Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Транспортная доступность университетских кампусов (на примере кампуса Высшей школы менеджмента СПбГУ «Михайловская дача»)

Работа №145997

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические и правовые Основы исследования 7
1.1 Развитие университетских кампусов в России 7
1.2 Транспортная доступность кампусов: теория и практика 11
1.2.1 Теоретические основы транспортной доступности 11
1.2.2 Правовые основы транспортной доступности 15
1.2.3 Значение транспортной доступности в контексте университетов 16
1.2.4 Обзор кейсов успешного повышения транспортной доступности университетов 18
Итоги по разделу 1.3 24
1.3 Анализ документов планирования Санкт-Петербурга 25
Итоги по главе 1 26
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАМПУСОВ НА УСПЕВАЕМОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТов 27
2.1 Обзор научной литературы 27
2.1.1 Роль университетских кампусов в развитии территории 27
2.1.2 Функции университетских кампусов 29
2.1.3. Эффекты от транспортной доступности 30
2.1.4 Воспринимаемая доступность (англ. Perceived accessibility) 32
2.1.5 Влияние транспортной доступности на стейкхолдеров кампуса 32
2.1.5 Теоретическая модель и гипотезы исследования 36
2.2 Методы исследования 38
Итоги по главе 2 39
Глава 3. Результаты эмпирического исследования и рекомендации 40
3.1 Историческая справка 40
3.2 Географическое описание 40
3.3 Описание транспортной инфраструктуры 42
3.4 Результаты интервью 44
3.4.1 Студенты 44
3.4.2 Эксперты 46
3.5 Результаты расчетов 48
Описание выборки 48
Другие выводы 59
3.6 Рекомендации 60
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение 75

Кампус «Михайловская дача» Высшей школы менеджмента СПбГУ является современным кампусом мирового уровня, расположенным на территории исторического памятника — великокняжеской усадьбы XIX века. Несмотря на ряд преимуществ, а именно наличие озелененных пространств, современных общежитий и других, кампус обладает низкой транспортной доступностью. Маршрут до ближайшей станции метро составляет 8,5 километров, до железнодорожной станции — 1,6 км, до автобусной остановки — около 600 метров. Из-за своего расположения автобус является наиболее доступным и используемым видом общественного транспорта. Электричка на станции «Михайловская дача», в свою очередь, является быстрым и комфортным видом транспорта, однако дорога от кампуса до железнодорожной станции не оборудована, что затрудняет передвижение, особенно в ночное время и неблагоприятных погодных условиях. Более того, часть поездов проезжают станцию без остановки.
Сейчас в России существует тенденция на строительство обособленных кампусов, так в рамках национального проекта «Наука и университеты» в 2023 году стартует реализация девяти кампусов мирового уровня. Кампусы обладают рядом преимуществ, однако часто из-за больших размеров их строят загородом, где общественный транспорт развит хуже относительно центральных районов. Согласно опросу студентов 26 городов, проведенному Центром стратегических разработок, респонденты в качестве направлений улучшения городской среды чаще всего отмечали новое качество мобильности (качество общественного транспорта, велосипедная инфраструктура) и связанную структуру общественных пространств. Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге эти направления набрали наибольшее число голосов относительно других городов. Исследователи отмечают, что из-за транспортных проблем студенты могут быть подвержены социальному и пространственному неравенству, что, в свою очередь, негативно сказывается на жизни учащихся высших учебных заведений.
Студенты ввиду своего социального положения в высокой степени подвержены влиянию транспортных проблем на свою жизнь. Так, по результатам некоторых исследований, студенты, проживающие вдали от кампуса меньше участвуют в внеучебной жизни университета, что негативно сказывается на их интеграции с однокурсниками [Allen, Farber, 2018; Alexander, Massaro, 2020]. Другие авторы выявляют негативную связь между расстоянием до кампуса и академическими результатами студентов.
Согласно строительным нормам и правилам — СП 42.13330.2016, в городах с населением более 2 млн. человек 90% трудящихся не должны расходовать на дорогу от места жительства до места работы более 45 минут. В Санкт-Петербурге данное значение на 30% превышает нормативное и составляет 64 минуты. Поэтому важно, чтобы подавляющая часть студентов и персонала университетов могла добираться до кампуса в данных временных рамках.
Эксперты Центра стратегического развития считают, что состояние инфраструктуры университета — один из значимых элементов его международной конкурентоспособности, развитая инфраструктура является одним из ключевых факторов выбора высших учебных заведений среди российских и иностранных студентов. Кроме того, университеты, как и другие общественные институты, привлекают на свою территорию большое число людей, что влечет за собой экологические проблемы.
Согласно результатам проведенных мной глубинных интервью со студентами Высшей школы менеджмента, среднее время, которые они тратят на поездки из Михайловской Дачи в Санкт-Петербург, составляет 1,5 часа. При этом опрошенные совершают от двух и более пересадок на различные виды транспорта, чаще всего используется связка автобуса и метро. С другой стороны, с этой проблемой сталкиваются и другие заинтересованные стороны, которые совершают поездки из Санкт-Петербурга в Михайловскую Дачу, например, участники мероприятий и студенты, проживающие в отдаленности от кампуса. Также, из-за низкой транспортной доступности снижается социальная и экономическая активность стейкхолдеров, потому что они имеют желания тратить большое количество времени на дорогу до кампуса...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были рассмотрены основные особенности кампусов, а также эффекты, которые они могут оказывать на прилегающие территории. В частности, развитие кампуса может создавать новые рабочие места для горожан, увеличить цены на недвижимость и увеличить социально-экономическую активность района. Кроме того, кампусы могут оказывать влияние на физическое и психологическое здоровье студентов и преподавателей.
В России с 2021 года проходит строительство кампусов в соответствии с государственной программой «Наука и университеты», органы власти выделяют на их развитие большое количество ресурсов, однако вопросам транспортной доступности таких объектов уделяется недостаточно внимания.
Транспортная доступность — это комплексный показатель, характеризующий транспортную систему и пространственные возможности людей в получении услуг и участии в активностях. Необходимо обеспечивать высоких уровень транспортной доступности территории, потому что это положительно сказывается на её экономике, а также положительно влияет на физическое и психологическое здоровье населения.
На основе обзора научной литературы и глубинных интервью была составлена теоретическая модель исследования, целью которой было подтверждение связи между уровнем транспортной доступности кампуса «Михайловская дача» и эффектами, которые она оказывают на жизнь студентов. Было выдвинуто десять исследовательских гипотез, которые в дальнейшем обосновывались с помощью статистических инструментов.
Основными результатами расчетов являются:
1) Низкий уровень пешеходной доступности увеличивает количество эмоциональных выгораний среди студентов, проживающих в кампусе Михайловская дача.
2) Студенты, проживающие вне кампуса, менее активны во внеучебной деятельности — как следствие их успеваемость хуже.
3) Доступность культурно-развлекательных мероприятий оказывает влияние на многие аспекты жизни студентов, проживающих в кампусе. Однако она также оказывает негативное влияние на средний балл, поэтому необходимо искать компромисс между полезными и негативными эффектами данного типа объектов.
4) Студенты, проживающие в кампусе «Михайловская дача» оценивают уровень доступности своего места жительства ниже студентов, проживающих вне кампуса.
5) Удовлетворенность общественным транспортом снижает уровень негативных эмоций и повышает самооценку здоровья студентов, проживающих в кампусе «Михайловская дача».
6) Доступность спортивных объектов снижает уровень эмоциональных выгораний среду студентов, проживающих в кампусе «Михайловская дача».
Исходя из результатов эмпирического исследования и практического опыта других высших учебных заведений было предложено восемь рекомендаций, наиболее приоритетной на первоначальном этапе является первая рекомендация:
1) Создание транспортного плана кампуса
2) Сотрудничество с местными органами власти, в частности, с муниципалитетами, комитетами по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
3) Создание вело-пешеходной инфраструктуры вдоль Санкт-Петербургского шоссе и до железнодорожной станции «Михайловская дача».
4) Партнерство с сервисами проката самокатов
5) Благоустройство автобусной остановки Гольф-клуб
6) Создания шаттл-автобуса
7) Создание безбарьерной среды
8) Введение остановки автобуса-экспресса.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении влияния транспортной доступности на стейкхолдеров университета. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению транспортной доступности кампуса ВШМ СПбГУ «Михайловская дача».
Ограничениями исследования является использование ограниченного набора показателей транспортной доступности, недостаточная репрезентативность выборки, а также фокус только на одной группе стейкхолдеров.
Будущие исследования могли бы более детально изучить выявленные в данной работе закономерности, в частности, влияние транспортной доступности кампуса на других стейкхолдеров.


1. Abreha, D. A. Analysing Public Transport Performance Using Efficiency Measures and Spatial Analysis: The Case of Addis Ababa, Ethiopia. // Thesis Report, International Institute for Geo-information Science and Earth Observation, Enschede, the Netherlands. – 2007.
2. Allen J., Farber S. An Examination of Time-Use and Transportation Barriers to On-Campus Participation of University Students// OSF. – 2018.
3. Allen J., Farber S. Planning transport for social inclusion: An accessibility-activity participation approach// Transportation Research Part D transport and environment. – 2020. – Vol.78. – 102212.
4. Balsas, C. Sustainable transportation planning on college campuses // Transport Policy. – 2003. – Vol. 10. – P. 35-49
5. Bookvoed // Методы маркетинговых исследований. URL: https://www.bookvoed.ru/files/3515/18/18/80.pdf#:~:text=Опрос%20—%20это%20метод%20сбора,обработку%20и%20интерпретацию%20полученных%20ответов (дата обращения: 21.05.2024).
6. Burns, L.D. Transportation, Temporal, and Spatial Components of Accessibility // Lexington Books. – 1979.
7. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/commuting (дата обращения: 21.05.2024).
8. Cheng, S. Gated university campus and its implications for socio-spatial inequality: Evidence from students' accessibility to local public transport/ S. Cheng, J. Cheng, L. Aiwen, P. Mingjun // Habitat International. – 2018. –Vol. 80. – P. 11-27.
9. Commuting to Herts // University of Hertfordshire URL: https://www.herts.ac.uk/life/commuting (дата обращения: 21.05.2024).
10. Curl, A. Same Question, Different Answer: A Comparison of GIS-Based Journey Time Accessibility with Self-Reported Measures from the English National Travel Survey / A. Curl, J.D. Nelson, J. Anable // Computers, Environment and Urban Systems. - 2015. – Vol. 49. – P. 86-97.
11. Dalvi, M.Q., Martin, K.M. The measurement of accessibility: Some preliminary results // Transportation. – 1976. – Vol.5. – P. 17-42
12. den Heijer, A. Managing the university campus - information to support real estate decisions// Eburon Academic Publishers. – 2011.
13. Ding, Y. Exploring the association between campus environment of higher education and student health: A systematic review of findings and measures / Yizhen Ding, Chanam Lee, Xi Chen, Yang Song // Urban Forestry & Urban Greening – 2024. – Vol. 91.
14. Ewing. R, Cervero, R. Travel and the Built Environment: A Meta-Analysis // Journal of the American Planning Association. – 2010. Vol. 76.
15. Field, A. Peer, Parent, and Media Influences on the Development of Weight Concerns and Frequent Dieting Among Preadolescent and Adolescent Girls and Boys/A. Field, C. Camargo, C. Taylor // Pediatrics – 2001. – Vol. 107. – P. 54-60...107


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ