ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
ДОСТИЖЕНИЯ 6
1.1. Психологическая характеристика личности старшего школьника 6
1.2. Основные подходы к исследованию мотивации достижения в
психологии 10
1.3. Взаимосвязь мотивации достижения индивидуально-психологическимх
особенностей личности школьника 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
ДОСТИЖЕНИЯ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
2.3. Рекомендации по созданию оптимальных социально-психологических
условий развития мотивации достижения у старших школьников 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность проблемы исследования определяется сложившимися в современной школе условиями, когда вопрос о мотивации учащихся без преувеличения может быть назван одним из важнейших. Несмотря на все затрачиваемые усилия педагогов, которые обычно приводят к очевидному положительному результату в учебной и воспитательной работе, приходится сталкиваться с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, пасуют перед трудностями, не верят в успех, даже тогда, когда вероятность его высока. В связи с этим актуальной представляется задача выяснить, как же организовать образовательный процесс таким образом, чтобы в нем формировалась личность с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребности в достижении успеха. Очевидно, что проблему мотивации на достижение успеха следует рассматривать шире, не ограничиваясь вопросами только учебной деятельности. Каждый ребенок индивидуален, и поэтому у каждого есть свой собственный успех и свои собственные достижения. Формирование у старших школьников таких личностных качеств, которые помогли бы в дальнейшем достичь успеха в жизни и реализовать имеющийся личностный потенциал,- одна из актуальных задач, которую стремится решать современная система образования. Успешное выполнение продуктивной деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик как интерес к выполняемому делу и вера в свои способности достичь определенного результата. Простое владение знаниями не обеспечивает их автоматическое использование в различных жизненных ситуациях. Дети с одним и тем же уровнем интеллектуальных способностей могут существенно различаться по тому, насколько способными они сами себя считают перед лицом преодоления встающих перед ними задач, и это находит отражение в результатах их деятельности. Мотивация достижения является важным фактором достижений в школе и вузе, а также успешности в дальнейшей профессиональной деятельности.
Проблемой мотивации занимались в различных аспектах такие зарубежные и отечественные ученые как: К. Мадсен, Ж. Годфруа, Д.К. Маккеланд, К. Левин, М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Джидарьян, В.К. Вилюнас, Р.А. Пилоян, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, В.А. Иванников, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.
Обобщая сказанное, следует отметить, что проблема формирования мотиваций достижения, несмотря на ее актуальность и важность, остается не только недостаточно исследованной, но и не поставленной. Основное противоречие заключается в том, что мотивация учения исследуется безотносительно к мотивации достижения, не всегда учитываются индивидуально-психологические особенности школьников. Это и другие противоречия для своего разрешения требуют рассмотрения ряда вопросов: как сформировать положительную мотивацию в учении у старших школьников и как влияют индивидуально-психологические особенности на мотивацию достижения?
Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний, обусловило выбор темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы индивидуально-психологические особенности старших школьников с разной мотивацией достижения?
Целью нашего исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - мотивация достижения старших школьников.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности детей старшего школьного возраста с разной мотивацией достижения.
Гипотеза исследования: существуют индивидуально-психологические особенности личности старших школьников с разным уровнем мотивации достижеия, а именно: для школьников, у которых выражены такие показатели как эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, уверенность в себе и социальная смелость наблюдается более высокий уровень мотивации достижения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть сущность индивидуально-психологических
особенностей.
3. Изучить индивидуально-психологические характеристики старших школьников.
4. Исследовать мотивацию достижения старших школьников.
5. Выявить связь между мотивацией достижения и личностными характеристиками старших школьников.
6. Разработать рекомендации по созданию оптимальных социально-психологических условий развития положительной мотивации достижения у старших школьников.
Теоретическая основа исследования: основополагающие труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблемам мотивов и мотивационой сферы (А. Шопенгауэр, К. Мадсен, Ж. Годфруа, М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Джидарьян, В.К. Вилюнас, Р.А. Пилоян, Д.К. Маккеланд, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, В.А. Иванников, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, К. Левин, Ю. Гордеева и др.).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
При написании выпускной квалификационной работы использовались различные методы получения и сбора информации:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных - опросный метод,
тестирование;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
В соответствии с целью и задачами данной дипломной работы были подобраны методики исследования:
1. Многофакторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл и Р.В. Коан, адаптация Э.М.Александровской).
2. Диагностика мотивации достижения Мехрабиана А.
База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области. В нем приняли участие 94 школьника возрасте от 15 до 17 лет из них - 50 девочек и 44 мальчика.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 60-ти используемых источников и трех приложений.
Теоретический анализ по проблеме исследования, позволяет нам говорить о том, что мотивации достижения является одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие. Под мотивацией достижения понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труда, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитаю рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие - нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой. Возраст старшеклассника - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Подросток чувствует себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные тенденции развития заключаются в том, что меняются потребности и мотивы , стремления подростков, их отношение к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. На смену познавательным мотивам приходит мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать. Мотивация достижения связана с индивидуально-психологическими особенностями ребенка и оказывает непосредственное формирование на личность старшеклассника. В связи с этим мы провели исследование, которое позволило нам выявить индивидуально-психологические особенности старшеклассника с разным уровнем мотивации достижения.
Полученные результаты показываю, что большей части девочек характерно избегание неудачи (12%). Следовательно, данные учащиеся стремятся не брать на себя ответственность, планируют свою деятельность на относительно короткие сроки, меньше стремят™ к достижению успеха по итогам выполняемой деятельности. У 42% мальчик™ и 36% девочек выявлена направленность на мотивацию достижения успеха. Для учащихся с такими показателями обычно характерна инициативность, настойчивость в достижении цели, стремление выполнять деятельность лучше, чем раньше. И преобладание, как мотивации достижения, так и мотивации неудач наблюдается в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек (4% / 4%).
Мы видим, что стремление к достижению успеха у мальчиков выражено в большей степени, чем избегание неудачи. Тогда как у девочек превалирует потребность избежать неудач. Два мотива взаимодействуют с ожиданиями, результатом чего является мотивация приближения или избегания. Лишь для небольшой части группы характерны два мотива взаимодействующих с ожиданиями, результатом чего является мотивация приближения или избегания (степень выраженности двух мотивов одинакова). И что, существуют значимые гендерные различия в выраженности личностных характеристик младших школьников. В группе девочек выше показатели по следующим шкалам: степе™ сформированности интеллектуальных функций, стремлением к лидерству и доминированию, социальная смелость. А в группе мальчиков - уверенность в себе, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.
Анализ показал наличие связей между следующими шкат мотивация достижения имеет связь c такими личностными характеристиками детей как: социальная и самоконтроль. При выраженной мотивации избегания неудач наблюдается высокий уровень напряженности, фрустрированности ребенка, а при аналогичном - низкий уровень самоконтроля ребенка. Можно предположить, что при выраженной мотивации избегания неудач ребенок чувствует себя напряженным и раздражительным, а также у него не формируются способности к самоконтролю.
Таким образом, получено 12 регрессионных моделей по личностным характеристикам старших школьников: замкнутый - открытый; низкая степень сформированности интеллектуальных функций - высокая степень сформированности интеллектуальных функций; неуверенный в себе - уверенный в себе; флегматичны! - легко возбудимый; послушный - доминирующий; благоразумный - склонный к риску; недобросовестный - добросовестный; робкий - социально смелый; полагающийся на себя - зависимый от других; безмятежный - тревожный; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленный - напряженный.
Такой полученные результаты говорят нам о том, что мотивация достижения оказывает положительное влияние на формирование личностных характеристик старших школьников таких, как: открытость, уверенность в себе, формирование лидерских качеств, благоразумие, социальную смелость, ответственность и самоконтроль. Мотивация избегания неудач оказывают негативное влияние на формирование личностных характеристик старших школьников таких, как: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, замкнутость, не уверенность в себе, повышенная возбудимость, пассивность, склонность к риску, не добросовестность, робость, зависимость от других, тревожность и низкий самоконтроль.
Результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили нам подтвердить гипотезу о том, что существуют индивидуально¬психологические особенности личности старших школьников с разным уровнем мотивации достижеия, а именно: для школьников, у которых выражены такие показатели как эмоциональное принятие, наличие контроля, требований и их последовательность, уверенность в себе и социальная смелость наблюдается более высокий уровень мотивации достижения.
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. Учебное пособие. - М.: Academia. - 2014. - 240 c.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия. - 2011. - 336 c.
3. Аксюта М. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения. - М.: В Круге. - 2016. - 360 с.
4. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежт Академия - Москва. - 2014. - 192 с.
5. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Логос.
- 2013. - 306 c.
6. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадёжиной. М., 2011. - 352 с.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - М.: ИД ГУ ВШЭ. - 2012. - 526 с.
8. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества. - М.: Владос. - 2010. - 344 с.
9. Волков Б. С. Психология молодости. - М.: Говорящая книга. - 2012.
- 853 с.
10. Волков Б. С. Психология развития человека. - М.: Академический проект. - 2013. - 224 с.
11. Волков Б.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект. - 2008. - 668 с.
12. Волков Б.С. Возрастн™ психология. В 2 ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу. - М.: Владос. - 2010. - 366 с.
13. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего
школьного возраста до юношества. - М.: Владос. - 2010. - 343 с.
61
14. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ПО России. - 2009. - 512 c.
15. Гурова Е. В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Аспект пресс. - 2009. - 176 с.
16. Гурова Е.В. Психология развития и возрастнда психология: Тесты. - М.: Аспект-Пресс. - 2005. - 174 с.
17. Дарвиш О.Б. Возрастнда психология: Учебное пособие. - М.: КДУ, Владос-Пр., - 2013. - 264 с.
18. Дмитриева Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. - М.: Феникс. - 2016. - 160 с.
19. Иванова С. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? Альпина Паблишер - Москва. - 2017. - 285 с.
20. Иванов! С. Мотивация на 100%. Альпина Паблишер. - Москва. -
2014. - 884 с.
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Москва. - 2014. - 512 с.
22. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер. - 2009. - 576с.
23. Ипатов А. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. - М.: Речь. - 2011. - 112 с.
24. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - М.: А-Приор. - 2010. - 160 с.
25. Кёниг Ю. А. Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 204-208.
26. Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 360-362
27. Крюков! Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2008. — № 4. — С. 147-153
28. Краковский А. П. О подростках. - М.: Педагогика. - 1981. - 272 с.
29. Кремер М. Мотивация лошади к достижению высоких результатов. 8 пунктов программы; Аквариум-Принт - Москва. - 2012. - 288 с.
30. Кристиани А. Мотивация успеха. Интерэксперт. - Москва. - 2012. -
254 с.
31. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. - М.: Академический проект. - 2015. - 420 с.
32. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психолог™: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект. - 2015. - 420 с.
33. Левин К. Намерение, воля и потребность. - М.: - 1970. - 374 с.
34. Мандель Б.Р. Возрастнта психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник. НИЦ ИНФРА-М. - 2013. - 352 с.
35. Мансуров Р. Е. Мотивация и достижения. - БХВ-Петербург - Москва. - 2016. - 224 с.
36. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Евразия. - Москва. - 2014.
- 478 с.
37. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокита Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». — М.: Просвещение. - 1984.
— 256с.
38. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. Смыта. - Москва. - 2013. - 608 с.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт. - 2016. - 460 с.
40. Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология. - М.: Человек. - 2010. - 48 с.
41. Практикум по возрастной психологии. - М.: Academia. - 2013. - 272
с.
42. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - М.: Питер. - 2011. - 304 с.
43. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. Академия. - Москва. - 2012. - 338 с.
44. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003.— 688 с.
45. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение. - 1980. —352 с.
46. Райс Ф. Психология подросткового возраста. - М.: Питер. - 2014. -
816 с.
47. Роберт Т. Б. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Академический проект. -
2015. - 224 с.
48. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов. - Рн/Д: Феникс. - 2013. - 220 с.
49. Тарабакина Л. В. Эмоциональное развитие подростков. - М.: Московский педагогический государственный университет. - 2016. - 208 с.
50. Федулов И. С. Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 119-121.
51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика. - Москва. - 2013. - 800 с.
52. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт. - 2013. - 200 с.
53. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Издательство МГУ. - 2007. - 304 с.
54. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастнта психология: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт. - 2016. - 367 с.
55. Чобану Е. С. Влияние мотивации достижения успеха на вовлеченность в трудовую деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №9.
— С. 1046-1049.
56. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академическогобакалавриата. - Люберцы: Юрайт. -
2016. - 576 с.
57. Шкуратова А. П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2014.
— № 2. — С. 47-52.
58. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. Смыта. - Москва. - 2014. - 416 с.
59. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта. - 2006. - 342 с.
60. Юрченко И. В. Подростковая агрессия. - М.: LAP
LambertAcademicPublishing. - 2012. - 144 с.