Аннотация
Введение 4
1 Теоретический обзор особенностей проектирования дистанционных курсов 7
1.1 Сущность дистанционного курса 7
1.2 Требования, предъявляемые к разработке дистанционных курсов 8
1.3 Системы управления дистанционными курсами 10
1.4 Проектирование дистанционного курса «Основы информационной
безопасности при работе за компьютером» 16
1.5 Анализ дополнительной образовательной программы «Основы
информационной безопасности при работе за компьютером» 17
2 Описание дистанционного курса «Основы информационной безопасности
при работе за компьютером» 20
2.1 Педагогический адрес 20
2.2 Содержание дистанционного курса «Основы информационной
безопасности при работе за компьютером» 20
2.3 Создание дистанционного курса «Основы информационной
безопасности при работе за компьютером» 23
2.4 Наполнение дистанционного курса «Основы информационной
безопасности при работе за компьютером» 33
2.5 Методические указания по использованию дистанционного курса
«Основы информационной безопасности при работе за компьютером» .... 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 67
Развитие компьютерных технологий, средств коммуникации и связи требует постоянного увеличения объема знаний, необходимого каждому человеку в своей деятельности. Каждый работник или соискатель на вакансию чувствует необходимость в повышении своей квалификации и опыта. Руководители предприятий заинтересованы в повышении уровня знаний и переподготовки своих сотрудников без отрыва от производства и в короткие сроки. Современные студенты должны приобретать знания по своей специальности, используя передовые технологии в образовании, что в будущем поможет им в непрерывном самообразовании. В связи с этим появляется необходимость в новой форме обучения, отличной от традиционной, когда обучающийся физически находится в учебном заведении, посещая лекционные, лабораторные и практические занятия.
Дистанционное обучение это в некотором роде иная форма учебного процесса, в которой используется традиционные и инновационные способы обучения. Дистанционное обучение основано на новых методах предоставления данных и учебных материалов в электронном виде (гипертекстовая разметка документов, звук и видео, встроенные в электронный документ, интерактивность при работе с данными) и использовании Internet технологий для доставки электронных учебных материалов учащимся.
Одновременно с развитием в образовании, приобретает динамичный рост популярности дистанционного образования, в частности, наиболее популярным становится обучение с помощью интернет технологий. Особенно хорошо сопутствует развитие современных методов общения и обмена данными (социальные сети, мессенджеры, файловые хостинги), становится возможным создавать и применять новые способы обучения. Одним из таких способов является дистанционный курс.
Развитие средств вычислительной техники, телекоммуникаций, и информационных технологий делают информацию важнейшим из ресурсов современного общества. В современном обществе ни одна из сфер бизнеса не обходится без компьютерных технологий сбора и обработки информации. Таким образом, информация имеет уникальную ценность и является одним из критически важных ресурсов. В связи с этим остро встает задача обеспечения надежной защиты информации, а задачи обеспечения информационной безопасности становятся актуальными для все более широкого круга организаций благодаря повсеместному внедрению информационных систем. Защита ценной информации - одна из главных проблем для организаций и современного общества.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс обучения преподавателей образовательных организаций, непрофильных специалистов в области информационной безопасности, а также для всех желающих повысить уровень готовности к ее обеспечению в своей профессиональной деятельности.
Предмет выпускной квалификационной работы: учебнометодические материалы по курсу «Основы информационной безопасности при работе за компьютером».
Цель выпускной квалификационной работы: разработка дистанционного курса «Основы информационной безопасности при работе за компьютером».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие дистанционного курса и его сущность.
2. Выявить требования, предъявляемые к разработке дистанционных курсов.
3. Рассмотреть разновидности предлагаемых средств для реализации дистанционных курсов.
4. Определиться с выбором средства для реализации дистанционного курса.
5. Разработать структуру и содержание дистанционного курса «Основы информационной безопасности при работе за компьютером».
6. Реализовать дистанционный курс с помощью выбранного средства.
В современных социально-экономических условиях информационной безопасности отводится значительное место. Ввиду глобализации и связанной с ней интернационализации бизнеса, из-за беспощадной конкуренции на рынке, а также благодаря развитию компьютерных технологий и появлению новых мощных компьютерных систем хранения и обработки данных защита информации становится обязательной. Осознав всю сложность и многогранность проблемы информационной безопасности и из-за повышения требований по ее обеспечению, образовательные организации вынуждены уделять особое внимание обучению повышению квалификации специалистов в области защиты информации.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан дистанционный курс «Основы информационной безопасности при работе за компьютером», который включает в себя: теоретический материал, структурированный по разделам, практические работы, текущий контроль в виде тестов и итоговый тест.
На первом этапе выполнения выпускной квалификационной работы была рассмотрена технология разработки дистанционных образовательных курсов и определены требования к их структуре и содержанию.
Далее была спроектирована дополнительная образовательная программа «Основы информационной безопасности при работе за компьютером», на основании которой было разработано содержание дистанционного курса.
Следующим этапом выполнения выпускной квалификационной работы стала разработка теоретических разделов, содержащих 12 лекций, 7 практических работ, каждая из которых содержит цель, задачи, практическую часть, содержание отчета, контрольные вопросы, 12 промежуточных контрольных заданий в тестовой форме и итогового теста по содержанию всего дистанционного курса.
При разработке была использована система управления обучением Moodle, которая распространяется в открытом исходном коде и не разделяется на ограниченную и коммерческую версию, ее можно расширить различными специально разработанными для этого плагинами. Также Moodle является мультиплатформенной системой, имеющей поддержку Windows, а также поддержку Linux, кроме того реализованы мобильные приложения для Android и iOS. Система использует базу данных SQL и позволяет хранить все данные об обучающихся и учебном процессе, при должном администрировании базы данных. Moodle полностью поддерживается разработчиками, выпускаются новые обновления, активно исправляются системные ошибки и недочеты.
А кроме того, сайт системы хорошо адаптирован под разработчиков курсов, имеет интуитивно понятный интерфейс, что не вызывает затруднений при разработке и размещении дистанционного курса.
Таким образом, поставленные задачи можно считать выполненными в полном объеме, а цель достигнутой.
1. Аверченков В. И. Разработка системы технической защиты информации [Текст]: учебное пособие. / В. И. Аверченков, М. Ю. Рытов, А. В. Кувыклин. — Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012. — 187 с.
2. Аверченков В. И. Структура системы обеспечения безопасности Российской Федерации [Текст]: учебное пособие. / В. И. Аверченков, В. В. Ерохин, М. Ю. Рытов. — Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012. — 140 с.
3. Ботуз С. П. Интеллектуальные интерактивные системы и технологии управления удаленным доступом. Методы и модели управления процессами защиты и сопровождения интеллектуальной собственностью в сети Internet/Intranet [Текст]: учебное пособие / С. П. Ботуз. — Москва: СОЛОН- ПРЕСС, 2015. — 340 с.
4. Васильев В.И. Интеллектуальные системы защиты информации [Текст]: учебное пособие / В. И. Васильев. — Москва: Машиностроение, 2013. — 172 с.
5. Википедия | SCORM [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/SCORM (дата обращения: 04.03.2018).
6. Википедия | Система управления обучением [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_управления _обучением (дата обращения: 03.03.2018).
7. ГиперМетод [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hypermethod.ru/menu/1/3 (дата обращения: 02.03.2018).
8. Лапонина О. Р. Основы сетевой безопасности [Текст]: учебное пособие для вузов. / О. Р. Лапонина. — Москва: ИНТУИТ, 2014. — 474 с.
9. Мельников В. П. Методы и средства хранения и защиты компьютерной информации [Текст]: учебник для вузов / В. П. Мельников,
А. Г. Схиртладзе. — Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии, 2014.
• 399 с.
10. Нестеров С.А. Основы информационной безопасности [Текст]: учебное пособие / С. А. Нестеров. — Санкт-Петербург: Лань, 2017. — 324 с.
11. Петренко С. А. Политики безопасности компании при работе в Интернет [Текст]: практическое руководство / С. А. Петренко. — Саратов: Профобразование, 2017. — 397 с.
12. Петров С. В. Информационная безопасность [Текст]: учебное пособие / С. В. Петров. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 326 с.
13. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 17 с.
14. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат. — Москва: Издательский центр «Академия», 2006. — 55 с.
15. Проскурин В.Г. Защита в операционных системах [Текст]: учебное пособие / В. Г. Проскурин. — Москва: Горячая линия-Телеком, 2014. — 192 с....33