Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям) 8
1.2 Анализ учебного плана по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям) 9
1.3 Анализ рабочей программы профессионального модуля «Организация
деятельности производственного подразделения» 10
1.4 Анализ учебной литературы и учебных пособий 14
2 ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ .... 21
2.1 Назначение разработки 21
2.2 Структура разработки 21
2.3 Характеристика раздела 23
2.3.1 Описание темы «Коммуникации в управлении» 23
2.3.2 Описание темы «Принятие решений» 27
2.4 Описание видов контроля 32
2.5 Рекомендации по самостоятельной работе обучающихся 47
2.6 Рекомендации для преподавателя 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развивающееся общество ставит перед профессиональным образованием задачу по подготовке кадров, предъявляя достаточно строгие требования к выпускникам учебных заведений. В свою очередь, уже образовательная система дает запрос на педагогов, которые способны создать необходимые условия для подготовки выпускника, который смог бы удовлетворить требования, предъявляемые к нему обществом.
Для такого педагога становится важным овладение умением научнометодической работы. Данное умение позволяет не только создавать качественное и современное учебно-методическое обеспечение, но и организовывать весь процесс обучения таким образом, чтобы студент мог раскрыться как в учебно-познавательной деятельности, так и в творческой активности. Возвращаясь к вопросу именно учебно-методического обеспечения, наиболее острую актуальность в системе среднего профессионального образования имеет проблема средств и методов обучения, которые будут помогать реализовывать именно профессиональное развитие студента, что и является первостепенной задачей, поставленной перед системой данного уровня образования.
Образование проходит процесс переориентации, принимаются свежие федеральные государственный образовательные стандарты в области среднего профессионального образования, которые требуют обновления учебнометодического обеспечения образовательного процесса. В то же время происходят процессы, которые не позволяют провести нужную модернизацию и пагубно влияют на качество образования в целом: количество «свежей» научно-методической и дидактической литературы недостаточно для обеспечения образовательного процесса и продолжает сокращаться, а та литература, что уже имеется, по большей части, уже не может соответствовать современным требованиям.
Практика показывает, что качество образовательного процесса повышается при системном подходе к осуществлению научно-методического обеспечения. Опираясь на вышеизложенные факты можно сказать, что разработка и применение на практике учебно-методических комплексов, соответствующих новым стандартам обучения направлены на повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Всё это подводит нас к проблематике, которая и будет решаться в данном исследовании, а именно необходимость разработки учебнометодического обеспечения для профессиональных модулей.
В данном исследовании был рассмотрен профессиональный модуль «Организация деятельности производственного подразделения», а если точнее две смежные темы третьего раздела: «Коммуникации в управлении» и «Принятие решений». Причиной к этому послужили несколько факторов. Во- первых, данные темы будут полезны выпускнику вне зависимости от того, будет ли он продолжать обучение или работу по выбранной специальности или же решит изменить область деятельности. Как коммуникации, так и принятие решений, являются неотъемлемой частью трудовой деятельности любого специалиста, хоть и могут иметь различные формы, поэтому стоит ознакомить студента с данными аспектами будущей деятельности. Во-вторых, данная тема не имеет достаточного и качественного учебно-методического обеспечения. Во время исследования было крайне проблематично подобрать актуальную литературу по теме, что только подтверждает факты, что были изложены ранее.
Объектом исследования является процесс обучения студентов среднего профессионального образования в области организации деятельности производственного подразделения.
Предметом исследования являются учебные материалы по профессиональному модулю «Организация деятельности производственного подразделения».
Цель: разработать учебно-методическое обеспечение профессионального модуля «Организация деятельности производственного подразделения» для студентов СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).....
Учебно-методическое обеспечение является важной частью образовательной программы как средне-профессионального образования, так и высшего. Учебно-методическое обеспечение представляет собой совокупность учебно-методических материалов, которые должны способствовать достижению студентом запланированных результатов освоения образовательной программы одного из уровней, перечисленных чуть ранее. Комплексное учебнометодическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, которая задает структуру, а также отображает все её элементы.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы по теме «Разработка учебно-методического комплекса по профессиональному модулю «Организация деятельности производственного подразделения»» стало создание учебно-методического комплекса для данного профессионального модуля.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анализ федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, рабочей программы, а также учебной литературы и образовательных интернет источников.
Был проведен анализ учебно-программной документации: в рабочей программе профессионального модуля «Организация деятельности производственного подразделения» были выделены темы «Коммуникации в управлении» и «Принятие решений», а также была обоснована актуальность создания учебно-методического обеспечения для данных тем.
Для тем «Коммуникации в управлении» и «Принятие решений» был подобран и проанализирован учебный материал. Основными источниками учебного материала стали учебники, учебные пособия и тематические интернет ресурсы.
Из подобранного учебного материала по темам «Принятие решений» и «Коммуникации в управлении» был выбран и систематизирован материал, преобразованный в наполнение занятий теоретического обучения. Переработанный учебный материал представлен в разработке и снабжен планом прохождения занятия. Количество учебного материала полностью коррелируется с часами на его изучения, которые предоставлены в рабочей программе профессионального модуля. Для каждой из темы был проведен структурнологический анализ, составлена таблица учебных элементов, на основе которой составлялся граф.
Исходя из всего вышеперечисленного для тем «Коммуникации в управлении» и «Принятие решений» был разработан комплект оценочных средств. В составе данного комплекта имеются: задания для самостоятельной работы студентов, вопросы для самопроверки, темы рефератов и презентаций, упражнения и несколько деловых игр согласно тематике практических занятий.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы по теме «Разработка учебно-методического комплекса по профессиональному модулю «Организация деятельности производственного подразделения»» все изначально поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.
1. Абовский В.П. Становление руководителя: материализация интеллектуального потенциала / В. П. Абовский, Л. Л. Полонский, Н. Л. Полонская. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012. - Библиогр.: 237-239 с.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - Москва: ИНФРА- М,2007. — 216 с.
3. Виды коммуникаций и их характеристика [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http://fb.ru/article/44986/vidyi-kommunikatsiy-i-ih-harakteristika (Дата обращения: 30.05.18)
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
5. Дроздов И.Н. Компетентность руководителя как субъекта оценки и отбора персонала / И. Н. Дроздов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2012. - 197 с.
6. Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие / Н.В. Злобина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2007 - 80 с.
7. Кабанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - Москва: Проспект, 2015. - 56 с.
8. Коммуникация [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https ://www. psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya (Дата обращения: 29.05.18).
9. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 468 с.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — Москва: Дело, 1997.
11. Официальная терминология. Учебная литература [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://goo.gl/9GYxxZ (Дата обращения: 27.05.18).
12. Положение «О разработке рабочих программ профессиональных модулей специальностей СПО» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://mgutm.ru/about/npdrod/vla/spo/pologenie_spo_razrabotke_rabochih_progra mm_professionalnyh.pdf (Дата обращения: 15.05.18).
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 831 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».
14. ПрокубовскаяА.О., Лискова Т.В. Методические указания к выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы. Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 56 с.
15. Рабочая программа профессионального модуля «Организация деятельности производственного подразделения» для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Колледж электроэнергетики и машиностроения, Екатеринбург, 2017. - 29 с.....