ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 6
1.1. Сущность понятия «представление о здоровом образе
жизни» 6
1.2. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни 17
1.3. Педагогические условия развития взаимодействия старших
дошкольников в процессе освоения спортивных игр 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.... 40
2.1. Изучение уровня сформированное™ у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни 40
2.2. Методические рекомендации по формированию у детей
старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 6
1.1. Сущность понятия «представление о здоровом образе
жизни» 6
1.2. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни 17
1.3. Педагогические условия развития взаимодействия старших
дошкольников в процессе освоения спортивных игр 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.... 40
2.1. Изучение уровня сформированное™ у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе
жизни 40
2.2. Методические рекомендации по формированию у детей
старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни отражена в исследованиях по медицине и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической культуры работников дошкольного образовательного учреждения и валеологизации педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.
Современные исследования по валеологическому образованию до-школьников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным на-выкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С Шнейдер).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет ус-пешным, если:
- осуществлять комплексный подход и насыщать различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни;
- на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повысить активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни;
- обогащать образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «представление о здоровом образе жизни».
2. Раскрыть особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
4. Исследовать уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни отражена в исследованиях по медицине и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической культуры работников дошкольного образовательного учреждения и валеологизации педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.
Современные исследования по валеологическому образованию до-школьников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным на-выкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С Шнейдер).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет ус-пешным, если:
- осуществлять комплексный подход и насыщать различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни;
- на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повысить активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни;
- обогащать образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «представление о здоровом образе жизни».
2. Раскрыть особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
4. Исследовать уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что здоровый образ жизни не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека нравственных ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе выбор личностью своего поведения в сферах различной деятельности, позволяющей строить физические, психические и социальные отношения. Представление о здоровом образе жизни является показателем сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы умственного, нравственного, физического развития человека, формируется здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремят-ся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В возрасте 5-7 лет проис-ходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способ-ность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства.
Формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет способствовать реализация ряда педагогических условий: осуществлен комплексный подход и насыщены различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни; на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повышена активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни; обогащено образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий. В процессе проведения экспериментальной работы было выявлено, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленные на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, при разработке которых мы учитывали выше перечисленные педагогические условия.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы умственного, нравственного, физического развития человека, формируется здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремят-ся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В возрасте 5-7 лет проис-ходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способ-ность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства.
Формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет способствовать реализация ряда педагогических условий: осуществлен комплексный подход и насыщены различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни; на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повышена активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни; обогащено образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий. В процессе проведения экспериментальной работы было выявлено, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленные на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, при разработке которых мы учитывали выше перечисленные педагогические условия.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (на материале ознакомления с природой)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ АГИТПЛАКАТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



