ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 9
1.1. Информационные ресурсы: понятие и классификации 9
1.2. Правовые аспекты формирования информационных ресурсов 19
2. МЕСТО АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА 24
2.1. Деятельность учреждений по формированию Архивного фонда
Российской Федерации 24
2.2. Сотрудничество музеев, библиотек и архивов по использованию
документов Архивного фонда Российской Федерации 37
3. АРХИВНЫЙ ФОНД ГКУСО «ГАСО» КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
АРХИВНОГО ФОНДА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА 41
3.1. Анализ информационных ресурсов ГКУСО «ГАСО» 41
3.2. Проект методических рекомендаций по созданию информационных
ресурсов ГКУСО «ГАСО» на сайте 46
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
1. Характеристика информационных ресурсов ГКУСО «ГАСО» 71
2. Методические рекомендации по созданию электронных
информационных ресурсов ГКУСО «ГАСО»
Глобальная информатизация внесла ряд существенных изменений в жизнь населения. Изменения несли не только технический, но также социальный и даже культурологический характер. Общедоступность интернета и мобильных устройств позволили получать почти любую интересующую человека информацию вне зависимости от места его нахождения. Однако, несмотря на то, что большой массив информации находится в открытом доступе, существует информация, получение которой возможно только посредством обращения к специальным источникам информации. А именно, к информационным ресурсам Российской Федерации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что Архивный фонд Российской Федерации является одним из важнейших и наиболее масштабных информационных ресурсов государства. Обширность темы исследования обусловлена тем, что документы, попадающие в состав Архивного фонда Российской Федерации, образуются в учреждениях и организациях из разных сфер деятельности. Многогранности теме придаёт тот факт, что документы, отнесённые к составу рассматриваемого нами фонда, располагаются не только в архивных, но и в учреждениях библиотек и музеев.
Объект выпускной квалификационной работы — информационные ресурсы государства.
Предмет выпускной квалификационной работы — Архивный фонд Российской Федерации как составная часть информационных ресурсов государства.
Цель выпускной квалификационной работы — показать информационный потенциал Архивного фонда Российской Федерации как составной части информационных ресурсов государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть взгляды специалистов на информационные ресурсы и их классификации.
2. Изучить правовые аспекты управления информационными ресурсами.
3. Проанализировать деятельность учреждений по формированию Архивного фонда Российской Федерации.
4. Рассмотреть варианты сотрудничества музеев, библиотек и архивов по использованию документов Архивного фонда Российской Федерации.
5. Провести анализ информационных ресурсов ГКУСО «ГАСО».
6. Разработать проект методических рекомендаций по созданию электронных информационных ресурсов ГКУСО «ГАСО» на сайте.
7. Разработать план-конспект учебного занятия по обучению сотрудников архива разработанным рекомендациям.
Для реализации поставленных задач был проведён анализ нескольких пособий и статей из области документоведения. Были рассмотрены Государственные терминологические стандарты, Федеральные законы, а также другие нормативные документы различного уровня значимости. Кроме того, было уделено внимание некоторым информационным порталам государственных учреждений, хранящих документы, входящие в состав Архивного фонда Российской Федерации .
Изучая разные подходы к информационным ресурсам, были рассмотрены точки зрения специалистов из области: документоведения, экономики, технических наук, а также культурологии. Несмотря на то, что специалисты дают трактовку одному и тому же вопросу, их мнения весьма разнятся. Основные различия заключаются в следующем. Во-первых, специалисты раскрывают понятие информационных ресурсов именно с точки зрения взаимодействия с их сферой деятельности. Во-вторых, рассмотренные понятия имеют большое различие с точки зрения степени масштабности и обширности. Так, например, кандидат экономических наук В. Н. Гулин предполагает под информационными ресурсами «собранные людьми знания, предназначенные для социального использования и зафиксированные на материальном носителе». Данное определение весьма абстрактно, размыто. М. В. Ларин, являвшийся до недавнего времени директором ВНИИДАД, напротив, весьма детально раскрыл понятие информационных ресурсов. Он определил их как «документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах)». Такое большое различие во взглядах специалистов является одним из подтверждений обширности и многогранности исследуемой темы и информационных ресурсов в частности.
Были проанализированы действующие государственные терминологические стандарты . Обнаружен тот факт, что определение информационных ресурсов в них отсутствует. Последним стандартом, в котором было уделено внимание определению информационных ресурсов, является ГОСТ 1999 года . В нём информационные ресурсы трактовались как «совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации». Несмотря на то, что данный ГОСТ является действующим, указанное в нём определение, на мой взгляд, утратило свою актуальность: оно весьма размыто и нуждается в конкретизации.
Проведя анализ классификаций информационных ресурсов, получили подтверждение уникальности каждой из классификаций. Этот факт обусловлен тем, что в основу всех классификаций легли различные признаки. Также это затруднило возможность полноценного сопоставления классификаций. Но, несмотря на вышеуказанный факт, каждая из классификаций была проанализирована с точки зрения конкретизации. На примере наименее масштабной и детальной классификации, которую представил в научной статье Ю. П. Шумилов, было усвоено, что большинство информационных ресурсов существуют не обособленно, а в рамках множественных взаимодействий. В том числе, выявлен тот факт, что информационные ресурсы не могут существовать отдельно без научно-справочного аппарата и их следует рассматривать как единое целое и никак иначе. Выделив образовательные, научные, технические и военные информационные ресурсы, которые в свою очередь имеют чёткую последовательную связь, автор обозначил, что превалирующее влияние на все сферы деятельности имеет именно образование и связанные с ним информационные ресурсы .
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие нормативно-методические документы, как Федеральные законы Российской Федерации, трактующие правовое управление государственными информационными ресурсами, в том числе Архивным фондом РФ. Так, изучив статьи Федерального закона «Об информации...», были выделены обязанности и задачи государства в области регулирования информационными ресурсами. Благодаря изученным Федеральным законам «Об обеспечении доступа к информации.», «О персональных данных», «Об архивном деле.», а также Постановлению правительства «О первоочередных мерах.» были определены основные аспекты управления информационными ресурсами государства. Они представлены в следующем виде:
- создание нормативно-правовой базы;
- определение прав владельцев информационных ресурсов;
- финансовое обеспечение деятельности организаций и учреждений по управлению информационными ресурсами1.
Кроме того были определены некоторые уязвимые стороны законодательства в данной сфере.
Поскольку в фондах государственных библиотек и музеев хранятся рукописные тексты и другие документы, относящиеся к составу Архивного фонда Российской Федерации, были изучены информационные порталы данных учреждений. Так как большая часть рукописных текстов сосредоточена в крупнейших учреждениях государства, то было принято решение проанализировать именно их порталы. В первую очередь был проведён анализ сайтов крупнейших государственных библиотек. Изученные порталы весьма информативны, однако существует нюанс: информация, расположенная на сайтах, направлена в большей степени на пользователей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. На большинстве сайтов имеется подробная информация о количестве хранящейся в них продукции, обозначена их тематика, также порталы оборудованы специальным интегрированным приложением, с помощью которого пользователи могут осуществить запрос по интересующей их документации, продукции или тематике.
Далее были изучены информационные порталы крупнейших государственных музеев Российской Федерации . Они кардинально отличаются от порталов библиотек. Порталы данных учреждений имеют более культурно-просветительскую направленность, нежели научно-исследовательскую. Также отличительной особенностью порталов государственных музеев является демонстративность. На каждом из сайтов имеются фото наиболее интересных коллекций, а также уникальных экспонатов. Несмотря на такое большое отличие музейных сайтов от библиотечных, на них также имеется информация о количестве и тематике хранящихся экспонатов.
Архивный фонд Российской Федерации представляет собой колоссальную по объёмам совокупность архивных документов государства. Является ли он информационным ресурсом, информационной системой или даже информационной сетью государства, специалисты не могут дать чёткого ответа на данный вопрос. Однако рассматривая Архивный фонд Российской Федерации именно как информационный ресурс государства, было выявлено, что он является важным информационным массивом как для государства, так и для общества в целом. Документы, входящие в состав фонда, являются очень важным связующим поколения звеном. На основе документов Архивного фонда Российской Федерации уже реализовано немало проектов, начиная от создания архива природы и заканчивая интернет-порталом, содержащим колоссальный объём данных о Великой Отечественной Войне.
В ходе анализа взглядов специалистов из различных сфер деятельности на информационные ресурсы был обнаружен тот факт, что во всех трактовках говорится либо об упорядоченных совокупностях документов, либо о структурированных людьми знаниях. Однако если рассматривать Архивный фонд Российской Федерации как информационный ресурс, то нельзя говорить только об архивных документах, нужно также сказать и о справочно-поисковом аппарате. Он имеет огромную информационную ценность и является неотъемлемой частью архивных документов. Но поскольку в Федеральном законе №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в определении Архивного фонда Российской Федерации о справочно-поисковом аппарате ничего не сказано, то, на мой взгляд, ВНИИДАД следует пересмотреть данное определение .
Исходя из проделанной информации, можно сделать ряд выводов. Во- первых, Архивный фонд Российской Федерации является более сложным, многогранным и неоднозначным структурным элементов в информационном поле государства, чем это кажется на первый взгляд. Во-вторых, являясь рассредоточенным по территории всего государства, он представляет собой сложнорегулируемый массив, требующий контроля на разных уровнях. Формирование, учёт, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации должно быть регламентировано на уровне государства, субъекта Федерации, а также на уровне организации, поскольку даже малая часть документов фонда несёт в себе огромную информационную важность. В- третьих, учреждения-хранители Архивного фонда Российской Федерации, как информационная единица государства, имеют ряд проблем. Одной и главной, на мой взгляд, является доступность документов рассматриваемого нами фонда. Несмотря на всемирную информатизацию, учреждения, хранящие документы Архивного фонда Российской Федерации не могут предоставить их в режиме удалённого доступа. Говоря точнее, сайты и информационные порталы учреждений, как правило, располагают лишь научно-справочным аппаратом, отражающим краткую информацию о конкретных фондах и делах. На некоторых сайтах имеются оцифрованные копии архивных документов, но это скорее исключения из общей закономерности.
Проведя анализ информационных ресурсов ГКУСО «ГАСО», являющегося учреждением-хранителем составной части Архивного фонда Российской Федерации, я столкнулся с рядом проблем, в число которых входит следующее:
- информационные ресурсы представляют собой лишь поисково-справочные средства;
- отсутствует возможность одновременной многопользовательской работы;
- отсутствует возможность удалённого доступа к ресурсам;
- доступ к ресурсам архива есть только у его сотрудников;
- ограничение объёма заполняемых данных, превышение которого приводит либо к ухудшению работоспособности программы, либо к отсутствию возможности её дальнейшего запуска и т.д.
Выявив вышеописанные проблемы, было принято решение о разработке методических рекомендаций, регламентирующих создание электронных информационных ресурсов ГКУСО «ГАСО». Пересмотрев форму информационных ресурсов, определив особенности и функциональные возможности ресурсов, необходимые для раскрытия информационного потенциала архива, был создан некий перечень правил по их созданию.
Потребность в разработке, внедрении и следовании подобным правилам является общей проблемой для подавляющего большинства архивных учреждений. Данный факт лишь является ещё одним подтверждением того, что хоть Архивный фонд Российской Федерации и представляет колоссальную важность для общества, полноценного доступа к содержащейся в нём информации население не имеет. Скованность во временных рамках и территориальная удалённость являются для многих людей весьма внушительной проблемой. Однако, поскольку существуют проблемные стороны, можно с уверенностью сказать, что имеются перспективы для развития.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Российская газета. 2007. 10 января.
2. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ // Российская газета. 1995. 23 января
3. О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2015 № 431-ФЗ // Российская газета. 2015. 26 декабря
4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ // Российская газета.1996. 14 июня
5. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152- ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля
6. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 октября.
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля.
8. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Российская газета. 2009. 13 февраля
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»: Федеральный закон от 03.07.2016 № 278-ФЗ // Российская газета. 2016. 8 июля.
10. О первоочередных мерах, направленных на создание государственной информационной системы «Единая информационная среда в
сфере систематизации и кодирования информации»: Постановление
Правительства РФ от 01.06.2016 № 487 // Российская газета. 2016. 6 июня
11. ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения. Москва: Стандартинформ, 2008.
12. ГОСТ Р 52292-2004. Информационная технология (ИТ). Электронный обмен информацией. Термины и определения. Москва: Издательство стандартов, 2005.
13. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Москва: Стандартинформ, 2014.
14. ГОСТ 7.0-1999. СИБИД. Информационно-библиотечная
деятельность, библиография. Термины и определения. Москва: Издательство стандартов, 1999.
15. ГОСТ 7.76-1996. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения. Москва: Издательство стандартов, 1997.
16. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях: утв. приказом Министерства культуры РФ № 526 от 31.03.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71083090/
17. Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации: приказ Федерального архивного агентства от 01.09.2017 № 143 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archives.ru/documents/prik143_2017. shtml
18. Методические рекомендации по электронному копированию архивных документов и управлению полученным информационным массивом. Москва: ВНИИДАД, 2012. 125 с.
19. Информационно-методическое письмо Росархива от 26 ноября 2013 г. № 8/2246-Т [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archives.ru/ documents/letter-26-11 -2013. shtml
20. Справка об итогах паспортизации архивов по состоянию на 01.01.2016 [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://archives.ru/reporting/ spravka-passportization-federal-archives-2016.shtml
21. Архив природы России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //природа.рф
22. Архив Российской исторической статистики [Электронный ресурс] // Российская экономическая школа. Режим доступа: https://www. nes. ru/ru/science/russiastats
23. Государственная Третьяковская галерея [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/
24. Единый фонд системы Библиотеки Российской академии наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rasl.ru/b_resours/ index.php
25. Информационный портал библиотеки по естественным наукам РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.benran.ru/lib_osn1. Html
26. Информационный портал ГПНТБ СО РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/o-biblioteke/biblioteka-segodnya/
27. Информационный портал Русского музея [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusmuseum.ru/about/
28. Информационный портал Эрмитажа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ermitazh.org/
29. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nlr.ru/nlr_visit/RA1162/rnb-today
30. Фонд ГМИИ имени А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pushkinmuseum.art/exposition_collection/index.php?langru
31. Фонды российской государственной библиотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/about/funds/
32. Фундаментальная библиотека ИНИОН РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inion.ru/library/about/
Литература:
1. Антропольский А.Б., Шлыкова О.В. Информационные ресурсы России: учебное пособие. Москва: Либерия, 2006. 424 с.
2. Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: учебное пособие. Москва: Дашков и КО, 2010. 296 с.
3. Глухова И.В. Обучение персонала в организации: компетентностный подход // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2018. № 2. С. 121-125.
4. Гулин В.Н. Информационный менеджмент. Информационные технологии, обеспечивающие управление информационными ресурсами. Москва: Современная школа, 2008. 320 с.
5. Жлобинская О.Н. Библиотеки и архивы: сближение стандартов // Национальная библиотека. 2010. № 4. С. 62 -70.
6. Козлов В.П. Российское архивное дело: архивно¬источниковедческие исследования. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2012. 324 с.
7. Колин К.К. Социальная информатика: учебное пособие для вузов. Москва: Фонд «Мир», 2003. 432 с.
8. Колкова Н.И. Технологии создания электронных информационных ресурсов: учебное пособие. Москва: Литера, 2013. 353 с.
9. Кузина И.Л. Архивное право: учебное пособие. Комсомольск-на- Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. 136 с.
10. Медведева О.В., Сенина Е.С. Формирование архивного законодательства в России // Социально-экономические явления и процессы, 2012. № 9. С. 190-195.
11. Ларин М.В. Информационное обеспечение управления: учебное пособие. Москва: РГГУ, 2018. 279 с.
12. Ларьков Н.С. Документоведение: учебник. Москва: Проспект, 2016. 416 с.
13. Полевая М.В. Технологии обучения и развития персонала в организации: учебное пособие. Москва: Инфрма-М, 2017. 256 с.
14. Попова А.В. Система обучения персонала в организации // Инновации в науке. 2018. № 4. С. 26-30.
15. Пронина Л.А. Поиск идей при создании информационного ресурса // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире. 2011. №2. С. 324-328.
16. Стародубова Н.З., Митрофанова С.В. Менеджмент формирования и учёта библиотечных фондов. Москва: Либерея-Бибинформ, 2011. 160 с.
17. Столяров Ю.Н. Документный ресурс: учебное пособие для вузов. Москва: Либерея-Бибинформ, 2009. 224 с.
18. Суслова И.М. Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности: учебное пособие для вузов. Санкт-Петербург: Профессия, 2010. 600 с.
19. Токаренко Е.М. Сотрудничество библиотеки и СМИ как фактор влияния на чтение: из опыта работы // Библиосфера. 2007. №4. С. 11-16.
20. Ульяницкий К.Б. Единая архивно-информационная среда в контексте информатизации общества // Отечественные архивы №3. 2009. С. 31-37.
21. Хотемской Н.А. Обучение персонала как основа успешной работы организации // Теория. Практика. Инновации. 2017. № 8. С. 110-114.
22. Шумилов Ю.П. Глобализация и информационные ресурсы // Открытое образование. 2005. № 5. С. 83-86.