Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты социально-психологической работы с детьми-инвалидами 6
1.1. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов 6
1.2. Методы социально-психологической работы с детьми инвалидами 18
Глава 2. Опыт социально-психологической работы ГАУСО
«Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 29
2.1 Содержание социально-психологической работы с детьми- инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 29
2.2. Исследование эффективности социально-психологической реабилитации в работе с детьми-инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 38
Заключение 50
Список источников и литературы 51
Приложения 57
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей- инвалидов. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей - инвалидов в мире достигло 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими физическими и психическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Инвалидность у детей - это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность - это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате травмы или заболевания. Каждый день дети-инвалиды и их семьи сталкиваются с различными проблемами, такими как экономические, социально-психологические, образовательные, бытовые и многие другие. Эти проблемы не дают таким детям чувствовать себя полноценными гражданами и реализовывать свои возможности полностью.
Проблема детской инвалидности - одна из важнейших сегодня. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тыс. детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них от 70 до 75% инвалиды
Актуальность и комплексный характер исследуемой проблемы обусловили обращение автора к трудам отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию социально-психологических проблем детей-инвалидов. Среди зарубежных ученых занимались исследованием «особых детей» М. Селигман, и Р. Дарлинг. Изучению психологических проблем детей-инвалидов посвящены труды Л.И. Акатова. Особенности социализации, адаптации лиц с ограниченными возможностями, основы коррекционной работы с детьми-инвалидами рассматривали Л. Ю. Савина, Н. Я. Семаго, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, Д. Н.Исаев. Ряд известных отечественных исследователей проводят комплексный системный анализ состояния детей-инвалидов в современном обществе (Л.Е.Ушакова, О. С. Рыжова, С. Г. Меленчук, Е. И. Холостова, Е.В. Кожушко). Е.Г. Воронова, С. Я. Харлампиева, Е. Г. Бабич, Л.А. Буровкина, В.А. Андрейчук занимаются коррекцией социально-психологических проблем.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что была дана характеристика социально-психологических проблем детей- инвалидов; определены методы социально-психологической работы с детьми-инвалидами; дана характеристика социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию социально-психологической работы с детьми- инвалидами
Объектом исследования является социально психологическая работа с детьми-инвалидами.
Предметом исследования является содержание и методика социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре
Цель исследования: проанализировать опыт социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику социально-психологических проблем детей- инвалидов;
2. Выделить методы социально-психологической работы с детьми- инвалидами;
3. Изучить содержание социально-психологической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре;
4. Оценить эффективность социально-психологической реабилитации в работе с детьми-инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
База исследования: государственное автономное учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, анализ, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: стандартизированное интервью, анализ документов, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения
Социально-психологические технологии - это диагностические и коррекционные процедуры для достижения положительного эффекта у детей-инвалидов в коммуникативной, эмоционально-волевой, адаптивной и интеллектуальной сферах.
Социально-психологические технологии и методы реабилитации детей- инвалидов применяются и разрабатываются в специализированных центрах.
Однако, что даже при схожих диагнозах и жизненных обстоятельствах, применяя идентичные методы работы, специалисты получают разный результат. В ходе исследования в дипломной работе для нас было важным выяснить, какие факторы могут влиять на процесс оказания эффективной социально-психологической помощи детям инвалидам в Реабилитационном центре «Проталинка».
Несмотря на то, что на сегодняшний день нет четко разработанной системы оценки эффективности и качества социально-психологических услуг и сам процесс часто зависит от специалиста, работающего над конкретным случаем, можно выделить основные факторы эффективности, без которых процесс социально-психологической реабилитации не может получить статус «качественного». Это, во-первых, необходимость формулирования четких целей каждого вмешательства и определения конкретного временного периода, в течение которого указанную цель предполагается достигнуть. Во- вторых, оптимальный выбор форм вмешательства для конкретного ребенка. В-третьих, осуществление последовательности психосоциальных воздействий с учетом все большего приближения к обычным жизненным требованиям. В-четвертых, необходимость поддерживающих психосоциальных воздействий при завершении каждого этапа или всей программы реабилитации.
В выпускной квалификационной работе было проведено эмпирическое исследование эффективности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга. Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа специалиста по социальной работе в Центре носит системный и последовательный характер и требует высокой квалификации для осуществления реабилитационных мероприятий социально-психологической направленности.
Только после комплексной работы специалистов (психологов, логопеда и социального педагога) Центра наблюдается динамика улучшения социально-психологического состояния детей-инвалидов.
Эффективность реабилитационных мероприятий зависит от правильного диагностического заключения и рекомендаций специалистов, которых не хватает в реабилитационном Центре.
Одним из основных факторов успешной реабилитации является многократное, системное и длительное посещение специалистов. Кроме того, работа с особыми детьми должна вестись по разным социально-психологическим направлениям и затрагивать разные стороны личности ребенка, а не только связанные с его основным диагнозом.
Присутствие родителей на занятиях и их участие положительно сказывается на процессе реабилитации.
Для повышения эффективности, на наш взгляд, необходима реализация комплекса первоочередных мер, которые были сформулированы в квалификационной работе.
Кроме того, расширение масштабов деятельности Реабилитационного центра «Проталинка» за пределы города Оренбурга в связи с увеличением роста числа детей-инвалидов в области, открытие филиалов позволило бы ликвидировать огромные очереди за предоставлением социально-психологических услуг. Тем самым будет реализован основной принцип современной социальной работы - доступность.
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
2. Бабич Е. Г. Применение (адаптация) различных методик и работа с несовершеннолетними с отклонением в психическом развитии с подозрением на отклонения. М.: Берлин: Директ Медиа, 2015. - 120 с.
3. Бассин Ф. В. Психологическая травма: руководство по психиатрии. Ташкент, 2014. - 176 с.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М. : ИНФРА-М, 2013. - 560 с.
5. Воронова Е. Г. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Уфа : Лето, 2014. - С. 48-50.
6. Добреньков В. И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.
7. Долгова В. И. Психологическая защита: монография / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. М.: Перо, 2014. - 160 с.
8. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 2008. - 239 с.
9. Еникее, М. И. Общая и социальная психология: учебник. М.: ДРОФА, 2015. - 370 с.
10. Завражнов В. В. Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 92-94.
11. Зритнева Е. И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». М.: МИР, 2012. - 190 с.
12. Иванова С. В. Проблемы социально-психологического консультирования // Введение в практическую психологию. - М.: Инфра-М, 2015. - 240 с.
13. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка: лекции. - СПб.: Амфора, 2015. - 234 с.
14. Истомина И. А. Основные проблемы детей с ограниченными возможностями // Социология: современные тенденции. - 2013. - № 2. - С. 3¬5.
15. Казаков Ю. Н. Инструментарий социальных технологий
(психологические аспекты): учеб. пособие. М : Инфра-М, 2004. - 230 с.
16. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: ВЛАДОС, 2015. - 167 с.
17. Кириллюк О. М.Реабилитация детей-инвалидов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. - № 5. - С. 79-85.
18. Кожушко Е. В. Причины изолированности детей-инвалидов в современном российском общесте // Международный студенческий вестник. - 2015. - № 5. - С. 67.
19. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Эксмо-Пресс, 2017. - 64 с.
20. Кошелева А. Г. Эмоционально-волевая сфера детей с ограниченными возможностями // Психология детей с ОВЗ. М.: МИР, 2013. - 147 с.
21. Кулебякин Е. В. Психология социальной работ: учеб. пособие. Владивосток : ДФУ, 2013. - 345 с.
22. Лысенко К. Ю. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000-2015 гг. // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 359-362.
23. Мастюкова Е. М. Они ждут нашей помощи // Психология детей- инвалидов. - М.: МИР, 2014. - 360 с.
24. Меленчу, С. Г. Дети-инвалиды в современной России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. -2014. - №10. - С. 45-50.
25. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. универс. М. : ИНФРА-М, 2014. - 300 с.
26. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособи!. М. : МИР,
2013. - 400 с.
27. Сайт ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» города Оренбурга. - URL: //http://rc-protalinka.msr.orb.ru;
28. Приказ Минтруда России от 22.10.2013 N 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»: // СПС КонсультантПлюс - URL: http://.www. consultant. ru.
29. Постановление Правительства Оренбургской области № 942-п от 26.10.2012 г. «О предоставлении инвалидам и детям-инвалидам реабилитационных услуг в организациях социального обслуживания Оренбургскойобласти»-иКЪ:https://docviewer.yandex.ru/view/126224008.pdf.
30. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. №АФ-150/06. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» - URL: http:// edu-open.ru/Portals/0/Documents/law37
31. Репина Н. В. Основы клинической психологии. Ростов-на-Дону,
2013. - 240 с.
32. Романцова Е. Б. Особенности реабилитации инвалидов: учеб. пособие. Благовещенск: Буквица, 2012. - 28 с.
33. Рыжова О. С. Сущность и специфика социально-педагогических технологий работы с детьми с ограниченными возможностями // Мир науки-
2014. - № 1. - С. 75-79.
34. Селигман М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дарлинг. - пер. с англ. - М.: Теревинф, 2007. - 368 с.
35. Соколова Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., ЮРАЙТ, 2015. - 180 с.
36. Соловьева С. Л. Справочник практического психолога. М., 2007. - 207 с.
37. Сухов А. Н. Социальная психология // Психологический журнал. - 2012. - № 10. - С. 45-48.
38. Устав ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» в г. Оренбурге. Оренбург, 2015. - 17 с. URL: https://rc- protalinka.msr.orb.ru/posts/33813(дата обращения 12.05. 2019)
39. Ушакова Л. Е. Дети-инвалиды в современном обществе // Наука и общество. - 2014. - № 3. - С. 3-17.
40. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (с изменениями и
дополнениями) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вступил в силу 2 декабря 1995г. // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778
41. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2015 года. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
42. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вступил в силу 5 августа 1998 г // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/(дата обращения 06.02.2018)
43. Холопенко Н. А. Социально-психологические проблемы детей- инвалидов различные подходы к пониманию. - М.: МИР, 2014. - 233 с.
44. Холостова Е. А. Социальная реабилитация: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2006. - 340 с.
45. Холостова Е. И. Технология социальной работы: учебно-методическое пособие. М.: Инфра-М, 2014. - 400 с.
46. Шубина Т. Б. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии. М.: МИР, 2012. 200 с.