ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьями, имеющими в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.2. Содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с
ограниченными возможностями здоровья 17
Глава 2. Исследование опыта социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе 24
2.1. Характеристика основных направлений деятельности ГАУСО
«КЦСОН» в Тоцком районе по реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.2. Анализ проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья на
примере ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе 34
Заключение 45
Список источников и литературы 50
Приложения
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьями, имеющими в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья 7
1.1. Основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.2. Содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с
ограниченными возможностями здоровья 17
Глава 2. Исследование опыта социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе 24
2.1. Характеристика основных направлений деятельности ГАУСО
«КЦСОН» в Тоцком районе по реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.2. Анализ проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья на
примере ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе 34
Заключение 45
Список источников и литературы 50
Приложения
Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий населения сегодня. Их количество ежегодно возрастает и поэтому необходимость комплексной социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, является одной из приоритетных задач социальной политики государства.
Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Наиболее эффективным местом реабилитации детей - инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, недостаточно.
Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям.
Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают.
Поэтому к таким семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка.
Изучение проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно.
В работах М.С. Бедного, А.А. Баранова, Д.И. Зелинской и Л.И. Балевой дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья нашли свое отражение в работах Н.В. Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т.Н. Малеевой, С.А. Васина.
Объектом исследования является социальная работа с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования являются направления и технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- раскрыть содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- дать характеристику основных направлений деятельности ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе по реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести анализ проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья на примере ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе.
База исследования: ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Тоцком районе.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, двух приложений
Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Наиболее эффективным местом реабилитации детей - инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, недостаточно.
Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям.
Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают.
Поэтому к таким семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка.
Изучение проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно.
В работах М.С. Бедного, А.А. Баранова, Д.И. Зелинской и Л.И. Балевой дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья нашли свое отражение в работах Н.В. Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т.Н. Малеевой, С.А. Васина.
Объектом исследования является социальная работа с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования являются направления и технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- раскрыть содержание социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- дать характеристику основных направлений деятельности ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе по реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести анализ проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья на примере ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе.
База исследования: ГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Тоцком районе.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, интервью.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, двух приложений
Семья как социальная структура была и остается одной из основных форм социализации подрастающего поколения. Она выступает социальной средой, оптимизирующей социальную адаптацию ребенка, а ребенок с особыми потребностями в еще большей мере зависим от окружающих его близких людей. Близкие оказывают положительное влияние на ребенка, создают все возможные условия для его развития и обучения
Семья с ребенком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но у большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Поэтому именно социальная помощь в решении этих проблем должна быть основным направлением социальной работы в России, так как семья с ребенком-инвалидом является одной из наиболее уязвимых групп населения.
Направлениями социальной работы ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе являются: социокультурное, социально-медицинское, социально-психологическое и социально-правовое.
К важнейшим технологиям, реализуемыми в рамках вышеизложенных направлений социальной работы с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья, относятся: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальная адаптация, социальное консультирование и коррекция. Необходимо отметить главное, что все эти технологии социальной работы невозможно реализовать без участия семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая является его ближайшим и окружением и напрямую влияет на успешную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Во второй части выпускной квалификационной работы, было проведено исследование проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для выявления проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе, было проведено интервью с директором центра и специалистами отделения социальной помощи семье и детям, а также анкетирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, проблемами в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, являются недостаточная информированность родителей об услугах и о технологиях социальной работы, предоставляемых семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также проблемами являются низкое финансирование социальных мероприятий по различным направлениям деятельности центра, а также существует проблема в нехватке аппаратуры и реабилитационного оборудования в рамках социально¬медицинского направления, квалифицированных специалистов в области психологической коррекции и консультирования. Проблемой реализации технологий социокультурного направления является недостаток в районном центре мест организации и проведения досуга семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в следствие чего низкое количество социокультурных мероприятий.
В качестве совершенствования реализации технологий социальной работы ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе, нами были предложены рекомендации по улучшению оказания социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Семья с ребенком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но у большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Поэтому именно социальная помощь в решении этих проблем должна быть основным направлением социальной работы в России, так как семья с ребенком-инвалидом является одной из наиболее уязвимых групп населения.
Направлениями социальной работы ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе являются: социокультурное, социально-медицинское, социально-психологическое и социально-правовое.
К важнейшим технологиям, реализуемыми в рамках вышеизложенных направлений социальной работы с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья, относятся: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальная адаптация, социальное консультирование и коррекция. Необходимо отметить главное, что все эти технологии социальной работы невозможно реализовать без участия семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая является его ближайшим и окружением и напрямую влияет на успешную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Во второй части выпускной квалификационной работы, было проведено исследование проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для выявления проблем в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья в ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе, было проведено интервью с директором центра и специалистами отделения социальной помощи семье и детям, а также анкетирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, проблемами в реализации технологий социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, являются недостаточная информированность родителей об услугах и о технологиях социальной работы, предоставляемых семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также проблемами являются низкое финансирование социальных мероприятий по различным направлениям деятельности центра, а также существует проблема в нехватке аппаратуры и реабилитационного оборудования в рамках социально¬медицинского направления, квалифицированных специалистов в области психологической коррекции и консультирования. Проблемой реализации технологий социокультурного направления является недостаток в районном центре мест организации и проведения досуга семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в следствие чего низкое количество социокультурных мероприятий.
В качестве совершенствования реализации технологий социальной работы ГАУСО «КЦСОН» в Тоцком районе, нами были предложены рекомендации по улучшению оказания социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Социальная эксклюзия семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих ребенка инвалида
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая помощь семьям,воспитывающим ребенка с ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Организация социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Московский областной гуманитарно-социальный колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Деятельность благотворительных организаций в оказании помощи семьям,имеющим детей-инвалидов
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Организация службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



