Следственные действия как основной способ собирания доказательств. Общие правила их производства и оформления (Московский Финансово-Юридический Университет)
|
Введение……………………………….……………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и виды следственных действий…………………….9
1.1 Понятие и значение следственных действий как основного способа собирания доказательств……………………………………………………………9
1.2 Виды следственных действий…16
Глава 2. Порядок производства и оформления следственных действий……….20
2.1 Основания производства следственных действий…………………………...20
2.2 Общие правила производства следственных действий……………………...25
Глава 3. Актуальные проблемы и перспективы производства следственных действий…46
3.1 Проблемы производства следственных действий……………………………46
3.2 Направления совершенствования правового регулирования производства следственных действий……56
Заключение………………………………………………………………………….70
Список используемых источников…76
Глава 1. Понятие, сущность и виды следственных действий…………………….9
1.1 Понятие и значение следственных действий как основного способа собирания доказательств……………………………………………………………9
1.2 Виды следственных действий…16
Глава 2. Порядок производства и оформления следственных действий……….20
2.1 Основания производства следственных действий…………………………...20
2.2 Общие правила производства следственных действий……………………...25
Глава 3. Актуальные проблемы и перспективы производства следственных действий…46
3.1 Проблемы производства следственных действий……………………………46
3.2 Направления совершенствования правового регулирования производства следственных действий……56
Заключение………………………………………………………………………….70
Список используемых источников…76
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время следственные действия – это неотъемлемая часть уголовного процесса, поскольку они направленны на получение и формирование доказательств. При этом следственные действия являются одним из важнейших уголовно-процессуальных понятий, о чем свидетельствуют частота использования данного термина в уголовно-процессуальном законе и широкое применение соответствующих норм в правоприменительной практике. Сущность следственных действий определяется целями и задачами досудебного уголовного производства. По материалу проверки и уголовному делу производство следственных действий направлено на формирование доказательств, определяющих верную квалификацию преступления, создание условий надлежащего уголовного преследования лица, причастного к совершению преступления и законного и обоснованного применения к нему уголовного закона.
Необходимость четкой регламентации правил проведения следственных действий обусловлена тем, что уголовно-процессуальным законодательством установлен принцип, согласно которому доказательства, полученные с нарушением законодательных требований, являются недопустимыми. Даже незначительное нарушение процедурного порядка выполнения следственных действий может привести к тому, что судом не будут приняты во внимание полученные по их результатам доказательства. Подобная ситуация может иметь различные негативные последствия, что является неприемлемым. Целью уголовного судопроизводства, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, является защита прав и законных интересов пострадавших лиц и организаций, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод. Для достижения данной цели необходимо осуществлять качественное и эффективное проведение следственных действий, с соблюдением процедурного порядка, полностью соответствующего требованиям законодательства.
Однако в связи с изменениями в законодательстве, развитием технологий и появлением новых вызовов, возникают проблемы, которые требуют анализа, поиска новых решений и совершенствования работы правоохранительных органов. Среди таких проблем можно выделить недостаточную квалификацию следователей, коррупцию, нехватку ресурсов, в законе остается пробел касательно регулирования порядка производства некоторых следственных действий, а также касательного оснований и условий для их производства.
Для решения этих проблем необходимо изучать, анализировать и систематизировать возникающие сложности, разрабатывать новые подходы и методы работы, повышать квалификацию сотрудников и контролировать качество выполнения следственных действий. Таким образом, исследование проблем в производстве следственных действий на сегодняшний день, способы их решения актуально в связи с необходимостью обеспечения законности, справедливости и эффективности уголовного процесса, а также совершенствования системы следственных действий в соответствии с современными требованиями и вызовами.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие, сущность и классификации следственных действий проанализированы Р.Л. Ахмедшиным, Е. А. Прохоровой. При этом основы производства следственных действий в российском уголовном процессе представлены Т.В. Лянгузовой. Оценка эффективности следственного действия предложены С.А. Шейфером, Д.А. Ефремовым, Н.А. Финогеновым. Отдельные аспекты производства следственных действий рассмотрены О.С. Ахмеровой, П.В. Вдовцевым, Ю.С. Каркошко.
Проблематика правового регулирования производства некоторых следственных действий в уголовном процессе Российской Федерации исследована Я.В. Ждановой, И.Н. Крапчатовой. При этом актуальные проблемы производства следственных действий выявлены и такими авторами как В.Ю. Белицкий, Д.С. Тихонова, В.Н. Винокуров, К.В. Белоусова. Способы решения проблем в производстве следственных действий предложены М.Ю. Фисаковым, А.Б. Сижажевым.
Таким образом, мы можем говорить о том, что особенности и проблемы в производстве следственных действий на сегодняшний день и способы их решения довольно хорошо исследованы в научных трудах отечественных ученых и исследователей. Однако следует отметить, что многие аспекты в рамках исследуемой темы остались без доктринального внимания и нуждаются в теоретическом анализе.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства следственных действий.
Предметом исследования являются положения законодательства, регламентирующие производство следственных действий, а также научная литература и судебно-следственная практика по вопросам темы исследования.
Целью работы является выявление особенностей и актуальных проблем производства следственных действий, а также обоснование перспектив правового регулирования в данной сфере.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и значение следственных действий как основного способа собирания доказательств;
2. Определить виды следственных действий;
3. Изучить основания производства следственных действий;
4. Исследовать общие правила производства следственных действий;
5. Выявить проблемы производства следственных действий;
6. Сформулировать направления совершенствования правового регулирования производства следственных действий.
Методологической основой исследования послужили такие методы как анализ, синтез, индукции и дедукции, обобщения, сравнительно-правовой, диалектический, формально-юридический и другие.
Нормативной основой исследования послужили следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и т.д.
Эмпирической основой исследования послужила судебно-следственная практика, складывающаяся по вопросам производства следственных действий. Например, во внимание взяты позиции судов общей юрисдикции (как первой инстанции, так и вышестоящих).
Научная новизна исследования заключается в том, что автором проведено глубокое исследование вопросов, связанных с производством следственных действий. Сформулированы авторские признаки, присущие следственным действиям. Выявлены проблемы по теме исследования и определены возможные перспективы производства следственных действий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предлагаем дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением следственных действий. При формулировании такого определения могут быть взяты во внимание следующие признаки, присущие следственным действиям:
1) являются разновидностью процессуальных действий;
2) осуществляются уполномоченными на это субъектами;
3) реализуется в строго установленной процессуальной форме (главным образом, основывается на положениях УПК РФ);
4) направлена на сбор и проверку доказательств, имеющих значение для уголовного дела.
2. Предлагаем дополнить ч. 1 ст. 182 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «при определении достаточности следует исходить из того, что данных должно быть достаточно хотя бы для предположения о том, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела; эти данные могут быть получены как из источников, являющихся источниками доказательств, так и из иных источников (в том числе оперативных)».
3. Предлагаем дополнить ч. 1 ст. 192 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «Существенными являются те противоречия, которые взаимно исключают сведения, сообщенные допрашиваемыми лицами об одних и тех же обстоятельствах совершенного преступления. Существенными могут быть только те противоречия, которые касаются обстоятельств, подлежащих доказыванию и влияющие на оценку ранее собранных доказательств».
4. Была выявлена необходимость в более активном использовании цифровых технологий при производстве следственных действий. Так, представляется возможным внедрить 3D визуализацию показаний, например, при расследовании тяжких преступлений, по сложным, многоэпизодным делам. Компьютерное моделирование может успешно использоваться при проведении допроса, что позволит восполнить допрашиваемому наиболее точно восполнить картинку происшествия, получить наиболее достоверную информацию от допрашиваемого лица. Однако для реализации данного направления важно урегулировать порядок и условия использования компьютерного моделирования при производстве следственных действий. Как следствие, соответствующими положениями следует дополнить УПК РФ. Например, одним из условий использования таких цифровых технологий должно являться то, что они не должны иметь подстрекательские признаки, которые могут нанести несправедливый ущерб обвиняемому.
5. Было выявлено, что в практике встречаются случаи, когда следователи подменяют основания производства следственных действий (например, вместо назначения судебной экспертизы, производят освидетельствование). Кроме того, не всегда соблюдаются и условия проведения следственных действий. Например, не всегда разъясняются под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ. Более того, в следственной практике имеют место случаи повторного допроса обвиняемого по тому же обвинению, в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе, без наличия его просьбы об этом. Как следствие, данные проблемы нуждаются в разрешении. В данном аспекте можно предложить несколько путей разрешения указанных проблем:
1) Усилить контроль за деятельностью следователей;
2) Предусмотреть меры ответственности. Так, если обнаружено (например, прокурором), что следователь действует вопреки нормам УПК РФ (например, не разъяснил под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ), то он должен быть привлечен к ответственности. Как следствие, соответствующий состав можно было бы предусмотреть в положениях УК РФ.
6. Следует дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением понятия «электронные носители информации», а также внести дополнения в ст. 164.1 УПК РФ и предусмотреть обязательность участия специалиста при совершении всех следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей (в т.ч. при их осмотре). При этом под электронными носителями информации предлагаем понимать сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, выполненные в форме цифровой, звуковой и видеозаписи.
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в выводах автора, которые могут быть использованы в правоприменительной деятельности, а также при проведении дальнейших исследований, связанных с производством следственных действий. Кроме того, полученные автором выводы могут быть использованы в процессе преподавания по отдельным дисциплинам, например, уголовно-процессуальным правом, криминалистикой и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, которые включают в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников. Так, первая глава посвящена теоретико-правовым основам следственных действий. Во второй главе рассматриваются особенности производства следственных действий. В третьей главе определяются актуальные проблемы и тенденции развития правового регулирования по вопросам следственных действий.
Необходимость четкой регламентации правил проведения следственных действий обусловлена тем, что уголовно-процессуальным законодательством установлен принцип, согласно которому доказательства, полученные с нарушением законодательных требований, являются недопустимыми. Даже незначительное нарушение процедурного порядка выполнения следственных действий может привести к тому, что судом не будут приняты во внимание полученные по их результатам доказательства. Подобная ситуация может иметь различные негативные последствия, что является неприемлемым. Целью уголовного судопроизводства, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, является защита прав и законных интересов пострадавших лиц и организаций, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод. Для достижения данной цели необходимо осуществлять качественное и эффективное проведение следственных действий, с соблюдением процедурного порядка, полностью соответствующего требованиям законодательства.
Однако в связи с изменениями в законодательстве, развитием технологий и появлением новых вызовов, возникают проблемы, которые требуют анализа, поиска новых решений и совершенствования работы правоохранительных органов. Среди таких проблем можно выделить недостаточную квалификацию следователей, коррупцию, нехватку ресурсов, в законе остается пробел касательно регулирования порядка производства некоторых следственных действий, а также касательного оснований и условий для их производства.
Для решения этих проблем необходимо изучать, анализировать и систематизировать возникающие сложности, разрабатывать новые подходы и методы работы, повышать квалификацию сотрудников и контролировать качество выполнения следственных действий. Таким образом, исследование проблем в производстве следственных действий на сегодняшний день, способы их решения актуально в связи с необходимостью обеспечения законности, справедливости и эффективности уголовного процесса, а также совершенствования системы следственных действий в соответствии с современными требованиями и вызовами.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие, сущность и классификации следственных действий проанализированы Р.Л. Ахмедшиным, Е. А. Прохоровой. При этом основы производства следственных действий в российском уголовном процессе представлены Т.В. Лянгузовой. Оценка эффективности следственного действия предложены С.А. Шейфером, Д.А. Ефремовым, Н.А. Финогеновым. Отдельные аспекты производства следственных действий рассмотрены О.С. Ахмеровой, П.В. Вдовцевым, Ю.С. Каркошко.
Проблематика правового регулирования производства некоторых следственных действий в уголовном процессе Российской Федерации исследована Я.В. Ждановой, И.Н. Крапчатовой. При этом актуальные проблемы производства следственных действий выявлены и такими авторами как В.Ю. Белицкий, Д.С. Тихонова, В.Н. Винокуров, К.В. Белоусова. Способы решения проблем в производстве следственных действий предложены М.Ю. Фисаковым, А.Б. Сижажевым.
Таким образом, мы можем говорить о том, что особенности и проблемы в производстве следственных действий на сегодняшний день и способы их решения довольно хорошо исследованы в научных трудах отечественных ученых и исследователей. Однако следует отметить, что многие аспекты в рамках исследуемой темы остались без доктринального внимания и нуждаются в теоретическом анализе.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства следственных действий.
Предметом исследования являются положения законодательства, регламентирующие производство следственных действий, а также научная литература и судебно-следственная практика по вопросам темы исследования.
Целью работы является выявление особенностей и актуальных проблем производства следственных действий, а также обоснование перспектив правового регулирования в данной сфере.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и значение следственных действий как основного способа собирания доказательств;
2. Определить виды следственных действий;
3. Изучить основания производства следственных действий;
4. Исследовать общие правила производства следственных действий;
5. Выявить проблемы производства следственных действий;
6. Сформулировать направления совершенствования правового регулирования производства следственных действий.
Методологической основой исследования послужили такие методы как анализ, синтез, индукции и дедукции, обобщения, сравнительно-правовой, диалектический, формально-юридический и другие.
Нормативной основой исследования послужили следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и т.д.
Эмпирической основой исследования послужила судебно-следственная практика, складывающаяся по вопросам производства следственных действий. Например, во внимание взяты позиции судов общей юрисдикции (как первой инстанции, так и вышестоящих).
Научная новизна исследования заключается в том, что автором проведено глубокое исследование вопросов, связанных с производством следственных действий. Сформулированы авторские признаки, присущие следственным действиям. Выявлены проблемы по теме исследования и определены возможные перспективы производства следственных действий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предлагаем дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением следственных действий. При формулировании такого определения могут быть взяты во внимание следующие признаки, присущие следственным действиям:
1) являются разновидностью процессуальных действий;
2) осуществляются уполномоченными на это субъектами;
3) реализуется в строго установленной процессуальной форме (главным образом, основывается на положениях УПК РФ);
4) направлена на сбор и проверку доказательств, имеющих значение для уголовного дела.
2. Предлагаем дополнить ч. 1 ст. 182 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «при определении достаточности следует исходить из того, что данных должно быть достаточно хотя бы для предположения о том, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела; эти данные могут быть получены как из источников, являющихся источниками доказательств, так и из иных источников (в том числе оперативных)».
3. Предлагаем дополнить ч. 1 ст. 192 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «Существенными являются те противоречия, которые взаимно исключают сведения, сообщенные допрашиваемыми лицами об одних и тех же обстоятельствах совершенного преступления. Существенными могут быть только те противоречия, которые касаются обстоятельств, подлежащих доказыванию и влияющие на оценку ранее собранных доказательств».
4. Была выявлена необходимость в более активном использовании цифровых технологий при производстве следственных действий. Так, представляется возможным внедрить 3D визуализацию показаний, например, при расследовании тяжких преступлений, по сложным, многоэпизодным делам. Компьютерное моделирование может успешно использоваться при проведении допроса, что позволит восполнить допрашиваемому наиболее точно восполнить картинку происшествия, получить наиболее достоверную информацию от допрашиваемого лица. Однако для реализации данного направления важно урегулировать порядок и условия использования компьютерного моделирования при производстве следственных действий. Как следствие, соответствующими положениями следует дополнить УПК РФ. Например, одним из условий использования таких цифровых технологий должно являться то, что они не должны иметь подстрекательские признаки, которые могут нанести несправедливый ущерб обвиняемому.
5. Было выявлено, что в практике встречаются случаи, когда следователи подменяют основания производства следственных действий (например, вместо назначения судебной экспертизы, производят освидетельствование). Кроме того, не всегда соблюдаются и условия проведения следственных действий. Например, не всегда разъясняются под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ. Более того, в следственной практике имеют место случаи повторного допроса обвиняемого по тому же обвинению, в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе, без наличия его просьбы об этом. Как следствие, данные проблемы нуждаются в разрешении. В данном аспекте можно предложить несколько путей разрешения указанных проблем:
1) Усилить контроль за деятельностью следователей;
2) Предусмотреть меры ответственности. Так, если обнаружено (например, прокурором), что следователь действует вопреки нормам УПК РФ (например, не разъяснил под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ), то он должен быть привлечен к ответственности. Как следствие, соответствующий состав можно было бы предусмотреть в положениях УК РФ.
6. Следует дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением понятия «электронные носители информации», а также внести дополнения в ст. 164.1 УПК РФ и предусмотреть обязательность участия специалиста при совершении всех следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей (в т.ч. при их осмотре). При этом под электронными носителями информации предлагаем понимать сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, выполненные в форме цифровой, звуковой и видеозаписи.
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в выводах автора, которые могут быть использованы в правоприменительной деятельности, а также при проведении дальнейших исследований, связанных с производством следственных действий. Кроме того, полученные автором выводы могут быть использованы в процессе преподавания по отдельным дисциплинам, например, уголовно-процессуальным правом, криминалистикой и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, которые включают в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников. Так, первая глава посвящена теоретико-правовым основам следственных действий. Во второй главе рассматриваются особенности производства следственных действий. В третьей главе определяются актуальные проблемы и тенденции развития правового регулирования по вопросам следственных действий.
Проведенное исследование по вопросам, связанным со следственными действиями как основным способом собирания доказательств, позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Следственные действия играют важную роль в расследовании уголовных дел, обеспечивая соблюдение закона и справедливость в уголовном процессе. При этом институт следственных действий в современном уголовном судопроизводстве – это сложный институт уголовного процесса. Он регламентируется, на первый взгляд, достаточно хорошо сформировавшейся, дифференцированной процессуальной формой, что позволяет должностным лицам и органам, осуществляющим уголовное судопроизводство, самостоятельно выбирать способ собирания доказательств на этапе досудебного производства из числа следственных действий, предусмотренных УПК РФ. Однако не следует забывать об иных, предусмотренных уголовно-процессуальным законом способах собирания доказательств, которые в совокупности со следственными действиями входят в систему способов собирания доказательств на этапе досудебного производства.
При этом предлагаем дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением следственных действий. При формулировании такого определения могут быть взяты во внимание следующие признаки, присущие следственным действиям:
1) являются разновидностью процессуальных действий;
2) осуществляются уполномоченными на это субъектами;
3) реализуется в строго установленной процессуальной форме (главным образом, основывается на положениях УПК РФ);
4) направлена на сбор и проверку доказательств, имеющих значение для уголовного дела.
2. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации существует определенный перечень следственных действий, которые проводятся в рамках расследования уголовных дел. Эти действия строго регулируются законом, что обеспечивает соблюдение принципа законности и является особенностью следственных органов. Перед проведением следственных действий следователь должен иметь достаточную информацию, обосновывающую их проведение. Каждое следственное действие имеет свою специфику и цель.
3, Следственные действия являются важным инструментом в расследовании уголовных дел и их проведение предусматривает четкий порядок, основанный на законе. Они играют ключевую роль в сборе доказательств и обеспечении справедливости уголовного процесса.
Одной из основных особенностей следственных действий является то, что они должны осуществляться на основании достаточных сведений. Это означает, что перед проведением таких действий следователь должен обладать информацией, которая даёт основания для их проведения. Однако при проведении отдельных следственных действий возникают определенные трудности, связанные с несовершенством правового регулирования. Главным образом, речь идет об оценочных терминах, которые используются законодателем при изложении оснований проведения тех или иных следственных действий. Например, такая ситуация характерна для изложения оснований проведения обыска и очной ставки. В данной связи предлагается внести дополнения в ч. 1 ст. 182 УПК РФ (конкретизировать термин «достаточность») и ч. 1 ст. 192 УПК РФ (конкретизировать термин «существенные противоречия»), которые позволят конкретизировать основания проведения обыска и очной ставки, исключив неоднозначное понимание употребляемых законодателем оценочных терминов, а именно предлагается:
- Дополнить ч. 1 ст. 182 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «при определении достаточности следует исходить из того, что данных должно быть достаточно хотя бы для предположения о том, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела; эти данные могут быть получены как из источников, являющихся источниками доказательств, так и из иных источников (в том числе оперативных)».
- Дополнить ч. 1 ст. 192 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «Существенными являются те противоречия, которые взаимно исключают сведения, сообщенные допрашиваемыми лицами об одних и тех же обстоятельствах совершенного преступления. Существенными могут быть только те противоречия, которые касаются обстоятельств, подлежащих доказыванию и влияющие на оценку ранее собранных доказательств».
4, Нормативно-правовое обеспечение производства следственных действий в Российской Федерации строго регулируется уголовно-процессуальным законодательством. Закон определяет перечень следственных действий и устанавливает их порядок и условия проведения. Это гарантирует соблюдение принципа законности и обеспечивает эффективное расследование уголовных дел.
5. Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем, препятствующих эффективному проведению следственных действий в ОД ОМВД по Александровскому району. При этом особое значение в реализации процедуры дознания играет повышение квалификации сотрудников различных правоохранительных органов.
Более того, нами также были обозначены основные перспективы использования возможностей искусственного интеллекта в деятельности ОД ОМВД по Александровскому району при производстве следственных действий. При этом особое внимание уделено изучению и использованию электронных следов. Данное направление имеет особую важность в связи с участившимися случаями совершения противоправных деяний в информационном пространстве и сложностью их расследования.
Соответственно, производство следственных действий нуждается в совершенствовании с учетом возникающих проблем в судебно-следственной практике, а также с учетом современных реалий.
С учетом указанных правовых пробелов были предложены пути совершенствования действующего законодательства посредством формулирования конкретных предложений по редакции статей УПК РФ.
Кроме того, была выявлена необходимость и в более активном использовании цифровых технологий при производстве следственных действий. Так, представляется возможным внедрить 3D визуализацию показаний, например, при расследовании тяжких преступлений, по сложным, многоэпизодным делам. Компьютерное моделирование может успешно использоваться при проведении допроса, что позволит восполнить допрашиваемому наиболее точно восполнить картинку происшествия, получить наиболее достоверную информацию от допрашиваемого лица. Однако для реализации данного направления важно урегулировать порядок и условия использования компьютерного моделирования при производстве следственных действий. Как следствие, соответствующими положениями следует дополнить УПК РФ. Например, одним из условий использования таких цифровых технологий должно являться то, что они не должны иметь подстрекательские признаки, которые могут нанести несправедливый ущерб обвиняемому.
6. Проанализировав опыт производства следственных действий в РФ, были выявлены некоторые проблемы и предложены следующие тенденции их разрешения в законодательстве.
Так, в практике встречаются случаи, когда следователи подменяют основания производства следственных действий (например, вместо назначения судебной экспертизы, производят освидетельствование). Кроме того, не всегда соблюдаются и условия проведения следственных действий. Например, не всегда разъясняются под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ. Более того, в следственной практике имеют место случаи повторного допроса обвиняемого по тому же обвинению, в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе, без наличия его просьбы об этом. Как следствие, данные проблемы нуждаются в разрешении. В данном аспекте можно предложить несколько путей разрешения указанных проблем:
1) Усилить контроль за деятельностью следователей;
2) Предусмотреть меры ответственности. Так, если обнаружено (например, прокурором), что следователь действует вопреки нормам УПК РФ (например, не разъяснил под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ), то он должен быть привлечен к ответственности. Как следствие, соответствующий состав можно было бы предусмотреть в положениях УК РФ.
Кроме того, предлагается разрешить проблему, связанную с недостаточным взаимодействием следователя и оперативных подразделений органов внутренних дел, посредством урегулирования таких вопросов (о формах и порядке такого взаимодействия) в рамках самостоятельного ведомственного акта «О межведомственном взаимодействии следователей и оперативных подразделений органов внутренних дел при производстве следственных действий», который следует принять.
7. Еще одной важной проблемой является отсутствие легального определения понятия «электронные носители информации», что приводит к наличию трудностей при производстве следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей информации. Так, необходимо учитывать и то, что на сегодняшний день с помощью цифровых технологий совершается достаточно большое количество преступлений. При этом в ряде случаев изъятие электронных носителей информации может посягать на конституционные права, поэтому важное значение имеет безукоризненное соблюдение следователем процессуального порядка их изъятия. Однако можно говорить о несовершенстве современного правового регулирования производства следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей информации. В частности, отсутствует легальное определение понятия «электронные носители информации». Для восполнения указанного пробела следует дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением понятия «электронные носители информации», а также внести дополнения в ст. 164.1 УПК РФ и предусмотреть обязательность участия специалиста при совершении всех следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей (в т.ч. при их осмотре).
1. Следственные действия играют важную роль в расследовании уголовных дел, обеспечивая соблюдение закона и справедливость в уголовном процессе. При этом институт следственных действий в современном уголовном судопроизводстве – это сложный институт уголовного процесса. Он регламентируется, на первый взгляд, достаточно хорошо сформировавшейся, дифференцированной процессуальной формой, что позволяет должностным лицам и органам, осуществляющим уголовное судопроизводство, самостоятельно выбирать способ собирания доказательств на этапе досудебного производства из числа следственных действий, предусмотренных УПК РФ. Однако не следует забывать об иных, предусмотренных уголовно-процессуальным законом способах собирания доказательств, которые в совокупности со следственными действиями входят в систему способов собирания доказательств на этапе досудебного производства.
При этом предлагаем дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением следственных действий. При формулировании такого определения могут быть взяты во внимание следующие признаки, присущие следственным действиям:
1) являются разновидностью процессуальных действий;
2) осуществляются уполномоченными на это субъектами;
3) реализуется в строго установленной процессуальной форме (главным образом, основывается на положениях УПК РФ);
4) направлена на сбор и проверку доказательств, имеющих значение для уголовного дела.
2. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации существует определенный перечень следственных действий, которые проводятся в рамках расследования уголовных дел. Эти действия строго регулируются законом, что обеспечивает соблюдение принципа законности и является особенностью следственных органов. Перед проведением следственных действий следователь должен иметь достаточную информацию, обосновывающую их проведение. Каждое следственное действие имеет свою специфику и цель.
3, Следственные действия являются важным инструментом в расследовании уголовных дел и их проведение предусматривает четкий порядок, основанный на законе. Они играют ключевую роль в сборе доказательств и обеспечении справедливости уголовного процесса.
Одной из основных особенностей следственных действий является то, что они должны осуществляться на основании достаточных сведений. Это означает, что перед проведением таких действий следователь должен обладать информацией, которая даёт основания для их проведения. Однако при проведении отдельных следственных действий возникают определенные трудности, связанные с несовершенством правового регулирования. Главным образом, речь идет об оценочных терминах, которые используются законодателем при изложении оснований проведения тех или иных следственных действий. Например, такая ситуация характерна для изложения оснований проведения обыска и очной ставки. В данной связи предлагается внести дополнения в ч. 1 ст. 182 УПК РФ (конкретизировать термин «достаточность») и ч. 1 ст. 192 УПК РФ (конкретизировать термин «существенные противоречия»), которые позволят конкретизировать основания проведения обыска и очной ставки, исключив неоднозначное понимание употребляемых законодателем оценочных терминов, а именно предлагается:
- Дополнить ч. 1 ст. 182 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «при определении достаточности следует исходить из того, что данных должно быть достаточно хотя бы для предположения о том, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела; эти данные могут быть получены как из источников, являющихся источниками доказательств, так и из иных источников (в том числе оперативных)».
- Дополнить ч. 1 ст. 192 УПК РФ вторым абзацем следующего содержания: «Существенными являются те противоречия, которые взаимно исключают сведения, сообщенные допрашиваемыми лицами об одних и тех же обстоятельствах совершенного преступления. Существенными могут быть только те противоречия, которые касаются обстоятельств, подлежащих доказыванию и влияющие на оценку ранее собранных доказательств».
4, Нормативно-правовое обеспечение производства следственных действий в Российской Федерации строго регулируется уголовно-процессуальным законодательством. Закон определяет перечень следственных действий и устанавливает их порядок и условия проведения. Это гарантирует соблюдение принципа законности и обеспечивает эффективное расследование уголовных дел.
5. Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем, препятствующих эффективному проведению следственных действий в ОД ОМВД по Александровскому району. При этом особое значение в реализации процедуры дознания играет повышение квалификации сотрудников различных правоохранительных органов.
Более того, нами также были обозначены основные перспективы использования возможностей искусственного интеллекта в деятельности ОД ОМВД по Александровскому району при производстве следственных действий. При этом особое внимание уделено изучению и использованию электронных следов. Данное направление имеет особую важность в связи с участившимися случаями совершения противоправных деяний в информационном пространстве и сложностью их расследования.
Соответственно, производство следственных действий нуждается в совершенствовании с учетом возникающих проблем в судебно-следственной практике, а также с учетом современных реалий.
С учетом указанных правовых пробелов были предложены пути совершенствования действующего законодательства посредством формулирования конкретных предложений по редакции статей УПК РФ.
Кроме того, была выявлена необходимость и в более активном использовании цифровых технологий при производстве следственных действий. Так, представляется возможным внедрить 3D визуализацию показаний, например, при расследовании тяжких преступлений, по сложным, многоэпизодным делам. Компьютерное моделирование может успешно использоваться при проведении допроса, что позволит восполнить допрашиваемому наиболее точно восполнить картинку происшествия, получить наиболее достоверную информацию от допрашиваемого лица. Однако для реализации данного направления важно урегулировать порядок и условия использования компьютерного моделирования при производстве следственных действий. Как следствие, соответствующими положениями следует дополнить УПК РФ. Например, одним из условий использования таких цифровых технологий должно являться то, что они не должны иметь подстрекательские признаки, которые могут нанести несправедливый ущерб обвиняемому.
6. Проанализировав опыт производства следственных действий в РФ, были выявлены некоторые проблемы и предложены следующие тенденции их разрешения в законодательстве.
Так, в практике встречаются случаи, когда следователи подменяют основания производства следственных действий (например, вместо назначения судебной экспертизы, производят освидетельствование). Кроме того, не всегда соблюдаются и условия проведения следственных действий. Например, не всегда разъясняются под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ. Более того, в следственной практике имеют место случаи повторного допроса обвиняемого по тому же обвинению, в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе, без наличия его просьбы об этом. Как следствие, данные проблемы нуждаются в разрешении. В данном аспекте можно предложить несколько путей разрешения указанных проблем:
1) Усилить контроль за деятельностью следователей;
2) Предусмотреть меры ответственности. Так, если обнаружено (например, прокурором), что следователь действует вопреки нормам УПК РФ (например, не разъяснил под подпись в протоколе допроса положения статьи 51 Конституции РФ), то он должен быть привлечен к ответственности. Как следствие, соответствующий состав можно было бы предусмотреть в положениях УК РФ.
Кроме того, предлагается разрешить проблему, связанную с недостаточным взаимодействием следователя и оперативных подразделений органов внутренних дел, посредством урегулирования таких вопросов (о формах и порядке такого взаимодействия) в рамках самостоятельного ведомственного акта «О межведомственном взаимодействии следователей и оперативных подразделений органов внутренних дел при производстве следственных действий», который следует принять.
7. Еще одной важной проблемой является отсутствие легального определения понятия «электронные носители информации», что приводит к наличию трудностей при производстве следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей информации. Так, необходимо учитывать и то, что на сегодняшний день с помощью цифровых технологий совершается достаточно большое количество преступлений. При этом в ряде случаев изъятие электронных носителей информации может посягать на конституционные права, поэтому важное значение имеет безукоризненное соблюдение следователем процессуального порядка их изъятия. Однако можно говорить о несовершенстве современного правового регулирования производства следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей информации. В частности, отсутствует легальное определение понятия «электронные носители информации». Для восполнения указанного пробела следует дополнить ст. 5 УПК РФ легальным определением понятия «электронные носители информации», а также внести дополнения в ст. 164.1 УПК РФ и предусмотреть обязательность участия специалиста при совершении всех следственных и иных процессуальных действий по собираю и проверке электронных носителей (в т.ч. при их осмотре).
Подобные работы
- СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Применение технико—криминалистических средств и методов при выявлении и
расследовании преступлений в Банковской сфере
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003



