Аннотация
Введение 6
1 Теоретические основы проектирования дистанционных курсов 8
1.1 Методические особенности дистанционного обучения 8
1.2 Использование методов дистанционного обучения в вузе 9
1.3 Виды взаимодействия и методы дистанционного обучения 10
1.4 Значение криптографии и ее методов для подготовки педагогов профессионального обучения профилизации «Информационная безопасность» 13
1.5 Анализ литературы и интернет источников по теме «Криптографические
методы защиты информации» 16
1.6 Проектирование и разработка дополнительной образовательной программы
«Криптографические методы защиты информации» 21
2 Разработка онлайн-курса по дополнительной образовательной программе «Криптографические методы защиты информации» 25
2.1 Цель создания онлайн-курса по дополнительной образовательной
программе «Криптографические методы защиты информации» 25
2.2 Структура дистанционного онлайн-курса «Криптографические методы
защиты информации» 26
2.3 Выбор средства для реализации онлайн-курса по дополнительной образовательной программе «Криптографические методы защиты информации» 29
2.4 Содержание дистанционного онлайн-курса «Криптографические методы
защиты информации» 31
2.5 Разработка дистанционного онлайн-курса по дополнительной образовательной программе «Криптографические методы защиты информации» 32
2.6 Методические указания по использованию дистанционного онлайн-курса «Криптографические методы защиты информации» в учебном процессе 46
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 55
Стремление защитить свои интересы было присуще человеку с давних пор. Еще в древности он использовал различные варианты кодирования информации, изобретал устройства, которые бы способствовали сохранению в тайне секретной информации и при этом обеспечивали легкость ее шифрования - расшифрования.
Из такой потребности выросла целая наука - криптография. Ранее криптография служила только интересам государства, но с появлением интернета ее методы стали интересовать и частных лиц. На сегодняшний день криптография широко используется хакерами, борцами за свободу информации и простыми пользователями, желающими защитить свои данные в сети.
С момента изобретения Интернета и его дальнейшего повсеместного распространения, а также превращения его в главное средство обмена информацией между людьми криптография стала актуальной для всех слоев населения. Актуальность криптографии в наше время объясняется тем, что доступ к Интернету и другим сетям обмена информацией есть у подавляющего большинства людей в развитых странах (при таких тенденциях доступ к сетям в скором времени будет и у всего человечества), однако далеко не вся информация, которой обмениваются люди, является защищенной. Так, например, за последнее время широкое распространение получили покупки онлайн, социальные сети, услуги государственных порталов, на которых сосредоточена важнейшая личная информация граждан. Кроме того, что информация сделалась более разнообразной и более конфиденциальной, увеличилось и общее количество информации.
Однако на современном этапе развития образования даже у специалистов в области информационной безопасности часто оказываются не сформированными компетенции в области использования методов криптографической защиты информации, и они нуждаются в повышении уровня сформированности данных компетенций.
В настоящее время все больше специалистов обращаются к краткосрочным и удаленным способам получения новых знаний, коими являются дистанционные курсы, которые уже успели завоевать лидирующие позиции в современных условиях реализации образовательной деятельности.
Именно необходимость организации соответствующей информационной подготовки педагогов профессионального обучения и обусловило тему выпускной квалификационной работы создание онлайн-курса по обучению криптографической защите данных.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс обучения слушателей дистанционного онлайн-курса «Криптографические методы защиты информации».
Предмет выпускной квалификационной работы: учебные материалы для дистанционного онлайн-курса «Криптографические методы защиты информации».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать дистанционный онлайн-курс «Криптографические методы защиты информации».
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать интернет-источники и учебно-методическую документацию дополнительной образовательной программы «Криптографические методы защиты информации»;
• рассмотреть вопросы создания дистанционного онлайн-курса и требования, предъявляемые к нему;
• разработать структуру онлайн-курса по дополнительной образовательной программе «Криптографические методы защиты информации»;
• реализовать дистанционный онлайн-курс по дополнительной образовательной программе «Криптографические методы защиты информации».
Начало третьего тысячелетия ознаменовано рождением общества нового типа - информационного, в котором основным стратегическим ресурсом становится информация. Влияние, которое оказывают информационные процессы на все сферы жизни общества, актуализирует важнейшие вопросы социального бытия, в том числе вопросы информационных взаимодействий, включая борьбу за информационное пространство и противодействие различного рода информационным угрозам. В связи с этим не может не меняться ситуация в отношении исследования способов обеспечения информационной безопасности, а частности, методам и средствам обеспечения криптографической защиты данных.
Для этих целей в рамках выпускной квалификационной работы был разработан курс «Криптографические методы защиты информации».
На первом этапе работы был сделан обзор литературных и интернет- источников с целью определения содержания дистанционного курса и требований, предъявляемых к нему на современном этапе развития средств вычислительной и компьютерной техники.
Вторым этапом стало определение содержательного наполнения курса и проектирование дополнительной образовательной программы, что стало следствием отсутствия дисциплины «Криптографические методы защиты данных» в учебных планах специалистов в области информационной безопасности и защиты информации. Заявленное противоречие потребовало создание дистанционного курса по данной дисциплине.
Следующим этапом стало рассмотрение наиболее распространенных в настоящее время методов криптографической защиты информации и способов ее реализации. Выбор для конкретных систем должен быть основан на глубоком анализе слабых и сильных сторон тех или иных методов защиты. Обоснованный выбор той или иной системы защиты в общем-то должен опираться на какие-то критерии эффективности. К сожалению, до сих пор не разработаны подходящие методики оценки эффективности криптографических систем. Поэтому в курс было решено включить те методы и средства обеспечения криптографической защиты, которые, по мнению ряда исследователей, сегодня являются наиболее эффективными и стабильными, а также рассмотреть основные стандарты на них как отечественные, так и зарубежные.
Далее была выбрана система дистанционного обучения, на платформе которой необходимо было реализовать данный курс. Ею стала LMS Moodle основным достоинством которой, кроме богатого функционала является ее бесплатность и постоянное обновление новыми готовыми решениями.
Заключительным этапом выполнения выпускной квалификационной работы стала разработка методический рекомендации по использованию созданного дистанционного онлайн-курса и рассмотрение возможностей его совершенствования и корректирования в зависимости от условий реализации и применения в учебном процессе.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, а цель достигнута.
1. Адаменко М. Основы классической криптологии. Секреты шифров и кодов [Текст] / М. Адаменко. - Москва: Машиностроение, 2014. - 256 с.
2. Бабаш А. В. История криптографии. Часть I [Текст] / А. В. Бабаш, Г. П. Шанкин. - Москва: Гелиос АРВ, 2002. - 240 с.
3. Бабенко Л. К. Современные алгоритмы блочного шифрования и методы их анализа [Текст] / Л. К. Бабенко, Е. А. Ищукова. - Москва: Гелиос АРВ, 2006. - 376 с.
4. Байер Д. Microsoft ASP .NET. Обеспечение безопасности [Текст] / Д. Байер. - Москва: Питер, Русская Редакция, 2008. - 430 c.
5. Баричев С. Г. Основы современной криптографии [Текст] / С. Г. Баричев, В. В. Гончаров, Р. Е. Серов. - Москва: СИНТЕГ, 2011. - 176 с.
6. Герман О. Н. Теоретико-числовые методы в криптографии [Текст] / О. Н. Герман, Ю. В. Нестеренко. - Москва: Академия, 2012. - 272 с.
7. Горев А. И. Обеспечение информационной безопасности [Текст] / А. И. Горев, А. И. Симаков. - Москва: Мир, 2005. - 844 с.
8. Жданов О. Н. Методика выбора ключевой информации для алгоритма блочного шифрования [Текст] / О. Н. Жданов. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 607 с.
9. Здор С. Е. Кодированная информация. От первых природных кодов до искусственного интеллекта [Текст] / С. Е. Здор. - Москва: Либроком, 2012. - 168 с.
10. Земор Ж. Ж. Курс криптографии [Текст] / Ж. Ж. Земор. - Москва: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2006. - 256 с.
11. Зубов А. Н. Математика кодов аутентификации [Текст] / А. Н. Зубов. Москва: Гелиос АРВ, 2007. - 288 с.
12. Молдовян А. А. Криптография: скоростные шифры [Текст] / А. А. Молдовян и др. - Москва: БХВ-Петербург, 2002. - 496 с.
13. Литвинская О. С. Основы теории передачи информации: учебное пособие. [Текст] / О. С. Литвинская, Н. И. Чернышев. - Москва: КноРус, 2015. - 168 с.
14. Масленников М. Практическая криптография: моногр. [Текст] / М. Масленников. - Москва: БХВ-Петербург, 2003. - 464 с.
15. Черемушкин А. В. Лекции по арифметическим алгоритмам в криптографии [Текст] / А. В. Черемушкин. - Москва: МЦНМО, 2002. - 104 с.....36