Система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе (Курганский государственный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ СОШ № 44 г. Кургана Курганской области.
Выборка: 24 ученика первого класса «А» в возрасте 7-8 лет.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога и психолога в начальной школе ……7
1.2. Особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе…11
1.3. Содержание и этапы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к обучению в школе ……………...…………...19
Выводы……………………………………………………………………………...23
2. Организация психолого-педагогической деятельности по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе
2.1. Анализ уровня и степени адаптации первоклассников к обучению в школе …25
2.2. Разработка и реализация программы по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе …33
2.3. Обобщение и интерпретация результатов исследования ……..……………39
Выводы……………………………………………………………………………...45
Заключение……………………………………46
Список использованных источников………48
Приложение…………………………………………………………………………53
База исследования: МОУ СОШ № 44 г. Кургана Курганской области.
Выборка: 24 ученика первого класса «А» в возрасте 7-8 лет.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога и психолога в начальной школе ……7
1.2. Особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе…11
1.3. Содержание и этапы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к обучению в школе ……………...…………...19
Выводы……………………………………………………………………………...23
2. Организация психолого-педагогической деятельности по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе
2.1. Анализ уровня и степени адаптации первоклассников к обучению в школе …25
2.2. Разработка и реализация программы по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе …33
2.3. Обобщение и интерпретация результатов исследования ……..……………39
Выводы……………………………………………………………………………...45
Заключение……………………………………46
Список использованных источников………48
Приложение…………………………………………………………………………53
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательной организации, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, педагогу и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
В ходе естественного роста и развития не все дети семи лет одинаково готовы перейти от игровой деятельности к учебной, что снижает уровень мотивации на формирование позиции «я – школьник» [19]. Большая роль в период адаптации первоклассника к обучению в школе принадлежит педагогу и психологу начальной школы. Система взаимодействия педагога и психолога включает постановку определенных целей и задач по успешной адаптации первоклассника к новой среде. По мнению О. В. Костыркиной сущность взаимодействия педагога и психолога заключается в совместной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующая достижению педагогических результатов, то есть способствование успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Аспекты развития личности ребенка, ставшего первоклассником раскрыты в трудах Л. И. Божович, И. В. Дубровинок и других, которые утверждают, что от того каким образом пройдет период адаптации первоклассник – зависит успешность его дальнейшего обучения. М. Г. Битянова указывает, что поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка-первоклассника. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (педагог, психолог), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни первоклассника, вызывающий необходимость активизации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, то есть взаимодействие педагога и психолога. Авторы считают, что в современном обществе образовательная организация должна быть более открытой социально-педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, социальному взаимодействию. Главное условие взаимодействия – это общение в системе «педагог-психолог-ребенок-родитель». От совместной работы педагога, психолога и родителей зависит социально-личностное развитие первоклассника и его успешная адаптация к обучению в школе.
Тема данной работы достаточной актуальна, так как несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Система взаимодействия педагога и психолога в начальной школе в настоящее время является одним из приоритетных в работе по успешной адаптации первоклассников к обучению в школе. Взаимодействие педагога и психолога направлено на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения первоклассника, его социального и психологического развития. Такое совместное сотрудничество педагога и психолога помогает первокласснику максимально использовать предоставленные возможности для образования и развития, приспособить индивидуальные особенности каждого первоклассника.
Реализация новых образовательных стандартов, ориентированных на становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости», невозможна вне эффективно организованного взаимодействия педагога и психолога. Речь идет прежде всего о создании специальных условий для детей, поступивших на обучение в школу; обеспечении индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося
Цель данного исследования заключается в теоретическом изучении и экспериментальном исследовании системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
Объектом исследования является процесс адаптации первоклассника к обучению в школе.
Предметом исследования является система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы психолого-педагогического взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
2. Проанализировать особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе.
3. Провести экспериментальное исследование уровня и степени адаптации первоклассников к обучению в школе.
4. Разработать и апробировать программу по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
В ходе работы были применены методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: анкетирование; анализ;
- психодиагностические методы: диагностическая методика «Диагностика мотивации учения. Мотивационная цветовая анкета» (модификация анкеты Н.Г. Лускановой); методика «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (авторы – Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко); социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: труды И.В.Дубровиной, Э.Р.Зарединовой и других, в которых раскрыты особенности адаптации первоклассников к обучению в школе; труды М.Р.Битяновой, Е.М.Габуевой, Г.Б. Загуловой, Е.В.Коротаевой и других, в основе которых подчеркивается важность взаимодействия педагога и психолога в успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по совершенствованию взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе может быть использована в деятельности начальной школы.
База и методы исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МОУ СОШ № 44 г.Кургана Курганской области, испытуемые – обучающиеся первого класса «А» в возрасте 7-8 лет, в количестве 24 человек, из них 11 мальчиков и 13 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе естественного роста и развития не все дети семи лет одинаково готовы перейти от игровой деятельности к учебной, что снижает уровень мотивации на формирование позиции «я – школьник» [19]. Большая роль в период адаптации первоклассника к обучению в школе принадлежит педагогу и психологу начальной школы. Система взаимодействия педагога и психолога включает постановку определенных целей и задач по успешной адаптации первоклассника к новой среде. По мнению О. В. Костыркиной сущность взаимодействия педагога и психолога заключается в совместной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующая достижению педагогических результатов, то есть способствование успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Аспекты развития личности ребенка, ставшего первоклассником раскрыты в трудах Л. И. Божович, И. В. Дубровинок и других, которые утверждают, что от того каким образом пройдет период адаптации первоклассник – зависит успешность его дальнейшего обучения. М. Г. Битянова указывает, что поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка-первоклассника. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (педагог, психолог), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни первоклассника, вызывающий необходимость активизации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, то есть взаимодействие педагога и психолога. Авторы считают, что в современном обществе образовательная организация должна быть более открытой социально-педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, социальному взаимодействию. Главное условие взаимодействия – это общение в системе «педагог-психолог-ребенок-родитель». От совместной работы педагога, психолога и родителей зависит социально-личностное развитие первоклассника и его успешная адаптация к обучению в школе.
Тема данной работы достаточной актуальна, так как несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Система взаимодействия педагога и психолога в начальной школе в настоящее время является одним из приоритетных в работе по успешной адаптации первоклассников к обучению в школе. Взаимодействие педагога и психолога направлено на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения первоклассника, его социального и психологического развития. Такое совместное сотрудничество педагога и психолога помогает первокласснику максимально использовать предоставленные возможности для образования и развития, приспособить индивидуальные особенности каждого первоклассника.
Реализация новых образовательных стандартов, ориентированных на становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости», невозможна вне эффективно организованного взаимодействия педагога и психолога. Речь идет прежде всего о создании специальных условий для детей, поступивших на обучение в школу; обеспечении индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося
Цель данного исследования заключается в теоретическом изучении и экспериментальном исследовании системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
Объектом исследования является процесс адаптации первоклассника к обучению в школе.
Предметом исследования является система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы психолого-педагогического взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
2. Проанализировать особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе.
3. Провести экспериментальное исследование уровня и степени адаптации первоклассников к обучению в школе.
4. Разработать и апробировать программу по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
В ходе работы были применены методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: анкетирование; анализ;
- психодиагностические методы: диагностическая методика «Диагностика мотивации учения. Мотивационная цветовая анкета» (модификация анкеты Н.Г. Лускановой); методика «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (авторы – Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко); социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: труды И.В.Дубровиной, Э.Р.Зарединовой и других, в которых раскрыты особенности адаптации первоклассников к обучению в школе; труды М.Р.Битяновой, Е.М.Габуевой, Г.Б. Загуловой, Е.В.Коротаевой и других, в основе которых подчеркивается важность взаимодействия педагога и психолога в успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по совершенствованию взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе может быть использована в деятельности начальной школы.
База и методы исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МОУ СОШ № 44 г.Кургана Курганской области, испытуемые – обучающиеся первого класса «А» в возрасте 7-8 лет, в количестве 24 человек, из них 11 мальчиков и 13 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В заключении необходимо отметить, что под взаимодействием педагога и психолога начальной школы понимается тесное сотрудничество двух субъектов образовательного процесса, состоящее из мно-жества психолого-педагогических компонентов. Наибольший эффект такого взаимодействия может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагога и психолога, а также родителей, направленная на актив-ное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успеш-ное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе за-ключаются в том, что начало школьной жизни совпадает с кризисом семи лет; происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную; меняется соци-альный статус ребенка в обществе; происходит стремительное развитие позна-вательной, эмоционально-волевой, мотивационных сфер ребенка; коммуника-тивные навыки выходит на новый уровень. Процесс адаптации первоклассника многофакторный, и от успешности адаптации, от уровня отношений со взрос-лыми и сверстниками, зависит эффективность дальнейшего обучения ребенка. Система взаимодействия педагога и психолога по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период, осуществляется на основе диагностических данных, проводимых в первом классе. Приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности первоклассника и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.
В ходе проведенного экспериментального исследования на примере МОУ СОШ № 44 г.Кургана Курганской области по выявлению степени адаптации у первоклассников первого класса «А» были проведены диагностические методики, и установлено, что в основном в первом классе «А» отмечен средний уровень адаптации детей к школе. В связи с чем на формирующем этапе исследования была разработана программа по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе. Цель проведения занятий в ходе реализации программы - обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителям; развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель – ученик»; изменение отношения детей к правилам поведения в школе; развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу, а также снижение уровня школьной тревожности и повышения самооценки у первоклассников.
После проведенной работы на формирующем этапе исследования на контрольном этапе была выявлена положительная динамика в адаптации учеников к школе - у первоклассников наблюдается положительное отношение к школе, учителю, обучению; межличностное взаимодействие сформировано, что также говорит о положительной динамике в адаптации обучающихся к обучению в школе; в первом классе практически отсутствуют конфликтные ситуации; социальный статус учеников стал выше; в классе между детьми появилось понимание и сопереживание.
Таким образом, в ходе исследования цель работы достигнута.
Особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе за-ключаются в том, что начало школьной жизни совпадает с кризисом семи лет; происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную; меняется соци-альный статус ребенка в обществе; происходит стремительное развитие позна-вательной, эмоционально-волевой, мотивационных сфер ребенка; коммуника-тивные навыки выходит на новый уровень. Процесс адаптации первоклассника многофакторный, и от успешности адаптации, от уровня отношений со взрос-лыми и сверстниками, зависит эффективность дальнейшего обучения ребенка. Система взаимодействия педагога и психолога по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период, осуществляется на основе диагностических данных, проводимых в первом классе. Приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности первоклассника и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.
В ходе проведенного экспериментального исследования на примере МОУ СОШ № 44 г.Кургана Курганской области по выявлению степени адаптации у первоклассников первого класса «А» были проведены диагностические методики, и установлено, что в основном в первом классе «А» отмечен средний уровень адаптации детей к школе. В связи с чем на формирующем этапе исследования была разработана программа по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе. Цель проведения занятий в ходе реализации программы - обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителям; развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель – ученик»; изменение отношения детей к правилам поведения в школе; развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу, а также снижение уровня школьной тревожности и повышения самооценки у первоклассников.
После проведенной работы на формирующем этапе исследования на контрольном этапе была выявлена положительная динамика в адаптации учеников к школе - у первоклассников наблюдается положительное отношение к школе, учителю, обучению; межличностное взаимодействие сформировано, что также говорит о положительной динамике в адаптации обучающихся к обучению в школе; в первом классе практически отсутствуют конфликтные ситуации; социальный статус учеников стал выше; в классе между детьми появилось понимание и сопереживание.
Таким образом, в ходе исследования цель работы достигнута.



