Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Основные характеристики детей с ограниченными возможностями
здоровья 6
1.2. Сущность и содержание социально-медицинской работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 11
Глава 2. Исследование опыта социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере ГАУСО «Реабилитационный центр „Проталинка“» 22
2.1. Опыт практической деятельности по реализации социально-медицинской
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ ,Дроталинка“» 23
2.2. Анализ проблем социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере ГАУСО «РЦ „Проталинка“» 30
Заключение 42
Список источников и литературы 42
Приложения 48
В настоящее время существует множество неблагоприятных тенденций в динамике состояния здоровья детского населения, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокая доля детей, рожденных с травмами и патологиями центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических форм патологии и болезней аллергического генеза; увеличение частоты осложнений вирусных и паразитарных заболеваний.
Рост заболеваемости среди детей обуславливает нарастание инвалидизации детского населения. За последние 10 лет количество детей- инвалидов выросло на 110 тыс. Согласно Федеральной службы государственной статистики число детей-инвалидов в России превышает 600 тыс. человек.1И данный процент растет, несмотря на демографический спад. Следовательно, увеличиваются и социально-медицинские проблемы, которые необходимо решать. В этом поможет социально-медицинская работа, которая в настоящий момент совершенствуются. В ней появляются новые формы организации медико-социальной помощи в целом и применительно к отдельным контингентам больных.
Социально-медицинская работа, как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности, представляет собой одно из важных направлений в работе многих формирующихся в наше время социальных институтов и занимает особое место в практике лечебно-профилактических, психолого-педагогических и реабилитационных учреждений практического здравоохранения, образования, органов и учреждений социальной защиты населения.
Дети-инвалиды представляют собой большую группу риска в плане развития социально-психологической дезадаптации как в силу болезни, так и вследствие социальной изоляции, обусловленной ограничениями многих видов жизнедеятельности. В то же время реально получают медицинскую помощь лишь 25,6% детей.
Тему социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья поднимали в своих работах такие отечественные исследователи, как П.Д. Павленок, который выявил факторы, способствующие возникновению инвалидности у детей, В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова, выделившие категории детей с отклонениями в развитии, М.А. Болдину, изучала технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Теме социально-медицинской реабилитации уделяли внимание такие ученые, как Т.В. Бахуташвили, Ю.В. Власенко, Н.А. Колодяжная, Е.А. Матиевская.
Теоретическая значимость исследования заключается в всестороннем рассмотрении такое явления как социально-медицинская работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также в описании конкретных технологий социально-медицинской работы.
Практическая значимость данной работы заключается в анализе практического опыта социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такой анализ позволит выявить проблемы и специфические особенности работы с детьми данной категории, и даст возможность повысить эффективность социально-медицинской работы.
Объектом исследования является социально-медицинская работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - содержание и методика социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - анализ опыта социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. Изучить основные характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья как объекта социально-медицинской работы;
2. Рассмотреть сущность и содержание социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
3. Описать опыт практической деятельности по реализации социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «РЦ ,Дроталинка“»;
4. Провести анализ проблем социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на примере ГАУСО «РЦ „Проталинка“».
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез.
2. Эмпирические методы - анкетирование и интервью.
База исследования: Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационный центр „Проталинка“».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются объектом социально-медицинской работы потому, что данная категория входит в группу риска и особенно нуждается в помощи в силу своей социальной и медицинской дезадаптации. Для полноценной интеграции в общество применяется социально-медицинская работа, целью которой является восстановление, сохранение и укрепление здоровья лиц с физическими и психическими отклонениями.
Социально-медицинская работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает в себя две составляющие: социально-медицинскую работу профилактической и патогенетической направленности. Исходя из данных направлений выделяют такие технологии медико¬социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как:
1) Социальная профилактика - система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни детей-инвалидов и предотвращение социальных отклонений путем устранения причин и условий их возникновения.
2) Социальная диагностика - анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования;
3) Медико-социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на компенсацию или восстановление тех функций организма, которые были утрачены из-за болезни или травмы;
4) Социальная терапия - целенаправленный процесс практического воздействия на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.
Добиться положительных изменений в состоянии здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможно, используя вышеперечисленные технологии в комплексе.
В Государственном автономном учреждении социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационный центр «Проталинка» предоставляются следующие социально-медицинские услуги:
- выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- организация и проведение оздоровительных мероприятий;
- социально-медицинское консультирование;
- проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
- проведение занятий по адаптивной физической культуре;
- проведение реабилитационных мероприятий, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
На базе ГАУСО «Реабилитационный центр ,Дроталинка“» города Оренбурга было проведено исследование, направленное на изучение опыта и выявление проблем социально-медицинской работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволил сделать вывод о том, что клиенты реабилитационного центра «Проталинка» в целом положительно оценивают проводимые социально-медицинские мероприятия и реализуемые программы реабилитации. Но, также, был выявлен ряд проблем в рамках реализации социально-медицинской работы: недостаточная продолжительность курса реабилитации; необходимость внедрения новых методик работы с детьми-инвалидами; необходимость обновления материально-технической базы инновационным оборудованием; большие очереди на прохождение курса реабилитации; недостаточность материального обеспечения; недостаточное количество квалифицированных специалистов в узких областях реабилитации.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в определении роли социально-медицинской работы в интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе и в выделении новой проблематики в исследуемом вопросе.
Практическое значение работы состоит в возможности использования сформулированных рекомендаций для организации социально-медицинской работы с детьми-инвалидами. Результаты исследования могут быть применены в деятельности реабилитационных центров.
Таким образом, разработанные рекомендации по совершенствованию социально-медицинской работы дадут возможность более эффективно осуществлять и предоставлять данный вид социальных услуг в условиях конкретных учреждений.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 368 с.
2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2016. №3. 12 с.
3. Андусяк Н.Ю. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья// Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. 24-30 с.
4. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами : Учебное пособие. М. : КНОРУС, 2012. 400 с.
5. Болдина М. А. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №11.167-173 с.
6. Быкова О.Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан // Социальное обслуживание. 2014. №5. 54-56 с.
7. Власенко Ю.В. Система социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья// Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 2. 42-49 с.
8. Вязьмин А.М. Социально-медицинская работа: методическое пособие // А.М. Вязьмин, А.Л. Санников, Ж.Л. Варакина. Архангельск: Северный государственный университет, 2008. 474 с.
9. ГОСТ Р 52877-2007 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения. Введ.01.01.2009. М.: Стандартинформ, 2013. 10 с.
10. Зайфиди П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания // Социальное обслуживание. 2014. №7. 16-21 с.
11. Информация о работе ГАУСО «РЦ «Проталинка» в 2018 году. URL: https: //rcprotalinka.msr. orb.ru/system/docs/18826/Отчет_за_2018_год_(книжка). d oc?1551335497 (дата обращения 9.05.2019).
12. Кургузов В. Т. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска : Автореф. дис. ... канд. соцдол. наук : 22.00.04 / Социально- технологич. ин-т. Москва, 2008. 32 с.
13. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2001. 143 с.
14. Логинова Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов // Социальное обслуживание. 2014. №7. 33-37 с.
15. Официальный сайт ГАУСО «РЦ ,Дроталинка“». URL: https://rc- protalinka.msr.orb.ru(дата обращения 8.05.2019).
16. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.
17. Петрова Н.Г., Эпельман Б.В. Актуальность проблемы совершенствования оказания медико-социальной помощи на современном этапе // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. 2010. №3. 1-5 с.
18. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. М.: Социальное здоровье России, 2002. 210 с.
19. Романов М. Р. Реабилитация инвалидов / М. Р. Романов. М.: Вагриус,
2000. 175с.
20. Саркисян Л. И. Социализация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. №1. 20-24 с.
21. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М,
2001. 427 с.
22. Статистика по детям инвалидам в РФ. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/dis abilities/# (дата обращения 07.05.2019).
23. Теория и практика медико-социальной работы / Ю. В. Валентик, О. В. Зыков, А. В. Мартыненко, М. Г. Цетлин. М. : Учреждение "Центр програм.- техн. упр. Федер. системы информ. обеспечения молодежи", 2006. 95 с.
24. Устав государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Реабилитационный центр «Проталинка»: утверждено приказом Министерства социального развития Оренбургской области от 19.04.2017. Оренбург, 2017. 47 с.
25. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Организация медико-социальной помощи населению» / сост. Л. И. Алифанова. Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2012. 76 с.
26. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 29.07.2018). URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 1.05.2019).
27. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. 240 с.
28. Шаповаленко Л.М. Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Социальное обслуживание. 2014. №12. 83-88 с.
29. Шурыгина Ю.Ю. Содержание и методика социально-медицинской работы: Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. 121 с.