Аннотация
Введение 5
1 Теоретические аспекты применения интерактивных технологий в
образовательном процессе 7
1.1 Интерактивные технологии 7
1.1.1 Понятие, формы и средства интерактивности 7
1.1.2 Интерактивные технологии и их использование в образовательном
процессе 9
1.1.3 Положительные стороны использования интерактивных
технологий в образовании 11
1.1.4 Интерактивная доска и технология ее использования в учебном
процессе 12
1.1.5 Особенности использования интерактивных досок в средней
общеобразовательной школе 14
1.2 Педагогический анализ процесса обучения предмету «Окружающий мир» 17
1.2.1 Характеристика муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 138 17
1.2.2 Анализ учебно-методической документации обучения учащихся 3х классов предмету «Окружающий мир» 19
1.2.3 Теоретические основы методов и приемов интерактивного обучения на уроках окружающего мира в средней общеобразовательной
школе 22
2 Разработка электронного учебно-методического комплекса по подготовке
педагогов к применению интерактивных уроков 25
2.1 Теоретические аспекты разработки электронного учебно
методического комплекса 25
2.1.1 Общая характеристика электронного учебно-методического
комплекса 25
2.1.2 Требования к электронным учебно-методическим комплексам .... 28
2.1.3 Анализ существующих электронных учебно-методических
комплексов 30
2.1.4 Анализ и выбор средств реализации электронного учебно
методического комплекса по подготовке педагогов к применению интерактивных уроков 34
2.1.5 Общее описание структуры электронного учебно-методического комплекса по подготовке педагогов к применению интерактивных
уроков 36
2.2 Интерфейс электронного учебно-методического комплекса 38
2.3 Разработка интерактивных уроков 53
2.4 Разработка видеоуроков по использованию интерактивных досок 54
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение А 63
Приложение Б 65
На современном этапе развития общества вопросы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе, являются одними из перспективных путей активизации личностной позиции участников образовательного процесса. В образовательный процесс на протяжении нескольких лет происходит внедрение новых способов преподавания, применяются новые методики и технологии, такие как: дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучающие видеоматериалы, вебинары, скрин касты, обучение с помощью информационных, электронных технологий и все большую популярность набирает интерактивные технологии.
В поисках более современных форм и методов работы для повышения уровня образования, в реалиях процесса информатизации общества и образования, интерес к компьютерным технологиям увеличивается, при использовании их повышается эффективность освоения учебных материалов. Значительный интерес может представлять специализированный мультимедийный инструмент, основной целью которого является повышение эффективности преподавания. Среди таких современных инструментов, прежде всего, выделяют интерактивные доски.
Интерактивные технологии обучения — это организация учебного процесса, в которой участники обязательно взаимодействуют друг с другом в коллективном, взаимодополняемом процессе познания.
Для структурирования учебного материала, для удобства хранения и доступа ко всем файлам, на сегодняшний день пользуются популярностью разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по учебным дисциплинам. ЭУМК помогает значительно расширить иллюстративный материал, преподаваемый на уроках за счет, входящих в комплекс мультимедийных материалов, а также предоставляет возможности для самостоятельной подготовки к занятию преподавателей по готовым шаблонам уроков.
Разрабатываемый электронный учебно-методический комплекс содержит в себе интерактивные уроки и позволяет продемонстрировать для преподавателей возможности их использования при обучении предмету «Окружающий мир» в 3-х классах в Муниципальном автономном образовательном учреждении средней образовательной школы (МАОУ СОШ) № 138.
Объект исследования — применение интерактивных технологий в образовательном процессе.
Предмет исследования — учебные материалы по предмету «Окружающий мир».
Цель выпускной квалификационной работы — разработать электронный учебно-методический комплекс, позволяющий продемонстрировать для преподавателей возможности использования интерактивных технологий при обучении предмету «Окружающий мир».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие интерактивность, проанализировать интерактивные технологии и их использование в образовательном процессе.
2. Проанализировать педагогический процесс обучения предмета «Окружающий мир», а также существующие электронные учебнометодические комплексы с целью определения требований, предъявляемых к электронному учебно-методическому комплексу.
3. Проанализировать и выбрать средства реализации электронного учебно-методического комплекса для демонстрации возможностей интерактивных технологий в образовательном процессе.
4. Разработать интерактивные уроки на примере обучения учащихся 3-х классов предмету «Окружающий мир» в соответствии с учебно-методическим комплектом «Перспектива».
На данный момент электронные учебно-методические комплексы становятся популярным средством для визуализации учебного материала, он значительно расширяет иллюстративный материал, преподаваемый на уроках, а также предоставляет возможности для самостоятельной подготовки к занятию преподавателей по готовым шаблонам уроков, или обучения конструирования интерактивных уроков.
В виду значимости электронных учебно-методических комплексов в мультимедийной среде образовательного процесса, цель их создания заключается в удобстве преподнесения материала обучающимся и обеспечение продуктивности и непрерывности учебного процесса.
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски.
Интерактивные технологии привносят необычность в повседневный режим образовательного процесса. При помощи интерактивной доски, уроки становятся динамичны и позволяют не только увлечь детей изучаемыми предметами, но и дать им хорошие, обширные знания о мире.
Таким образом, творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных досок создает прекрасные развивающие возможности, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.
В рамках выпускной квалификационной работы разработан электронный учебно-методический комплекс по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе, на примере обучения учащихся 3-х классов предмету «Окружающий мир» в соответствии с УМК «Перспектива».
На первом этапе проектирования электронного учебно-методического комплекса были проанализированы литература и интернет-источники, посвященные интерактивным технологиям, в том числе применению интерактивных средств на уроках в образовательных учреждениях, технологии работы с интерактивными досками.
На втором этапе были рассмотрены требования, предъявляемые к современному электронному учебно-методическому комплексу и технологии их разработки, а также правила их оформления в соответствии с Государственным стандартом (ГОСТ). Проанализировано и выбрано средство реализации электронного учебно-методического комплекса, которое позволяет наглядно продемонстрировать учебные материалы, включенные в электронный учебно-методический комплекс.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы был разработан электронный учебно-методический комплекс по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе на примере предмета «Окружающий мир» по разделу «В поисках Всемирного наследия» для 3-х классов по УМК «Перспектива», с учетом требований, предъявляемым к электронным учебно-методическим комплексам.
В электронный учебно-методический комплекс входит теоретический и практический материал, интерактивные уроки по предмету «Окружающий мир» по разделу «В поисках Всемирного наследия», видео уроки по применению интерактивных уроков в образовательном процессе.
Подобраны и описаны дополнительные источники по данной теме, которые содержат учебные пособия и другие учебные издания по использованию интерактивных досок в образовательном процессе.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, был разработан электронный учебно-методический комплекс по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе.
1. Гатовская Д. А. Видеоурок — новый метод обучения [Текст] / Д. А. Гатовская // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Международная научная конференция (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015 — С. 126-127.
2. ГОСТ Р 55751-2013. Информационно-коммуникационные техноло
гии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы [Электронный ресурс]. — Введ. 01.01.2015. — Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200108264 (дата обращения: 01.04.2018).
3. Интерактивные средства, виды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.org/9-60104.html (дата обращения: 14.03.2018).
4. Красильникова В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография [Текст] / В. А. Красильникова. — Москва: ИИО РАО, 2002. — 168 с.
5. Кречетников К. Г. Системный дизайн при построении интерфейса компьютерных обучающих программ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2001/0319.htm (дата обращения: 01.04.2018).
6. МАОУ СОШ №138 официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://школа138.екатеринбург.рф/ (дата обращения: 01.04.2018).
7. Международный журнал экспериментального образования [Элек
тронный ресурс]. — 2016. — № 4 (приложение). — 49 с. — Режим доступа: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=121 (дата обращения:
22.03.2018).
8. Мендубаева З. А. Структура учебно-методического комплекса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/20/1367/ (дата обращения: 03.04.2018).
9. Миронов А. С. Пользовательский интерфейс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/119/33034/ (дата обращения: 06.04.2018).
10. Мультимедийное представление информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eurosibins.ru/multimedijnoe-predstavlenie- informacii/ (дата обращения: 06.04.2018).
11. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А. В. Осин. — Москва: ООО «РИТМ», 2015. — 320 с.
12. Перечень электронных курсов для обучающихся и преподавателей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--138-5cd3cgu2f.xn-- 80acgfbsl 1 azdqr.xn--p 1ai/files/sc 13 8_new/e9a0a2a.pdf (дата обращения: 01.04.2018).
13. Плешаков А. А. Окружающий мир [Электронный ресурс]: учебник / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — Часть 2. — Режим доступа: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/899227 (дата обращения: 01.04.2018).
14. Позанова И. А. Основы построения электронных учебнометодических комплексов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/osn-postr-elektr-uch-metod-kompleksov (дата обращения: 29.03.2018).
15. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» УМК «Перспектива» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--138- 5cd3cgu2f.xn--80acgfbsl 1 azdqr.xn--p 1ai/files/sc 138_new/3f019ea1f2d783150.pdf (дата обращения: 14.03.2018).....30