ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-
БАКАЛАВРОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 9
1.1. Нормативно-правовые основы организации добровольческой
деятельности в системе российского высшего образования 9
1.2. Характеристика профессиональных компетенций студентов -
бакалавров педагогического образования 14
1.3. Российский опыт организации добровольческой деятельности
студентов бакалавров 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Разработка и реализация добровольческого студенческого проекта
«От сердца к сердцу» 30
2.2. Оценка воздействия добровольческого студенческого проекта
«От сердца к сердцу» на формирование профессиональных компетенций студентов-бакалавров 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Приложение 1. План мероприятий проекта 51
Приложение 2. Анкета опроса участников проекта 52
Волонтерская деятельность представляет собой довольно распространенную мировую практику, однако в России ее возможности стали активно осваиваться обществом лишь недавно. Стимулом к этому во многом послужила реализация волонтерской программы Оргкомитета «Сочи - 2014» и затем успешный опыт работы с волонтерами в регионах страны. В настоящее время наблюдается стремление граждан к решению общественно значимых проблем, повышение социальной активности молодежи и внедрение добровольчества в самые разные сферы жизни, а развитие волонтерского движения отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики государства.
Наиболее востребованным видом волонтерской деятельности среди молодежи считается событийное волонтерство, развившееся также благодаря Олимпийским играм и Параолимпийским играм в Сочи. Теперь практически ни одно масштабное мероприятие не обходится без привлечения волонтеров, основную часть которых составляет студенческая молодежь, ориентированная на установление социальных контактов, признание в обществе, реализацию своего потенциала и саморазвитие.
В связи с внедрением в российскую систему образования принципов Болонского процесса на первый план выходит проблема формирования компетенций у студентов в процессе обучения выбранному направлению подготовки. Практико-ориентированный подход в профессиональном обучении предполагает ориентацию учебного процесса на конечный результат обучения, в качестве которого выступает формирование и отработка у обучающихся необходимых для профессиональной деятельности практических навыков. Одним из основных компонентов успешного формирования профессиональной компетентности будущих педагогов является общественная активность студентов.
...
Добровольческая деятельность зародилась довольно давно. Сегодня она принимает современные формы, в том числе выступает важным социальным институтом. Волонтерство сегодня - это мощное общественное международное движение, получившее широкое распространение по всей России.
В связи с внедрением в российскую систему образования принципов Болонского процесса на первый план выходит проблема формирования компетенций у студентов в процессе обучения выбранному направлению подготовки. Практико-ориентированный подход в профессиональном обучении предполагает ориентацию учебного процесса на конечный продукт обучения, в качестве которого выступает формирование и отработка у обучающихся необходимых для профессиональной деятельности практических навыков. Образование не может быть практикоориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода.
Студенческое волонтерство можно рассматривать в качестве важнейшего фактора, ускоряющего процесс самореализации личности студента, а также в качестве одного из компонентов успешного формирования профессиональной компетентности. Принимая участие в работе волонтерских отрядов, студенты могут получать опыт деятельности, необходимый для формирования профессиональных компетенций.
Организация добровольческой деятельности в рамках студенческого проекта «От сердца к сердцу» была нацелена на формирование следующих профессиональных компетенции:
• способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
• культурно-просветительская деятельность: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
• способность разрабатывать и реализовывать культурнопросветительские программы (ПК-14).
Для определения результативности воздейстия проекта были выбраны следующие дескрипторы.
Уметь:
• определять нравственные приоритеты (ПК-10);
• самостоятельно применять полученные вокальные и/или инструментальные навыки в практической деятельности (ПК-10);
• определять музыкальные предпочтения и потребности различных социальных групп (ПК-13);
• составлять концертные программы для различных категорий слушателей (ПК-14);
Владеть:
• навыками организации концертного мероприятия (ПК-14).
Результат реализации проекта можно оценить с двух позиций:
1) внутренние результаты проекта - у студентов повышается уровень социальной активности, осознание значимости проводимых мероприятий, приобретаются навыки коллективной работы, развиваются личностные качества (лидерство, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость и др.);
2) с позиции объектов деятельности - частичное решение проблемы проведения досуга ветеранов и пожилых людей.
Таким образом, задача исследования - выявить эффективность воздействия добровольческого студенческого проекта «От сердца к сердцу» на формирование профессиональных компетенций студентов-бакалавров - выполнена. Гипотеза настоящего исследования доказана
1. Всеобщая декларация добровольчества (принята на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий в Амстердаме от января 2001 г.) [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1811806/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994
№ 51-ФЗ [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662) [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
5. Концепция развития благотворительной деятельности добровольчества //распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р от 30.07.2009 №1054-р [Электронный ресурс] -режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 90313/
6. Концепция содействия развитию благотворительной
деятельности и добровольчества в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р) [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 90313/
7. Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р)
[Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/
8. План мероприятий Федерального агентства по делам молодежи в сфере реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации на 2016 год (утвержден Министром образования и науки Российской Федерации от 10.05.2016) / Федеральное агентство по делам молодежи // [Электронный ресурс] - режим доступа: https://fadm.gov.ru/
9. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 «Об общественных
объединениях» [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6693/
10. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98 «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс] - режим доступа:
http ://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 7041/
11. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 7495/
12. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих
организациях» [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8824/
13. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 79441/
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 № 1426 [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/
15. Айбазова М. Ю., Лавринец К. Ю. Подготовка студенческой молодёжи педагогических вузов к организации волонтёрской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Вестник университета Российской академии образования. - № 2. - 2012. - С. 63-67
... всего 50 источников