Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Беседы на Шестоднев» Василия Великого: опыт филологического анализа

Работа №145990

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Василий Великий и его «Беседы на Шестоднев» 6
1.1. Вторая софистика и раннее христианство 4
1.2. Василий Великий: жизнь и творчество 13
1.3. «Беседы на Шестоднев»: проблемы авторства бесед 10 и 11 18
Глава II. «Беседы на Шестоднев»: филологический анализ 22
2.1. Образ автора и адресата 22
2.2. Стилистические приемы 27
2.2.1. Фонетические приемы и прозаический ритм 27
2.2.2. Тропы 30
2.2.3. Фигуры речи 56
2.2.4. Анализ отрывка 59
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 68

Василий Великий - архиепископ Кесарии Каппадокийской, Отец и Учитель Церкви, выдающийся византийский автор IV в. от Р.Х. Внесенная им лепта в святоотеческую литературу не потеряла актуальности до сих пор, и по сей день в Православной Церкви служится так называемая Литургия Василия Великого, создание которой приписывается именно этому знаменитому богослову. Живая и столь значимая традиция сподвигает нас к внимательному изучению его трудов с точки зрения филологического исследования.
Предметом нашей работы является одно из наиболее важных сочинений Василия - «Беседы на Шестоднев», представляющие собой толкование начала библейской Книги Бытия, в которой описано сотворение Богом мира и человека. Первые девять бесед, повествующие о сотворении неба, земли, света, тверди, собрании вод, растений, небесных светил, пресмыкающихся, рыб, птиц и животных, будут рассмотрены нами частично. Основное внимание будет сосредоточено на десятой и одиннадцатой беседах, посвященных человеку. Авторство этих последних двух бесед приписывалось не только Василию Великому, но и его младшему брату Григорию Нисскому. В связи с этим нами будет затронута проблема авторства данного текста. Мы рассмотрим различные точки зрения, по интересующему нас вопросу, и обратимся к материалу самих гомилий, для выявления стилистической связи между первыми девятью беседами и последними двумя.
Целью нашей работы является филологический анализ этого произведения, характеристика стилистических приемов, которые активно используются Василием Великим в беседах о сотворении человека, а также встречаются и в первых девяти гомилиях. Мы выявим специфику функционирования риторических приемов в речи святителя.
В задачи входит исследование литературного памятника с т.з. стилистических приемов, которые были восприняты Василием Великим из античной традиции. Для этого «Беседы» будут рассмотрены в контексте культурных традиций поздней античности и раннехристианских влияний. На материале отрывков из «Бесед» планируется уделить внимание тому, как в них проявляется образ автора и образ адресата, в какой мере они наделяются индивидуальными чертами. Мы раскроем сущность понятий тех стилистических приемов, которые будут выявлены нами в тексте, определим на какие виды они подразделяются, рассмотрим какое влияние они оказывают на аудиторию и какие образы использует автор. Мы кратко охарактеризуем жанр гомилии и изучим особенности стиля речи, присущие Василию Кесарийскому.
Наша работа состоит введения, двух глав, подразделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность данной научной работы, определяется ее предмет исследования, формулируется цель, перечисляются основные задачи для реализации поставленной цели и рассматривается структура работы.
Первая глава носит вводный характер. Параграф 1.1. основан на материале исследований о развитии риторики I-IV вв. от Р. Х., нами будет изучено такое явление как вторая софистике и ее влияние на раннехристианскую риторику. В параграфе 1.2. мы ознакомимся с биографией Василия Кесарийского, с корпусом его сочинений и с «Беседами на Шестоднев», а в параграфе 1.3. изучим проблему авторства двух гомилий о человеке.
Вторая глава, основная, носит практических характер. Она посвящена подробному филологическому анализу 10 и 11 «Бесед на Шестоднев», и, частично, мы рассмотрим примеры из бесед 1-9. В параграфе 2.1 мы определим, как представлен автор и его аудитория, какие инструменты использует Василий при обращении к своей пастве, кем являются его слушатели и в какой степени речь Василия доступна и понятна им. Параграф 2.2 посвящен стилистическим приемам. Он подразделяется на 4 подпункта, состоящего из фонетических приемов и прозаической ритмики; тропов; фигур речи, в узком значении этого слова; и подробного филологического анализа одного из отрывков текста. В этом параграфе выявляются и характеризуются наиболее значимые и эффективные приемы, известные еще с античных времен. Мы определим, какими стилистическими приемами святитель пользуется в своих беседах и как они влияют на выразительность его речи. Определения и классификация некоторых риторических приемов будет рассмотрена нами через призму таких трактатов Аристотеля как «Риторика» и «Поэтика».
В заключении будут сформулированы выводы, полученные в результате проведенного нами филологического анализа «Бесед на Шестоднев» Василия Великого.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании нами был произведен филологический анализ «Бесед на Шестоднев» Василия Великого. На примере нескольких гомилий мы рассмотрели особенности стилистических приемов, используемых святителем, дали их определения, охарактеризовали их роль в тексте, рассмотрели, какое влияние они оказывали на аудиторию и пришли к следующим выводам.
На творчестве святителя отразились различные течения того времени: античная литература и философия, риторическая традиция представленная в виде второй софистики, и христианская богословская традиция. В «Беседах на Шестоднев» проявляются черты, присущие более христианскому, нежели античному красноречию. Гомилии излагаются с четкой аргументацией, их целью было донести до слушателя духовную смысловую составляющую и добиться ее усвоения. Его речи представляют собой образец строгого и немногословного аттического стиля, в противоположность блестящему и пышному азианскому красноречию. Для его бесед не характерны легкость, изящество языка и высокая степень декоративности, но часто употреблены сравнения, метафоры, антитезы. Он часто использует в своей речи цитаты из Библии, все структура «Бесед» выстроена вокруг цитат из Священного Писания, как, например, мы можем увидеть на примере анализируемого нами отрывка из 10 беседы. (De creatione hominis, sermo primus, 4.12). Для Василия Великого, также как и для большинства риторов IV века, характерна ритмика прозы.
Мы определили, что проблема авторства бесед 10 и 11 о сотворении человека остается открытой, но, несмотря на это, ознакомившись с аргументацией французский исследователей А. Сметса и М. ван Эсбрука в пользу авторства Василия Великого, мы придерживается аналогичной точки зрения, полагая, что Василий сперва составил первые девять бесед, затем, по причине болезни он не мог написать беседы о сотворении человека. Но при этом, у него могло быть достаточно времени для завершения «Шестоднева». Также, при филологическом анализе текста двух последний бесед и при сопоставлении их с остальным, более ранним корпусом текстов Василий, нами было отмечено стилистическое сходство этих сочинений, которое мы выявили при анализе тропов.
Риторике христианских проповедников и Василию Великому, ее яркому представителю, присущ прямолинейный морализм. Мы можем отметить прямое обращение автора к аудитории, от первого лица. Автор предстает перед нами, как человек непрестанно интересующийся, ищущий знание, наблюдающий за внешним миром и находящий в нем доказательства и подтверждение всему тому, что написано в Священном Писании о сотворении мира. Василий своим примером показывает всем, что нужно читать Библию, рассуждать, непрестанно узнавать новое и искать ответы на вопросы. Он отзывается о себе в духе христианского смирения и в таком же ключе обращается и к собеседнику: «ты убежден в своей незначительности» или «через это крохотное создание, т.е. мое тело, я постиг Великого Творца». Несмотря на то, что он тщательно изучал медицину, прочел много трудов, он отмечает что «никто из нас не сведущ» в знании этого предмета. Таким образом, он не противопоставляет себя аудитории, не превозносится над ней, не поучает других. Автор обращается к простым жизненным реалиям, приводит примеры бытовых ситуаций, пишет что «всякий человек мог это наблюдать», таким образом, его речь является доступной и ясной для слушателей. Аудитория Василия Великого состояла в основном из большого количества людей, многие из которых были простыми людьми, без образования. Его основной задачей было не естественно-научное объяснение библейской истории, но сообщение слушателям представления о Творце, которое основывалось на наблюдении видимого мира, как результата Его творческой деятельности. Речи его просты, понятны, аргументированы, рассчитаны на самую разнообразную, широкую массовую аудиторию. Василий четко и ясно раскрывает для них смысл философских и
богословских понятий. К задачам христианской риторики относится эмоциональное воздействие проповеди, эффект контакта с аудиторией, максимально доступная, доверительная форма беседы. Василий Великий успешно применяет эти приемы, характерные для христианской проповеди ранней Византии...


1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
2. Алексидзе А. Византийская литература XI-XII веков. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1989.
3. Античные теории языка и стиля / ред. О. М. Фрейденберг. СПб., 1936.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии / Пер. В. Г. Аппельрот, ред. и ком. Ф.
А. Петровский. М., Государственное издательство художественной литературы, 1957.
5. Аристотель. Риторика / Пер. Н. Платоновой // Античные риторики. Собрание текстов, статья и общая редакция проф. А. А. Тахо-Годи. М., Изд-во Мос. ун., 1978. С. 15-164.
6. Ашимова А. Ф. Полисиндетон как экспрессивный синтаксический прием в творчестве Б. Л. Пастернака // Известия ДГПУ. № 2, 2009.
7. Барсов Н. И. История первобытной христианской проповеди: (до IV века). СПб., 1885.
8. Бекова А. Т. Софисты и софистика // Философия права, 2012.
9. Бильченко Ф. (архиеп. Феодосий). Гомилетика // Православная энциклопедия. Т. 12, 2011. С. 23-39.
10. Василий Великий. На слова: Внемли себе / ред. О. В. Алиева. М.: Греко-лат. кабинет Ю. А. Шичалина, 2016.
11. Вторая беседа о человеке Василия Великого архиепископа Кесарийского // ЖМП. № 3. С. 33-40, 1972.
12. Гаспаров М. Л. Вторая софистика. Жанры и представители // История всемирной литературы. В 9 тт. Т. 1. М.: Наука, 1983.
13. Каждан А. П. Византийская культура (X-XII вв.). Изд. 2-е, испр. и доп. СПб: Алетейя, 2000.
14. Каждан А. П. История византийской литературы (650-850 гг.). СПб: Алетейя, 2002.
15. Культура Византии. IV - первая половина VII в. / ред. З.В. Удальцова, С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1984...(44)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ