СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Энергетическая политика Европейского Союза 12
1.1. Место углеводородов в энергобалансе ЕС 12
1.2. Инструмент диверсификации в политике энергобезопасности Евросоюза 19
2. ЕС-Азербайджан: двусторонние отношения и их эволюция 23
2.1. Становление диалога: европейские программы поддержки и первый двусторонний договор 23
2.2. Отношения после начала Европейской политики соседства 30
2.3. Энергетическое взаимодействие сторон 43
3. Фактор Италии в энергетических отношениях Европейского Союза с Азербайджаном 62
3.1. Место Италии в энергетической политике Евросоюза 62
3.2. Азербайджано-итальянские межгосударственные отношения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Настоящая работа посвящена изучению взаимоотношений между Европейским союзом и Азербайджаном в нефтегазовой сфере. Внимание акцентируется на то, какую роль в данном сотрудничестве занимает Италия. Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами:
Во-первых, несмотря на стремление Европейского союза перейти на альтернативную энергетику, зависимость от таких энергоресурсов, как нефть и природный газ, остаётся для него актуальной.
Во-вторых, Азербайджан, будучи богатой на природные ресурсы страной, которая имеет большие запасы как нефти, так и газа, наращивает с их помощью собственное влияние на международной арене. Прежде всего, благодаря укреплению отношений с ведущими мировыми акторами.
В-третьих, основным поставщиком углеводородных ресурсов на европейский рынок постоянно служила Российская Федерация. Однако ввиду кризиса отношений между РФ и ЕС, Брюссель стремится выйти из данной зависимости, диверсифицируя количество поставщиков. На сегодняшний день одним из основных поставщиков энергоресурсов с постсоветского пространства является Азербайджан.
В-четвёртых, взаимоотношения между Европейским Союзом и Азербайджаном выстраиваются уже на протяжении более 30 лет. Основной акцент в отношениях ставится на энергетическом сотрудничестве. Причём данная тенденция прослеживается на всём пути двухстороннего партнёрства.
В-пятых, основным транзитным путём энергоресурсов из Азербайджана в ЕС является Италия. Рим, пользуясь своим геополитическим значением «ворот в Европу», сегодня стремится решить проблему ограниченности собственных энергоресурсов, тем самым не только решая внутренний энергетический вопрос, но и укрепляя своё положение как на международной арене, так и внутри объединенной Европы.
Актуальности теме добавляет и тот факт, что на протяжении долгого времени Италия является главным торговым партнёром Азербайджана, а основной сферой данного партнёрства является энергетический диалог.
Объектом магистерской работы являются отношения между Европейским союзом и Азербайджанской Республикой в нефтегазовой сфере, а предметом – энергетическое сотрудничество Азербайджана с Италией.
Цель работы – определить место Италии в энергетическом диалоге между ЕС и Азербайджаном.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить, какое место занимают углеводороды в энергетическом балансе Европейского союза;
2. Изучить энергетическую политику Европейского союза;
3. Выявить степень важности политики диверсификации в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза;
4. Исследовать двусторонние отношения ЕС-Азербайджан в политической и торгово-экономических сферах;
5. Определить значимость нефтегазовой сферы во взаимоотношениях между Европейским союзом и Азербайджаном;
6. Установить важность Италии в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза;
7. Изучить, какую значимость для Италии имеет закрепление за собой роли энергетического хаба ЕС
8. Рассмотреть, какую политику проводят итальянские власти для того, чтобы стать энергетическим центром Евросоюза
9. Изучить межгосударственные отношения Азербайджанской Республики с Итальянской Республикой на политическом, экономическом и культурно-гуманитарном уровнях;
10. Оценить роль Италии в нефтегазовом сотрудничестве между Европейским союзом и Азербайджаном.
...
По итогам проделанной работы можно сделать следующие заключения:
Во-первых,нефтегазовые ресурсы играют ключевую роль в общеевропейском энергобалансе. Несмотря на приверженность развитию «зеленой» энергии и возобновляемых источников, ЕС пока не способен полностью удовлетворить свои потребности за счет возобновляемых ресурсов, хотя это и является его целью на будущее. В странах Евросоюза практически нет собственных углеводородов, а их внутреннее производство постоянно снижается, что делает вопрос импорта энергоресурсом постоянным на повестке дня ЕС. В прошлом веке основным регионом импорта углеводородов был Ближний Восток. Однако произошедшие там нефтяные кризисы 1970х годов совместно с начавшейся в то же время актуализацией проблемы климатических изменений стали стимулом для развития энергетической безопасности ЕС, одним из основообращующих элементов которой является политика диверсификации маршрутов импорта.
Во-вторых, на сегодняшний день в обеспечении энергобезопаности ЕС важное место занимает Итальянская Республика. Её развитая энергетическая система и удобное географическое положение, открывающее выход не только к нефтегазовым производителям Средиземноморья, но и к странам Персидского залива и Каспия, позволяет диверсифицировать энергомаршруты в Европу. Диверсификация партнёров и энергоресурсов соответствует актуальным интересам как Рима, так и Брюсселя. Принимая во внимание свой потенциал, итальянские власти стремятся утвердить за собой место энергетического хаба Евросоюза, тем самым укрепив своё положение на международной арене. Ввиду этого в настоящее время энергетическая политика занимает стратегически важное место не только во внутренней, но и во внешней политике Рима.
В-третьих, после нефтяных кризисов Евросоюз переориентировался с Ближнего Востока на Советский Союз. Европейские страны продолжали наращивать восточный вектор энергетического сотрудничества и после распада СССР. Основное внимание уделялось диалогу с Россией, в результате политических конфликтов с которой сегодня перед ЕС снова остро стоит проблема необходимости диверсификации энергопартнёров. Выходом из ситуации Европа видит наращивание энергетических отношений с другими странами, богатыми на энергоресурсы. Среди постсоветских стран Европейский союз заинтересован, в первую очередь, в развитии сотрудничества с Азербайджанской Республикой. Диалог начал развиваться практически сразу после того, как Азербайджан стал независимым государством. Первые контакты проходили на многосторонних площадках, одной из целью которых было развитие энергетического потенциала новых независимых государств. Это предопределило торговый характер отношений Брюсселя с Баку. Сегодня ЕС является основным рынком экспорта Азербайджана, в основе которого находятся нефть и газ. Детальное рассмотрение отношений показывает заинтересованность обеих сторон в развитии энергетического взаимодействия.
В-четвёртых, несмотря на успешно развивающиеся торгово-экономические связи, между Баку и Брюсселем имеются существенные противоречия. Они заключается в том, что экономическое взаимодействие не влечёт за собой больших структурных политических изменений, на которые рассчитывает Евросоюз. Для Брюсселя большое значение имеет социально-политический аспект двустороннего диалога, под которым подразумеваются защита прав человек в стране, демократическая система государства и другие характерные для Запада ценности. Азербайджан, со своей стороны, выделяет торгово-экономические отношения в приоритет над другими уровнями контактов с ЕС. Вместе с этим в Баку не заинтересованы в преобразовании республики по европейскому образцу и считают, что между государствами можно вести отношения, не вмешиваясь при этом во внутренние дела друг друга. Отсутствие взаимопонимания по вопросам ценностей, в итоге, подставляет под угрозу процветание экономических связей. Тому подтверждением стала ситуация с антитеррористической операцией Азербайджана в Карабахе в сентябре 2023 года, после которой в Европарламенте прошли обсуждения по прекращению энергетического сотрудничества с Баку.
В-пятых, в отличие от Брюсселя, отношения между Римом и Баку развиваются в векторе стратегического партнёрства. Италия занимает первое место среди европейских внешнеторговых партнёров Азербайджана уже на протяжении долгого времени. Азербайджан, в свою очередь, является одним из важнейших поставщиков энергоресурсов для Рима: бакинские нефть и газ занимают первые места в итальянском энергобалансе. В связи с этим Рим отмечает роль Баку - как в официальных речах, так и в официальных документах - как категорически значимого партнёра не только в диверсификации своих энергоресурсов, но и в превращении Италии в энергетический хаб Евросоюза. Для этого Италия на протяжении долгого времени инвестирует в Баку и участвует в развитии его энергосистемы. Одновременно с этим конструктивно ведутся двусторонние политический и культурно-гуманитарный диалоги. Рим не упрекает Баку по его внутренней политике, а в вопросе Нагорного Карабаха не только выражает поддержку Азербайджану, но и участвует в восстановлении освобождённых территорий.
Таким образом, можно заключить, что роль Италии в энергетических отношениях Азербайджана и Европейского союза заключается в том, что, помимо того, что Италия является транзитной территорией для азербайджанских нефти и газа на энергетические рынки Евросоюза, она ставит своей целью быть главным европейским партнёром Азербайджана не только на экономическом, но и на политическом уровне. Будучи одновременно важным актором внутри Европейского союза, имеющим большое значение в обеспечении общеевропейской энергетической безопасности, Италия тем самым добивается устранения рисков в нефтегазовой сфере отношений между Азербайджаном и Евросоюзом, для которых энергетическое сотрудничество является стержнем отношений.
1. Мургаш Р. Современная энергетическая политика Европейского союза: последствия для России: дис. канд. полит. наук: 23.00.04. – 2019. – 294с. URL: https://www.dissercat.com/content/sovremennaya-energeticheskaya-politika-evropeiskogo-soyuza-posledstviya-dlya-rossii
2. Шадурский А.В. Роль глобализации энергетических отношений в формировании газовой политики Европейского Союза: дис. канд. полит. наук: 23.00.04. – 2013. -136с. URL: https://www.dissercat.com/content/rol-globalizatsii-energeticheskikh-otnoshenii-v-formirovanii-gazovoi-politiki-evropeiskogo-s
3. Конституция Азербайджана // Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. URL: https://president.az/ru/pages/view/azerbaijan/constitution (дата обращения 16.04.2024)
4. Полухов Э.П. Внешняя политика Азербайджанской Республики после обретения суверенитета: дис. канд. ист. наук: 07.00.15. – 1999. – 213 с. URL: https://www.dissercat.com/content/vneshnyaya-politika-azerbaidzhanskoi-respubliki-posle-obreteniya-suvereniteta
5. Шабельникова О.В. Политика Европейского союза в отношении Азербайджанской Республики: 1991-2014 гг: дис. канд. наук: 07.00.15. – 2014. – 182с. URL: https://www.dissercat.com/content/politika-evropeiskogo-soyuza-v-otnoshenii-azerbaidzhanskoi-respubliki-1991-2014-gg
6. Пашковская И.Г. Формирование энергетической политики Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств: дис. канд. полит. наук: 23.00.04. – 2013. – 520с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-energeticheskoi-politiki-evropeiskogo-soyuza-v-otnoshenii-rossii-i-novykh-neza-0
7. Данилов В.В. Приоритетные направления внешней политики Италии (1991-2019 гг.): дис. канд. наук: 07.00.15. – 2020. – 222с. URL: https://www.dissercat.com/content/prioritetnye-napravleniya-vneshnei-politiki-italii-1991-2019
8. Гусейнов Д.Р. Международное экономическое сотрудничество Азербайджанской Республики в топливно-энергетической сфере: дис. канд. наук: 08.00.14. – 2018. – 202с. URL: https://www.dissercat.com/content/mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-azerbaidzhanskoi-respubliki-v-toplivno-energet
9. Громыко Ал.А., Носова М.Г. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность архитектура внешней политики. – М.: И-нт Европы РАН, 2015. – 592 c. URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/monografii/OldWorld/Inst%20Europe_Nosov_text.pdf
10. Курбанов, Р. А. Энергетическое право и энергетическая политика Европейского Союза / Р. А. Курбанов. – Москва : Юнити-Дана, 2017. – 168 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=683163
11. Арбатова, А.М. Кокеев А.М. Черкасова Е.Г. Невоенные угрозы безопасности ЕС / Арбатова, А.М. Кокеева А.М. Черкасова Е.Г. – М. : Весь мир, 2023. – 658 с.
12. Qasimli, Musa. (2016). Внешняя политика Азербайджанской Республики (1991-2003 гг.). I часть. Москва, ИНСАН, 2016. 704 с..
13. Сайт МЭА. // IEA. URL: https://www.iea.org/topics/energy-security (дата обращения 16.05.2024)
14. Алекпер, Дж. Euronest станет еще одной международной трибуной для Азербайджана / Дж. Алекпер. – Эхо. -2011. URL: https://www.anl.az/down/meqale/exo/2011/may/av08.htm (дата обращения 31.03.2024)
15. Ильхам Алиев: Азербайджан не собирается в ассоциацию с ЕС // Oxu.az. URL: https://oxu.az/ru/politika/ilham-aliev-azerbaydzhan-ne-sobiraetsya-v-assotsiatsiyu-s-es (дата обращения 31.03.2024)
...
75 источников