Введение 3
Глава 1.Теоретические и нормативно-правовые основы социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации 6
1.1. Содержание социальной работы в пенитенциарных учреждениях 6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы в учреждениях
уголовно-исполнительной системы 16
Глава 2. Анализ опыта деятельности Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 12» УФСИН России по Оренбургской области по организации социальной работы с осужденными 24
2.1. Содержание основных направлений социальной работы с осужденными в
Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12» УФСИН России по Оренбургской области 24
2.2. Анализ реализации социальной работы с осужденными в Федеральном
казенном учреждении «Колония-поселение № 12» УФСИН России по Оренбургской области 31
Заключение 36
Список источников и литературы 38
Приложения 40
Проблема социальной работы в пенитенциарных учреждениях особенно актуальна. Пенитенциарная система служит общепринятой цели - исправлению. В соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. В условиях обособления от общества, изоляции от негативных влияний алкоголя и наркотиков, у осужденных должна происходить переоценка многих привычных для них ценностей. Специалист по социальной работе должен помочь человеку правильно выстроить свое поведение как в стенах исправительного, так и вне его стен.
Социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль, в обеспечении необходимыми условиями людей, находящихся в местах лишения свободы. Институт пенитенциарной социальной работы важен еще потому, что зачастую человек, находящийся на воле, может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент. Осужденный же в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы, заключается в том, что материально-бытовая необустроенность, неприятие обществом, нежелание оказать помощь или содействие в чем-либо, категоричный отказ по одной причине - «судим», приводят осужденного, к совершению нового преступления. Отсюда исходит другая, еще более острая социальная проблема - борьба с рецидивом преступлений. И особенно актуальна она по отношению к несовершеннолетним преступникам, которые еще могут вернуться в нормальную социальную среду, стать полноценными гражданами общества.
В целом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях с точки зрения степени изученности, является мало исследованной и требует определенных новшеств и доработок, наблюдается увеличение исследовательского и практического интереса, выделилась значительная группа отечественных исследователей, активно занимающихся изучением данной проблемы, среди которых Сухов А.Н, Паников В.В. Латышева Л.А, Варламова О.Ф. Имеется литература, в которой раскрывается современное состояние системы исполнения наказания, так можно назвать учебное пособие Холостовой Е.И., а также другие авторы по теории социальной работы.
Объект исследования - социальная работа с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Предмет исследования - основные направления социальной работы с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Цель исследования: изучить основные направления социальной работы с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. Изучить содержание социальной работы в пенитенциарных учреждениях;
2. Определить нормативно-правовые основы социальной работы с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
3. Охарактеризовать основные направления социальной работы с осужденными в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12» УФСИН России по Оренбургской области;
4. Проанализировать опыт реализации социальной работы с осужденными в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12» УФСИН России по Оренбургской области».
База исследования: Федеральное казенное учреждение «Колония - поселение №12» УФСИН России по Оренбургской области.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: анкетирование, экспертный опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.
Пенитенциарная социальная работа является важной составной частью общегосударственной системы социальной защиты, помощи и поддержки населения и довольно быстро внедряется в деятельность исправительных учреждений. На всех этапах исправления универсальной социальной социальной помощью занимаются специалисты по социальной работе
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях имеет свои понятия и функции, объект, опирается на общие принципы социальной работы и выделяет свои группы принципов. Пенитенциарная социальная работа из-за специфики среды имеет определенные трудности ее реализации.
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях получила правовое закрепление в федеральных целевых программах реформирования и развития уголовно-исполнительной системы, в ведомственных директивных и нормативных документах Минюста России и Федеральной службы исполнения наказаний. В процессе ее институционализации в структуре исправительных учреждений всех видов созданы самостоятельные подразделения - группы социальной защиты осужденных, определены организационно-содержательные основы деятельности специалистов по социальной работе с осужденными. В вузах России создается система высшего и дополнительного профессионального образования специалистов.
Деятельность группы социальной защиты осужденных в ФКУ КП-12, как и в других исправительных учреждениях организована на основании приказа Минюста России от 30 декабря 2005 г. N 262.
Социальная работа в исправительном учреждении ведется по трем основным направлениям: общеобразовательная подготовка, в рамках которой на базе ФКУ КП-12 в соответствии с приказом Минюста России от 07.05.16. №67 функционирует «Вечерняя общеобразовательная школа № 13» г. Оренбурга. в ФКУ КП-12 организовано обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка. Еще одним видом профессиональной подготовки осужденных в ИУ является обучение непосредственно на производстве. Оно проводится в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения
В рамках направления подготовки к освобождению в ФКУ КП-12 организована деятельность «Школы подготовки осужденных к освобождению»
Анализируя результаты исследования, проведенного в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 12» УФСИН России по Оренбургской области были выделены слабые и сильные стороны. Были выявлены основные проблемы и даны рекомендации
1. Апостолова Т.М., Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. М.: Эксмо, 2014. 480 с.
2. Бергер П.Л., Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс,2016. 168 с.
3. Варламова О.Ф., Программы, повышающие успешность
ресоциализации осужденных в Ирландии. М.: Просвещение, 2017. 144 с.
4. Гончаров В., Ковалева, Л., Об институтах общественного контроля органов исполнительной власти в Российской Федерации // Власть. 2019. №1. С. 119-121.
5. Галагузова М.А., Социальная работа с осужденными: Учебное пособие. М.: «Академия», 2016. 56 с.
6. Еремеева Т.С., Организация социальной работы с различными группами населения. Благовещенск, 2016. 30 с.
7. Отчет правительства оренбургской области о реализации программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Оренбургской области на 2014-2020 годы» // Режим доступа:Ь11р://^^^.ргепЬигд-доу.ги/, свободный.
8. Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература,1993. 18 с.
9. Курбатов В.И., Социальная работа: Пособие для студентов вузов МВД России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 200 с.
10. Куркина И.Н., Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных // Власть. 2017. № 3. С. 119-121.
11. Латышева Л.А., Особенности подготовки к освобождению осужденных к лишению свободы и их постпенитенциарной адаптации (зарубежный опыт) // Журнал российского права. 2015. № 10. С.34-38.
12. Лузгин С.А., Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учебное пособие / Под ред. Ю.И. Калинина, 2017. 25 с.
13. Мертон Р., Социальная теория и социальная структура. М: «Свободная Пресса», 2018. 211с.
14. Морозов В.М., Виноградов В.В. Социальная работа в уголовно - исполнительной системе; Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 206с.
15. Смирнов А.М., Перспективы развития социальной работы с осужденными на длительный срок лишения свободы. М.: Дрофа, 2012. 6 с.
16. Сухов А.Н., Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2017. 300 с.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации // Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/uikrf/,свободный. Загл. с экрана
18. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Режим доступа:http://www.consultant.ru/popular/uikrf/,свободный. Загл. с экрана
19. Уголовно-исполнительная система Российкой Федерации // Режим доступа:http://фсин.рф/, свободный. Загл. с экрана.
20. Ушатиков А.И., Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных структура: Учебное пособие. М.: Дашков 2014. 210 с.
21. Холостова Е.И., Технология социальной работы. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 345 с.