Введение 4
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьями, имеющими в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.2. Содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с
ограниченными возможностями здоровья 17
Глава 2. Исследование опыта социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе 24
2.1. Характеристика основных направлений деятельности ГАУСО
«КЦСОН» в Тоцком районе по реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.2. Анализ проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья на
примере ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе 34
Заключение 45
Список источников и литературы 50
Приложения
Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий населения сегодня. Их количество ежегодно возрастает и поэтому необходимость комплексной социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, является одной из приоритетных задач социальной политики государства.
Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Наиболее эффективным местом реабилитации детей - инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, недостаточно.
Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям.
Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают.
Поэтому к таким семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка.
Изучение проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно.
В работах М.С. Бедного, А.А. Баранова, Д.И. Зелинской и Л.И. Балевой дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья нашли свое отражение в работах Н.В. Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т.Н. Малеевой, С.А. Васина.
Объектом исследования является социальная работа с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования являются направления и технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- раскрыть содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- дать характеристику основных направлений деятельности ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе по реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести анализ проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья на примере ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе.
База исследования: ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Тоцком районе.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, двух приложений
Семья как социальная структура была и остается одной из основных форм социализации подрастающего поколения. Она выступает социальной средой, оптимизирующей социальную адаптацию ребенка, а ребенок с особыми потребностями в еще большей мере зависим от окружающих его близких людей. Близкие оказывают положительное влияние на ребенка, создают все возможные условия для его развития и обучения
Семья с ребенком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но у большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Поэтому именно социальная помощь в решении этих проблем должна быть основным направлением социальной работы в России, так как семья с ребенком-инвалидом является одной из наиболее уязвимых групп населения.
Направлениями социальной работы ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе являются: социокультурное, социально-медицинское, социально-психологическое и социально-правовое.
К важнейшим технологиям, реализуемыми в рамках вышеизложенных направлений социальной работы с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья, относятся: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальная адаптация, социальное консультирование и коррекция. Необходимо отметить главное, что все эти технологии социальной работы невозможно реализовать без участия семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая является его ближайшим и окружением и напрямую влияет на успешную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Во второй части выпускной квалификационной работы, было проведено исследование проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для выявления проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе, было проведено интервью с директором центра и специалистами отделения социальной помощи семье и детям, а также анкетирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, проблемами в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, являются недостаточная информированность родителей об услугах и о технологиях социальной работы, предоставляемых семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также проблемами являются низкое финансирование социальных мероприятий по различным направлениям деятельности центра, а также существует проблема в нехватке аппаратуры и реабилитационного оборудования в рамках социально¬медицинского направления, квалифицированных специалистов в области психологической коррекции и консультирования. Проблемой реализации технологий социокультурного направления является недостаток в районном центре мест организации и проведения досуга семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в следствие чего низкое количество социокультурных мероприятий.
В качестве совершенствования реализации технологий социальной работы ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе, нами были предложены рекомендации по улучшению оказания социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания социальных услуг населению // Актуал. пробл. совр. науки. 2016. № 1. С. 93
2. Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации // Социальная педагогика. 2014. №5. С. 59
3. Барышева, А.Н. Особенности адаптации детей - инвалидов/ А.Н. Барышева // Социальная педагогика. 2016. №2. С. 113
4. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Академический проект, 2015. 204 с.
5. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб.пособие. Балашов: Николаев, 2016. 148 с.
6. Зайфиди, П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания // Социальное обслуживание. 2017. №7. С. 16
7. Корельская Н.Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. М.: Советский спорт, 2003. 314 с.
8. Корельская Н.Г. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка // Социальная педагогика. 2016. №5. С. 67
9. Малофеев Н. Н.,Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2017. № 1. С. 71
10. Морозова, В.А. Опыт работы педиатрического бюро по социально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью // Медико¬социальная экспертиза и реабилитация. 2015. №4. С. 10
11. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М: ВЛАДОС, 2015. 212 с.
12. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2015 - № 5. С. 16
13. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. М.: МГ1П1У, 2016. 394 с.
14. Полоухина Е.А. Особенности семейного микроклимата в семьях с детьми-инвалидами // Вестник Санкт - Петербургского университета, сер. 12. 2008. вып. 3. С. 143
15. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. Поликова А. М.: КТМУ 2016. 316 с.
16. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 298 с.
17. Тайгунова Н.Х. Инновационные технологии, используемые при работе в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // Социальное обслуживание. 2017. № 1. С.97
18. Технология социальной работы вразличныхсферах жизнедеятельности: Учеб. пособие./под ред. П.Д. Павленка, М.: Дашков и К, 2015. 256 с.
19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.пособиедлявузов. М.: Академический проект, 2016. 308 с.
20. Холостова Е. Основы социальной работы с детьми - инвалидами - М.: Изд-ко-торговая корпорация "Дашков и К", 2017.288 с.
21. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. - М.: Изд-ко-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. 204 с.
22. Храпылина Л.П. К вопросу о специальных образовательных технологиях для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2017. № 1. С.30
23. Челнокова Д.Ф. 25 лет учреждению социального обслуживания семьи и детей на Камчатке // Социальное обслуживание.2017.№ 2. С. 113
24. Черницкая А. А. Технологии социальной работы: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 258 с.
25. Чирва Е.И., Карплюк П.Н. Организация воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе: Методические рекомендации. Горно-Алтайск. Изд-во Г-АГУ, 2014. 314 с.
26. Шаповаленко Л.М.Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Социальное обслуживание. 2014. №12. С. 83
27. Шабалина Н.Б. Если ваш ребенок не такой, как другие. М.: НИИ семьи, 2016.113 с.
28. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология 2016 № 6.С. 93
29. Ярская-Смирнова Е.Р.Социальная работа с инвалидами. СПБ.: Питер, 2015. 388 с.
30. Официальный сайт ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе // Режим доступа:https://kcson-to.msr.orb.ru,свободный. Загл. с экрана.