СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты социально-психологической работы с детьми-инвалидами 6
1.1. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов 6
1.2. Методы социально-психологической работы с детьми инвалидами 18
Глава 2. Опыт социально-психологической работы ГАУСО
«Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 29
2.1 Содержание социально-психологической работы с детьми- инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 29
2.2. Исследование эффективности социально-психологической реабилитации в работе с детьми-инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 38
Заключение 50
Список источников и литературы 51
Приложения 57
Глава 1. Теоретические и методические аспекты социально-психологической работы с детьми-инвалидами 6
1.1. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов 6
1.2. Методы социально-психологической работы с детьми инвалидами 18
Глава 2. Опыт социально-психологической работы ГАУСО
«Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 29
2.1 Содержание социально-психологической работы с детьми- инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 29
2.2. Исследование эффективности социально-психологической реабилитации в работе с детьми-инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга 38
Заключение 50
Список источников и литературы 51
Приложения 57
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей- инвалидов. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей - инвалидов в мире достигло 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими физическими и психическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Инвалидность у детей - это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность - это не только медицинская, но и социальная проблема, проблема неравных возможностей, возникших в связи с ограничениями в результате травмы или заболевания. Каждый день дети-инвалиды и их семьи сталкиваются с различными проблемами, такими как экономические, социально-психологические, образовательные, бытовые и многие другие. Эти проблемы не дают таким детям чувствовать себя полноценными гражданами и реализовывать свои возможности полностью.
Проблема детской инвалидности - одна из важнейших сегодня. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тыс. детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них от 70 до 75% инвалиды
Актуальность и комплексный характер исследуемой проблемы обусловили обращение автора к трудам отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию социально-психологических проблем детей-инвалидов. Среди зарубежных ученых занимались исследованием «особых детей» М. Селигман, и Р. Дарлинг. Изучению психологических проблем детей-инвалидов посвящены труды Л.И. Акатова. Особенности социализации, адаптации лиц с ограниченными возможностями, основы коррекционной работы с детьми-инвалидами рассматривали Л. Ю. Савина, Н. Я. Семаго, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, Д. Н.Исаев. Ряд известных отечественных исследователей проводят комплексный системный анализ состояния детей-инвалидов в современном обществе (Л.Е.Ушакова, О. С. Рыжова, С. Г. Меленчук, Е. И. Холостова, Е.В. Кожушко). Е.Г. Воронова, С. Я. Харлампиева, Е. Г. Бабич, Л.А. Буровкина, В.А. Андрейчук занимаются коррекцией социально-психологических проблем.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что была дана характеристика социально-психологических проблем детей- инвалидов; определены методы социально-психологической работы с детьми-инвалидами; дана характеристика социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию социально-психологической работы с детьми- инвалидами
Объектом исследования является социально психологическая работа с детьми-инвалидами.
Предметом исследования является содержание и методика социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре
Цель исследования: проанализировать опыт социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику социально-психологических проблем детей- инвалидов;
2. Выделить методы социально-психологической работы с детьми- инвалидами;
3. Изучить содержание социально-психологической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре;
4. Оценить эффективность социально-психологической реабилитации в работе с детьми-инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
База исследования: государственное автономное учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, анализ, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: стандартизированное интервью, анализ документов, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения
Проблема детской инвалидности - одна из важнейших сегодня. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тыс. детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них от 70 до 75% инвалиды
Актуальность и комплексный характер исследуемой проблемы обусловили обращение автора к трудам отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию социально-психологических проблем детей-инвалидов. Среди зарубежных ученых занимались исследованием «особых детей» М. Селигман, и Р. Дарлинг. Изучению психологических проблем детей-инвалидов посвящены труды Л.И. Акатова. Особенности социализации, адаптации лиц с ограниченными возможностями, основы коррекционной работы с детьми-инвалидами рассматривали Л. Ю. Савина, Н. Я. Семаго, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, Д. Н.Исаев. Ряд известных отечественных исследователей проводят комплексный системный анализ состояния детей-инвалидов в современном обществе (Л.Е.Ушакова, О. С. Рыжова, С. Г. Меленчук, Е. И. Холостова, Е.В. Кожушко). Е.Г. Воронова, С. Я. Харлампиева, Е. Г. Бабич, Л.А. Буровкина, В.А. Андрейчук занимаются коррекцией социально-психологических проблем.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что была дана характеристика социально-психологических проблем детей- инвалидов; определены методы социально-психологической работы с детьми-инвалидами; дана характеристика социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке практических рекомендаций по совершенствованию социально-психологической работы с детьми- инвалидами
Объектом исследования является социально психологическая работа с детьми-инвалидами.
Предметом исследования является содержание и методика социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре
Цель исследования: проанализировать опыт социально-психологической работы с детьми-инвалидами в реабилитационном центре
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику социально-психологических проблем детей- инвалидов;
2. Выделить методы социально-психологической работы с детьми- инвалидами;
3. Изучить содержание социально-психологической работы с детьми- инвалидами в реабилитационном центре;
4. Оценить эффективность социально-психологической реабилитации в работе с детьми-инвалидами в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
База исследования: государственное автономное учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, анализ, синтез, анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические методы: стандартизированное интервью, анализ документов, наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения
Социально-психологические технологии - это диагностические и коррекционные процедуры для достижения положительного эффекта у детей-инвалидов в коммуникативной, эмоционально-волевой, адаптивной и интеллектуальной сферах.
Социально-психологические технологии и методы реабилитации детей- инвалидов применяются и разрабатываются в специализированных центрах.
Однако, что даже при схожих диагнозах и жизненных обстоятельствах, применяя идентичные методы работы, специалисты получают разный результат. В ходе исследования в дипломной работе для нас было важным выяснить, какие факторы могут влиять на процесс оказания эффективной социально-психологической помощи детям инвалидам в Реабилитационном центре «Проталинка».
Несмотря на то, что на сегодняшний день нет четко разработанной системы оценки эффективности и качества социально-психологических услуг и сам процесс часто зависит от специалиста, работающего над конкретным случаем, можно выделить основные факторы эффективности, без которых процесс социально-психологической реабилитации не может получить статус «качественного». Это, во-первых, необходимость формулирования четких целей каждого вмешательства и определения конкретного временного периода, в течение которого указанную цель предполагается достигнуть. Во- вторых, оптимальный выбор форм вмешательства для конкретного ребенка. В-третьих, осуществление последовательности психосоциальных воздействий с учетом все большего приближения к обычным жизненным требованиям. В-четвертых, необходимость поддерживающих психосоциальных воздействий при завершении каждого этапа или всей программы реабилитации.
В выпускной квалификационной работе было проведено эмпирическое исследование эффективности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга. Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа специалиста по социальной работе в Центре носит системный и последовательный характер и требует высокой квалификации для осуществления реабилитационных мероприятий социально-психологической направленности.
Только после комплексной работы специалистов (психологов, логопеда и социального педагога) Центра наблюдается динамика улучшения социально-психологического состояния детей-инвалидов.
Эффективность реабилитационных мероприятий зависит от правильного диагностического заключения и рекомендаций специалистов, которых не хватает в реабилитационном Центре.
Одним из основных факторов успешной реабилитации является многократное, системное и длительное посещение специалистов. Кроме того, работа с особыми детьми должна вестись по разным социально-психологическим направлениям и затрагивать разные стороны личности ребенка, а не только связанные с его основным диагнозом.
Присутствие родителей на занятиях и их участие положительно сказывается на процессе реабилитации.
Для повышения эффективности, на наш взгляд, необходима реализация комплекса первоочередных мер, которые были сформулированы в квалификационной работе.
Кроме того, расширение масштабов деятельности Реабилитационного центра «Проталинка» за пределы города Оренбурга в связи с увеличением роста числа детей-инвалидов в области, открытие филиалов позволило бы ликвидировать огромные очереди за предоставлением социально-психологических услуг. Тем самым будет реализован основной принцип современной социальной работы - доступность.
Социально-психологические технологии и методы реабилитации детей- инвалидов применяются и разрабатываются в специализированных центрах.
Однако, что даже при схожих диагнозах и жизненных обстоятельствах, применяя идентичные методы работы, специалисты получают разный результат. В ходе исследования в дипломной работе для нас было важным выяснить, какие факторы могут влиять на процесс оказания эффективной социально-психологической помощи детям инвалидам в Реабилитационном центре «Проталинка».
Несмотря на то, что на сегодняшний день нет четко разработанной системы оценки эффективности и качества социально-психологических услуг и сам процесс часто зависит от специалиста, работающего над конкретным случаем, можно выделить основные факторы эффективности, без которых процесс социально-психологической реабилитации не может получить статус «качественного». Это, во-первых, необходимость формулирования четких целей каждого вмешательства и определения конкретного временного периода, в течение которого указанную цель предполагается достигнуть. Во- вторых, оптимальный выбор форм вмешательства для конкретного ребенка. В-третьих, осуществление последовательности психосоциальных воздействий с учетом все большего приближения к обычным жизненным требованиям. В-четвертых, необходимость поддерживающих психосоциальных воздействий при завершении каждого этапа или всей программы реабилитации.
В выпускной квалификационной работе было проведено эмпирическое исследование эффективности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов в ГАУСО «Реабилитационный центр «Проталинка» г. Оренбурга. Полученные результаты позволяют говорить о том, что работа специалиста по социальной работе в Центре носит системный и последовательный характер и требует высокой квалификации для осуществления реабилитационных мероприятий социально-психологической направленности.
Только после комплексной работы специалистов (психологов, логопеда и социального педагога) Центра наблюдается динамика улучшения социально-психологического состояния детей-инвалидов.
Эффективность реабилитационных мероприятий зависит от правильного диагностического заключения и рекомендаций специалистов, которых не хватает в реабилитационном Центре.
Одним из основных факторов успешной реабилитации является многократное, системное и длительное посещение специалистов. Кроме того, работа с особыми детьми должна вестись по разным социально-психологическим направлениям и затрагивать разные стороны личности ребенка, а не только связанные с его основным диагнозом.
Присутствие родителей на занятиях и их участие положительно сказывается на процессе реабилитации.
Для повышения эффективности, на наш взгляд, необходима реализация комплекса первоочередных мер, которые были сформулированы в квалификационной работе.
Кроме того, расширение масштабов деятельности Реабилитационного центра «Проталинка» за пределы города Оренбурга в связи с увеличением роста числа детей-инвалидов в области, открытие филиалов позволило бы ликвидировать огромные очереди за предоставлением социально-психологических услуг. Тем самым будет реализован основной принцип современной социальной работы - доступность.
Подобные работы
- СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Методики и техники социально-педагогической работы с детьми-инвалидами (Московский Социально-Педагогический Институт)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ: ОПЫТ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2019 - Организация социальной работы с родителями воспитывающими ребенка инвалида в многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов (Нижневартовский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



