Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.1. Характеристика технологий социальной работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-
сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 14
Глава 2. Анализ деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 24
2.1. Основные направления деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 24
2.2. Исследование реализации технологий социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 33
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложения
Трансформация российского общества сопровождается значительными дисфункциональными изменениями социальных институтов. Наиболее острой проблемой, которая в современных условиях приобретает все более важное значение, является институциализация детства. Нестабильность этого института сопровождается усилением такого негативного процесса как сиротство.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются высоко уязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое место в структуре социально незащищенных категорий населения, и прежде всего потому, что статус социально незащищенных предоставляется им временно, до достижения ими совершеннолетия, тогда как социальные проблемы депривации, недосоциализации и недостаточной квалификации членов этой группы сопровождают их жизнь гораздо дольше.
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях не способно полностью реализовать их интересы и права. Отрицательный социальный опыт, эмоционально-психическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности, это все оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка.
Ребенок, будучи лишен родительского попечения, отдается на попечение государства. Государство обеспечивает замену уход за таким ребенком. Существующая система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех её возрастных этапах.
Для этого в государственных учреждениях на практике используют технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Существует несколько основных социальных технологий, активно применяемых с детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, это диагностика, социальная адаптация и коррекция.
Сугубо специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу деятельности, поэтому технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании основных технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также в анализе действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения в области социальной работы с детьми-сиротами.
Практическая значимость исследования заключается в изучении опыта практической деятельности по реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Исследованием реализации технологий социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимались Н.М. Платонова, В.С. Мухина, И.А. Яковлева, Е.Г. Трошихина, С.А. Левин.
Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: проанализировать реализацию технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
2. Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3. Рассмотреть основные направления деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
4. Провести исследование реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
База исследования: Министерство социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез.
2. Эмпирические методы: контент-анализ, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На всех этапах жизни все дети нуждаются в помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей, осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в государственных учреждениях или в замещающей семье.
В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами, направленный на овладение ребенком социальными нормами, эмоциональное развитие ребенка, формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях и т.д.
На начальном этапе работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо правильно подобрать технологии работы. Чаще всего используются диагностика, социальная адаптация и коррекция. Данные технологии были описаны в работе.
Приведенные выше технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для наиболее эффективной работы, применяют в данном порядке, так как между ними прослеживается взаимосвязь. Невозможно приступить к следующей технологии, не реализовав предыдущую.
Правильное применение технологий социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило изменить к лучшему положение детей-сирот, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании.
Анализ нормативно-правовых основ социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что в Российской Федерации на данный момент задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей-сирот. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов федерации.
Министерство социального развития Оренбургской области реализует основные направления деятельности по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей:
1. Контроль за деятельностью реабилитационных учреждений, где находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
2. Межведомственное взаимодействие с Министерством образования Оренбургской области, которое организует и контролирует передачу ребенка в семью или образовательное учреждение.
Описанные направления работы Министерства социального развития Оренбургской области проводят профилактику социального неблагополучия детей, обеспечивают защиту прав и интересов детей-сирот, совершенствуют систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют процесс реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для того, чтобы понять степень реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, было проведено исследование.
Исследование проводилось по описанным выше направлениям работы Министерства социального развития Оренбургской области и включало в себя:
1. Анкетирование сотрудников ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр «Гармония»;
2. Анкетирование сотрудников ГБОУ «Школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом детства».
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находится на достаточно высоком уровне и комплексные программы, реализуемые выше упомянутыми учреждениями, дают положительные результаты.
В целях улучшения реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, были сделаны выводы и определены дальнейшие пути решения.
1. Ахмерова И.Ф.Конвенция о правах ребенка // Разговор с учителем: изучаем конвенцию о правах ребенка. М., 2015.157 с.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб., 2016.145 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 4 т. М.: Педагогика, 2015. 205 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с01.06.2019)URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/b9cf5888714625466f72b3702bfc31cea53d36d5/, свободный. Загл. с экрана
5. Гринёв, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной
молодежью // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III международной научно-практической
конференции/ под ред. И.А. Плоховой.- Ульяновск: УлГПУ,2015. 183-188 с.
6. Иванова Н.П., Бобылева И.А. Адаптация детей в замещающей семье:пособие. М., БФРГТЗ «Слово», 2015. 153 с.
7. Иванова Н.П., Рыбинский Е.И.Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: сборник- справочник.: М., 2017. 356 с.
8. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2015. 817 с.
9. Министерство социального развития Оренбургской области. URL: https://www.msr.orb.ru/,свободный. Загл. с экрана
10. Организация работы органов социальной защиты: учеб.пособ. /под ред. А.Н. Савинова, Т.Ф. Зарембо.М.:Академия, 2016. 192 с.
11. Основы социальной работы: учебник / отв.ред. П.Д. Павленок . М.: ИНФРА-М, 2016. 356 с.
12. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы. М.: Академия, 2016. 400 с.
13. Поповичева Л. И., Масанова М. Д., Федотова Н. И. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей в ДОУ. М.: 2015 № 10. 398-401 с.
14. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от
19.12.2018) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163487/,свободный. Загл. с экрана
15. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от29.05.2019)URL: http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 8982/63f7e6b16fb0b61f6f8072ccd6a8ed10b3349ccc/,свободный. Загл. с экрана
16. Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения. 2016.URL:http://soc-work.ru/article/286, свободный. Загл. с экрана.
17. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12778/,свободный. Загл. с экрана
18. Федеральный закон от 03.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.1998) URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19558/,свободный. Загл. с экрана
19. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие, М. 2016. 187 с.
20. Холостова Е. И. Теория социальной работы. Учебник / под ред. Проф. ТЗЗ. Е.И. Холостовой. М.: Юрист, 2017. 334 с.
21. Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: Учебное пособие / П.Я. Циткилов. М.: «Дашков и К»; Наука-Спектр, 2016. 448 с.
22. Шульга Т.Н., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М. 2016. 457 с.