Организация фестиваля как средство патриотического воспитания младших школьников в детской музыкальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ФЕСТИВАЛЯ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
1.1. Понятие «фестиваль» и его виды 10
1.2. Характеристика системы патриотического воспитания
младших школьников в детской музыкальной школе .23
1.3. Возможности организации фестиваля для
патриотического воспитания младших школьников 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ
КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 41
2.1. Направления организации фестиваля в детской
музыкальной школе 41
2.2. Критерии оценки уровня патриотического воспитания
младших школьников 51
2.3. Анализ апробации организации фестиваля как средства
патриотического воспитания младших школьников в детской музыкальной школе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.71
Приложение 1. Анкета для младших школьников 77
Приложение 2. Положение о фестивале 7 8
Приложение 3. Протокол концертных прослушиваний 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ФЕСТИВАЛЯ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
1.1. Понятие «фестиваль» и его виды 10
1.2. Характеристика системы патриотического воспитания
младших школьников в детской музыкальной школе .23
1.3. Возможности организации фестиваля для
патриотического воспитания младших школьников 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ
КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 41
2.1. Направления организации фестиваля в детской
музыкальной школе 41
2.2. Критерии оценки уровня патриотического воспитания
младших школьников 51
2.3. Анализ апробации организации фестиваля как средства
патриотического воспитания младших школьников в детской музыкальной школе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.71
Приложение 1. Анкета для младших школьников 77
Приложение 2. Положение о фестивале 7 8
Приложение 3. Протокол концертных прослушиваний 80
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.
Как сказал Д. С. Лихачев: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание особенно важно для младших школьников, открытых к восприятию и принятию духовных ценностей, таких как: любовь к Родине, ответственность за свою семью и государство, за сохранение общественных благ, чувство независимости и чести, достоинства каждого отдельно взятого гражданина. Поэтому актуальность патриотического воспитания младших школьников невозможно переоценить.
Актуальность этой задачи подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». В программе патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.
Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования играет важную роль в адаптации к социуму, развитию творческих способностей, получению необходимых знании и навыков. Музыкальные школы ориентированы на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Детская музыкальная школа, в условиях образовательного процесса, служит действенным средством патриотического воспитания младших школьников, а так же процессу социализации личности и служит действенным инструментом, который помогает творческим путем воспитывать в ребенке патриотизм.
Одним из основных средств патриотического воспитания младших школьников в музыкальной школе является музыка. Музыка - это особая форма духовного понимания и освоения действительности, она выполняет задачу эстетического и художественного познания внутреннего и внешнего мира. Благодаря этому музыка занимает фундаментальное и значительное место в системе развития общей культуры человека.
В качестве патриотического воспитания младших школьников может выступать такая форма социально-культурной деятельности как фестиваль.
Фестивали, посвященные родине, отечеству, родному краю, могут стать прекрасным источником знаний о развитии человека, об истории нашей страны, об идеалах и ценностях русского народа.
...
Как сказал Д. С. Лихачев: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание особенно важно для младших школьников, открытых к восприятию и принятию духовных ценностей, таких как: любовь к Родине, ответственность за свою семью и государство, за сохранение общественных благ, чувство независимости и чести, достоинства каждого отдельно взятого гражданина. Поэтому актуальность патриотического воспитания младших школьников невозможно переоценить.
Актуальность этой задачи подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». В программе патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.
Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования играет важную роль в адаптации к социуму, развитию творческих способностей, получению необходимых знании и навыков. Музыкальные школы ориентированы на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Детская музыкальная школа, в условиях образовательного процесса, служит действенным средством патриотического воспитания младших школьников, а так же процессу социализации личности и служит действенным инструментом, который помогает творческим путем воспитывать в ребенке патриотизм.
Одним из основных средств патриотического воспитания младших школьников в музыкальной школе является музыка. Музыка - это особая форма духовного понимания и освоения действительности, она выполняет задачу эстетического и художественного познания внутреннего и внешнего мира. Благодаря этому музыка занимает фундаментальное и значительное место в системе развития общей культуры человека.
В качестве патриотического воспитания младших школьников может выступать такая форма социально-культурной деятельности как фестиваль.
Фестивали, посвященные родине, отечеству, родному краю, могут стать прекрасным источником знаний о развитии человека, об истории нашей страны, об идеалах и ценностях русского народа.
...
Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание позволяет с младшего школьного возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране - умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое отстаивать интересы своей страны.
Организация работы с младшими школьниками в рамках учебных заведений - одна из возможностей развития уровня музыкальной культуры молодого поколения и пропаганды патриотического воспитания.
Фестиваль является эффективной формой внеучебной деятельности, правильная его организация играет важную роль в патриотическом воспитании.
Целью дипломной работы было теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности организации фестиваля в патриотическом воспитании школьников.
Результаты проведенной исследовательской работы показали, что с помощью внеклассных мероприятий с учащимися начальных классов, возможно сформировать патриотизм у детей данного возраста.
Наша работа способствовала привитию гордости за свою страну и за родной город, и по итогам проведенной работы с детьми младшего школьного возраста наблюдалась положительная динамика в отношении учащихся к истории страны, её символик, гимну, традициям, ценностям, быту.
Большая динамика была замечена у детей, уровень патриотизма которых был изначально невысоким (Злата.Ф), т. к. к ним был применен индивидуальный подход и методы привлечения внимания; но общий уровень патриотизма у учащийся № 3 все равно оказался ниже, чем у детей с изначально высоким уровнем. У детей с высоким уровнем динамика наблюдалась, но не такая значительная, так как формируемая в ходе нашей исследовательской работы база патриотических чувств, любви к своему городу и его культуре у них уже была. Детей с отсутствием положительной динамики к повышению патриотического самосознания в экспериментальной группе не было. Для идеального результата необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию и в дальнейшем.
Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были выполнены.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, гипотеза доказана. Действительно, эффективная организация фестиваля как средства патриотического воспитания младших школьников возможна при условии, если:
• организация фестиваля будет нацелена на патриотическое воспитание младших школьников;
• будет реализовано планирование организации фестиваля для патриотического воспитания младших школьников;
• будут выявлены, обоснованы и реализованы возможности фестиваля в патриотическом воспитании младших школьников в детской музыкальной школе.
Патриотическое воспитание позволяет с младшего школьного возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране - умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое отстаивать интересы своей страны.
Организация работы с младшими школьниками в рамках учебных заведений - одна из возможностей развития уровня музыкальной культуры молодого поколения и пропаганды патриотического воспитания.
Фестиваль является эффективной формой внеучебной деятельности, правильная его организация играет важную роль в патриотическом воспитании.
Целью дипломной работы было теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности организации фестиваля в патриотическом воспитании школьников.
Результаты проведенной исследовательской работы показали, что с помощью внеклассных мероприятий с учащимися начальных классов, возможно сформировать патриотизм у детей данного возраста.
Наша работа способствовала привитию гордости за свою страну и за родной город, и по итогам проведенной работы с детьми младшего школьного возраста наблюдалась положительная динамика в отношении учащихся к истории страны, её символик, гимну, традициям, ценностям, быту.
Большая динамика была замечена у детей, уровень патриотизма которых был изначально невысоким (Злата.Ф), т. к. к ним был применен индивидуальный подход и методы привлечения внимания; но общий уровень патриотизма у учащийся № 3 все равно оказался ниже, чем у детей с изначально высоким уровнем. У детей с высоким уровнем динамика наблюдалась, но не такая значительная, так как формируемая в ходе нашей исследовательской работы база патриотических чувств, любви к своему городу и его культуре у них уже была. Детей с отсутствием положительной динамики к повышению патриотического самосознания в экспериментальной группе не было. Для идеального результата необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию и в дальнейшем.
Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были выполнены.
Таким образом, цель данного исследования достигнута, гипотеза доказана. Действительно, эффективная организация фестиваля как средства патриотического воспитания младших школьников возможна при условии, если:
• организация фестиваля будет нацелена на патриотическое воспитание младших школьников;
• будет реализовано планирование организации фестиваля для патриотического воспитания младших школьников;
• будут выявлены, обоснованы и реализованы возможности фестиваля в патриотическом воспитании младших школьников в детской музыкальной школе.





