мотивами и как это влияет на повествование. Память в романе влияет на мотивы Клаудии, предоставляя ей призму, через которую она исследует ход времени и сложности человеческих отношений. Размышляя о своем прошлом, Клаудия сталкивается с темами любви, семьи, потери и идентичности, которые становятся повторяющимися мотивами в романе. В «Лунном тигре» память не только формирует художественные мотивы, но и служит повествовательным приемом, стирающим границы между прошлым и настоящим. Через фрагментированные воспоминания Клаудии Лайвли сплетает воедино богатую палитру воспоминаний и эмоций, предлагая читателям задуматься о взаимосвязанности времени и непреходящей силе памяти в формировании нашей жизни.
Нарратологический анализ текста стал ключевым этапом исследования, позволяя выделить формы реализации личных и коллективных воспоминаний в романе. Это позволило подробно рассмотреть, как память становится неотъемлемой частью сюжета и персонажей, влияя на их поведение и развитие. Нелинейное повествование помогает реализовать как личные, так и коллективные воспоминания. Этот способ подчеркивает субъективный и изменчивый характер памяти, когда события вспоминаются на основе личной значимости, а не строгой хронологии. Коллективные воспоминания пересекаются с личным повествованием Клаудии, влияя на ее взгляды и формируя ее личность. Лайвли изображает память как процесс реконструкции, в котором Клаудия признает ошибочность памяти и способы, которыми она может быть искажена или приукрашена с течением времени. Эта тема подчеркивает субъективную природу памяти и ее роль в формировании личных и коллективных повествований.
Исследование личных и коллективных воспоминаний в романе «Лунный тигр» выходит за рамки предшествующих работ и приносит новые перспективы для понимания влияния памяти на литературное произведение. Этот аспект оказывается новым исследовательским вкладом и расширяет наше представление о значимости памяти в творчестве Лайвли. Магистерская диссертация достигла поставленных целей и задач, внося вклад в академическое понимание темы памяти в литературе, а также обогащая область исследования творчества Лайвли.
Перспективы исследования данной темы состоят в дальнейшей возможности изучения литературного творчества Лайвли и реализации темы памяти в ее произведениях, вероятно, позволив рассмотреть разные подходы к этому вопросу.
1. Lively, P. Moon Tiger. – New York.: «Grove Press», 1933. – 214 p.
2. Лайвли П. Лунный тигр. – М.: «Рипол-Классик», 2013. – 272 с.
3. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика // А. Ассман; пер. с нем. Б. Хлебникова. – М.: «Новое литературное обозрение», 2014. – 328 с.
4. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / пер. с нем. Бориса Хлебникова. – М.: «Новое литературное обозрение», 2016. – 232 с.
5. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности // Я. Ассман; пер. с нем. М.М Сокольской. – М.: «Языки славянской культуры», 2004. – 368 с.
6. ВулфВ. Своякомната. – М.: «АСТ», 2022. – 224 с.
7. Дж. Г. Кавелти, Изучение литературных форм [Электронный ресурс]. – URL: http://culturca.narod.ru/Cavelty1.htm – (Дата обращения: 05.12.2023).
8. Женская литература [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Женская_литература – (Дата обращения: 05.12.2023).
9. Нора П. Проблематика мест памяти [Электронный ресурс]. – URL:http://ec-dejavu.ru/m – 2/Memory-Nora.html – (Дата обращения: 03.11.2023).
10. «После феминизма: Пэт Баркер, Пенелопа Лайвли и современный роман»TheGazette. Official Public Record [Электронный ресурс] // The London Gazette. – 2011. № 60009. – URL: https://www.thegazette.co.uk/London/issue/60009/supplement/6. – (Дата обращения: 21.10.2023).
11. Почему «эффект бабочки» так любим массовой культурой и в то же время интерпретируется ей совершенно неверно [Электронный ресурс]. – URL: https://web.archive.org/web/20160918174636/https://naked-science.ru/article/column/znachenie-babochki. – (Дата обращения: 14.03.2024).
12. Психологический реализм. Личность ответственно и должно вбирать в себя культуру во имя братства людей и преодоления их эгоцентризма [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org/1378011513095/kulturologiya/psihologicheskiy_realizm_lichnost_otvetstvenno_dolzhno_vbirat_sebya_kulturu_imya_bratstva_lyudey – (Дата обращения: 06.12.2023).
13. Сульжицкий И. С. Становление и развитие memorystudies: Социологический проект М. Хальбвакса // Журн.Белорус. гос. ун-та.– Социология. – 2017. – № 4. С. 112–122.
14. A life in books: Penelope Lively, Interview by Sarah Crown [Электронный ресурс] // The Guardian. – 2009. – URL: https://www.theguardian.com/books/2009/jul/25/life-books-penelope-lively-interview. – (Дата обращения: 22.10.2023).
15. Best Sellers in Adventure Stories & Action [Электронный ресурс]. – URL:https://www.amazon.co.uk/gp/bestsellers/books/275035/ref=pd_zg_hrsr_books – (Дата обращения: 05.12.2023).
...
50 источников