Аннотация
Введение 6
1 Классификации компьютерных игр 11
1.1 Описание классификации игр по игровой платформе 11
1.2 Описание классификации компьютерных игр по графике 14
1.3 Обзор классификации компьютерных игр по содержанию 18
1.4 Описание классификации игр по издательским критериям 27
1.5 Описание классификации игр по типу их распространения 29
1.6 Описание классификации игр по количеству игроков 31
1.7 Характеристика процесса разработка критериев оценки 33
Выводы по первой главе 34
2 Описание процесса разработки критериев 36
2.1 Психологические и психофизиологические особенности возрастных
периодов обучаемых 36
2.2 Выявление игровых критериев 43
2.3 Определение критериев оценки настольных игр 50
2.4 Определение критериев с опорой на правовые документы 51
2.5 Выделение критериев оценки качества дидактических компьютерных
игр 54
2.6 Критерии оценки компьютерных игр 55
2.7 Организация опытно-поисковой работы 70
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А 89
Приложение Б 90
Приложение В 92
Проблема оценки качества компьютерных игр в настоящее время приобретает особую значимость. Анализ состояния научной разработки данной проблемы, а также практики оценки качества компьютерных игр показал, что наряду с определенными успехами в решении отдельных вопросов в целом достигнутый уровень нельзя считать удовлетворительным. До сих пор отсутствует единый теоретический подход к разработке критериев, к методам определения качества компьютерных игр. Не раскрыты методологические условия, принципы оценки работ, понятийно-терминологический аппарат.
Анализ существующих компьютерных игр показывает необходимость разработки новых подходов к оптимизации процесса их разработки в связи с быстро развивающейся отраслью информационных технологий и ее внедрением в систему образования.
За рубежом вопросы, связанные с оценкой качества компьютерных игр, рассматривали Пэрис Батфилд-Эддисон (Paris Buttfield-Addison), Аманда Вилсон (Amanda Wilson), Бенджамин Гибсон (Benjamin Ian Gibson), Томас Коннолли (Thomas Connolly), Амол Мали (Amol D. Mali), Джон Мэннинг (Jonathon Manning), Томас Хайни (Thomas Hainey) и др.
Недостатки теоретической разработки проблемы, отсутствие единых требований к описанию качества компьютерных игр отрицательно сказываются на развитии науки и практики.
Таким образом, в научном плане возникает проблема разработки концепции оценки качества компьютерных игр с единых теоретикометодологических позиций, обоснования выбора критериев, с помощью которых можно оценить результаты игрового проекта, а в практическом плане — поиск конкретных показателей и методов, позволяющих обнаружить эти качества.
Особую значимость проблема обеспечения оценки компьютерных игр приобретает в процессе разработки учебных игровых проектов.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что применение критериев оценки компьютерных игр будет способствовать адаптации компьютерных игр к возрастным особенностям игроков.
На научно-теоретическом уровне актуальность заключается в недостаточной теоретической разработанности научно-методологических подходов к выделению критериев оценки компьютерных игр.
На научно-методическом уровне актуальность заключается в том, что исследователи признают практическую пользу применения критериев оценки компьютерных игр, однако практически нет единообразия в подходах, которые позволяли бы оптимизировать процесс подготовки специалистов по разработке компьютерных игр.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно выделить следующие противоречия:
• между социальным заказом по адаптации компьютерных игр к различным категориям игроков и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов по оценке компьютерных игр;
• между необходимостью оптимизации процесса разработки игровых проектов и недостаточной проработанностью научно-обоснованных подходов к его оптимизации.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность данной выпускной квалификационной работы, а также определяет его проблему: каким образом оптимизировать процесс разработки игровых проектов для обеспечения адаптации компьютерных игр под различные категории игроков?
В рамках решения обозначенной проблемы была определена тема нашего исследования «Критерии оценки компьютерных игр при разработке игровых проектов».
Объект исследования: процесс оптимизации игровых проектов при разработке компьютерных игр.
Предмет исследования: теоретические и практические подходы к процессу оптимизации игровых проектов при разработке компьютерных игр.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать и научно обосновать критерии оценки компьютерных игр при оптимизации процесса разработки игровых проектов.
Гипотеза исследования: использование выделенных критериев позволит:
• оптимизировать процесс разработки игровых проектов;
• оценить качество компьютерной игры;
• оптимизировать содержание игровых показателей компьютерных игр;
• сформировать у будущих разработчиков представлений об адаптации компьютерных игр к различным категориям игроков.....
Видеоигры оказывают большое влияние на современное общество и играют важную роль в формировании этого общества. Современные компьютерные игры — яркий пример бурного развития информационных аудиовизуальных технологий XXI века. Невероятно популярные сейчас, компьютерные игры в своем развитии прошли долгий путь от примитивных аркад до полноценных виртуальных миров типа The Elder Scrolls V: Skyrim и Mass Effect 3, для полноценного освоения которых требуется не один месяц «реального» времени. С каждым годом популярность компьютерных игр растет, все больше и больше людей играют в компьютерные игры, уже давно переставшими быть только лишь развлечениями для детей и подростков. Современные компьютерные игры врываются в сопредельные общественные и культурные сферы — искусство, образование, этику, психологию, социальные коммуникации и даже спорт (в мире давно проводятся полноценное ки- берспортивные чемпионаты с солидными бюджетами, а в нашей стране несколько лет назад компьютерные игры были официально признаны в качестве нового полноценного вида спорта (т.н. «киберспорт»).
Важный аспект культурологического анализа современных компьютерных игр связан с исследованием акутальнейшего феномена «виртуальной реальности». Широкая популярность этого термина привела к тому, что «виртуальная реальность» стала собирательным обозначением множества феноменов конца XX в.: телевидения, электронных коммуникаций, мультимедиа. На данный момент не существует целостной концепции виртуальной реальности, в широком смысле она может рассматриваться как «любые измененные состояния сознания» или даже как «реальная» жизнь, в более узком — как вид экранного искусства или как законченное воплощение стиля и настроений постмодернистской культуры, и, наконец, в самом узком смысле — как реальность, создаваемая при непосредственном взаимодействии с компьютером.
В прикладном контексте компьютерные игры могут найти применение в инновационно-образовательном процессе, например, в качестве специальных игровых обучающих программ, используемых как в ходе лекций, так и в ходе зачетов, экзаменационных тестов. Другой продуктивный вариант — использование игровых обучающих программ студентами во время профориентационной практики [25].
В рамках выпускной квалификационно работы для создания критериев оценки компьютерных игр была проанализирована информация о компьютерных играх, жанрах. Было просмотрено большое количество литературы и интернет-источников. Следующий подготовительный этап — это поиск и изучение различных критериев оценки компьютерных игр. Были выделены основные критерии и показатели оценки. После разработки критериев и показателей оценки был проведён структурно-логический анализ полученного материала.
Заключительный этап — проведение опытно-поисковой работы: проверка критериев на компьютерных играх и экспертная оценка разработанных критериев. В конечном итоге, сбор и структуризация статистических данных позволила проверить гипотезы.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель работы достигнута.
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Наука, 1973. — 288 с.
2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б. Г. Ананьев// Современные психологические проблемы высшей школы. — Ленинград: Ленинградский университет, 1974. — 256 с.
3. Ахметшина Г. Р. Педагогические принципы развития способности к творческой самореализации у студентов вуза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/34564/AK20- 15_118_123.pdf (дата обращения: 12.02.2018).
4. Баркалов С. А. Определение степени влияния критерия на комплексную оценку возраста [Текст] / С. А. Баркалов, В. Н. Бурков, Е. А. Власова, и др. // Вестник Воронежского государственного технического университета. — Воронеж, 2009. — С. 33-36.
5. Введение в геймдизайн: Основные понятия и принципы проектирования игр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vc.ru/10495- gamedev-challenges (дата обращения: 26.04.2018).
6. Вершинин И. Киберспорт как феномен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sciencepop.ru/kibersport-kak-fenomen/ (дата обращения: 01.03.2018).
7. Геймдизайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Геймдизайн (дата обращения: 26.04.2018).
8. Геймплей (gameplay) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gamedev.ru/terms/Gameplay (дата обращения: 01.03.2018).
9. Диденко С. А. Возрастные особенности детей и подростков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/ vozrastnyie-osobiennosti-dietiei-i-podrostkov.html (дата обращения: 26.04.2018).
10. Жанры компьютерных и видеоигр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gamesisart.ru/janr.html (дата обращения: 16.03.2018).
11. Жанры компьютерных и видеоигр. Новый и оригинальный методы разделения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gamesisart.ru/ TableJanr.html (дата обращения: 01.03.2018).
12. Жанры компьютерных игр (общая схема) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gamesisart.ru/TableJanr.html (дата обращения: 09.03.2018).
13. Жанры компьютерных игр: список. Классификация компьютерных игр по жанрам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru /article/179293/janryi-kompyutemyih-igr-spisok-klassifikatsiya-kompyutemyih- igr-po-janram (дата обращения: 09.03.2018).
14. Игровой баланс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игровой_баланс (дата обращения: 13.05.2018).
15. Игры с интересными геймплейными фишками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stopgame.ru/blogs/topic/52937 (дата обращения: 03.12.2017).....60