ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.1. Характеристика технологий социальной работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-
сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 14
Глава 2. Анализ деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 24
2.1. Основные направления деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 24
2.2. Исследование реализации технологий социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 33
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложения
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.1. Характеристика технологий социальной работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей 6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-
сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 14
Глава 2. Анализ деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 24
2.1. Основные направления деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 24
2.2. Исследование реализации технологий социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 33
Заключение 44
Список источников и литературы 46
Приложения
Трансформация российского общества сопровождается значительными дисфункциональными изменениями социальных институтов. Наиболее острой проблемой, которая в современных условиях приобретает все более важное значение, является институциализация детства. Нестабильность этого института сопровождается усилением такого негативного процесса как сиротство.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются высоко уязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое место в структуре социально незащищенных категорий населения, и прежде всего потому, что статус социально незащищенных предоставляется им временно, до достижения ими совершеннолетия, тогда как социальные проблемы депривации, недосоциализации и недостаточной квалификации членов этой группы сопровождают их жизнь гораздо дольше.
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях не способно полностью реализовать их интересы и права. Отрицательный социальный опыт, эмоционально-психическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности, это все оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка.
Ребенок, будучи лишен родительского попечения, отдается на попечение государства. Государство обеспечивает замену уход за таким ребенком. Существующая система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех её возрастных этапах.
Для этого в государственных учреждениях на практике используют технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Существует несколько основных социальных технологий, активно применяемых с детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, это диагностика, социальная адаптация и коррекция.
Сугубо специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу деятельности, поэтому технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании основных технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также в анализе действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения в области социальной работы с детьми-сиротами.
Практическая значимость исследования заключается в изучении опыта практической деятельности по реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Исследованием реализации технологий социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимались Н.М. Платонова, В.С. Мухина, И.А. Яковлева, Е.Г. Трошихина, С.А. Левин.
Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: проанализировать реализацию технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
2. Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3. Рассмотреть основные направления деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
4. Провести исследование реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
База исследования: Министерство социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез.
2. Эмпирические методы: контент-анализ, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются высоко уязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое место в структуре социально незащищенных категорий населения, и прежде всего потому, что статус социально незащищенных предоставляется им временно, до достижения ими совершеннолетия, тогда как социальные проблемы депривации, недосоциализации и недостаточной квалификации членов этой группы сопровождают их жизнь гораздо дольше.
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях не способно полностью реализовать их интересы и права. Отрицательный социальный опыт, эмоционально-психическая неразвитость, нереализованная потребность ребенка в родительской любви и привязанности, и, как следствие, искажение самосознания и деформация личности, это все оказывает влияние на дальнейшую жизнь ребенка.
Ребенок, будучи лишен родительского попечения, отдается на попечение государства. Государство обеспечивает замену уход за таким ребенком. Существующая система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех её возрастных этапах.
Для этого в государственных учреждениях на практике используют технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Существует несколько основных социальных технологий, активно применяемых с детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, это диагностика, социальная адаптация и коррекция.
Сугубо специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу деятельности, поэтому технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании основных технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также в анализе действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения в области социальной работы с детьми-сиротами.
Практическая значимость исследования заключается в изучении опыта практической деятельности по реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Исследованием реализации технологий социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимались Н.М. Платонова, В.С. Мухина, И.А. Яковлева, Е.Г. Трошихина, С.А. Левин.
Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: проанализировать реализацию технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общую характеристику технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
2. Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3. Рассмотреть основные направления деятельности Министерства социального развития Оренбургской области по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
4. Провести исследование реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
База исследования: Министерство социального развития Оренбургской области.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез.
2. Эмпирические методы: контент-анализ, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На всех этапах жизни все дети нуждаются в помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей, осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в государственных учреждениях или в замещающей семье.
В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами, направленный на овладение ребенком социальными нормами, эмоциональное развитие ребенка, формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях и т.д.
На начальном этапе работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо правильно подобрать технологии работы. Чаще всего используются диагностика, социальная адаптация и коррекция. Данные технологии были описаны в работе.
Приведенные выше технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для наиболее эффективной работы, применяют в данном порядке, так как между ними прослеживается взаимосвязь. Невозможно приступить к следующей технологии, не реализовав предыдущую.
Правильное применение технологий социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило изменить к лучшему положение детей-сирот, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании.
Анализ нормативно-правовых основ социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что в Российской Федерации на данный момент задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей-сирот. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов федерации.
Министерство социального развития Оренбургской области реализует основные направления деятельности по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей:
1. Контроль за деятельностью реабилитационных учреждений, где находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
2. Межведомственное взаимодействие с Министерством образования Оренбургской области, которое организует и контролирует передачу ребенка в семью или образовательное учреждение.
Описанные направления работы Министерства социального развития Оренбургской области проводят профилактику социального неблагополучия детей, обеспечивают защиту прав и интересов детей-сирот, совершенствуют систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют процесс реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для того, чтобы понять степень реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, было проведено исследование.
Исследование проводилось по описанным выше направлениям работы Министерства социального развития Оренбургской области и включало в себя:
1. Анкетирование сотрудников ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр «Гармония»;
2. Анкетирование сотрудников ГБОУ «Школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом детства».
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находится на достаточно высоком уровне и комплексные программы, реализуемые выше упомянутыми учреждениями, дают положительные результаты.
В целях улучшения реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, были сделаны выводы и определены дальнейшие пути решения.
В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами, направленный на овладение ребенком социальными нормами, эмоциональное развитие ребенка, формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях и т.д.
На начальном этапе работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо правильно подобрать технологии работы. Чаще всего используются диагностика, социальная адаптация и коррекция. Данные технологии были описаны в работе.
Приведенные выше технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для наиболее эффективной работы, применяют в данном порядке, так как между ними прослеживается взаимосвязь. Невозможно приступить к следующей технологии, не реализовав предыдущую.
Правильное применение технологий социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило изменить к лучшему положение детей-сирот, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании.
Анализ нормативно-правовых основ социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что в Российской Федерации на данный момент задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей-сирот. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов федерации.
Министерство социального развития Оренбургской области реализует основные направления деятельности по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей:
1. Контроль за деятельностью реабилитационных учреждений, где находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
2. Межведомственное взаимодействие с Министерством образования Оренбургской области, которое организует и контролирует передачу ребенка в семью или образовательное учреждение.
Описанные направления работы Министерства социального развития Оренбургской области проводят профилактику социального неблагополучия детей, обеспечивают защиту прав и интересов детей-сирот, совершенствуют систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют процесс реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для того, чтобы понять степень реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, было проведено исследование.
Исследование проводилось по описанным выше направлениям работы Министерства социального развития Оренбургской области и включало в себя:
1. Анкетирование сотрудников ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр «Гармония»;
2. Анкетирование сотрудников ГБОУ «Школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом детства».
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находится на достаточно высоком уровне и комплексные программы, реализуемые выше упомянутыми учреждениями, дают положительные результаты.
В целях улучшения реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, были сделаны выводы и определены дальнейшие пути решения.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - Организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения
среднего профессионального образования (на примере города Горно-Алтайск)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Информационное обеспечение детских социальных учреждений
Курсовые работы, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 1090 р. Год сдачи: 2015 - Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, как средство их социализации.
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ- СИРОТ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВЕЙДЕЛЕВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПЕРЕДАЧЕ В СЕМЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



