Развитие международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях (Финансовый университет при Правительстве РФ)
|
Проведен анализ данных за 2018-2022 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ 10
1.1. История развития атомной энергетики 10
1.2. Эволюция международно-правового регулирования атомной энергии 16
ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 23
2.1. Институциональные механизмы обеспечения международного сотрудничества в области атомной энергии 23
2.2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) 32
2.3 Современное состояние атомной отрасли России и ее роль в мировом энергетическом балансе 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ 58
3.1 Основные проблемы международного сотрудничества в сфере атомной энергии 58
3.2. Перспективы развития международного сотрудничества в области атомной энергетики и предложения по его совершенствованию 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ 10
1.1. История развития атомной энергетики 10
1.2. Эволюция международно-правового регулирования атомной энергии 16
ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 23
2.1. Институциональные механизмы обеспечения международного сотрудничества в области атомной энергии 23
2.2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) 32
2.3 Современное состояние атомной отрасли России и ее роль в мировом энергетическом балансе 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ 58
3.1 Основные проблемы международного сотрудничества в сфере атомной энергии 58
3.2. Перспективы развития международного сотрудничества в области атомной энергетики и предложения по его совершенствованию 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
Сегодня, в условиях глобализации мировой экономики и общемирового кризиса в сфере традиционной энергетики, в сочетании с курсом на климатическую повестку, наша страна не могла остаться в стороне. Тотальный рост цен на энергоносители, особенно в условиях дефицита угля вынудил Россию активизировать стремление к энергетической независимости – важной составляющей обеспечения суверенитета государства.
Энергетика – это одна из динамичных отраслей экономики, которая продолжает активно развиваться во всем мире. Однако доминирующая роль в этой отрасли принадлежит углеводородным источникам, которые, несмотря на свою долгую историю, становятся все более кризисными в современной системе энергетики. Такие экстенсивные темпы развития, которые одновременно способствуют все большему воздействию на окружающую среду, требуют от отрасли при ее дальнейшем развитии учета особых требований, в частности в сфере обеспечения приоритетности развития энергосберегающих технологий, повышения эффективности энергопотребления и значительного расширения использования возобновляемых источников энергии.
Отечественная экономика унаследовала из своего советского прошлого энергетическую отрасль, также основанную на экстенсивных принципах роста. Россия на единицу продукции расходует энергии и материальных ресурсов гораздо больше, чем другие страны. Постоянное увеличение энергопотребления с одной стороны и кризис использования углеводородных энергоносителей с другой стороны способствуют сегодня возрождению атомной энергетики (ядерной энергетики), в будущем которой до недавнего времени сомневались даже самые оптимистичные аналитики. Сейчас атомная энергетика занимает важное место в энергетической системе России, обеспечивая больше половины производства электроэнергии. Однако использование ядерной энергии является потенциально опасным из-за высокой вероятности возникновения тяжелых по результатам техногенных аварий, несмотря на ее стабильное функционирование в последние годы. В результате акцентирования внимания на ядерной энергетике, в России сложилась ситуация с достаточным количеством или даже избытком базовых мощностей и нехваткой маневренных, которые ограничивают ее гибкость. Эти же факторы определили в развитии отечественной энергетики ее большой экспортный потенциал.
В общем смысле атомная безопасность является одной из самых важных составляющих экологической безопасности, направленной на сохранение окружающей природной среды, при которой обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей в вопросах, связанных с использованием любых источников ионизирующего излучения и действия радиационных факторов.
Степень разработанности темы. Вопросы международного сотрудничества в сфере атомной энергетики очень актуальны в современном мире и рассматриваются в трудах многих авторов.
Так, история развития атомной энергетики, эволюция международно-правового регулирования атомной энергии отражена в трудах следующих авторов: Содди Ф. , Киевицкая А. И. , Грачев В. А., Курышева Н. И. , Калмыков С. Н. , Нигматулин Б. И. , Грачев А. С., Швец Д. В., Лобковская Н. И. , Косолапова Э. В. , Берденников Г. В. и др.
Институциональные механизмы обеспечения международного сотрудничества в области атомной энергии, в том числе деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) были исследованы такими авторами как: Пантелей Д.С. , Юдин Е. Д. , Мага М., Бе Т. , Сатбаева А. М. , Комарова Л. В. , Лапик С. А. , Прохода О. К., Солдатов А. А. и др.
Будущее мировой атомной энергетики было рассмотрено в трудах следующих авторов: Секачева А.Б. , Писарев А. В. , Сурчина С.И. , Жучкова Т. А. , Алексеев П. Н. , Жизнин С. З., Тимохов В. М. , Велькин В. И. , Забабахин Е. И. , Сурчина С. И. , Лизикова М. С. и др.
Выявлением проблем международного сотрудничества в сфере атомной энергии занимались следующие исследователи: Данильченко К. , Хижняк Н. , Ахметшин Т. , Нарышкин П. А., Ерин В. В. , Мищенко Я. В. Фукс Х., Блейкер К. , Фройнд А. , Нордхаус Т., Ллойд Ю. и др.
Несмотря на то, что тема развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях исследована в научной литературе, некоторые вопросы требуют дополнительного изучения.
Целью исследования является анализ развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях.
На выполнение данной цели ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития атомной энергетики;
2) охарактеризовать эволюцию международно-правового регулирования атомной энергии;
3) определить институциональные механизмы обеспечения международного сотрудничества в области атомной энергии;
4) проанализировать деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
5) провести анализ современного состояния атомной отрасли России и определить ее роль в мировом энергетическом балансе;
6) Определить основные проблемы и риски в рамках международного сотрудничества в сфере атомной энергии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования – общественные отношения государств в сфере развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях.
Предмет исследования – международные соглашения и акты международных организаций, деятельность государств, международных организаций по регулированию в сфере развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях.
Информационная база исследования представлена:
1) Международными соглашениями, направленными на развитие международного сотрудничества в области атомной энергетики ;
2) Документами международных организаций, направленных на развитие международного сотрудничества в области атомной энергетики ;
3) Статистическими материалами в сфере атомной энергетики .
Методологическая основа исследования. Комплексный характер исследования обусловил использование общенаучных, исторических, политических и социологических методов и принципов. Опираясь на системный подход и структурно-функциональный метод, было показано международное сотрудничестве в области атомной энергетики как совокупность различных взаимодействующих типов связей, как система сложной структуры, и как некоторая целостность.
При написании также были использованы общенаучные методы синтеза, обобщения, дедукции и индукции. С помощью историко-описательного метода были показаны ключевые моменты в развитии международного сотрудничества в области атомной энергетики. Для проведения комплексного исследования научных работ, нормативно-правовых актов и правительственных проектов использовался аналитический метод.
При изучении противоречий в различных областях международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях были использованы положения диалектического метода. В заключении и выводах использовался метод актуализации.
Теоретико-практическая значимость исследования. Результаты и материалы данного исследования по изучению развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях могут быть использованы в научно-исследовательской сфере. Материалы настоящего исследования могут служить базой для подготовки специальных учебных и учебно-методических пособий по теории и практике международных отношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Энергетика – это одна из динамичных отраслей экономики, которая продолжает активно развиваться во всем мире. Однако доминирующая роль в этой отрасли принадлежит углеводородным источникам, которые, несмотря на свою долгую историю, становятся все более кризисными в современной системе энергетики. Такие экстенсивные темпы развития, которые одновременно способствуют все большему воздействию на окружающую среду, требуют от отрасли при ее дальнейшем развитии учета особых требований, в частности в сфере обеспечения приоритетности развития энергосберегающих технологий, повышения эффективности энергопотребления и значительного расширения использования возобновляемых источников энергии.
Отечественная экономика унаследовала из своего советского прошлого энергетическую отрасль, также основанную на экстенсивных принципах роста. Россия на единицу продукции расходует энергии и материальных ресурсов гораздо больше, чем другие страны. Постоянное увеличение энергопотребления с одной стороны и кризис использования углеводородных энергоносителей с другой стороны способствуют сегодня возрождению атомной энергетики (ядерной энергетики), в будущем которой до недавнего времени сомневались даже самые оптимистичные аналитики. Сейчас атомная энергетика занимает важное место в энергетической системе России, обеспечивая больше половины производства электроэнергии. Однако использование ядерной энергии является потенциально опасным из-за высокой вероятности возникновения тяжелых по результатам техногенных аварий, несмотря на ее стабильное функционирование в последние годы. В результате акцентирования внимания на ядерной энергетике, в России сложилась ситуация с достаточным количеством или даже избытком базовых мощностей и нехваткой маневренных, которые ограничивают ее гибкость. Эти же факторы определили в развитии отечественной энергетики ее большой экспортный потенциал.
В общем смысле атомная безопасность является одной из самых важных составляющих экологической безопасности, направленной на сохранение окружающей природной среды, при которой обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей в вопросах, связанных с использованием любых источников ионизирующего излучения и действия радиационных факторов.
Степень разработанности темы. Вопросы международного сотрудничества в сфере атомной энергетики очень актуальны в современном мире и рассматриваются в трудах многих авторов.
Так, история развития атомной энергетики, эволюция международно-правового регулирования атомной энергии отражена в трудах следующих авторов: Содди Ф. , Киевицкая А. И. , Грачев В. А., Курышева Н. И. , Калмыков С. Н. , Нигматулин Б. И. , Грачев А. С., Швец Д. В., Лобковская Н. И. , Косолапова Э. В. , Берденников Г. В. и др.
Институциональные механизмы обеспечения международного сотрудничества в области атомной энергии, в том числе деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) были исследованы такими авторами как: Пантелей Д.С. , Юдин Е. Д. , Мага М., Бе Т. , Сатбаева А. М. , Комарова Л. В. , Лапик С. А. , Прохода О. К., Солдатов А. А. и др.
Будущее мировой атомной энергетики было рассмотрено в трудах следующих авторов: Секачева А.Б. , Писарев А. В. , Сурчина С.И. , Жучкова Т. А. , Алексеев П. Н. , Жизнин С. З., Тимохов В. М. , Велькин В. И. , Забабахин Е. И. , Сурчина С. И. , Лизикова М. С. и др.
Выявлением проблем международного сотрудничества в сфере атомной энергии занимались следующие исследователи: Данильченко К. , Хижняк Н. , Ахметшин Т. , Нарышкин П. А., Ерин В. В. , Мищенко Я. В. Фукс Х., Блейкер К. , Фройнд А. , Нордхаус Т., Ллойд Ю. и др.
Несмотря на то, что тема развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях исследована в научной литературе, некоторые вопросы требуют дополнительного изучения.
Целью исследования является анализ развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях.
На выполнение данной цели ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития атомной энергетики;
2) охарактеризовать эволюцию международно-правового регулирования атомной энергии;
3) определить институциональные механизмы обеспечения международного сотрудничества в области атомной энергии;
4) проанализировать деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
5) провести анализ современного состояния атомной отрасли России и определить ее роль в мировом энергетическом балансе;
6) Определить основные проблемы и риски в рамках международного сотрудничества в сфере атомной энергии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования – общественные отношения государств в сфере развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях.
Предмет исследования – международные соглашения и акты международных организаций, деятельность государств, международных организаций по регулированию в сфере развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях.
Информационная база исследования представлена:
1) Международными соглашениями, направленными на развитие международного сотрудничества в области атомной энергетики ;
2) Документами международных организаций, направленных на развитие международного сотрудничества в области атомной энергетики ;
3) Статистическими материалами в сфере атомной энергетики .
Методологическая основа исследования. Комплексный характер исследования обусловил использование общенаучных, исторических, политических и социологических методов и принципов. Опираясь на системный подход и структурно-функциональный метод, было показано международное сотрудничестве в области атомной энергетики как совокупность различных взаимодействующих типов связей, как система сложной структуры, и как некоторая целостность.
При написании также были использованы общенаучные методы синтеза, обобщения, дедукции и индукции. С помощью историко-описательного метода были показаны ключевые моменты в развитии международного сотрудничества в области атомной энергетики. Для проведения комплексного исследования научных работ, нормативно-правовых актов и правительственных проектов использовался аналитический метод.
При изучении противоречий в различных областях международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях были использованы положения диалектического метода. В заключении и выводах использовался метод актуализации.
Теоретико-практическая значимость исследования. Результаты и материалы данного исследования по изучению развития международного сотрудничества в области атомной энергетики в современных условиях могут быть использованы в научно-исследовательской сфере. Материалы настоящего исследования могут служить базой для подготовки специальных учебных и учебно-методических пособий по теории и практике международных отношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Атомная энергетика оказала значительное влияние на сферу международного сотрудничества. Тенденция к сотрудничеству возникла в результате понимания масштабов выгод, которые могут быть получены от использования атомной энергии в мирных целях при одновременной концентрации научных, технологических и материальных ресурсов в нескольких странах. Последние согласились поделиться своими ресурсами, как только было признано, что можно развивать применение атомной энергии в мирных целях независимо от ее военного применения и создать систему гарантий для предотвращения применения ядерного оружия.
Экономические и технические преимущества сотрудничества настолько очевидны, что атомная энергия стала объединяющей силой и использовалась в качестве инструмента для налаживания сотрудничества политического характера и даже определенной степени интеграции.
Международное сотрудничество развивалось одновременно в рамках двусторонних соглашений, а также на региональном и глобальном уровнях. Хотя региональное сотрудничество оказалось наиболее подходящим в определенных в программах деятельности отдельных стран, имеющих одинаковые потребности и достигших одинакового уровня экономического развития, а также в реализации общих программ, требующих значительных инвестиций, сотрудничество на глобальном уровне часто оказывается наиболее выгодным, когда речь идет о программах технической помощи, функциях обмена и т. д. подготовки нормативных актов в области охраны здоровья и безопасности, а также процедур гарантий.
Таким образом, международные организации, объединяющие большое количество стран, являются теми, которые предлагают наибольшие преимущества. Основная проблема, с которой они сталкиваются, заключается в том, что этот метод сотрудничества был внедрен развитыми странами, а между тем практика заключения двусторонних соглашений получила распространение. Вот почему шансы международных организаций на успех зависят от тех особых преимуществ, которые развитые страны могут предложить, и от того, в какой степени они могут убедить международные организации в своей правоте.
Правительствам целесообразно развивать в сотрудничестве с международными организациями определенные виды деятельности, регулируемые до настоящего времени двусторонними соглашениями. Последнее, в свою очередь, будет зависеть от уверенности, которую они умеют внушать, которая будет соизмерима с компетентностью имеющегося в их распоряжении международного персонала.
Еще одной важной проблемой является координация деятельности. Благодаря своей новизне, перспективам и опасностям, связанным с атомной энергией, межправительственные и неправительственные организации выдвинули ошеломляющее число инициатив международного масштаба. В некоторых областях, таких как профессиональная подготовка, информация и техническая помощь, совпадение целей иногда может быть не вредным, а даже целесообразным. Но в других областях дублирование деятельности может представлять собой пустую трату и без того скудных научных ресурсов и бессмысленную трату времени некоторыми высококвалифицированными экспертами. В таких вопросах, как радиационная защита и гарантии, отсутствие координации было бы чрезвычайно вредным и это может привести к нарушению применяемых правил в результате конкуренции. Координация требует как распределения функций между различными организациями, так и интеграции, чтобы аналогичные мероприятия осуществлялись на двусторонней, региональной и глобальной основе.
Первым шагом на пути к достижению этой цели является проведение консультаций и согласование проектов программ в организациях, связанных с Организацией Объединенных Наций, Административный комитет по координации, который под председательством Генерального секретаря Организации Объединенных Наций повторно назначает исполнительных руководителей специализированных учреждений и со стороны Международного агентства по атомной энергии и это дает прекрасную возможность обсудить все эти вопросы. Кроме того, некоторые специализированные учреждения создали совместные комитеты, такие как Совместное совещание экспертов ФАО / ВОЗ по методам радиохимического анализа. Кроме того, некоторые международные и региональные организации совместно организовали различные мероприятия, в том числе проведение под их эгидой ряда семинаров и конференций. Наконец, использование того же набора накопления научных знаний различными организациями часто способствовало установлению определенной координации. Например, основные стандарты, разработанные неправительственной организацией, пользующейся большим научным авторитетом, Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ), единообразно применяются большинством межправительственных организаций, занимающихся радиационной защитой
Ключом к решению проблемы координации, безусловно, обладают правительства стран. Это те, кто должен решить, какой международной организации они хотят поручить выполнение определенной программы. Создание МАГАТЭ, которая является главной международной организацией по атомной энергетике в мире, обладающей самой широкой компетенцией в этой области, может служить полезным объединением международных усилий в области атомной энергии. С этой целью МАГАТЭ ведет переговоры о заключении соглашений о взаимоотношениях со специализированными учреждениями и изучает целесообразность участия в Расширенной программе технической помощи Организации Объединенных Наций и устанавливает отношения с региональными и неправительственными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.
В настоящее время преобладает тенденция к созданию более сложных и структурированных форм международного сотрудничества и расширение деятельности в области атомной энергии с научной на промышленную. Международное сотрудничество на межправительственном уровне оказалось особенно выгодным на доиндустриальном этапе, когда необходимо было осуществлять программы развития, требующие проведения различного рода экспериментов и испытательных операций, которые не приносят никакой экономической выгоды. Поскольку экономически выгодные приложения открывают новые возможности, сотрудничество распространяется на частные объединения и, возможно, с каждым днем будет развиваться все в большей степени на обычной коммерческой основе. Международное сотрудничество должно обеспечивать, чтобы обмен между нациями достигал всего объема, необходимого для обеспечения экономического развития и глобального прогресса.
Взаимное влияние естественных наук и политическая наука дала обнадеживающие результаты. Однако существует опасность того, что механизмы международного сотрудничества, установление которых зависит от политических решений правительств, часто могут устареть в результате новых научных открытий. Вот почему органам, ответственным за руководство сотрудничеством, необходимо предоставить гибкость, с тем чтобы они могли адаптироваться к новым потребностям и были защищены от опасности превратиться в анахроничную международную бюрократию.
Международный правопорядок в сфере атомной энергии характеризуется сочетанием юридически обязательных норм и соглашений, а также рекомендательных стандартов и правил. Этот баланс постоянно меняется. Еще ранее дополнительные стандарты теперь являются обязательными. Конвенции в сфере физической защиты и оповещения о ядерных авариях и оказании экстренной помощи являются лишь некоторыми примерами таких нормативно-правовых документов. Тот факт, что многие нормы введенные, прежде всего, МАГАТЭ остаются необязательными, должен вызывать беспокойство. Многие государства приняли такие стандарты как основу своего национального законодательства. Таким образом они фактически добровольно обязуются соблюдать международные нормы и, хотя формально воспринимают их как рекомендации. МАГАТЭ останется в центре этого процесса в течение длительного времени и будет продолжать активно участвовать в прогретом развитии международного атомного права.
Экономические и технические преимущества сотрудничества настолько очевидны, что атомная энергия стала объединяющей силой и использовалась в качестве инструмента для налаживания сотрудничества политического характера и даже определенной степени интеграции.
Международное сотрудничество развивалось одновременно в рамках двусторонних соглашений, а также на региональном и глобальном уровнях. Хотя региональное сотрудничество оказалось наиболее подходящим в определенных в программах деятельности отдельных стран, имеющих одинаковые потребности и достигших одинакового уровня экономического развития, а также в реализации общих программ, требующих значительных инвестиций, сотрудничество на глобальном уровне часто оказывается наиболее выгодным, когда речь идет о программах технической помощи, функциях обмена и т. д. подготовки нормативных актов в области охраны здоровья и безопасности, а также процедур гарантий.
Таким образом, международные организации, объединяющие большое количество стран, являются теми, которые предлагают наибольшие преимущества. Основная проблема, с которой они сталкиваются, заключается в том, что этот метод сотрудничества был внедрен развитыми странами, а между тем практика заключения двусторонних соглашений получила распространение. Вот почему шансы международных организаций на успех зависят от тех особых преимуществ, которые развитые страны могут предложить, и от того, в какой степени они могут убедить международные организации в своей правоте.
Правительствам целесообразно развивать в сотрудничестве с международными организациями определенные виды деятельности, регулируемые до настоящего времени двусторонними соглашениями. Последнее, в свою очередь, будет зависеть от уверенности, которую они умеют внушать, которая будет соизмерима с компетентностью имеющегося в их распоряжении международного персонала.
Еще одной важной проблемой является координация деятельности. Благодаря своей новизне, перспективам и опасностям, связанным с атомной энергией, межправительственные и неправительственные организации выдвинули ошеломляющее число инициатив международного масштаба. В некоторых областях, таких как профессиональная подготовка, информация и техническая помощь, совпадение целей иногда может быть не вредным, а даже целесообразным. Но в других областях дублирование деятельности может представлять собой пустую трату и без того скудных научных ресурсов и бессмысленную трату времени некоторыми высококвалифицированными экспертами. В таких вопросах, как радиационная защита и гарантии, отсутствие координации было бы чрезвычайно вредным и это может привести к нарушению применяемых правил в результате конкуренции. Координация требует как распределения функций между различными организациями, так и интеграции, чтобы аналогичные мероприятия осуществлялись на двусторонней, региональной и глобальной основе.
Первым шагом на пути к достижению этой цели является проведение консультаций и согласование проектов программ в организациях, связанных с Организацией Объединенных Наций, Административный комитет по координации, который под председательством Генерального секретаря Организации Объединенных Наций повторно назначает исполнительных руководителей специализированных учреждений и со стороны Международного агентства по атомной энергии и это дает прекрасную возможность обсудить все эти вопросы. Кроме того, некоторые специализированные учреждения создали совместные комитеты, такие как Совместное совещание экспертов ФАО / ВОЗ по методам радиохимического анализа. Кроме того, некоторые международные и региональные организации совместно организовали различные мероприятия, в том числе проведение под их эгидой ряда семинаров и конференций. Наконец, использование того же набора накопления научных знаний различными организациями часто способствовало установлению определенной координации. Например, основные стандарты, разработанные неправительственной организацией, пользующейся большим научным авторитетом, Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ), единообразно применяются большинством межправительственных организаций, занимающихся радиационной защитой
Ключом к решению проблемы координации, безусловно, обладают правительства стран. Это те, кто должен решить, какой международной организации они хотят поручить выполнение определенной программы. Создание МАГАТЭ, которая является главной международной организацией по атомной энергетике в мире, обладающей самой широкой компетенцией в этой области, может служить полезным объединением международных усилий в области атомной энергии. С этой целью МАГАТЭ ведет переговоры о заключении соглашений о взаимоотношениях со специализированными учреждениями и изучает целесообразность участия в Расширенной программе технической помощи Организации Объединенных Наций и устанавливает отношения с региональными и неправительственными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.
В настоящее время преобладает тенденция к созданию более сложных и структурированных форм международного сотрудничества и расширение деятельности в области атомной энергии с научной на промышленную. Международное сотрудничество на межправительственном уровне оказалось особенно выгодным на доиндустриальном этапе, когда необходимо было осуществлять программы развития, требующие проведения различного рода экспериментов и испытательных операций, которые не приносят никакой экономической выгоды. Поскольку экономически выгодные приложения открывают новые возможности, сотрудничество распространяется на частные объединения и, возможно, с каждым днем будет развиваться все в большей степени на обычной коммерческой основе. Международное сотрудничество должно обеспечивать, чтобы обмен между нациями достигал всего объема, необходимого для обеспечения экономического развития и глобального прогресса.
Взаимное влияние естественных наук и политическая наука дала обнадеживающие результаты. Однако существует опасность того, что механизмы международного сотрудничества, установление которых зависит от политических решений правительств, часто могут устареть в результате новых научных открытий. Вот почему органам, ответственным за руководство сотрудничеством, необходимо предоставить гибкость, с тем чтобы они могли адаптироваться к новым потребностям и были защищены от опасности превратиться в анахроничную международную бюрократию.
Международный правопорядок в сфере атомной энергии характеризуется сочетанием юридически обязательных норм и соглашений, а также рекомендательных стандартов и правил. Этот баланс постоянно меняется. Еще ранее дополнительные стандарты теперь являются обязательными. Конвенции в сфере физической защиты и оповещения о ядерных авариях и оказании экстренной помощи являются лишь некоторыми примерами таких нормативно-правовых документов. Тот факт, что многие нормы введенные, прежде всего, МАГАТЭ остаются необязательными, должен вызывать беспокойство. Многие государства приняли такие стандарты как основу своего национального законодательства. Таким образом они фактически добровольно обязуются соблюдать международные нормы и, хотя формально воспринимают их как рекомендации. МАГАТЭ останется в центре этого процесса в течение длительного времени и будет продолжать активно участвовать в прогретом развитии международного атомного права.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительный анализ двусторонних отношений между Россией и другими странами БРИКС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Гарантии безопасности ядерных энергетических объектов: международное и национальное регулирование
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ,
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Приоритеты российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Кризис глобализации и экономические взаимоотношения России и Франции (2014-2018 гг)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Участие КНР в развитии инфраструктуры Северных морских путей: состояние и перспективы
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



