ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТОВ КАК СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Музыкально-эстетический вкус: определение, понятие,
пути развития 9
1.2. Концерт как вид музыкальной деятельности 18
1.3. Способы организации музыкальных концертов для младших
школьников 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО
КОНЦЕРТА КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Содержание и организация отчетного музыкального концерта на базе
средней общеобразовательной школы № 32 31
2.2. Опытно-поисковая работа по организации и проведению
концерта 38
2.3. Анализ организации и проведения концерта для младших школьников и его результатов по воспитанию основ музыкально-эстетического
вкуса 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Приложение 1. Сценарий концерта 64
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью ее эстетического развития, т.е. формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве. Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие. Под эстетическим развитием понимают организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание является составной частью общей культуры гармонически развитой личности (эстетическое воспитание является необходимым условием формирования гармонической личности человека). В процессе эстетического воспитания происходит развитие способности воспринимать прекрасное, что предполагает формирование эстетического сознания, эстетической отзывчивости и эстетического вкуса. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию ребенка.
Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.
Воспитание музыкально-эстетического вкуса младших школьников в общеобразовательном учреждении через творческую деятельность возможно посредством организации музыкальных концертов.
Проведение музыкальных концертов для младших школьников является одним из важнейших способов воспитания эстетического вкуса в целом и такой его разновидности как музыкально-эстетический вкус.
Организация музыкальных концертов как средства воспитания эстетического вкуса младших школьников актуальна
и необходима.
Музыкально-эстетическое воспитание проводится в различных образовательных учреждениях: средних школах, специализированных музыкальных школах, в системе дополнительного образования (школы искусств, кружки, студии).
Однако на практике работы этих учреждений много трудностей и недостатков (материального, методического и педагогического характера). Среди них можно выделить недостаточное внимание к концертной деятельности младших школьников как к одному из средств формирования музыкально-эстетического вкуса.
...
Таким образом, проблема исследования развития эстетического вкуса всегда имела большое значение и привлекала внимание педагогов и философов. Многие из них давали свое определение эстетического вкуса. Так, Ю. Б. Борев, Л. П. Печко и Л. Н. Столович определяют вкус как «чувство, позволяющее находить меру нужного, обеспечивающего гармонию разнонаправленных тенденций и противоречивых устремлений».
Впервые термин «эстетический вкус» ввел Бальтасар Грасиан I. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии.
Специфику эстетического воспитания составляют характерные для него черты: эстетическое воспитание является системным; предусматривает развитие активно-творческой деятельности личности в эстетическом преобразовании мира.
Большую роль в эстетическом воспитании играет искусство, природа, литература. Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся музыкального вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного.
Под музыкальным вкусом понимается способность наслаждаться красотой музыки, переживать ее содержание, уметь оценивать образцы музыкального искусства, выбирать, отдавать предпочтение самому ценному, отвергать безобразное
Музыкальное воспитание, осуществляемое в общеобразовательной школе через хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки, посещение музыкальных концертов способствует формированию мировоззрения, воспитанию нравственных качеств человека.
Концерт - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концерт делят на два основных вида: филармонический и эстрадный. По содержанию можно выделить тематические и сборные. Концерт как форма культурной деятельности, обладает значительными педагогическими возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания подрастающего поколения.
Ключевые особенности организации и проведения концерта заключаются в том, что данное мероприятие должно отвечать цели музыкального просветительства, соответствовать эстетическим и воспитательным задачам образовательной организации. Для этого, посредством грамотно подобранного репертуара и определения общего времени концерта, должны быть учтены возрастные особенности участников и зрителей концерта, необходимо создать атмосферу творческого сотрудничества и поддержать мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию в процессе культурного развития и овладения музыкально-исполнительскими навыками.
При подготовке концерта важно не допустить однообразия в расстановке номеров по их жанру и настроению, учесть зрительский интерес, заботиться о целостности впечатления.
Для того, чтобы организовать концерт, нужно определить цель и главные задачи мероприятия, составить план, который можно распределить на определенные этапы. На стадии решения различных поставленных целей и задач применяются функции менеджмента - планирование, организация, контроль.
Планирование заключается в составлении программы действий, стратегии, оно определяет средства, пути создания мероприятия, а также прогнозируется развитие концерта, определяются риски. Функция организации заключается в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учёта и анализа деятельности.
Организованность и продуктивность всех репетиций зависит от четкого и продуманного до мелочей репетиционного плана.
Ведущее место среди всех видов репетиций занимает общий прогон концерта без остановок. Эта репетиция дает возможность увидеть концерт целиком. Завершающий план репетиционной работы - генеральная репетиция, перед которой целесообразно провести застольную репетицию, на которой присутствуют все организаторы концерта.
Концерт планировалось провести в средней общеобразовательной школе № 32. МАОУ СОШ № 32 - это общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла (хореография, музыка, изокласс, эстетический класс). Программа изучения этих предметов реализуется за 1-9 класс. Каждая параллель делится на четыре класса - класс музыки, хореографии, изокласс, эстетический класс.
Ежегодно на сцене МАОУ СОШ № 32 проводятся различные музыкальные мероприятия, театральные постановки, конкурсы, праздничные концерты, которые планируются руководителями всех направлений (отделений школы).
...