Аннотация
Введение 6
1 Теоретические аспекты основы обучения и развития персонала: тенденции и перспективы как основа повышения результативности обучения 12
1.1 Сущность концепции непрерывного образования 12
1.2 Развитие и обучение сотрудников организации 18
1.3 Программы и методы обучения персонала 25
1.4 Исследование статистики образования на предприятиях 33
1.4.1 Доля дефицита кадров на предприятиях 33
1.4.2 Доля работников предприятий, проходивших обучение 37
1.4.3 Взаимодействие предприятий с организациями, реализующими
программы высшего образования 46
Выводы по первой главе 51
2 Организация учебного процесса персонала на предприятии 56
2.1 Критерии оценки результативности обучения 56
2.2 Схема по организации учебного процесса сотрудников предприятия 65
2.3 Опытно-поисковая работа по планированию и организации процесса
обучения 69
Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение А 90
Приложение Б 91
Актуальность исследования.
В современной экономике организации могут успешно существовать и развиваться при условии, что их продукт обладает конкурентными преимуществами на рынке. Поэтому значительную роль в формировании конкурентоспособности организации играют человеческие ресурсы, так как человек обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов компании, которые могут быть использованы для повышения конкурентоспособности.
На социально-педагогическом уровне стоит проблема быстрого устаревания профессиональных знаний, что в свою очередь требует от организаций непрерывно повышать квалификацию своих сотрудников ради существования и достижения успеха. Высококвалифицированный и компетентный персонал позволяет создавать товары и услуги, которые будут конкурентоспособны на рынке, что является одним из интересов руководителей любой организации. Следовательно, квалифицированный сотрудник является важной составляющей стратегического развития компании.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы исследования заключается в том, что сегодня нужен качественно другой подход к организационному обучению, когда само понятие «обучение» наполняется более глубоким смыслом. Нет больше разницы между учебой, работой и жизнью — это один непрерывный процесс. Обучение не вмещается в привычные рамки учебных программ, семинаров и тренингов, оно не может быть навязано человеку. Единственное, что в организации может способствовать обучению людей — это создание условий, в которых оно станет естественной потребностью человека своего рода организационной нормой. Несоответствие квалификации персонала потребностям организации чревато низкими показателями ее деятельности. Кроме того, помимо непосредственного влияния на финансовые результаты организации, профессиональное развитие способствует созданию благоприятной корпоративной культуры в организациях, оказывает существенное влияние на мотивацию работников и их преданность организации.
Научно-методический уровень актуальности выражен необходимостью формулирования совокупности цели, содержания, методов и средств, форм и организационно-педагогических условий для результативного обучения сотрудников организации.
На социально-педагогическом уровне выражается следующим противоречием: с одной стороны велика потребность со стороны работодателей в квалифицированных сотрудниках со сформированными профессиональными компетенциями, а с другой стороны в образовательном процессе организации не используется потенциал такого фактора формирования профессиональных компетенций у будущих сотрудников организации, как непрерывное обучение персонала.
На научно-теоретическом уровне противоречие характеризуется тем, что подготовка и переподготовка сотрудников на предприятии требует включение в образовательный процесс компонентов, направленных на формирование результативного обучения сотрудников, но в теории профессионального обучения недостаточно обоснованы структура, средства, форма и содержание этих компонентов.
На научно-методическом уровне противоречие выражается между необходимостью организации обучения сотрудников и включения в образовательный процесс компонентов, направленных подготовку и переподготовку работников к деятельности и недостаточным научно-методическим обоснованием рекомендаций их реализации.
Ключевые понятия исследования: система обучения, подготовка сотрудников на предприятии, непрерывное образование.
Проблема исследования — каким образом должно быть организованно обучение сотрудников на предприятии для поддержания уровня квалификации кадров.
В отечественной, так же как и в зарубежной литературе, имеется большое количество работ посвященных области управления персоналом и организации обучения сотрудников на предприятии. Так основой для написания диссертации стали работы таких авторов как И. С. Булатов, Е. В. Галинская, А. В. Дейнека, Б. М. Жуков, Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб, А. А. Иващенко, Дж. Коул, Л. И. Кошкин, М. Б. Курбатова, М. И. Магура, Е. В. Маслов, Е. Б. Моргунов, Д. А. Новиков, А. Н. Рэйнольдс, Як Фитценц, А. Е. Хачатуров. Концепцию непрерывного образования в своих исследования обширно изучили В. А. Векслер, А. А. Городнова, Ж. К. Далабаев, О. В. Зайцева, М. В. Зуев, А. Е. Карпухина, О. К. Клопова и другие....
Проведенные исследования позволили сформулировать ряд выводов и положений, раскрывающих научную новизну работы, ее практическую и теоретическую значимость.
1. На основе многочисленных работ и выводов основоположников теории человеческого капитала было сделано заключение, что люди совершенствуют свои способности при помощи инвестирования в самих себя, в сотрудников компаний.
2. В выпускной квалификационной работе проанализированы история развития и сущность концепции непрерывного образования. История развития данной концепции показывает постепенное признание непрерывного образования основным принципом для реформ образования в развитых и развивающихся странах. Более поздние работы позволяют сделать вывод, что на современном этапе данная концепция набирает все большую популярность.
3. В работе были изучены теоретические аспекты основы обучения и развития персонала: тенденции и перспективы как основа повышения результативности обучения. Был проведен обзор основных этапов развития научной мысли и практического опыта в области обучения сотрудников и повышения уровня мотивации. Выделены и изучены виды, типы, специфика обучения персонала, рассмотрены определения, данные различными учеными и профессорами данной научной сферы.
4. В результате анализа статистических данных экономики образования на российских предприятиях в период 2016-2017 гг. было выявлено, что на предприятиях наблюдается больший дефицит квалифицированных кадров. Причем за последние два года наблюдается стабильный рост потребности организаций в квалифицированных кадрах. Руководители предприятий предъявляют к сотрудникам высокие требования, которые ограничиваются не только компетентностью и профессионализмом. Для высококвалифицированных специалистов также, помимо данного базового условия, необходимо умение переобучаться, адаптироваться к меняющимся условиям деятельности, работать в команде, а также обладать новаторским потенциалом.
5. После проведенного анализа было выявлено, что, несмотря на то, что потребность в высококвалифицированных кадрах остается острым вопросом для предприятий, заинтересованность в сотрудничестве с образовательными организациями спадает. Было зафиксировано, что на 2016-2017 гг. доля предприятий, планировавших сотрудничество с образовательными организациями, достигла минимального значения за последнее десятилетие. Это говорит о том, что предприятия переходят на экономный режим оперативного управления, а, следовательно, в лучшем случае стараются сохранить некоторые связи с образовательными организациями, но о расширении активности речи не идет.
6. Выявлены следующие проблемы: слабая распространенность практик анализа потребностей работников и отслеживания результативности обучения говорит о низкой развитости культуры организации обучения в России. Было выявлено, что лишь малая доля проводивших обучение предприятий анализируют потребности работников компании в обучении, а еще меньшее количество проводят прогноз результативности обучения.
7. На основе определенных в работе терминов «качества персонала» и «компетентности», были выделены способы определения потребности в обучении. Также сделан вывод о том, что определение потребности в обучении должно учитывать такие аспекты, как цели организации, уже имеющиеся профессиональные качества персонала, а также личное желание сотрудников в направлении развития и обучения. Важным было отмечено, что все требования к качествам сотрудников предприятия должны документироваться, а также быть доступными и понятными не только для руководства, но и для персонала в том числе. Так же был проведен опрос среди сотрудников и предприятий, который показал, что в процессе обучения имеется недоработка, связанная с неполными затратами на обучения, а ее последствия могут негативно влиять на мотивацию и обучение сотрудников.
8. Разработаны рекомендации по организации учебного процесса, схема, а также матрица, позволяющая формулировать результат обучения, определять направленность обучения, что в свою очередь, дает объективные данные для определения форм, методов и средств обучения. А также сделан вывод о том, что оценка программ обучения и оценка результативности обучения должны проводиться постоянно, так как это позволит как можно быстрее выявить недостатки программ обучения и внести в них изменения.
Таким образом, в ходе проведения исследований, были решены поставленные задачи и достигнута цель работы — разработана схема организации учебного процесса сотрудников по подготовке и переподготовке работников предприятия на основе технологии непрерывного обучения
1. Базаров Т. Ю. Управление и обучение персонала [Текст]: учебник для вузов / Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ, 2002. — 423 с.
2. Бутурлин Н. С. Аспекты применения социальных сетей в образовательном процессе [Текст] / Н. С. Бутурлин, А. П. Ожегова, Н. В. Ломовцева // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы Международной научно-практической конференции. — под науч. ред. Дорожкина Е. М., Федорова В. А. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2017. — С. 159-163.
3. Бутурлин Н. С. Облачный сервис для корпоративного обучения [Текст] / Н. С. Бутурлин // Социально-экономические процессы и современное общество: материалы 3-й Международной молодежной дистанционной научно-практической конференции. — Алматы: КазНМУ, 2017. — С. 238-241.
4. Бутурлин Н. С. Молодежь в информационном обществе [Текст] / Н. С. Бутурлин // Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции. — под общ. ред. Пономарева А. В. — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 677-682.
5. Бутурлин Н. С. Современные инновации в образовании [Текст] / Н. С. Бутурлин // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании: материалы 22-й Международной научнопрактической конференции. — под науч. ред. Дорожкина Е. М., Федорова В. А. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2017. — С. 382-385.
6. Бушуева А. А. Совершенствование подсистемы управления развитием персонала: организация обучения персонала [Текст] / А. А. Бушуева // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: Рио Мции Омега Сайнс, 2015. — 97 с.
7. Вальчук В. В. Обучение персонала. Принятие решений об обучении [Текст] / В. В. Вальчук // Зауральский Научный Вестник. — 2013. — №3 — С. 117-118.
8. Векслер В. А. Сущность непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов [Текст] / В. А. Векслер // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 3. — С. 72-76.
9. Виханский О. С. Стратегическое управление [Текст] / О. С. Вихан- ский // Москва: Гардарики, 2002. — 296 с.
10. Володина О. В. Оценка качества персонала предприятия в условиях модернизации Российской экономики [Текст] / О. В. Володина // Вестник РГГУ. — 2012. — № 10. — С. 50-59.
11. Вязигин А. В. Оценка персонала высшего и среднего звена [Текст] / А. В. Вязигин. — Москва: Вершина, 2006. — 256 с.
12. Галинская Е. В. Модели и механизмы управления развитием персонала [Текст] / Е. В. Галинская, А. А. Иващенко, Д. А. Новиков. — Москва: ИПУ РАН, 2005. — 68 с.
13. Герман М. В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность [Текст] / М. В. Герман // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 147-154.
14. Городнова А. А. Непрерывное образование и тенденции развития бизнес-образования [Текст] / А. А. Городнова // Социально-экономические проблемы современного общества: материалы международной научнопрактической конференции. — Пенза: НИЦ Социосфера, 2011. — С. 52-61.
15. ГОСТ Р ИСО 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. — Введ. 01.02.2012. — Москва: Стандар- тинформ, 2012. — 18 с....63