ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
СОЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и структура жилищного фонда социального использования 6
1.2 Основания предоставления гражданам жилого помещения из
жилищного фонда социального использования 13
2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ НАЙМА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЗ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
СОЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 20
2.1 Договор социального найма жилого помещения 20
2.2 Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального
использования 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 34
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Эдуард Кок впервые использовал фразу «Мой дом — моя крепость», которая в дальнейшем стала известна каждому.
Статья 40 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014)1 (далее Конституция РФ) закрепляет право каждого на жилище. Одной из основных возможностей граждан реализовать данное право является право собственности на жилое помещение. Однако не все граждане могут это позволить, поэтому в данной статье Конституции РФ проговаривается обязанность государства предоставить бесплатно или за доступную плату жилище малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в нём, из государственных и муниципальных жилищных фондов.
В разных регионах Российской Федерации существует общая проблема нехватки жилых помещений, что является недостатком необходимой площади жилья. Другая причина заключается в недостаточном объёме средств в бюджете муниципалитета, необходимых для покупки или строительства жилья за более короткие сроки.
Одной из новелл жилищного законодательства в последние годы стало принятие 2-ух глав, связанных с расширением возможностей получения жилых помещений из жилищного фонда социального использования, а именно внедрение концепций «наёмный дом», «договор о найме жилых помещений фонда социального использования». Тем не менее, практической реализации данные новеллы так и не получили, в связи с чем представленная тема дипломного исследования представляется актуальной.
Объектом исследования дипломной работы выступают общественные отношения в сфере управления жилищным фондом социального использования, а также практика их применения.
Российская газета. 1993. 25 декабря.
Предметом являются нормы жилищного законодательства, регулирующие предоставление жилых помещений из фонда социального использования.
Цель дипломной работы заключается в исследовании как теоретических, так и прикладных вопросов предоставления жилых помещений из жилищного фонда социального использования, выявление существующих проблем в данной сфере и разработка предложений по их устранению.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
• дать анализ понятия «жилищный фонд» и определить в нём место «жилищного фонда социального использования»;
• определить структуру жилищного фонда социального
использования;
• указать основания предоставления гражданам жилого помещения из жилищного фонда социального использования;
• проанализировать договор социального найма жилого помещения и договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, определить их отличительные признаки.
Методологической основой дипломного исследования выступили общетеоретический, сравнительно-правовой, комплексный, методы анализа и толкования правовых актов.
Теоретическая основа дипломного исследования представлена работами Е.А. Бородиной, Р.Ф. Габитдиновым, И.А. Остапенко, П.И. Седугиной, Н.Е. Сосипатровой, В.А. Поповой, З.И. Цыбуленко.
Нормативно-правовую основу дипломной работы составляют нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ1 (далее ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 03.04.2018)1 (далее ЖК РФ).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены проблемы предоставления жилого помещения из жилищного фонда социального использования на основании заключения договоров: социального найма или найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Так же в работе были рассмотрены виды жилищного фонда по цели использования и по форме собственности. В процессе изучения проведен анализ действующих нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих отношения по реализации конституционного права граждан на жилье. Для достижения поставленной цели работы было проанализировано понятие «жилищный фонд социального использования», также рассмотрены его виды.
Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений вне зависимости от форм собственности. Жилищным помещением является жилой дом, квартира и комната. Договор социального найма предоставляется только гражданам РФ, то есть не может предоставляться иностранным гражданам и лицам без гражданства за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.
В большинстве случаев, граждане не имеют возможность самостоятельно приобрести жилое помещение в собственность. Поэтому возможность найма жилья по договору социального найма является одним из способов удовлетворения жилищных потребностей.
Объектами жилищных прав считаются жилые помещения, отвечающие определённым правилам. Оно должно быть: изолировано; являться недвижимым имуществом; пригодным для постоянного проживания граждан. Так же жилое помещение должно соответствовать норме предоставления; должно быть расположено в черте определенного населенного пункта; должно быть предоставлено по месту жительства; по договору социального найма жилого помещения не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола (за исключением супругов) без их согласия и так далее.
При невыполнении хотя бы одного требования помещение не может признаваться жилым.
К жилым помещениям так же есть требования: жилое помещение должно отвечать техническим требованиям; должно быть обустроено таким образом, чтобы предотвратить получение травм жильцами, а также обеспечивать удобство и безопасность передвижения и пользования таким помещением; должно быть благоустроенно; инженерные системы, включающие в себя вентиляцию, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и так далее.
Так же должно соответствовать требованиям санитарноэпидемиологической безопасности и должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями техники безопасности; наружные ограждающие конструкции жилого помещения должны иметь теплоизоляцию, которая должна обеспечивать возможность поддержания оптимальной температуры окружающей среды и изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, а также предотвращение конденсации влаги и так далее.
Помимо требований к жилым помещениям существуют общеконституционные принципы, действующие весь период пользования жилым помещением. Конституция Российской Федерации закрепляет следующее: жилище неприкосновенно; невозможность произвольного лишения жилища; каждый имеет свободу выбора места жительства и места пребывания; доступность пользования жилищным фондом для граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В ходе работы были выявлены проблемы и разработаны предложения по усовершенствованию сферы обеспечения граждан жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования.
Таким образом, требуются изменения в законодательстве, которые смогут изменить ситуацию.
Во - первых, необходимо поменять разделы 3.1 и 3.2 ЖК РФ. Суть заключается в том, что вначале идет разговор о договоре найма жилого помещения в жилищном фонде социального использования, его предоставлении. И лишь потом раздел, содержащий нормы в наёмных домах.
Во - вторых, необходимо уточнить само понятие договора социального найма жилого помещения. Предлагаю это сделать следующим образом: «одна сторона (наймодатель) предоставляет или обязуется предоставить в бессрочное пользование другой стороне (нанимателю) жилое помещение для целей проживания его и членов его семьи, а также иных лиц, проживающих совместно с нанимателем, а наниматель обязуется использовать жилое помещение по назначению и нести соответствующие расходы, связанные с использованием этого помещения».
Необходимо уточнить понятие.
Таким образом, сделаем вывод, что целесообразно внести некоторые поправки в действующем законодательстве для того, чтобы точнее отобразить нормативное регулирование отношений в сфере социального найма жилых помещений.
1. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 03.04.2018) // Российская газета. 2005. 12 января.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ (в ред. от 24.04.2018) «О фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства» // Российская газета. 2007. 27 июля.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в ред. от 18.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 2 декабря. 1995.
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2337.
7. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // Российская газета. 2006. 21 июня.
8. Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 (в ред. от 02.08.2016) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // Российская газета. 2006. 10 февраля.
9. Закон ХМАО - Югры от 06 июля 2005 № 57-оз «О регулирвоании отдельных жилищных отношений в Ханты - Мансийском атономном округе - Югре» (с изменениями и дополнениями) // Новости Югры. 2005. 23 июля.
10. Постановление Главы г.Екатеринбурга от 31 августа 2005 № 824 «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург»» // Вечерний Екатеринбург. 2005. 13 сентября.
11. Постановление Главы МО «г. Асбест» от 03 октября 2005 № 433-ПГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании город Асбест» // URL: http://sverdlovsk- gov.ru/doc/8491 // дата обращения 23.05.2018.
12. Постановление Администрации Березовского городского округа Свердловской области от 20 января 2014 № 10 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории Березовского городского округа» // URL: http://xn--90aciakhhg8arp.xn--p1ai/doc/457.html // дата обращения 23.05.2018.
13. Постановление Главы Волчанского городского округа от 06 февраля 2009 № 111 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилой площади по договорам социального найма на территории Волчанского городского округа» // URL:http://www.ural- region.net/173132 // дата обращения 23.05.2018.
14. Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 20 декабря 2011 № 3530 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городском округе Первоуральск» //
15. URL:http://www.lawsrf.ru/region/documents/1217802/ // дата обращения 23.05.2018....58