ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Социально-экономическая сущность корпоративной культуры 7
1.2 Особенности цифровой корпоративной культуры как инструмента управления 19
1.3 Влияние корпоративной культуры на текучесть персонала 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БАНКОВ 37
2.1 Исследование особенностей внутриорганизационных процессов кредитных организаций 37
2.2 Анализ российских и зарубежных практик по развитию цифровой культуры банков 48
2.3 Подход к разработке методов повышения эффективности корпоративной культуры с целью снижения текучести персонала 58
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 64
3.1 Специфика корпоративной культуры ПАО Сбербанк 64
3.2 Исследование текучести персонала ПАО Сбербанк 78
3.3 Методические рекомендации по развитию цифровой корпоративной культуры для снижения текучести персонала банка 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 108
В настоящее время в связи со стремительной цифровизацией, технологическим прогрессом и постепенной трансформацией рынка труда, где фокус потребностей у сотрудников смещается в пользу гибкого рабочего формата, онлайн-среды, характеризующейся отличительными способами коммуникации, вопросы организации моделей взаимодействия, норм, правил поведения, системы ценностей персонала в рамках цифрового рабочего пространства и в условиях динамичности развития становятся все чаще обсуждаемыми.
Модернизация ранее привычных подходов корпоративной культуры в компаниях приобретает все более масштабный характер особенно для тех экономических отраслей, которые активно используют в своей деятельности цифровые инструменты и ориентированы на новаторские решения. Банковский сектор не исключение.
Традиционные подходы к корпоративной культуре, выступающей в качестве объекта управления внутриорганизационным взаимодействием персонала, все менее отвечают требованиям современного цифрового мира и его тенденциям. Интенсивное развитие технологий и инноваций в текущих реалиях, их активное внедрение в трудовой процесс, регулярное обновление сопровождаются рядом вызовов и требуют своевременной адаптации специалистов к цифровым рабочим условиям. Однако, ввиду недостаточного внимания к развитию соответствующей актуальной формы корпоративной культуры - цифровой, существует риск роста текучести персонала в организациях банковской отрасли. В свою очередь, показатель текучести оказывает негативное воздействие на ряд внутриорганизационных показателей. Компания несет значительные материальные и временные издержки ввиду непредвиденных затрат при увольнении сотрудников и их замене; снижается производительность команды за счет ухудшения психоэмоционального состояния, атмосферы в команде; падает мотивация, вовлеченность, лояльность сотрудников, снижается привлекательность работодателя во внешней и внутренней среде - на рынке соискателей, среди команд; увеличиваются случаи допущения ошибок в цифровом пространстве (киберинциденты); появляется риски снижения качества, скорости работы. В связи с чем появляется необходимость в развитии цифровой корпоративной культуры, которая может выступить в качестве инструмента управления показателем текучести.
В рамках выпускной квалификационной работы объектом исследования выступает текучесть персонала банка. В свою очередь, предметом является влияние цифровой корпоративной культуры на данный показатель.
С каждым годом исследования, посвященные развитию корпоративной культуры в условиях современных тенденций и цифровой среды, в своем количестве растут. Исследователи и аналитические компании поднимают вопросы о важности развития цифровых форм взаимодействия сотрудников, гибких подходов, моделей и концепций, а также рассматривают их прямое влияние на внутриорганизационные процессы. Среди авторов можно выделить работы Милинчука Е. С., Чаловой М. В., Брагиной З. В., Игнатьевой Е. В, Харчиновой Н. Б., Инамдара А., К. Зирнинга, Б. Кляйна; среди компаний - отчеты Deloitte, Capgemini, KMDA, NTConsult, Antal Talent, Gartner, Qualtrix XM, BGS и другие.
На основании проанализированных информационных источников, публикаций, научных статей, представленных в ходе обзора литературы освещаемого исследования, формулируется следующая гипотеза: стратегическое развитие цифровой корпоративной культуры в российских кредитных организациях положительно влияет на текучесть персонала в контексте снижения данного показателя.
Для подтверждения или опровержения выдвинутого предположения в работе использованы такие теоретико-эмпирические методы, как наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, формализация; количественные методы, как опрос; качественные методы как интервью, метод кейс-стади.
Целью выпускной квалификационной работы выступает разработка практических рекомендаций в виде методического материала в формате интерактивного гайда по развитию цифровой корпоративной культуры в качестве инструмента снижения текучести персонала банка. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1. определить роль корпоративной культуры в организациях: влияние на текучесть персонала;
2. исследовать цифровую корпоративную культуру как новый инструмент управления персоналом;
3. провести сравнительный анализ цифровой и аналоговой корпоративных культур;
4. установить взаимосвязь цифровой корпоративной культуры и текучести персонала банка;
5. проанализировать особенности внутриорганизационных процессов взаимодействия сотрудников банковской отрасли;
6. провести разбор состояния корпоративной культуры на примере российской кредитной организации;
7. оценить текучесть персонала банка;
8. систематизировать полученные данные;
9. составить интерактивный гайд по развитию цифровой культуры в банках для улучшения показателей производительности: снижение текучести персонала.
В рамках выпускной квалификационной работы по теме «Цифровая корпоративная культура как инструмент снижения текучести персонала банка» гипотеза исследования, заключающая в положительном воздействии стратегического развития цифровой корпоративной культуры на показатель текучести в контексте его снижения была принята на базе теоретических и практических данных (кейс ПАО Сбербанк). Основываясь на данном факте, была сформирована последующая цель - разработка практических рекомендаций в виде методического материала в формате интерактивного гайда по развитию цифровой корпоративной культуры в качестве инструмента снижения текучести персонала банка, которая была достигнута посредством выполнения следующих задач:
1. определение роли корпоративной культуры в организациях: влияние на текучесть персонала;
2. исследование цифровой корпоративной культуры как нового инструмента
управления персоналом;
3. проведение сравнительного анализа цифровой и аналоговой корпоративных культур;
4. установление взаимосвязи цифровой корпоративной культуры и текучести персонала банка;
5. анализ особенностей внутриорганизационных процессов взаимодействия сотрудников банковской отрасли;
6. разбор состояния корпоративной культуры на примере российской кредитной организации;
7. оценка текучести персонала банка;
8. систематизация полученных данных;
9. создание интерактивного гайда по развитию цифровой культуры в банках для снижения текучести.
Представленный в магистерской работе материал демонстрирует, что цифровая корпоративная культура может выступать, в свою очередь, эффективным инструментом, применяемым руководителями отдельных рабочих команд кредитных организаций, которые выступают в качестве лидеров культуры, для удержания персонала в контексте внешних и внутренних вызовов современного мира, регулирования текучести и, в целом, улучшения внутриорганизационных показателей (например, вовлеченность, лояльность, мотивация и т. д.), содействующих эффективному и производительному функционированию банковской структуры.
Данное исследование может быть использовано преподавателями, студентами и другими научными лицами в качестве информационной основы для погружения в тему цифровой корпоративной культуры и ее влияния на функционирование организаций, а также внутриорганизационный показатель текучести персонала. Отдельные выводы и заметки могут стать отправной точкой новых будущих исследований.
На основе составленного методического материала (интерактивного гайда) с практическими рекомендациями, исследуемая организация ПАО Сбербанк и другие кредитные организации могут изучить вопрос важности стратегического развития цифровой корпоративной культуры, как ключевого долгосрочного инструмента, который способен привести к стабильности и в то же время производительности рабочего состава, а также использовать его в своей практике.
1. Кодекс корпоративного управления ПАО Сбербанк / Сбер Банк // ПАО «Сбербанк». 2020. 33 с.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 12.12.2023) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.01.2024) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/
Книги
3. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности, Учебник. СПб., АНО ИПЭВ. 2009. 336 с.
4. Банковский менеджмент: учебное пособие для вузов / Т. А. Алабина, И. Г. Грентикова, А. А. Юшковская. // Москва: Издательство Юрайт, 2023. 107 с.
5. Грошев И. В., Менеджмент организационной культуры. / Грошев И. В., Юрьев В. М. // - М. Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. Москва: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК". 2010. 742 с.
6. Евченко О.С. Основы корпоративной культуры: электронное учебное пособие. Тольятти. Изд-во ТГУ. 2022. 190 с.
7. Камерон К., Диагностика и изменения организационной культуры. / Камерон К., Куинн Р. // Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб., 2001. 320 с.
8. Кибанов А. Я. Управление персоналом: энциклопедический словарь. М.: ИНФРА- М, 1998. 378 с.
9. Козлов В. В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития. М. Гардарика. 2000. 269 с.
10. Колесников, А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для вузов. М., Издательство Юрайт. 2023. 167
11. Костерина, Т. М. Банковское дело: уч. для ак.бакалавриата/ Москва: Издательство Юрайт, 2016. 332 с
12. Кузнецов, Ю. В. Теория организации: учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. // 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 351 с.
13. Роббинс С.П. Основы организационного поведения. Пер. с англ. О. Л. Пелявского. Ун-т Сан-Диего. 8-е изд. М., Вильямс. 2006. 443 с.
14. Ровенский Ю. А. Банковский менеджмент: уч. Москва: Проспект, 2017. 383 с.
15. Слободской А. Л. Организационная культура / Слободской А. Л., Касьяненко О. А. //: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности СПб.: СПбГУЭФ. 2000. 192 с...(160)