Миграционные потоки и особенности современного сотрудничества в экономической сфере
Российской Федерации со странами АТЭС на примере Индонезии и Сингапура
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ.
LIST OF SYMBOLS AND ABBREVIATIONS 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.ФОРУМ АТЭС КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АТР 8
1.1 Структура и достижения форума АТЭС 8
1.2 Роль Российской Федерации в АТЭС 27
ГЛАВА 2. ПАРТНЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ИНДОНЕЗИИ В РАМКАХ АТЭС 34
2.1 Партнерство России и Индонезии в рамках АТЭС на современном этапе 34
2.2 Перспективы и прогнозы сотрудничества России и Индонезии в рамках АТЭС в миграционной и экономической сферах 44
ГЛАВА 3. ПАРТНЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ СИНГАПУР В РАМКАХ АТЭС 49
3.1 Партнерство России и Сингапура в рамках АТЭС на современном этапе 49
3.2 Перспективы и прогнозы сотрудничества России и Сингапура в рамках АТЭС в миграционной и экономической сферах 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
Список источников и литературы 71
На сегодняшний день в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) входит 21 участвующая экономика, на которые приходится 48% мировой торговли и более 60% глобального валового продукта. В связи с разнообразием участников в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участницы. Для России,
страны, которая видит перспективу многополярного мира, такое объединение
геополитически важно.
Актуальность и целесообразность данной темы обусловлены необходимостью совершенствования компетенций в сфере реализации внешней политики Российской Федерации в поиске альтернативного крепкого сотрудничества в связи со сложившейся ситуацией в мире и санкционным давлением на Россию со стороны стран Запада. В работе представлены результаты анализа партнерства в экономическом направлении России с Сингапуром и Индонезией и комплексно рассматривает роль Российской Федерации в АТЭС, ее цели и способы их достижения.
В экономическое сотрудничество в АТЭС в контексте нашей работы входит стимулирование экспорта, регулирование внешнеторговой деятельности, развитие предпринимательства и защита интересов российского бизнеса за рубежом, торговля товарами и услугами, инвестиции, обязательства перед Всемирной торговой организацией, миграции,как туристическая (временная), так и постоянная.
Новизна исследования заключаетсяв разработке рекомендацийновых вариаций качественных внешнеполитических инвестиционно-торговых и экономических связей России со странами Восточной Азии в рамках АТЭС.
Объект исследования – партнерство и экономические связи в форуме Азиатско-Тиоокеанского экономического сотрудничества.
Предмет исследования – торгово-экономическое и миграционное партнерство России с такими странами как Индонезия и Сингапур (в контексте и на основе договоренностей в АТЭС).
Цель исследования –определить основные благоприятные сферы сотрудничества России со странами АТЭС (в частности Индонезией и Сингапуром) и выявить решение препятствий для сотрудничества этих стран.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:
- рассмотреть торгово-экономические отношения России с Индонезией в контексте сотрудничества АТЭС;
- изучить специфику торгово-экономического спектра отношений Россия – Сингапур в качестве партнеров экономик-участниц АТЭС;
- выявить качественную структуру направления развития торговых связей и миграционных потоков России с экономиками форума.
Методами исследования являются общенаучные методы, системный подход, исторический, аналитический и математический.
Используя статистико-экономический метод, в работе представлены данные по увеличению товарооборота и росту прибыли России от экспортав Индонезию и Сингапур за период с 2019 по 2023 гг., что помогает проследить динамику торговых отношений
этих стран.
Библиография исследования имеет собирательный образ. Основными источниками являются данные таких ведомств, как Министерство внутренних дел России, Сингапура и Индонезии, официальные базы данных Федеральной таможенной службы России. Использованы подлинные и переведенные на русский язык документы со встреч стран-экономик АТЭС, в которых представлены основные договоренности и условия о сотрудничестве стран в рамках форума.
Работа состоит из введения, трех глав с двумя подпунктами и заключением. В первой главе рассматривается форум АТЭС, его структура и польза для стран-экономик. Отдельно рассмотрено участие Российской Федерации в форуме, цели такого участия и реализация поставленных задач. Специфика текущей российской позиции в АТЭС заключается в стремлении адаптировать интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе к проектам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза. Россия и её партнеры рассматривают возможность совмещения евразийских и тихоокеанских интеграционных проектов, таких как АТЭС+ЕАЭС.
Вторая глава посвящена партнерству Российской Федерации и Республики Индонезия, где описывается двусторонняя торговля и миграционные процессы российских граждан с подробными таблицами, составленными автором самостоятельно. Укрепление российско-индонезийских отношений является важной задачей в современной международной политике. Эффективное и стабильное торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индонезией в рамках АТЭС требует большого внимания к таким аспектам как содействие совершению недискриминационных мер, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, а также совершенствование законодательства и правовой базы для обеспечения защиты инвестиционных и торговых отношений.После проделанной аналитики и составленной статистики делается вывод о том, что Индонезия – качественный партнер для долгосрочных отношений с Россией в АТР.
В третьей главе рассмотрены экономические связи и миграционные процессы Российской Федерации с Республикой Сингапур. Освещаются как положительные, так и негативные моменты в современном сотрудничестве, однако при этом сделан вывод о возможности дальнейших перспектив развития партнерства. Российско-сингапурское торгово-экономическое сотрудничество, основанное на взаимном уважении и общих интересах, демонстрирует значительный потенциал для дальнейшего развития. Оба государства продолжают активный диалог и реализацию совместных проектов, что способствует укреплению двусторонних отношений и созданию благоприятных условий для устойчивого экономического роста в регионе.
В заключении сделаны выводы и даны рекомендации по торгово-экономическому сотрудничеству и миграционным процессам для дальнейшего взаимодействия России со странами-экономиками в рамках АТЭС.
Укрепление российско-индонезийских отношений является важной задачей в современной международной политике. Россия и Индонезия являются стратегическими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и укрепление их отношений может привести к ряду важных выгод для обеих стран. Главный способ, с помощью которого можно укрепить российско-индонезийские отношения – продолжение развития экономического сотрудничества между двумя странами. Следует отметить, что эффективное и стабильное торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Индонезией в рамках АТЭС требует большого внимания к таким аспектам как содействие совершению недискриминационных мер, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, а также совершенствование законодательства и правовой базы для обеспечения защиты инвестиционных и торговых отношений.
На сегодняшний день Индонезия является дружественной страной для России, а её статус на бирже – дружественныйнейтральный, т.е. банки Индонезии могут принимать участие в валютных торгах в России, что нельзя сказать о Сингапуре, так как он является недружественной страной для России и статуса на бирже России не имеет вовсе. Поэтому укрепление российско-сингапурских отношений представляет собой непростую задачу на сегодня. Однако Россия и Сингапур обладают значительным потенциалом для сотрудничества в различных сферах. Для укрепления отношений между этими двумя странами пока что достаточно просто экономического, торгово-инвестиционного сотрудничества. Таким образом несмотря на то, что торговля между Россией и Сингапуром сталкивается с трудностями из-за геополитической напряженности и санкций, у обеих стран есть значительные экономические стимулы для поддержания и потенциального расширения своих торговых отношений. Дальнейшее развитие этих отношений будет зависеть от глобальных политических событий и стратегических экономических решений, принимаемых обеими странами.
Участие России в АТЭС снимает напряженность американских санкций и обеспечивает прирост уровня экономической безопасности. Развивающиеся азиатские экономики показывают самые высокие темпы роста в мире. Их доля в мировом объеме производства к 2025 году превысит 50%, экспортная структура становится более добавленной, благосостояние домашних хозяйств растёт чему способствует технологически инновации. Высокие темпы роста экономик азиатских стран являются стимулом для развитых стран к сотрудничеству, в том числе учитывая наличие свободных коммуникационных территорий Тихого океана. Участие в АТЭС позволяет России диверсифицировать экспорт природных ресурсов и импорт товаров с высокой добавленной стоимостью как по быстрорастущим развивающимся, так и развитым странам. Негативным фактором членства России в АТЭС является потеря российских прямых инвестиций, а также укрепление позиций США в качестве основного инвестора. Россия играет значительную роль в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве, предлагая эффективное использование своих энергетических и транспортных возможностей. Включение углеводородов, электроэнергии и мирного атома в повестку дня АТЭС способствует продвижению российской энергетической стратегии.
Особое внимание уделяется концепции, презентованной во Владивостоке, направленной на интеграцию и развитие Сибири и Дальнего Востока. Этот проект предполагает использование ресурсов ведущих азиатских экономик для стимулирования регионального роста и укрепления экономических связей. В рамках этой концепции предполагается создание инфраструктуры, которая свяжет Сибирь и Дальний Восток с Азиатско-Тихоокеанским регионом, что создаст новые возможности для торговли и инвестиций.
Роль России в АТЭС также включает укрепление многостороннего взаимодействия и развитие культурных, туристических и академических обменов. Российский подход ориентирован на долгосрочную перспективу и базируется на принципах равноправного сотрудничества и взаимовыгодного партнерства. В этом контексте Россия стремится к созданию устойчивой системы региональной безопасности и стабильности, которая будет учитывать интересы всех участников.
Специфика текущей российской позиции в АТЭС заключается в стремлении адаптировать интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе к проектам Евразийского экономического союза и Таможенного союза. Россия и её партнеры рассматривают возможность совмещения евразийских и тихоокеанских интеграционных проектов, таких как АТЭС+ЕАЭС. Это позволит создать более широкую зону свободной торговли и сотрудничества, что будет способствовать экономическому росту и устойчивому развитию в регионе.
Таким образом, Россия активно участвует в формировании экономической архитектуры Азиатско-Тихоокеанского региона, предлагая свои ресурсы и опыт для совместного развития. Её усилия направлены на создание условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни в регионе, что является важной частью стратегии АТЭС.
1. APEC Official Website. URL: https://www.apec.org/About-Us/About-APEC/ (дата обращения 21.03.2024).
2. Костюнина, Г.М. Современные модели формирования зоны свободной торговли в АТЭС / Г.М. Костюнина // «Российский внешнеэкономический вестник». - №6. - С. 31-42.
3. Капур, Н. Поворот России к Азии: десять лет спустя / Н. Капур. - URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/povorot-rossii-k-azii-desyat-let-spustya/?sphrase_id=724297 (дата обращения 30.04.2024).
4. Исмагилова, О.Д. АТЭС: оценки прогресса на пути к достижению «Богорских целей» / О.Д. Исмагилова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. -2021. Т. 37. №2. - С. 272–297.
5. Голден-гейтская декларация лидеров экономик АТЭС 2023 ГОДА «Формирование жизнеспособного и устойчивого будущего для всех». - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72758 (дата обращения 22.04.2024).
6. Лавров, С.В. Россия последовательно выступает за укрепление центральной роли АСЕАН в АТР/ Лавров С.В. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-posledovatelno-vystupaet-za-ukreplenie-tsentralnoy-roli-asean-v-atr/?sphrase_id=134965727 (дата обращения 30.04.2024).
7. APEC Meeting Documents. URL: https://mddb.apec.org/Pages/default.aspx (дата обращения 21.03.2024).
8. Губин, А.В. Новая надежда: перспективы Саммита АТЭС-2022 / А.В. Губин. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novaya-nadezhda-perspektivy-sammita-ates-2022/?sphrase_id=95857788 (дата обращения 13.04.2024).
9. Summary Report - Competition Policy and Law Group Meeting 2024. URL: https://mddb.apec.org/Documents/2024/CPLG/CPLG/24_cplg_summary.pdf (дата обращения 10.04.2024).
10. . Дас Кунду, Н. Отношения России и Азии в формирующемся международном порядке / Н. Дас Кунду. - URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/otnosheniya-rossii-i-azii-v-mezhdunarodnom-poryadke/?sphrase_id=724297 (дата обращения 16.04.2024).
11. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.) // Официальный сайт МИД России. 2023. - URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 20.04.2023).
12. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. - URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 20.04.2024).
13. Обзоры внешней торговли России. - URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-indoneziey-v-2021-g/ (дата обращения 21.04.2024).
14. Островская, Е. Я., Фирсова, И. С. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества / Е.Я. Островская, И.С. Фирсова. - URL: https://www.hse.ru/data/2010/10/18/1222774503/Россия%20и%20АТЭС%20основные%20векторы%20экономического%20сотрудничества.pdf (дата обращения 15.04.2024).
15. Куклин, Н.С. Концептуальные основы внешней политики Индонезии / Куклин, Н.С. – М.: Аспект Пресс, 2023. – 151 С.
...
30 источников