Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Работа №14607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1040
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 6
1.1. Сущность понятия «представление о здоровом образе
жизни» 6
1.2. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни 17
1.3. Педагогические условия развития взаимодействия старших
дошкольников в процессе освоения спортивных игр 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.... 40
2.1. Изучение уровня сформированное™ у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни 40
2.2. Методические рекомендации по формированию у детей
старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69


Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни отражена в исследованиях по медицине и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической культуры работников дошкольного образовательного учреждения и валеологизации педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.
Современные исследования по валеологическому образованию до-школьников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным на-выкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С Шнейдер).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет ус-пешным, если:
- осуществлять комплексный подход и насыщать различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни;
- на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повысить активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни;
- обогащать образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «представление о здоровом образе жизни».
2. Раскрыть особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
4. Исследовать уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что здоровый образ жизни не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека нравственных ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе выбор личностью своего поведения в сферах различной деятельности, позволяющей строить физические, психические и социальные отношения. Представление о здоровом образе жизни является показателем сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы умственного, нравственного, физического развития человека, формируется здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремят-ся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В возрасте 5-7 лет проис-ходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способ-ность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства.
Формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет способствовать реализация ряда педагогических условий: осуществлен комплексный подход и насыщены различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни; на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повышена активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни; обогащено образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий. В процессе проведения экспериментальной работы было выявлено, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленные на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, при разработке которых мы учитывали выше перечисленные педагогические условия.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект: Деловая книга, 2010. - 624 с.
2. Бабаева, Т.И Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 280 с.
3. Бехтерев, В.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] / В.Г. Бехтерев. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 96 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: пособие для педагогов, дошкольных учреждений и родителей [Текст] / Л.И. Божович. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. - 53 с.
5. Венгер, Л.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006. - 160 с.
6. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технологии физического воспитания детей 5-7 лет [Текст] / Л.Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2004. - 144 с.
7. Волошина, Л.Н. Игровые проблемы и технологии физического воспитания малышей [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 2002. - 120 с.
8. Волошина, Л.Н. Спортивные игры и упражнения [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 1997. - 132 с.
9. Волошина, Л.Н., Кудаланова, Л.П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учебн. зав. [Текст] / Л.Н. Волошина Л.П. Кудаланова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 106 с.
10. Вольская, В.В. Здоровье ребенка: беседы и игры с детьми 3-7 лет. [Текст] / В.В. Вольская, Р.И. Турбин. - М.: Сфера, 2014. - 34 с.
11. Голицина, Н.С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей [Текст] /Н.С. Голицина. - М.: Скрипторий, 2007. - 37 с.
12. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков и др. М.: Линка-Пресс, 1998. 328 с.
13. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: Скрипторий, 2015. - 147 с.
14. Гурьев С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика [Текст] : монография / С. В. Гурьев - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун¬т, 2008. - 144 с.
15. Гурьев С.В. Возможности использования компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Образование и наука.- 2012. № 10 (99). С.
16. Давыдов, В.В. Растем здоровыми: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / В.В.Давыдов, В.А. Доскин. - М.: Просвещение, 2013. - 110 с.
17. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская. - М.: Пед. общество России, 2006. - 94 с.
18. Елжова, Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Елжова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 216 с.
19. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение, 1999. - С. 5-10. 26.
20. Зверева, М.В. Готовимся к школе. Сохрани свое здоровье сам! Школа здоровья для старших дошкольников и их родителей [Текст] / М.В. Зверева. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 145 с.
21. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 736 с.
22. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 384 с.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
24. Концева М. П. Здоровье и компьютер [Текст] / М. П. Концева. - : М.: Педагогика, 2003. - 123 с.
25. Концева М. П. Психолого-педагогические проблемы ком-пьютеризации обучения [Текст] / М. П. Концева. - : М.: Педагогика, 2003. - 305 с.
26. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сб. обзоров. М., 1989. С. 11-44.
27. Крылова, Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.
28. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцева. - М.: АСТ, 2012. - 125 с.
29. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / М.Н. Кузнецова. - М.: АСТ, 2012. - 64 с.
30. Леван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Н. Леван. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.
31. Леонтьев, А.Н. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл: Academia, 2005. - 365 с.
32. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
33. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Электронный ресурс]. - URL: ййр:/^усЬИЬ.ги/тдрри/^/^.Ыт.Стр. 12-14
34. Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.
35. Люблинская, А.А. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
36. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2009. - 135 с.
37. Морозова Л.Д. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Сборник электронных публикаций по итогам конференции 24 марта 2014 г. интернет-журнал "ГЛОБЭКСИ" (www.globecsi.ru) в секции "Мир культуры" в алфавите заглавий. [Электронный ресурс]. - http://www.globecsi.ru/Articles/2014/IMDO.pdf Стр. 154-159.
38. Морозова, Л.Д. Модель формирования зровьесберегающего поведения в процессе физической рекреации воспитанников. [Текст] / Современный детский сад.- 2014.- № 6. С. 9-10.
39. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
40. Никанорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст]/ / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж: ЧП Лакоценин, 2011. - 96 с.
41. Никитина, Н. Г. На зарядку... становись! [Текст] / Н. Г. Никитина. - : Проф-Пресс, 2007. - 134 c.
42. Николаева, Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: методическое пособие [Текст] / Е.И. Николаева, В.И. Федорук. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 240 с.
43. Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 210 с.
44. Оверчук, Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст] / Т.И. Оверчук. - М.: Гном-Пресс, 2011. - 344 с.
45. Осяк, С.А. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Осяк, Е.Н. Яковлева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - C. 12 - 16.
46. Пашков, Т. Н. Здоровый дошкольник: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Н. Пашков. - Оренбург: Издательство СПб, 2000. - 432 - с224с.
47. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст] / С. Пейперт. - : М.: Просвещение, 1989. - 370 c .
48. Полтавцева, Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни [Текст] / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
49. Психологический словарь [Текст] / Под. общ.ред. А.П. Петровского А.В. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: «Политиздат», 2007. — 176с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - 720 с.
51. Рыжкова, Л. А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Рыжкова. - //М.: Владос, 2013. - 192 с.
52. Семенова, Л.М. Диагностические методики оценки физического и двигательного развития ребенка в норме и с проблемами в развитии: методическое пособие [Текст] / Л.М. Семенова. - М.: АСТ, 2012. - 274 с.
53. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни [Текст]/ / М. Сильченко // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - С. 69 - 70.
54. Современный философский словарь [Текст] / Под ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд. - Лондон, Франкфурт на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск : Панпринт, 1998. - С. 135-136.
55. Стефанович, И.А. Взаимодействие педагогов и родителей в реализации физического развития детей 3-7 лет [Текст] / И.А. Стефанович. - М.: Учитель, 2014. - 79 с.
56. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников [Текст]/ / К.К. Утробина. - М.: Гном-Пресс, 2011. - 103 с.
57. Фролова, Г.А. Береги здоровье: материал для дома и детского сада [Текст] / Г.А. Фролова. - М.: Карапуз, 2012. - 45 с.
58. Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с.
59. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г.П.Юрко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 98 с.
60. Яковлева, Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст] / Т.С. Яковлева. - М.: Школьная пресса, 2014. - 48 с. 16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ