Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе (Курганский государственный университет)

Работа №146142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МОУ СОШ № 44 г. Кургана Курганской области.
Выборка: 24 ученика первого класса «А» в возрасте 7-8 лет.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога и психолога в начальной школе ……7
1.2. Особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе…11
1.3. Содержание и этапы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к обучению в школе ……………...…………...19
Выводы……………………………………………………………………………...23
2. Организация психолого-педагогической деятельности по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе
2.1. Анализ уровня и степени адаптации первоклассников к обучению в школе …25
2.2. Разработка и реализация программы по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе …33
2.3. Обобщение и интерпретация результатов исследования ……..……………39
Выводы……………………………………………………………………………...45
Заключение……………………………………46
Список использованных источников………48
Приложение…………………………………………………………………………53

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательной организации, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, педагогу и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
В ходе естественного роста и развития не все дети семи лет одинаково готовы перейти от игровой деятельности к учебной, что снижает уровень мотивации на формирование позиции «я – школьник» [19]. Большая роль в период адаптации первоклассника к обучению в школе принадлежит педагогу и психологу начальной школы. Система взаимодействия педагога и психолога включает постановку определенных целей и задач по успешной адаптации первоклассника к новой среде. По мнению О. В. Костыркиной сущность взаимодействия педагога и психолога заключается в совместной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующая достижению педагогических результатов, то есть способствование успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Аспекты развития личности ребенка, ставшего первоклассником раскрыты в трудах Л. И. Божович, И. В. Дубровинок и других, которые утверждают, что от того каким образом пройдет период адаптации первоклассник – зависит успешность его дальнейшего обучения. М. Г. Битянова указывает, что поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка-первоклассника. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (педагог, психолог), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни первоклассника, вызывающий необходимость активизации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, то есть взаимодействие педагога и психолога. Авторы считают, что в современном обществе образовательная организация должна быть более открытой социально-педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, социальному взаимодействию. Главное условие взаимодействия – это общение в системе «педагог-психолог-ребенок-родитель». От совместной работы педагога, психолога и родителей зависит социально-личностное развитие первоклассника и его успешная адаптация к обучению в школе.
Тема данной работы достаточной актуальна, так как несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Система взаимодействия педагога и психолога в начальной школе в настоящее время является одним из приоритетных в работе по успешной адаптации первоклассников к обучению в школе. Взаимодействие педагога и психолога направлено на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения первоклассника, его социального и психологического развития. Такое совместное сотрудничество педагога и психолога помогает первокласснику максимально использовать предоставленные возможности для образования и развития, приспособить индивидуальные особенности каждого первоклассника.
Реализация новых образовательных стандартов, ориентированных на становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости», невозможна вне эффективно организованного взаимодействия педагога и психолога. Речь идет прежде всего о создании специальных условий для детей, поступивших на обучение в школу; обеспечении индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося
Цель данного исследования заключается в теоретическом изучении и экспериментальном исследовании системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
Объектом исследования является процесс адаптации первоклассника к обучению в школе.
Предметом исследования является система взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы психолого-педагогического взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
2. Проанализировать особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе.
3. Провести экспериментальное исследование уровня и степени адаптации первоклассников к обучению в школе.
4. Разработать и апробировать программу по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе.
В ходе работы были применены методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: анкетирование; анализ;
- психодиагностические методы: диагностическая методика «Диагностика мотивации учения. Мотивационная цветовая анкета» (модификация анкеты Н.Г. Лускановой); методика «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (авторы – Л. М. Ковалева, Н. Н. Тарасенко); социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: труды И.В.Дубровиной, Э.Р.Зарединовой и других, в которых раскрыты особенности адаптации первоклассников к обучению в школе; труды М.Р.Битяновой, Е.М.Габуевой, Г.Б. Загуловой, Е.В.Коротаевой и других, в основе которых подчеркивается важность взаимодействия педагога и психолога в успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по совершенствованию взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе может быть использована в деятельности начальной школы.
База и методы исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МОУ СОШ № 44 г.Кургана Курганской области, испытуемые – обучающиеся первого класса «А» в возрасте 7-8 лет, в количестве 24 человек, из них 11 мальчиков и 13 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении необходимо отметить, что под взаимодействием педагога и психолога начальной школы понимается тесное сотрудничество двух субъектов образовательного процесса, состоящее из мно-жества психолого-педагогических компонентов. Наибольший эффект такого взаимодействия может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагога и психолога, а также родителей, направленная на актив-ное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успеш-ное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Особенности периода адаптации первоклассников к обучению в школе за-ключаются в том, что начало школьной жизни совпадает с кризисом семи лет; происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную; меняется соци-альный статус ребенка в обществе; происходит стремительное развитие позна-вательной, эмоционально-волевой, мотивационных сфер ребенка; коммуника-тивные навыки выходит на новый уровень. Процесс адаптации первоклассника многофакторный, и от успешности адаптации, от уровня отношений со взрос-лыми и сверстниками, зависит эффективность дальнейшего обучения ребенка. Система взаимодействия педагога и психолога по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период, осуществляется на основе диагностических данных, проводимых в первом классе. Приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности первоклассника и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.
В ходе проведенного экспериментального исследования на примере МОУ СОШ № 44 г.Кургана Курганской области по выявлению степени адаптации у первоклассников первого класса «А» были проведены диагностические методики, и установлено, что в основном в первом классе «А» отмечен средний уровень адаптации детей к школе. В связи с чем на формирующем этапе исследования была разработана программа по совершенствованию системы взаимодействия педагога и психолога в период адаптации первоклассников к обучению в школе. Цель проведения занятий в ходе реализации программы - обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителям; развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель – ученик»; изменение отношения детей к правилам поведения в школе; развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу, а также снижение уровня школьной тревожности и повышения самооценки у первоклассников.
После проведенной работы на формирующем этапе исследования на контрольном этапе была выявлена положительная динамика в адаптации учеников к школе - у первоклассников наблюдается положительное отношение к школе, учителю, обучению; межличностное взаимодействие сформировано, что также говорит о положительной динамике в адаптации обучающихся к обучению в школе; в первом классе практически отсутствуют конфликтные ситуации; социальный статус учеников стал выше; в классе между детьми появилось понимание и сопереживание.
Таким образом, в ходе исследования цель работы достигнута.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва: Юрайт, 2018. – 711 с.
2. Анохина Е. А. Дифференцированный подход к исследованию проблемы адаптации первоклассников в современной школе / Е. А. Анохина // Образование XXI века в ситуации неопределенности : традиционализм, инноватика, многовекторность развития : материалы всероссийской научной конференции с международным участием. – Липецк, 2020. – С. 132-134.
3. Богомолова Е. А. Проблема адаптации первоклассника к школе / Е. А. Богомолова // Студенческие научные достижения: сборник статей IV международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, – 2019. – С. 193-195.
4. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. – 3-е изд., стер. – Москва: Юрайт, 2019. – 216 с.
5. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. – Москва: Проспект, 2018. 198 с.
6. Безруких М. М. Ребенок идет в школу / М. М. Безруких. – Москва: Академия, 2019. – 229 с.
7. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович. – Москва: Проспект, 2018. – 393 с.
8. Ванюхина Н. В. Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе / Н. В. Ванюхина [Электронный ресурс] – Режим доступа – https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologo-pedagogicheskoy-gotovnosti-roditeley-k-obucheniyu-detey-v-shkole (Дата обращения 02.12.2023г.)
9. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л. А. Венгер. – М.: Академия, 2019. – 289 с.
10. Волкова М. В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М. В. Волкова // Психология. – 2021. - № 11. – С. 134-137.
11. Воробьева И. Н. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе / И. Н. Воробьева // Молодой ученый. – 2020. - № 54. – С. 60-63.
12. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе [Электронный ресурс] / И. Ф. Валиулина // Молодой ученый. – 2021. – № 5. – Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/139/39293/ (Дата обращения 01.12.2023г.)
13. Васина Е. А. Адаптация первоклассников к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема / Е. А. Васина // Современное научное знание : теория и практика : материалы международной научно-практической конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – 2019. – С. 316-323.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург.: Союз, 2017. – 364 с.
15. Габуева Е. М. Проблема психологического сопровождения в период адаптации первоклассника / Е. М. Габуева // Современные технологии в образовании. – 2021. – № 1. – С. 54-58.
16. Гонина О. О. Мотивационная готовность ребенка к школьному обучению / О. О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – №3. – С. 81-84.
17. Горбанева Е.В. Факторы успешной адаптации первоклассника к школе и особенности его психолого-педагогического сопровождения / Е.В.Горбанева // Международная научно-практическая конференция I МЦНС «Наука и просвещение». – Пенза, 2020. – С. 243-246.
18. Гумерова А.Р. К проблеме адаптации первоклассника / А.Р.Гумерова // Академический журнал Западной Сибири. – 2019. – № 5. – С. 11-12.
19. Еманова С. В. Педагогика и психология начальной школы : учебное пособие / С. В. Еманова, Е. А. Казанцева, М. А. Сокольская ; под ред. С. В. Емановой. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2023. - URI: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5892/23_Еманова-СВ_2023_УП.pdf?sequence=1&isAllowed=y
20. Загулова Г.Б. Комплексное сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Г.Б.Загулова // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : материалы всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 66-71.
21. Зарединова Э.Р. Организация адаптационного периода первоклассников к обучению в школе: психолого-педагогический аспект / Э. Р. Зарединова // Психология социализации личности в современных условиях: сборник статей научно-практической конференции. – Симферополь, 2020. – С. 85-90.
22. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник / И.А.Зимняя. – Москва: Логос, 2018. – 384 с.
23. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников / О. А. Карабанова // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 5. – C. 16-26.
24. Касьяненко А.В. Проблемы адаптации первоклассников к школе / А.В.Касьяненко // Инновационное развитие науки и образования : сборник статей IX международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 155-158.
25. Княженко Л.П. Адаптация первоклассников к школе : особенности, проблемы, факторы / Л.П. Княженко // Защита детства : проблемы, поиски, решения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России, 2018. – С. 335-341.
26. Коротаева Е.В. Основы педагогических взаимодействий / Е. В. Коротаева. –Екатеринбург: УрГПУ, 2014. -118 с.
27. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема / И. В. Кощиенко // Проблемы педагогики и психологии. – 2019. – № 1. – С.20-24.
28. Костыркина О. В. Проблемы адаптации первоклассника / О. В. Костыркина // Ключевые проблемы и передовые разработки в современной науке : сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 25-28.
29. Кочеткова Т.Н. Аспекты проблемы адаптации первоклассников к школе / Т.Н. Кочеткова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 4. – С. 32-37.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю.Кулагина. - Москва: Сфера, 2011. – 464 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник / В.С.Мухина. – Москва: Академия, 2012. – 456 с.
32. Немов Р.С. Психология: учебное пособие / Р.С.Немов. – М.: Владос, 2011. - 688 с.
33. Наумова О.М. Особенности развития самооценки первоклассников
с низким уровнем адаптации к школе / О.М.Наумова // Актуальные проблемы
и перспективы развития современной психологии. – 2019. – № 1. – С. 263–268
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. – Москва: Русский язык, 2010. – 921 с.
35. Парфененкова Ю.А. Личностные предикторы школьной дезадаптации и характер протекания адаптации первоклассников / Ю.А.Парфененкова // Психологическая студия : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П. М. Машерова, – Витебск, 2019. – С. 120-122.
36. Попрядухина Н.Г. Психолого-педагогические проблемы школьной адаптации у первоклассников / Н.Г.Попрядухина // Наука третьего тысячелетия : материалы международной (заочной) научнопрактической конференции. – 2020. – С. 952-956.
37. Рабочая книга школьного психолога [Электронный ресурс] / И. В. Дубровина. – М.: Проспект, 2019. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-84.shtml (Дата обращения 02.12.2023г.)
38. Рахимова З.А. Проблема адаптации первоклассников к первому году обучения в школе / З.А. Рахимова // Современная наука : проблемы, идеи, тенденции : материалы международной (заочной) научно-практической конференции. – 2020. – С. 588-595. 39. Сидорина Е.В. К проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе / Е.В. Сидорина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 3. – С. 302-305.
40. Совместная работа психолога и учителя в адаптационный период первоклассника /под ред. Е.А.Попковой [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://t-obr.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=3:publ-ns-bf&id=350:совместная-работа-психолога-и-учителя-в-адаптационный-период-первоклассника&Itemid=464 (Дата обращения 03.12.2023г.)
41. Федорова П.А. Теоретический анализ проблемы «адаптация» к обучению первоклассников в отечественной и зарубежной литературе / П.А.Федорова // Научные труды магистрантов и аспирантов : сборник научных трудов. – Нижневартовск, 2020. – С. 77-80.
42. Хажинская Е.А. Теоретические аспекты адаптации первоклассников в школе / Е.А. Хажинская // Актуальные проблемы дошкольного образования : риски, возможности, перспективы : сборник статьей XVII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 301-305.
43. Харланова А.О. Проблема социально-психологической адаптации первоклассников к школе / А.О. Харланова // XLIII Международные научные чтения (памяти И.И. Ползунова) : сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 123-125.
44. Рылеева, А. С. Социально-личностное развитие и самоопределение дошкольников: учебное пособие / А. С. Рылеева, С. В. Еманова / под ред. Рылеевой А. С. - Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2018. URI: http://hdl.handle.net/123456789/5162

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ