Работа сделана на примере Курганской области.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ……………………………7
1.1 Понятие и сущность государственной и муниципальной услуги… 7
1.2 Правовое обеспечение предоставления государственной и муниципальной услуги……12
1.3 Зарубежный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг ……15
2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЕПАРТАМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ…………………...21
2.1 Общая характеристика Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области как субъекта организации предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе…21
2.2 Анализ методов организации и инструментов предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе…26
2.3 Анализ основных показателей организации предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе…31
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ……… 37
3.1 Разработка управленческих решений по совершенствованию организации предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе……37
3.2 Оценка эффективности разработанных управленческих решений… 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 60
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. В современных реалиях жизни, обеспечение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных является, безусловно, важным аспектом, для высокоэффективного функционирования региона. В настоящее время постоянно создаются новые технологии, их внедряют, практически, во все сферы жизни общества, стараясь тем самым облегчить жизнедеятельность человека. Теперь не обязательно часами стоять в очереди или ехать в противоположный конец города для покупки необходимой вам вещи, ведь сейчас можно обойтись всего лишь парами клика и компьютерной мыши или пальцами по телефону, и буквально через пару часов или дней нужная вещь будет у вас дома.
Такие же изменения также не обошли стороной и сферу предоставления государственных и муниципальных услуг, на данный момент существуют порталы на которых можно получить нужную вам услугу не выходя из дома, также на официальных сайтах органов власти появляются такие же функции для получения документов и государственных и муниципальных услуг в онлайн форме. Тенденция перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид является достаточно перспективным направлением для улучшения их доступности и качества. Данная модернизация позволит сократить временные и финансовые затраты государства и всех категорий населения, включая пожилых людей, людей с ограниченными возможностями и малообеспеченных граждан. Также цифровизация предоставления государственных и муниципальных услуг позволит повысить уровень доверия граждан к государству.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, трех частей, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматривается теоретико-методологические основы предоставления государственных и муниципальных услуг и также рассмотрен зарубежный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг. Во второй главе провели аналитический обзор деятельности предоставления государственных и муниципальных услуг Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области. В третьей главе происходит разработка управленческих решений по совершенствованию организации предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе и оценка их эффективности.
Новизна данной работы заключается в разработке новых путей решения насущных проблем в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Теоретическая основа разработана на основе учебных пособий, научных статей и публикаций Российских и зарубежных авторов, также использовались и электронные ресурсы.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и совершенствование доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
– исследовать понятие государственной и муниципальной услуги;
– изучить правовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг;
– провести анализ подходов и методов предоставления государственных и муниципальных услуг;
– рассмотреть общую характеристику Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области как субъекта предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе;
– провести анализ методов организации и инструментов предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе;
– провести анализ основных показателей организации предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе;
– разработать управленческие решения по совершенствованию организации предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе;
– провести оценку эффективности разработанных управленческих решений.
Объектом исследования является Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области. Предметом исследования является качество и доступность предоставления государственных и муниципальных услуг.
Поскольку качество и доступность государственных и муниципальных услуг являются очень важными показателями эффективности государственного и муниципального управления, цифровая трансформация органов власти и внедрение новых технологий в сферу оказания государственных и муниципальных услуг является важным аспектом общественного развития. Поэтому очень важно не останавливаться на достигнутых результатах, но нужно постоянно совершенствовать систему предоставления государственных услуг.
В ходе написания данной работы было проанализировано нормативное законодательство, гарантирующее предоставление государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации, основным из которых является Федеральный закон от 27 июля 2010г. №210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Также был произведён анализ зарубежного опыта предоставления государственных и муниципальных услуг, можно отметить, что зарубежный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг развит в большей степени, чем отечественный. Россия может внедрить в свою систему предоставления государственных и муниципальных услуг большой спектр методов из зарубежного опыта, для повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.
Также произведён анализ методов и инструментов предоставления государственных и муниципальных услуг Департаментом информационных технологий и цифрового развития Курганской области, можно отметить, что департамент активно осуществляет работу по улучшению доступности и качества государственных и муниципальных услуг в Курганской области. Использование электронного правительства, государственных и муниципальных порталов, единой системы электронного документооборота, мобильных приложений, электронных кабинетов граждан и внедрение системы электронной недостаточная доступность государственных и муниципальных услуг для населения; отсутствие эффективного электронного взаимодействия с государственными и муниципальными органами; необходимость предоставления большого количества необходимых документов гражданами при получения государственных и муниципальных услуг; несовершенство системы контроля и обратной связи; недостаточно квалифицированный персонал в органах предоставления государственных и муниципальных услуг; ограниченный доступ к информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг; очереди позволяет сделать процесс получения услуг более удобным, эффективным и прозрачным для граждан.
Был проведён анализ методов организации и инструментов предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе. Было выявлено, что на данный момент для граждан существуют несколько способов получения государственных и муниципальных услуг: органы государственной и муниципальной власти, многофункциональные центры и Единый портал государственных услуг. Первым, и данный момент, самыми привычным способом является обращение лично в органы государственной и муниципальной власти. В дальнейшем появились много функциональные центры. Рассмотрели порядок предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры. И третьим способом является Единый портал государственных услуг. Рассмотрели признаки государственных и муниципальных услуг на Едином портале государственных услуг. Также ознакомились с преимущества Единого портала государственных услуг.
А также провели анализ основных показателей организации предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе. В данном разделе рассмотрели формы подачи запросов и заявлений о получении государственной и муниципальной услуги в органе власти или учреждении. Изучили степень удовлетворённости граждан по различным показателям. И узнали основные источники получения информации о предоставлении данной государственной и муниципальной услуги.
Оценив положение вещей, можно сделать вывод, что проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе являются серьезными и важными для решения. Только совместными усилиями властей и граждан будет возможно достичь качественных изменений в данной сфере, что обеспечит более удобный и эффективный доступ к государственным и муниципальным услугам для всех категорий населения.
Исходя из выявленных проблем были предложены следующие управленческие решения: автоматизация деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью системы АИС «МФЦ дело»; развитие межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг; повышение квалификации сотрудников МФЦ; развитие и модернизация сайта МФЦ; внедрение уникальной электронной карты в систему государственных и муниципальных услуг; размещение информации о предоставлении государственных и муниципальных услугах в средствах массовой информации.
После анализ всех предложенных управленческих решений были выявлены три эффективных: внедрения системы АИС «МФЦ дело», систематического повышения квалификации сотрудников и модернизация сайта ГБУ «МФЦ».
1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 31.07.2023 г.).
3 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023 г.).
4 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 02.11.2023 г.).
5 Федеральный закон от 08.05.2010 № 83–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 21.11.2022 г.).
6 Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (ред. от 09.07.1997 г.).
7 Постановление правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (ред. от 24.03.2023 г.).
8 Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (ред. от 20.07.2021 г.).
9 Постановление правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (ред. от 16.08.2023 г.).
10 Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 28.12.2022 г.).
11 «Устав Курганской области» от 16.12.1994 (ред. от 04.05.2023 г.).
12 Постановление Правительства Курганской области от 24.01.2011 № 17 «О создании Государственного бюджетного учреждения Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (ред. от 24.12.2012 г.).
13 Постановление Правительства Курганской области от 24.12.2018 № 441 «О создании Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области» (ред. от 01.07.2019 г.).
14 Приказ Правительства Курганской области от 26.06.2020 «Об утверждении Политики в отношении обработки и защиты персональных данных Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области» (ред. 21.12.2022 г.).
15 Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области. [Электронный ресурс] URL: https://it.kurganobl.ru// (дата обращения: 27.04.2024 г.).
16 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 27.04.2024 г.).
17 Информационное общество в Российской Федерации. 2019:статистический сборник / М. А. Сабельниква, Г. И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019.
18 Государственное бюджетное учреждение Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». [Электронный ресурс] URL: https://www.mfc45.ru/ (дата обращения 29.04.2024 г.).
19 Губернатор и Правительство Курганской области. [Электронный ресурс] URL: https://kurganobl.ru/ (дата обращения: 29.04.2024 г.).
20 Муниципальное образование город Курган. [Электронный ресурс] URL: https://www.kurgan–city.ru/ (дата обращения: 29.04.2024 г.).
21 Портал государственных услуг Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.gosuslugi.ru/r/kurgan (дата обращения: 29.04.2024 г.).
22 Управленческие решения / Г.А. Демин – Пермь, 2020.
23 Разработка управленческих решений / Э.А. Смирнов – Москва, 2002.
24 Государственные и муниципальные услуги / С.В. Вобленко, Н.А. Вобленко – Москва, Берлин, 2020.
25 Муниципальные услуги: формирование системы управление / Н. А. Акимова, З. З. Муллагалеева. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004.
26 Paanakker, H; Reynaers, AM. Value Contextuality in Public Service Delivery. An Analysis of Street–Level Craftsmanship and Public–Private Partnerships // PUBLIC INTEGRITY. –2020.
27 Municipal government of Toronto [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Municipal_government_of_Toronto (дата обращения: 13.05.2024 г.).
28 Сайт АИС «МФЦ дело» [Электронный ресурс] URL: https://eos.ru/eos_products/ais_mfc_delo/ais_mfc_delo_main/ (дата обращения: 30.04.2024 г.).
29 Иванова О.Е. Зарубежный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровом формате: сборник трудов конференции. / О.Е. Иванова, В.Ж. Князева // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности : материалы IV Междунар. науч. конф. (Костанай, 10 нояб. 2022 г.) / редкол.: Ж.Т. Кульчикова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022.
30 Принятие и исполнение государственных решений: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов очной формы обучения направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» / С. А. Суркова – 2014.
31 Принятие и исполнение государственных решений: Методические указания к проведению практических занятий для студентов всех форм обучения направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (направленность «Организация работы органов государственного и муниципального управления») / С.А. Суркова – 2017.
32 Управленческое решение: разработка, принятие и реализация/Е.Н. Ильченко, С.А. Суркова – 2019.
33 Сфера услуг: экономика: Учебное пособие / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко; под ред. Т.Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2007. С. 69–80.
34 ГОСТ Р 50646–94. от 01.07.1994 Услуги населению. Термины и определения. [Электронный ресурс] URL: https://meganorm.ru/Index2/1/4293777/4293777557.htm (дата обращения: 01.05.2024 г.).
35 Тонян М.Н., Воскресенская В.В. Сущность и виды государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №7-2.
36 Guglielmi G. J. Introduction au droit du service public. P., 1994
37 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"