Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ЛГУ. ИМ. А.С. ПУШКИНА

Работа №145941

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы86
Год сдачи2024
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 11
1.1. Определение понятия “Интерактивное образовательное пространство” с позиции дизайна среды 11
1.2. История и этапы формирования интерактивно-образовательных пространств 17
1.3. Анализ существующего опыта (теоретического и проектного) по вопросам формирования интерактивных образовательных пространств 26
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ - ЛГУ ИМ. А.С. ПУШКИНА 36
2.1. История ЛГУ им. А.С. Пушкина 36
2.2. Пространственная структура здания ЛГУ им. А.С. Пушкина 40
2.3. Концептуальная модель интерактивной образовательной среды актового зала ЛГУ им. А.С. Пушкина 41
Выводы по главе 2 48
ГЛАВА 3 КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛГУ ИМ. А.С. ПУШКИНА 50
3.1. Типология интерактивных процессов 50
3.2. Три сценария работы ИОП ЛГУ им. А.С. Пушкина 58
3.3. Описание ИОП ЛГУ им. А.С. Пушкина 60
Выводы по главе 3 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

Работа посвящена проблеме применения инструментов дизайна среды для формирования интерактивного образовательного пространства в вузах Российской Федерации.
Актуальность исследования подтверждается внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода, что актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Вопрос организации интерактивных образовательных пространств в вузах на сегодняшний день стоит особо актуально [31].
Для реализации компетентностного подхода на первое место выходит многосторонняя форма коммуникации, которая принципиально отличается от традиционной - односторонней - формы коммуникации в образовательном процессе. Суть традиционный формы заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Сущность многосторонней модели коммуникации предполагает активное участие студентов в процессе обучения, привнесение в образовательный процесс их знаний [5].
Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения [30].
Преподавание, открытое в коммуникативном плане позволяет:
- обучающимся лучше овладевать определенными умениями, так как им позволяют приблизиться к предмету через собственный опыт;
- обучающимся лучше учиться, так как преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний;
- обучающимся лучше воспринимать материал, так как преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения [34].
Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых игр, мозговых штурмов, круглых столов и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий в учебном процессе, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3. Однако, традиционная организация образовательных пространств не предусматривает применение интерактивных образовательных технологий [54].
Интерактивность - способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) [36].
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [34].
Целью создания интерактивных образовательных пространств с помощью средств дизайна среды является наилучшая продуктивность образовательного процесса. Формирование интерактивных образовательных пространств могут решить проблему создания пространств свободной творческой коммуникации в современных вузах...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования было получено подтверждение гипотезы: формирование интерактивного образовательного пространства с помощью инструментов дизайна среды позволит создать пространство свободной творческой коммуникации. Благодаря внедрению интерактивных образовательных пространств становится возможным формирование социокультурной среды с различными событийными процессами за счет добавления новых созерцательных и созидательных пространств, интеграции соответствующего оборудования, гармонизации внешнего облика в соответствии с новым назначением, выявления идентичности. Также, формирование интерактивных образовательных пространств служит решением проблемы дефицита качественных пространств для проведения тех или иных мероприятий.
Достигнута цель - получена концепция формирования интерактивного образовательного пространства ЛГУ им. А.С. Пушкина с учетом объемно-пространственных особенностей здания, специфики организации учебных и общественных процессов и инструментов дизайна среды.
Получены следующие результаты:
Проведен анализ степени исследования понятия “Интерактивное образовательное пространство, а также, предложено авторское определение понятия с позиции дизайна среды. Результаты позволили сформировать обоснованную проектную концепцию формирования интерактивного образовательного пространства.
Изучена история и этапы формирования интерактивных образовательных пространств. В результате было выявлено, что в ходе развития системы образования, модификации видов и методов обучения, появилась потребность формирования особых пространств для организации интерактивного обучения.
В результате анализа существующего теоретического и проектного опыта по вопросам формирования интерактивных образовательных пространств выявлены средства создания данного типа пространств, сформированы аналитические выводы о со стоянии, проблемах, потенциале и ресурсах развития
ИОП.
В ходе комплексного анализа объекта проектирования - ЛГУ им. А.С. Пушкина была изучена история университета, проанализирован образовательный контент, проведен анализ потребностей целевой аудитории, составлена концептуальная модель для формирования интерактивного образовательного пространства. Данная информация позволила получить общее представление о существующем состоянии объекта, составить прогнозную модель его использования, а также использовалась для выявления идентичности объекта проектирования.
Подобраны и изучены конкретные интерактивные процессы, которые интегрированы в интерактивное пространство ЛГУ им. А.С. Пушкина. Благодаря их изучению, удалось правильно подобрать помещение, в котором будет проходить тот или иной интерактивный процесс, а также подобрать соответствующее для них наполнение.
Предложены три сценария использования интерактивного образовательного пространства ЛГУ им. А.С. Пушкина, благодаря возможности по-разному использовать пространство, в зависимости от потребностей пользователей и для достижения устойчивости пространства. Разработан дизайн-проект интерактивного образовательного пространства для ЛГУ им.. А.С. Пушкина.
В результате исследования предложен комплексный подход, составлена типология интерактивных процессов, которая может быть использована как алгоритм при проектировании интерактивных образовательных пространств с учетом объемно-пространственных особенностей здания, специфики организации учебных и общественных процессов и инструментов дизайна среды.


1. Акифьева Ю.И. Использование метода круглого стола на уроках русского языка в 5-9 классах / Акифьева Ю.И., Величко И.В. // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6).
2. Аксенов С. И. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения / С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко, Т.Н. Сергеева, Л.В. Романовская// [Электронный ресурс].-Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovatelnogo-prostranstva-novye-instrumenty-i-tehnologicheskie-resheniya, дата публикации 28.02.2021 УДК 378.147 (дата обращения 02.05.2023).
3. Арно А. О. Проектирование образовательного пространства на основе подхода развития навыков «4К» // Kant. 2020. №1 (34). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/proektirovanie-obrazovatelnogo-prostranstva-na-osnove -podhoda-razvitiya-navykov-4k (дата обращения: 30.05.2024).
4. Бектасова Г. К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и во спитания // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. 2016. С. 3-4. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10615/(дата обращения: 12.12.2023).
5. Бирюкова Ю. Е. К вопросу о реализации компетентностного подхода посредством интерактивных форм обучения // АОН. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-po sredstvom-interaktivnyh-form-obucheniya (дата обращения: 12.12.2023).
6. Богданова А. Л. Использование on-line бизнес-тренинга при подготовки специалистов в индустрии туризма // НАУ. 2015. №7-1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-on-line-biznes-treninga-pri-podgotovki-sp etsialistov-v-industrii-turizma (дата обращения: 01.05.2024).
7. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении [Текст] / М. Л. Болтаева // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 252-254.
8. Ваганова О.И. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности / О. И. Ваганова, И. Р Воронина Д.А. Лошкарева // БГЖ. 2020. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-sredstva-obucheniya-kak-effektivnyy-inst rument-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.12.2023).
9. Васильева А. В. Конструирование дефиниции категории «Интерактивное обучение» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия РГПУ им А.И. Герцена. 2021. №200. С. 101-113.
10. Васильева А.В. Модель интерактивной образовательной среды вуза. Открытое образование. 2022. №26(4). С. 41-54.
11. Гавронская Ю.Ю. “Интерактивность” и “Интерактивное обучение” // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 101-104.
12. Горелик В. М. Мастер-класс как активный метод обучения в вузе по курсу станковой графики / Горелик В. М, Гаврилов О. М. // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №2.
13. Гуща Ю. В. Интерактивное обучение: теоретико-аналитический аспект // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E: Педагогические науки. 2012. № 7. С. 42-46.
14. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Машиностроение и компьютерные технологии. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formiro vaniya-klyuchevyh-kompetentsiy (дата обращения: 31.05.2024).
15. Джерелей, Д. А. Интерактивно-образовательное пространство как источник творческого и интеллектуального развития / Д. А. Джерелей, А. С. Шут // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. - 2019. - № 2(136).-С. 65-70...(60)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ