ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ 6
1.1 Сущность и особенности коммуникаций 6
1.2 Виды коммуникаций 14
1.3 Возможные трудности коммуникационного процесса 20
Выводы 25
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Методы построения коммуникаций 27
2.2 Механизмы построения коммуникаций 37
2.3 Оценка эффективности коммуникаций 45
Выводы 52
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 54
3.1 Оценка финансового положения организации 54
3.2 Анализ коммуникаций в организации 62
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию системы коммуникаций в организации. 82
Выводы 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
Актуальность работы. В современном динамично изменяющемся мире чрезвычайно важно располагать своевременной и достоверной информацией. Для ее получения и распространения используются различные способы коммуникаций. Коммуникации являются связующим процессом менеджмента. Они представляют собой важнейшую составляющую успешной деятельности организаций любых масштабов. Благодаря коммуникациям руководитель получает необходимые для принятия управленческих решений сведения. Процесс обмена информацией является обязательной частью управленческой деятельности.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что коммуникации в системе управления компанией являются связующим звеном управленческой деятельности. Без коммуникаций невозможна жизнедеятельность и развитие организации независимо от ее формы и масштаба. Коммуникации способствуют поддержанию непрерывного взаимодействия между сотрудниками, между уровнями управления и отделами организации. От коммуникаций во многом зависит качество взаимодействия со внешней средой организации. Для устойчивого и успешного функционирования компании руководителю необходимо осуществлять непрерывную деятельность по совершенствованию системы организационных коммуникаций. Неотъемлемой частью такой работы является постоянный анализ и оценка данного аспекта управленческой деятельности, которые позволяют выявить системные недостатки и возможности для их устранения и совершенствования системы коммуникаций в целом.
В связи со стремительным развитием информационных технологий и периодом экономической нестабильности на сегодняшний день возрос интерес к изучению коммуникаций в организации и способов по их совершенствованию. В исследованиях, посвященных внутренним коммуникациям недостаточное внимание уделяется процессу оценки эффективности внутренних коммуникаций.
Объект исследования: система коммуникаций в организации.
Предмет исследования: система коммуникаций в управлении организации.
Цель исследования: исследование и подготовка предложений по совершенствованию коммуникаций в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть сущность и особенности коммуникаций.
• Описать понятие и виды коммуникаций.
• Рассмотреть процесс построения коммуникаций в организации.
• Охарактеризовать деятельность организации.
• Проанализировать систему коммуникаций в организации.
• Дать рекомендации по усовершенствованию коммуникаций в организации.
• Провести расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в системе управления компанией.
Научная новизна исследования. Наиболее существенными самостоятельными разработками автора, включающими элементы научной новизны, являются следующие. Автором предложено определение коммуникаций, как связующего процесса менеджмента с обязательным участием двух и более лиц в целях обмена и усвоения полученной информации. На основе анализа моделей коммуникаций автором были систематизированы компоненты коммуникационного процесса. Дополнена классификация коммуникационных барьеров. Разработана схема оценки эффективности коммуникаций. Дополнена классификация характеристик применения аудита внутренних коммуникаций.
Практическая значимость. Результаты выпускной квалификационной работы, представленные в виде разработанных автором рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в системе управления компанией, могут быть: рекомендованы для использования в ООО «Газпром Межрегионгаз»; рекомендованы для использования аналогичными компаниями исследуемой отрасли, а также другими предприятиями; рекомендованы для разработки учебно-методических комплексов, применяемых в образовательном процессе при подготовке магистров СПбГУ по направлению «Управление развитием организаций» в рамках курсов: «Современный менеджмент»; «Управление организационными изменениями» и др.
Теоретической основой данной работы являются исследования зарубежных и отечественных экономистов, психологов, исследователей таких как: Ф. Тейлор, Майкл Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, У. Д. Байрнс, Р.Л. Дафт, Г. Д. Лассуэлл, Ю. А. Маленков, В. М. Жигалов, Ю.В. Кузнецов, Т.В.Тулупьева, А.В.Тебекини другие.
В работе были рассмотрены труды, как отечественных, так и зарубежных авторов. Теоретическая база соответствует требованию актуальности.
В выпускной квалификационной работе применяются следующие методы и инструменты научного исследования: наблюдение, классифицирование, систематизация, синтез и анализ, сравнение, аналогия, анкетирование и интервьюирование. В работе применяются методы системного и теоретико-методологического подхода.
Обоснование структуры ВКР и ее логики. Логика построения структуры выпускной квалификационной работы обусловлена сформулированной целью и задачами исследования.
Первая глава носит теоретический характер и посвящена раскрытию сущности и роли коммуникационных процессов в организации. В первой главе автор анализирует различные подходы к определению коммуникаций и рассматривает компоненты коммуникационного процесса. Автором дается описание различных видов коммуникаций и анализируются возможные препятствия в процессе коммуникационного взаимодействия.
Вторая глава носит методический характер. Автором будет предложена дополненная схема оценки эффективности коммуникаций в организации. Анализируются функции коммуникаций и методы управления коммуникациями. Автор характеризует использование аудита внутренних коммуникаций.
Третья глава включает краткий анализ компании, анализ коммуникаций в системе управления компанией и практические разработки для конкретной компании. Автором даны рекомендации по реализации предложенных мероприятий и расчет экономической эффективности.
Работа изложена на 112 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Список использованной литературы насчитывает 110 наименований. Выпускная квалификационная работа включает 17 рисунков, 20 таблиц, 2 приложения.
Большинство авторов сходятся в том, что коммуникации представляют собой связующий процесс менеджмента. Коммуникации являются основой деятельности компаний любых форм и масштабов и способствуют организации процесса непрерывного информационного обмена. Коммуникации представляют собой связующий процесс менеджмента с обязательным участием двух и более лиц в целях обмена и усвоения полученной информации.
Процесс коммуникационного взаимодействия включает в себя следующие компоненты: отправитель (источник информации), сообщение, получатель информации, канал передачи информации, результат коммуникации и обратная связь.
В процессе коммуникаций могут встречаться барьеры или шумы. Коммуникационный барьер – возникающая в процессе коммуникаций совокупность внешних и внутренних факторов и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих ее. Негативные эффекты могут проявляться в потере качества передаваемой информации, снижении скорости передачи сообщения, недостаточном качестве обратной связи и на иных аспектах коммуникаций.
Знание возможных коммуникационных барьеров позволяет ускорить процесс нейтрализации негативных эффектов в процессе коммуникаций. Меры по предотвращению и снижению негативного влияния от коммуникационных барьеров могут реализовываться как на уровне организации, так и в меньших структурных единицах.Негативные эффекты от коммуникационных барьеров могут приводить к потере производительности и понижению эффективности работы сотрудников и организации в целом.
Далее были рассмотрены и охарактеризованы основные виды внутренних и внешних коммуникаций. Подробно рассмотрены разновидности внутренних коммуникаций.
Внутренние коммуникации являются связующим звеном между руководителем и сотрудниками в рамках организационной структуры управления компании. Внутренние коммуникации являются стратегически важным компонентом успешной деятельности и развития организации. Развитые внутренние коммуникации позволяют обеспечить высокое качество информационного обмена в организации, что существенно ускоряет скорость принятия управленческих решений. Непрерывный информационный обмен позволяет обеспечить всех сотрудников достаточным объемом информации для выполнения поставленных задач. Сотрудники, располагающие достаточным объемом информации, доверяют коллегам и руководству, у персонала растет уровень вовлеченности в работу.
Развитие внешних коммуникаций повышает эффективность взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, что положительно влияет на конкурентоспособность компании и организационную эффективность.
Далее были рассмотрены методы управления коммуникациями. Использование коммуникационного менеджмента позволяет дополнить классические функции управления новым содержанием, что достигается в результате реализации ряда специализированных функций коммуникаций, обусловленных использованием передовых управленческих, маркетинговых и информационных технологий.
Управление персоналом в рамках коммуникационного взаимодействия реализуется посредством систематического воздействия руководителя на подчиненных при помощи последовательной реализации функций управления, нацеленных на достижение поставленных целей. Данный процесс в рамках коммуникационного менеджмента описывается в виде комплекса принятия управленческих решений.
При планировании коммуникаций руководителю необходимо учитывать и соблюдать принципы управления коммуникациями. Соблюдение принципов управления коммуникациями в организации позволяет достичь следующих результатов. Во-первых, соблюдение основных коммуникационных принципов на всех уровнях управления позволяет облегчить процесс управления коммуникациями, так как все сотрудники организации имеют четкое представление о принятых правилах и нормах осуществления коммуникаций. Данная мера существенно снижает возможность возникновения ситуаций недопонимания или разногласий между сотрудниками и структурными подразделениями организации. Во-вторых, сбалансированная система коммуникаций в организации позволяет повысить качество и скорость принимаемых управленческих решений, что оказывает положительное влияние на достижение поставленных целей. В условиях чрезвычайно изменчивой внешней среды оперативный доступ к достоверной и качественной информации на всех уровнях управления является весомым конкурентным преимуществом для компании. Качественные коммуникации позволяют достичь эффективного информационного обмена не только внутри организации, но и при взаимодействии со стейкхолдерами.
Коммуникации являются связующим процессом менеджмента, они связывают все компоненты организационной структуры, позволяют организации результативно взаимодействовать с внешней средой. Именно поэтому оценка эффективности коммуникаций представляет собой важную управленческую задачу. По результатам оценки эффективности коммуникаций возможно выявить наличие уязвимостей и недостатков в системе коммуникаций, а также проанализировать наличие и влияние коммуникационных барьеров.
...
1. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/3e42d1b6f11d9e163de19244d15df2185330f6a7/ (дата обращения 14.04.2024)
2. Байрнс, У. Д. Менеджмент и культура : учебное пособие / У. Д. Байрнс ; под редакцией И. Чубарова. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 624 с.
3. Болотова, А. К. Психология коммуникаций : монография / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков. — Москва : Высшая школа экономики, 2015. — 495 с.
4. Венедиктова, Т. Д. Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. Д. Венедиктова [и др.] ; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 193 с. — (Высшее образование).
5. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с. — (Высшее образование).
6. Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник / Р.Л. Дафт. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 864 с.
7. Кузнецов Ю.В. Менеджмент. Практикум : учебное пособие для вузов / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под редакцией Ю. В. Кузнецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование).
8. Маленков Ю. А. Современный менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков; СПБГУ, экон. факультет – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010 – 439 с. - (Учебники Экономического факультета СПбГУ).
9. Мескон М. Основы менеджмента: Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури ; [пер. с англ. и ред. Л. И. Евенко]. - Москва: Дело, 2004. - 665 с.
10. Орлов, А. И. Менеджмент в техносфере : учебное пособие / А. И. Орлов, В. Н. Федосеев. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 613 с.
11. Ратников, В. П. Деловые коммуникации : учебник для вузов / В. П. Ратников ; ответственный редактор В. П. Ратников. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 459 с.
12. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : учебник / Л.Д. Столяренко. – Москва : Проспект, 2016. – 323 с.
13. Тебекин, А. В. Управление организацией : монография / А. В. Тебекин, В. .. Мантусов. — Москва : РТА, 2016. — 312 с.
14. Тулупьева, Т. В. Лекции по основам технологий деловой коммуникации : учебник / Т. В. Тулупьева. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2019. — 164 с.
15. Аншба Я. М. Управленческая культура в условиях цифровизации // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskaya-kultura-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 26.10.2023).
...
110 источников