Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 человек (20 респондентов пожилого возраста; 20 респондентов – люди с ограниченными возможностями, получившие инвалидность в результате несчастного случая)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ У ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Категория личности в психологии 7
1.2 Влияние пожилого возраста и инвалидности на изменение в структуре личности 13
1.3 Психологические особенности лиц пожилого возраста 20
1.4 Психологические особенности инвалидов 30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 38
2.1 Этапы исследования 38
2.2 Выборка исследования 39
2.3 Методы и методики исследования 39
2.4 Анализ результатов и обсуждение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Проблема личности является одной из важнейших и актуальных в психологии. Актуальность данной темы объясняется тем, что категория личности в психологической науке относится к числу базовых, является сложным, многогранным социально – психологическим явлением, выступает объектом целого ряда наук и требует к себе комплексного междисциплинарного подхода.
История изучения феномена личности, ее структуры, процессов формирования и развития в рамках психологии начинается с момента зарождения самой психологической науки. Ответы на эти вопросы имеют не только теоретическую ценность, а теснейшим образом связаны с необходимостью решения практических задач.
Данной теме посвящено много научных трудов. В отечественной психологии изучением феномена личности и ее развития занимались С.П. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев; особенности формирования и развития личности рассматривают Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Э Эьконин, А.Г. Ковалев, В.А. Ядов, А.В. Брушлинский и др. Среди зарубежных исследователей данной проблемы необходимо назвать имена З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, А. Маслоу, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона и др.
Процесс развития личности происходит в онтогенезе и характеризуется определенными этапами, проходя или проживая которые, человек приобретает так называемые психологические новообразования, которые позволяют перейти его личности на новый для нее уровень, благодаря чему происходит непрерывный процесс самоактуализации.
Каждый возрастной этап, по мнению Э. Эриксона, знаменуется определенным кризисом, преодолевая который личность приобретает для себя важные качества. А.Н. Леонтьев же в своей теории говорит, что личность проходит так называемые два основных рождения: в детстве и в подростковом возрасте, когда молодой человек учится самостоятельно управлять своими потребностями и мотивами.
В процессе своего жизненного пути у человека происходят изменения в структуре его личности. Некоторые ее компоненты претерпевают кардинальные изменения, некоторые изменяются лишь слегка. На эти изменения влияет жизненный опыт человека, то есть все события, происходящие с ним на протяжении жизни, откладывают отпечаток на его личность. Поэтому, приближаясь к старости, личность характеризуется богатым жизненным опытом и, соответственно, определенными структурными характеристиками, которые отличают пожилого человека от того, каким он был в молодости и в зрелые годы.
Однако изменения на личностном уровне происходят не только с возрастом. Сильный отпечаток на личностные особенности откладывает и некоторые события, которые кардинально изменяют образ жизни человека. К таким событиям можно отнести трагедию, несчастный случай, который влечет за собой инвалидность. Человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, уже не может жить, как раньше.
В результате инвалидности происходят изменения на социальном (изменяется круг общения, в частности, сужается), поведенческом (человек, ставший инвалидом, уже не может в полной мере работать, выполнять определенные действия и т.д.) и, как следствие, на личностном уровне. Чаще всего изменения на личностном уровне затрагивают ценностно – мотивационные структуры, в частности, изменяются базовые убеждения личности, которые и определяют отношение человека к самому себе, к его ситуации, к окружению, к миру вообще.
Изменения базовых убеждений – это общий показатель как для людей, ставших инвалидами, так и для пожилых людей, так как последние, прожив большую часть своей жизни, оглядываются назад, созидая то, чего они достигли и сделали. Переживание факта инвалидности и пожилой возраст, таким образом, - это период переоценки ценностей и личностных изменений.
Зная особенности изменения личности в пожилом возрасте и у людей с ограниченными возможностями, можно выстраивать эффективную коррекционно-развивающую и профилактическую работу по преодолению трудностей, возникающих у этих людей в психологическом и социальном плане, формировать положительную самооценку и самовосприятие, способствовать поиску смысла жизни и процессу самоактуализации и самореализации.
Таким образом, проблема изучения личностных особенностей пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, получившими инвалидность в результате несчастного случая, справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практического применения.
Исходя из этого, целью данной исследовательской работы является изучение личностных особенности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, получившими инвалидность в результате несчастного случая.
Объект исследования: структура личности
Предмет исследования: личностные особенности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, получившими инвалидность в результате несчастного случая.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что:
1) личностной особенностью пожилых людей будет ориентация на окружающий социальный мир, которая будет выражаться в общительности, восприятии мира как доброжелательного и безопасного, восприятии окружающих людей как доброжелательных и безопасных, положительной самооценке;
2) личностной особенностью людей с ограниченными возможностями, ставшими инвалидами в результате несчастного случая (ДТП), будет стремление отгородиться от окружающего социального мира, которое будет выражаться в замкнутости, восприятии мира как враждебного, восприятии окружающих людей как враждебно настроенных, негативной самооценке и уходу в мир фантазий.
Задачи исследования:
изучить понятие личности в психологической литературе;
изучить влияние пожилого возраста и факта инвалидности на личностные изменения
рассмотреть психологические особенности лиц пожилого возраста;
рассмотреть психологические особенности инвалидов
эмпирически изучить личностные особенности пожилых людей и инвалидов
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ и синтез научной литературы по проблеме, систематизация и обобщение, методы психологической диагностики и статистической обработки данных.
Данная работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как полученные теоретические и практические результаты можно использовать для разработки коррекционных, реабилитационных и профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию психологической и социальной сферы жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем психологии – личностным особенностям пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, которые стали инвалидами в результате несчастного случая.
Развитие личности - это очень сложный процесс, который продолжается всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологически обусловленные факторы развития), другие формируются в процессе жизни человека. Данные факторы обусловлены социальной ситуацией развития.
Каждый возрастной период характеризуется определенными личностными новообразованиями, которые дают возможность человеку развиваться дальше, строить свой жизненный путь, удовлетворять потребность в самоактуализации.
В конце своего жизненного пути, когда человек стоит на пороге старости, обычно происходит интеграция жизненного опыта и стремление передать этот опыт другому, более молодому поколению. Эти условия и потребности определяют личностные особенности пенсионеров.
Однако не всегда процесс развития личности происходит гармонично. В своей жизни человек может столкнуться с ситуацией, которая кардинально изменяет его жизнь и делает необходимым пересматривать не только свой образ жизни, но и систему отношений с миром. К такой ситуации можно отнести несчастный случай, в результате которого человек становится инвалидом, то есть человеком с ограниченными возможностями.
И первая ситуация, когда пожилой человек подводит итоги своего жизненного пути, и вторая, когда человек в результате несчастного случая становится инвалидом, приводит к тому, что у человека происходят изменения на личностном уровне, изменяются его базовые убеждения, которые определяют характер взаимодействия личности с окружающим ее миром.
Зная личностные особенности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, можно оказывать эффективную психологическую помощь по преодолению психологических и социальных трудностей, с которыми сталкиваются эти категории людей в своей жизни.
Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение личностных особенности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, получившими инвалидность в результате несчастного случая.
В данной работе мы изучили понятие личности в психологической литературе; изучили влияние пожилого возраста и факта инвалидности на личностные изменения рассмотрели психологические особенности лиц пожилого возраста; рассмотрели психологические особенности инвалидов; эмпирически изучили личностные особенности пожилых людей и инвалидов
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что: личностной особенностью пожилых людей будет ориентация на окружающий социальный мир, которая будет выражаться в общительности, восприятии мира как доброжелательного и безопасного, восприятии окружающих людей как доброжелательных и безопасных, положительной самооценке.
Также мы предположили, что личностной особенностью людей с ограниченными возможностями, ставшими инвалидами в результате несчастного случая (ДТП), будет стремление отгородиться от окружающего социального мира, которое будет выражаться в замкнутости, восприятии мира как враждебного, восприятии окружающих людей как враждебно настроенных, негативной самооценке и уходу в мир фантазий.
В результате исследования данная гипотеза подтвердилась.