Проблемы правового регулирования деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений и поиск путей их решения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН В СФЕРЕ РАЗВЕДКИ И ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 6
1.1 История становления законодательства СССР и Российской Федерации в ходе освоения нефтегазовых месторождений 6
1.2 Развитие законодательства Союза ССР и Республики Азербайджан в сфере разведки и освоения нефтегазовых месторождений 11
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН В СФЕРЕ РАЗВЕДКИ И ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 25
2.1 Нормативно-правовые акты действующего законодательства Российской Федерации в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений 25
2.2 Нормативно-правовые акты действующего законодательства Республики Азербайджан в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений 35
2.3 Сходства и различия законодательства Российской Федерации и Республики Азербайджан в сфере освоения нефтегазовых месторождений. 48
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 61
3.1 Законодательное регулирование разведки нефтегазовых месторождений в Российской Федерации и пути его оптимизации 61
3.2 Основные проблемы законодательного регулирования эксплуатации нефтегазовых месторождений в РФ 68
3.3 Проблемы обеспечения безопасности в процессе разведки и освоения нефтегазовых месторождений Российской Федерации 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН В СФЕРЕ РАЗВЕДКИ И ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 6
1.1 История становления законодательства СССР и Российской Федерации в ходе освоения нефтегазовых месторождений 6
1.2 Развитие законодательства Союза ССР и Республики Азербайджан в сфере разведки и освоения нефтегазовых месторождений 11
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН В СФЕРЕ РАЗВЕДКИ И ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 25
2.1 Нормативно-правовые акты действующего законодательства Российской Федерации в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений 25
2.2 Нормативно-правовые акты действующего законодательства Республики Азербайджан в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений 35
2.3 Сходства и различия законодательства Российской Федерации и Республики Азербайджан в сфере освоения нефтегазовых месторождений. 48
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 61
3.1 Законодательное регулирование разведки нефтегазовых месторождений в Российской Федерации и пути его оптимизации 61
3.2 Основные проблемы законодательного регулирования эксплуатации нефтегазовых месторождений в РФ 68
3.3 Проблемы обеспечения безопасности в процессе разведки и освоения нефтегазовых месторождений Российской Федерации 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
В современном мире нефть и газ - основные источники энергии для мировой экономики, которым пока нет замены. Более того, потребность в углеводородном сырье - нефти и газе - на планете будет только возрастать.
Правовая практика, накопленная в результате применения действующего с 1992 года современного законодательства о недрах, нынешнее состояние российской минерально-сырьевой базы нефти и газа, все более возрастающее значение углеводородного сырья для российской и мировой экономики требуют нового взгляда на правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа, прежде всего, с позиций эффективности деятельности государства как собственника недр. В отличие от использования недр в целях имеющей тысячелетнюю историю горной промышленности в ее классическом понимании, использование недр для геологического изучения и добычи нефти, а впоследствии и газа, насчитывает «всего» около полутора столетий, но имеет особенности, требующие серьезного правового исследования с научной и практической точек зрения. Недра и содержащиеся в них полезные ископаемые - различные объекты прав. Физические свойства нефти и газа играют в данном случае особую роль. Дело в том, что нефть и газ (углеводороды), в отличие от твердых полезных ископаемых, почти всегда мигрируют (двигаются по пластам) вместе с водой либо в воде.
Тема исследования отличается высокой степенью дискуссионности и чрезмерной политизированностью. Особую актуальность тема приобрела в связи с подготовкой проекта нового федерального закона «О недрах», которая ведется уже несколько лет. При этом наблюдаются попытки определения в законопроекте особенностей правового режима использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа. Нефтегазовое законодательство сейчас существует в подавляющем большинстве нефтегазодобывающих стран мира, но действующее российское законодательство о недрах не признает особенностей использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа.
Поэтому актуальным становится исследование проблемы признания государством права первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых такого месторождения. Указанные обстоятельства привели к попытке осмыслить традиции горного права и законодательства нашей страны и зарубежных государств. Именно в дореволюционных трудах по горному праву содержатся разработки понятия принципа горной свободы, важнейшим элементом которой является признание государством упоминавшегося права первооткрывателя месторождения.
Степень разработанности темы. Следует говорить о том, что вопросы правового регулирования деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений в целом изучены хорошо. В связи с особой важностью отрасли, последнее время данному вопросу уделяется пристальное внимание. К числу авторов, которые рассматривали данный вопрос можно отнести следующих: Абдуллаев Н. Н., Аласов И. Ф., Белозеров В.К., Боева А. А., Валиев И. Н., Воробьев А.Е., Гулиев З. Г., Денисова Л. Н., Жукаускас В. В., Иванова Т. С., Ирназарова Л. Р., Кулешова А. Н., Курский А. Н., Ларинбаева И. И., Найибов С. Ч., Налетов К. И. и др.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы права, осуществляющие регулирование деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблем правового регулирования деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений и поиск путей их решения.
Задачи исследования:
– изучить историю становления законодательства СССР и Российской Федерации в ходе освоения нефтегазовых месторождений;
– рассмотреть развитие законодательства Союза ССР и Республики Азербайджан в сфере разведки и освоения нефтегазовых месторождений;
– проанализировать нормативно-правовые акты действующего законодательства Российской Федерации в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений;
– исследовать нормативно-правовые акты действующего законодательства Республики Азербайджан в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений;
– определить сходства и различия законодательства Российской Федерации и Республики Азербайджан в сфере освоения нефтегазовых месторождений;
– выявить особенности законодательного регулирования разведки нефтегазовых месторождений в Российской Федерации и пути его оптимизации;
– выявить основные проблемы законодательного регулирования эксплуатации нефтегазовых месторождений в РФ;
– проанализировать проблемы обеспечения безопасности в процессе разведки и освоения нефтегазовых месторождений Российской Федерации.
Методология исследования представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных методов познания, к числу которых можно отнести анализ, синтез, индукцию и дедукцию, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников.
Правовая практика, накопленная в результате применения действующего с 1992 года современного законодательства о недрах, нынешнее состояние российской минерально-сырьевой базы нефти и газа, все более возрастающее значение углеводородного сырья для российской и мировой экономики требуют нового взгляда на правовой режим использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа, прежде всего, с позиций эффективности деятельности государства как собственника недр. В отличие от использования недр в целях имеющей тысячелетнюю историю горной промышленности в ее классическом понимании, использование недр для геологического изучения и добычи нефти, а впоследствии и газа, насчитывает «всего» около полутора столетий, но имеет особенности, требующие серьезного правового исследования с научной и практической точек зрения. Недра и содержащиеся в них полезные ископаемые - различные объекты прав. Физические свойства нефти и газа играют в данном случае особую роль. Дело в том, что нефть и газ (углеводороды), в отличие от твердых полезных ископаемых, почти всегда мигрируют (двигаются по пластам) вместе с водой либо в воде.
Тема исследования отличается высокой степенью дискуссионности и чрезмерной политизированностью. Особую актуальность тема приобрела в связи с подготовкой проекта нового федерального закона «О недрах», которая ведется уже несколько лет. При этом наблюдаются попытки определения в законопроекте особенностей правового режима использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа. Нефтегазовое законодательство сейчас существует в подавляющем большинстве нефтегазодобывающих стран мира, но действующее российское законодательство о недрах не признает особенностей использования недр для геологического изучения и добычи нефти и газа.
Поэтому актуальным становится исследование проблемы признания государством права первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых такого месторождения. Указанные обстоятельства привели к попытке осмыслить традиции горного права и законодательства нашей страны и зарубежных государств. Именно в дореволюционных трудах по горному праву содержатся разработки понятия принципа горной свободы, важнейшим элементом которой является признание государством упоминавшегося права первооткрывателя месторождения.
Степень разработанности темы. Следует говорить о том, что вопросы правового регулирования деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений в целом изучены хорошо. В связи с особой важностью отрасли, последнее время данному вопросу уделяется пристальное внимание. К числу авторов, которые рассматривали данный вопрос можно отнести следующих: Абдуллаев Н. Н., Аласов И. Ф., Белозеров В.К., Боева А. А., Валиев И. Н., Воробьев А.Е., Гулиев З. Г., Денисова Л. Н., Жукаускас В. В., Иванова Т. С., Ирназарова Л. Р., Кулешова А. Н., Курский А. Н., Ларинбаева И. И., Найибов С. Ч., Налетов К. И. и др.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы права, осуществляющие регулирование деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление проблем правового регулирования деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений и поиск путей их решения.
Задачи исследования:
– изучить историю становления законодательства СССР и Российской Федерации в ходе освоения нефтегазовых месторождений;
– рассмотреть развитие законодательства Союза ССР и Республики Азербайджан в сфере разведки и освоения нефтегазовых месторождений;
– проанализировать нормативно-правовые акты действующего законодательства Российской Федерации в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений;
– исследовать нормативно-правовые акты действующего законодательства Республики Азербайджан в сфере осуществления деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений;
– определить сходства и различия законодательства Российской Федерации и Республики Азербайджан в сфере освоения нефтегазовых месторождений;
– выявить особенности законодательного регулирования разведки нефтегазовых месторождений в Российской Федерации и пути его оптимизации;
– выявить основные проблемы законодательного регулирования эксплуатации нефтегазовых месторождений в РФ;
– проанализировать проблемы обеспечения безопасности в процессе разведки и освоения нефтегазовых месторождений Российской Федерации.
Методология исследования представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных методов познания, к числу которых можно отнести анализ, синтез, индукцию и дедукцию, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод:
1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по использованию недр в России сложилось через ряд исторических этапов. Первоначально управление недрами отличалось недостижимостью формализованных положений до Средних веков, что позже синхронно изменялось вместе с феодальной Европой. При этом, хотя горнодобывающая индустрия на российских территориях сформировалась задолго до данного времени, официальное законодательство относительно недропользования начало эволюционировать значительно позднее.
Зарождение и прогрессирование отечественной системы регулирования использования подземных ресурсов можно определить в три промежутка времени. Императорская эпоха, охватывающая период с 1700 по 1917 годы, была своеобразным началом. Ей на смену пришел советский период, фиксирующий года с 1920 по 1992 – время системных изменений в правовых основах недропользования. После чего наступил современный этап, предполагающий сложное сочетание продолжения прежних посылов и введение новых концепций защиты и использования недр.
Осознание и формирование юридической базы для регламентации прав на недра продемонстрировало поэтапность и преемственность важных историко-правовых моментов, обусловленных не только временем, но и социально-политическими преобразованиями в стране. Это подчеркивает тот факт, что законодательство в области отношений недропользования, несмотря на активное развитие сопутствующих отраслей, начало свое законодательное становление с отставанием от промышленного мастодонта, что сказалось на последующей структуре правовых норм в данной сфере.
2. Азербайджан, благодаря своему географическому и политическому расположению, занимает привилегированное положение, наряду с обладанием нефтяными запасами, которые являются национальным богатством. Неоспоримо, что эти ресурсы имеют первостепенное значение в контексте устремлений страны на будущее. Развитие, идущее уверенными шагами, стало возможным в результате нацеленности на использование природных даров после получения суверенитета, содействуя тем самым укреплению государственного самоопределения. В плане исследований и культурного развития, наряду с экономическим прогрессом и укреплением моральных ценностей, Азербайджан обозначил собственный путь взаимодействия с мировым сообществом, подкрепляя свою независимость богатейшими природными и человеческими ресурсами.
На пороге 20 столетия, в эпоху индустриального рассвета, богатейший город Баку возглавлял список метрополий Российской империи, благодаря своему преобладанию в сферах торговли и промышленного производства. Среди азербайджанских природных богатств блистала нефть, играя роль ключевого фактора экономической мощи. Тем не менее, преходящая природа откупной системы в нефтедобыче навешивала тормозной блок на путь инноваций и прогресса: владельцы нефтяных участков, полученных посредством откупа, стеснялись вливания средств в развитие добычи, подразумевая временность своих инвестиций. Этот консерватизм угнетал ширину и глубину индустриального роста. В ответ на нарастающую потребность в нефтяных ресурсах, очищение отрасли от устаревших преград, замедляющих нефтяной бум, приняло черты неотложной задачи.
3. На сегодняшний день правовое регулирование сферы разведки и освоения нефтегазовых месторождений в Российской Федерации и Республике Азербайджан имеет схожие черты. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим процесс недропользования в Российской Федерации, является Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», который декларирует, с одной стороны, права и обязанности государственных органов, а с другой – устанавливает категории и формы действия недропользователей. Упомянутая нормативная база включает в себя полномочия органов по вопросам управления недрами и отслеживает процедуру выдачи разрешений на их использование. Дополнительно, систематизируются процедуры, значимые для администрирования действий, связанных с недропользованием; налагается обязательная лицензия, прочно устанавливающая рамки допустимых видов деятельности в данной области.
В Азербайджане нормативно-правовая база для регулирования нефтяных и газовых контрактов основана на Законе «О недрах» от 13 февраля 1998 года и Законом «Об энергетике» от 24 ноября 1998 г. Хотя оба эти закона обеспечивают общие рамки для использования энергетических ресурсов, во многих случаях их положений конфликтуют друг с другом. Также неясно, имеет ли «Закон об энергетике» приоритет над «Законом о недрах». Другая проблема заключается в том, что большинство существующих СРП не соответствуют положениям этих актов.
4. На основании изложенного, автор настоящего исследования считает необходимым внести следующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации:
– Проблема взимания земельного налога при осуществлении добычи полезных ископаемых на участках, предоставленных из земель лесного фонда, не покрытых лесом. Здесь прослеживаются три взаимосвязанных проблемы правового регулирования установления и взимания платежей за пользование недрами на землях лесного фонда, не покрытых лесом.
В следствии этого необходимо внести изменение в ч. 3 ст. 391 НК РФ и добавить следующую формулировку: «Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю».
2. Практическими проблемами взимания налога на добычу полезных ископаемых являются многочисленные споры в ситуации, когда налоговый орган отказывает налогоплательщикам в правомерности применения налоговой ставки 0 % в случаях, когда нормативы потерь полезных ископаемых своевременно не утверждены, или в данный период не утверждены не по вине налогоплательщика.
Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам с учетом обстоятельств дела не может влиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0%. Согласно пункту 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых.
На наш взгляд, причиной возникновения большого количества споров между недропользователями и налоговыми органами по данному вопросу является отсутствие закрепления в законодательстве выработанного судебной практикой положения о том, что несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам не может повлиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0%. Таким образом, фактическая несогласованность действий государственных органов приводит к ущемлению интересов недропользователей, выражающееся в наступлении для них неблагоприятных последствий вследствие бездействия других лиц.
Необходимо внести изменения в статью 342 НК РФ, а именно включать часть 7 в следующей редакции: «Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам не может повлиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов»
3. Традиционно административная ответственность рассматривается как один из видов (разновидность) юридической ответственности за совершение административного правонарушения. Однако такое определение не может претендовать на полноту содержания и вряд ли отражает в достаточной степени правовое и социальное назначение административной ответственности.
Административная ответственность установлена лишь за некоторые обязательства, рассмотренные в настоящей статье. редметом правонарушения по статье 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа» является нарушение правил пользования нефтью или газом в случае, если данные действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Согласно статье 11.20 КоАП РФ нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями влечет наложение административного штрафа, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Изложенное в настоящем параграфе позволило сформулировать вывод о необходимости закрепления административной ответственности за невыполнение иных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством о недрах в целях усиления системного, комплексного подхода к административно-правовому регулированию нефтегазового комплекса России, обеспечения энергетической безопасности в Российской Федерации и повышения эффективности Энергетической стратегии России.
4. Исследование вопросов экологической безопасности в процессе разработок месторождений угля, нефти и газа в России и Германии свидетельствует, что система производственного планирования и более детальные требования к производству горных работ в ФРГ позволяют, на наш взгляд, обеспечить более высокую защиту окружающей среды. В Германии также более рационально решены вопросы правовой защиты сохранности почвенного покрова при эксплуатации месторождений. При этом общей проблемой для ФРГ и РФ является отсутствие сводного кодекса об охране окружающей среды, вызванного конституционным регулированием защиты окружающей среды в рамках предметов совместного ведения федерального центра и субъектов (земель) федерации в этих странах. Учитывая роль угля, нефти и газа в энергетическом балансе страны и масштабы горных разработок в РФ, полагаем возможным принятие как кодифицированного нормативного правового акта по вопросам экологической безопасности в целом, так и специального сводного закона в части правового обеспечения разведки и эксплуатации месторождений топливно-энергетических ресурсов. На основании этого, введение в действие Кодекса об охране окружающей среды позволит решить выявленную проблему правового регулирования.
Таким образом, внесение указанных изменений в действующее законодательство по мнению автора настоящего исследования позволит решить выявленные проблемы.
1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по использованию недр в России сложилось через ряд исторических этапов. Первоначально управление недрами отличалось недостижимостью формализованных положений до Средних веков, что позже синхронно изменялось вместе с феодальной Европой. При этом, хотя горнодобывающая индустрия на российских территориях сформировалась задолго до данного времени, официальное законодательство относительно недропользования начало эволюционировать значительно позднее.
Зарождение и прогрессирование отечественной системы регулирования использования подземных ресурсов можно определить в три промежутка времени. Императорская эпоха, охватывающая период с 1700 по 1917 годы, была своеобразным началом. Ей на смену пришел советский период, фиксирующий года с 1920 по 1992 – время системных изменений в правовых основах недропользования. После чего наступил современный этап, предполагающий сложное сочетание продолжения прежних посылов и введение новых концепций защиты и использования недр.
Осознание и формирование юридической базы для регламентации прав на недра продемонстрировало поэтапность и преемственность важных историко-правовых моментов, обусловленных не только временем, но и социально-политическими преобразованиями в стране. Это подчеркивает тот факт, что законодательство в области отношений недропользования, несмотря на активное развитие сопутствующих отраслей, начало свое законодательное становление с отставанием от промышленного мастодонта, что сказалось на последующей структуре правовых норм в данной сфере.
2. Азербайджан, благодаря своему географическому и политическому расположению, занимает привилегированное положение, наряду с обладанием нефтяными запасами, которые являются национальным богатством. Неоспоримо, что эти ресурсы имеют первостепенное значение в контексте устремлений страны на будущее. Развитие, идущее уверенными шагами, стало возможным в результате нацеленности на использование природных даров после получения суверенитета, содействуя тем самым укреплению государственного самоопределения. В плане исследований и культурного развития, наряду с экономическим прогрессом и укреплением моральных ценностей, Азербайджан обозначил собственный путь взаимодействия с мировым сообществом, подкрепляя свою независимость богатейшими природными и человеческими ресурсами.
На пороге 20 столетия, в эпоху индустриального рассвета, богатейший город Баку возглавлял список метрополий Российской империи, благодаря своему преобладанию в сферах торговли и промышленного производства. Среди азербайджанских природных богатств блистала нефть, играя роль ключевого фактора экономической мощи. Тем не менее, преходящая природа откупной системы в нефтедобыче навешивала тормозной блок на путь инноваций и прогресса: владельцы нефтяных участков, полученных посредством откупа, стеснялись вливания средств в развитие добычи, подразумевая временность своих инвестиций. Этот консерватизм угнетал ширину и глубину индустриального роста. В ответ на нарастающую потребность в нефтяных ресурсах, очищение отрасли от устаревших преград, замедляющих нефтяной бум, приняло черты неотложной задачи.
3. На сегодняшний день правовое регулирование сферы разведки и освоения нефтегазовых месторождений в Российской Федерации и Республике Азербайджан имеет схожие черты. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим процесс недропользования в Российской Федерации, является Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», который декларирует, с одной стороны, права и обязанности государственных органов, а с другой – устанавливает категории и формы действия недропользователей. Упомянутая нормативная база включает в себя полномочия органов по вопросам управления недрами и отслеживает процедуру выдачи разрешений на их использование. Дополнительно, систематизируются процедуры, значимые для администрирования действий, связанных с недропользованием; налагается обязательная лицензия, прочно устанавливающая рамки допустимых видов деятельности в данной области.
В Азербайджане нормативно-правовая база для регулирования нефтяных и газовых контрактов основана на Законе «О недрах» от 13 февраля 1998 года и Законом «Об энергетике» от 24 ноября 1998 г. Хотя оба эти закона обеспечивают общие рамки для использования энергетических ресурсов, во многих случаях их положений конфликтуют друг с другом. Также неясно, имеет ли «Закон об энергетике» приоритет над «Законом о недрах». Другая проблема заключается в том, что большинство существующих СРП не соответствуют положениям этих актов.
4. На основании изложенного, автор настоящего исследования считает необходимым внести следующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации:
– Проблема взимания земельного налога при осуществлении добычи полезных ископаемых на участках, предоставленных из земель лесного фонда, не покрытых лесом. Здесь прослеживаются три взаимосвязанных проблемы правового регулирования установления и взимания платежей за пользование недрами на землях лесного фонда, не покрытых лесом.
В следствии этого необходимо внести изменение в ч. 3 ст. 391 НК РФ и добавить следующую формулировку: «Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю».
2. Практическими проблемами взимания налога на добычу полезных ископаемых являются многочисленные споры в ситуации, когда налоговый орган отказывает налогоплательщикам в правомерности применения налоговой ставки 0 % в случаях, когда нормативы потерь полезных ископаемых своевременно не утверждены, или в данный период не утверждены не по вине налогоплательщика.
Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам с учетом обстоятельств дела не может влиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0%. Согласно пункту 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых.
На наш взгляд, причиной возникновения большого количества споров между недропользователями и налоговыми органами по данному вопросу является отсутствие закрепления в законодательстве выработанного судебной практикой положения о том, что несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам не может повлиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0%. Таким образом, фактическая несогласованность действий государственных органов приводит к ущемлению интересов недропользователей, выражающееся в наступлении для них неблагоприятных последствий вследствие бездействия других лиц.
Необходимо внести изменения в статью 342 НК РФ, а именно включать часть 7 в следующей редакции: «Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по независящим от налогоплательщика причинам не может повлиять на право предприятия применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов»
3. Традиционно административная ответственность рассматривается как один из видов (разновидность) юридической ответственности за совершение административного правонарушения. Однако такое определение не может претендовать на полноту содержания и вряд ли отражает в достаточной степени правовое и социальное назначение административной ответственности.
Административная ответственность установлена лишь за некоторые обязательства, рассмотренные в настоящей статье. редметом правонарушения по статье 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа» является нарушение правил пользования нефтью или газом в случае, если данные действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Согласно статье 11.20 КоАП РФ нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями влечет наложение административного штрафа, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Изложенное в настоящем параграфе позволило сформулировать вывод о необходимости закрепления административной ответственности за невыполнение иных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством о недрах в целях усиления системного, комплексного подхода к административно-правовому регулированию нефтегазового комплекса России, обеспечения энергетической безопасности в Российской Федерации и повышения эффективности Энергетической стратегии России.
4. Исследование вопросов экологической безопасности в процессе разработок месторождений угля, нефти и газа в России и Германии свидетельствует, что система производственного планирования и более детальные требования к производству горных работ в ФРГ позволяют, на наш взгляд, обеспечить более высокую защиту окружающей среды. В Германии также более рационально решены вопросы правовой защиты сохранности почвенного покрова при эксплуатации месторождений. При этом общей проблемой для ФРГ и РФ является отсутствие сводного кодекса об охране окружающей среды, вызванного конституционным регулированием защиты окружающей среды в рамках предметов совместного ведения федерального центра и субъектов (земель) федерации в этих странах. Учитывая роль угля, нефти и газа в энергетическом балансе страны и масштабы горных разработок в РФ, полагаем возможным принятие как кодифицированного нормативного правового акта по вопросам экологической безопасности в целом, так и специального сводного закона в части правового обеспечения разведки и эксплуатации месторождений топливно-энергетических ресурсов. На основании этого, введение в действие Кодекса об охране окружающей среды позволит решить выявленную проблему правового регулирования.
Таким образом, внесение указанных изменений в действующее законодательство по мнению автора настоящего исследования позволит решить выявленные проблемы.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование предпринимательской деятельности в нефтегазовом секторе экономики (Российский университет дружбы народов)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - Лицензионно-договорный режим недропользования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Разработка предложений по совершенствованию организации бухгалтерского учета геологоразведочных работ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2017 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Управление дебиторской задолженностью на предприятии (на примере АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВУЮ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



