Введение 8
1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности
предприятия 11
1.1. Эволюция взглядов на экономическое содержание понятия
«конкурентоспособность» 11
1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия 20
1.3. Роль стратегии в обеспечении конкурентоспособного развития
предприятия 24
2. Методический инструментарий формирования и реализации стратегии
развития предприятия 32
2.1. Существующие методики сравнительного анализа конкурентов . 32
2.2. Метод SWOT- анализа 44
2.3 Метод оценки конкурентной среды предприятия на основе
модели«пяти сил» конкуренции М. Портера 47
3. Анализ и стратегические пути конкурентоспособного развития малого
коммерческого предприятия ООО «Акб-сервис» 52
3.1. Характеристика предприятия, оценка его внутренней среды 52
3.2. Оценка угроз и возможностей внешней среды предприятия 57
3.3 Рекомендации по формированию и реализации стратегии
конкурентоспособного развития предприятия 64
Заключение 68
Список использованных источников 70
Актуальность темы исследования обусловлена большой социальноэкономической значимостью проблемы обеспечения конкурентоспособного развития малого предприятия. При этом, особую значимость данная проблема имеет для предприятий малого бизнеса, сталкивающихся с целым спектром барьеров, затрудняющих им вход и успешное функционирование на отраслевых товарных рынках.
Конкурентоспособность обладает особым значением для малого предпринимательства на рынке потребительских товаров и услуг. Большое количество малых предприятий, каждое из которых занимает небольшую долю рынка, обусловливает существование высокого уровня конкуренции в определенных рыночных сегментах. Как проявление значимости проблемы конкурентоспособного развития малого предприятия возможно рассматривать наличие большого числа научных трудов отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. В частности, значительный вклад в теорию и методологию конкурентоспособного развития малого бизнеса внесли такие ученые как: Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, М. Портер, О. Уильямсон, К. Прахалад, И. Соловьев, Г. Долинский, Р. Фатхутдинов, И. Данилов, А. Хасанова.
Однако, многие теоретико - методологические аспекты проблемы остаются недостаточно разработанными, а менеджмент малых предприятий далеко не в полной мере обладает современными методами разработки стратегии конкурентоспособного развития предприятия.
Вышеуказанные обстоятельства определили объект, предмет, цели и задачи исследования и логику изложения материала.
Объектом исследования являются процесс формирования и реализации стратегии конкурентоспособного развития малого предприятия ООО «Акб-сервис».
Предметом исследования являются экономические отношения малого предприятия, возникающие по поводу обоснования стратегии его конкурентоспособного развития.
Целью исследования является исследование теоретикометодологических положений, методического инструментария и разработка практических рекомендаций по разработке стратегии конкурентоспособного развития малого предприятия.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить эволюцию научных взглядов на экономическое содержание понятия «конкурентоспособность»;
2. Исследовать факторы конкурентоспособности малого предприятия;
3. Изучить методический инструментарий формирования и реализации стратегии конкурентоспособного развития предприятия;
4. Повести анализ и разработать стратегию конкурентоспособного развития малого предприятия ООО «Акб-сервис».
В процессе выполнения работы были использованы такие методы научного исследования как: системный и комплексный подходы, эволюционный, индуктивно-дедуктивный, сравнительный экономический анализ, группировок, матричный, графический.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования менеджменту ООО «Акб-сервис» при разработке стратегии конкурентоспособного развития предприятия, а так же в образовательном процессе РГППУ в ходе преподавания таких дисциплин как: «предпринимательство», «экономика предприятий», «экономика отраслевых рынков».
Методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории конкуренции и стратегического управления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованных источников из 24 наименований. В тексте дипломной работы содержится 7 рисунков и 15 таблиц. Общий объем работы 72 листа.
Основное содержание полученных результатов исследования заключается в следующем:
Под конкурентоспособностью понимается умение видеть и прогнозировать ситуацию на рынке, использовать эти знания для производства и продвижения продукции, отвечающей запросам потребителей при аналогичной продукции на рынке и при максимально низких затратах на производство. Конкурентоспособным считается предприятие, функционирующее эффективно или предоставляющее потребителю конкурентоспособную продукцию. Конкурентоспособность проявляется на уровне товара, предприятия, отрасли, региона, страны. Факторы конкурентоспособности представлены факторами внешней и внутренней среды, оказывающими прямое воздействие на деятельность предприятия и поэтому подлежащими комплексному анализу.
К основным видам стратегий конкуренции предприятия, основывающихся на конкурентных преимуществах, относятся: стратегия лидерства на основе низких издержек, стратегия индивидуализации или дифференциации, стратегия наилучшей стоимости, стратегия концентрации на узком сегменте рынка основываясь на низкие издержки, стратегия концентрации на узком сегменте рынка основываясь на дифференцированность продукции.
Оценка конкурентоспособности предприятия применяется с целью разработки стратегии по повышению конкурентоспособности, поиска контрагентов для совместной деятельности, разработки программ входа на новые рынки сбыта, а также инвестиционной деятельности. Проведение анализа конкурентоспособности преследует цели выявления сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов, определения в совокупной оценке сильных и слабых конкурентов, выбора стратегий, направленных либо на атаку, либо на защиту. Все из них можно разделить на аналитические 68
(рейтинговая оценка, оценка по бальной системе, методы оценки конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли, потребительной стоимости, теории эффективной конкуренции, МКОТС, др.) и графические (SWOT-анализ, многоугольник конкурентоспособности, матрица БКГ, Модель «привлекательность рынка - преимущества в конкуренции», матрица Портера, др.).
Для оценки конкурентоспособности предприятия ООО «Акб-сервис» был проведен SWOT-анализ деятельности предприятия, анализ предприятия с помощью модели 5 сил Портера и анализ конкурентной среды. Анализ показал, что при одинаковой доле рынка ООО «Акб-сервис» уступает своему основному конкуренту ООО «Аккумуляторный мир» по характеристикам услуг, однако опережает по качеству обслуживания и ширине ассортимента.
С целью повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Акб- сервис» в ходе исследования нами была разработана стратегия повышения конкурентоспособности, заключающаяся в усовершенствовании информационного сервиса предприятия и повышении уровня доли рынка. Данная стратегия была одобрена для внедрения на предприятии.
Таким образом, поставленные задачи решены и исследование прошло успешно, цель достигнута.
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51- ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32. С. 3302
2. Букина Т.В., Зуева Е.Л. Пермский край - территория конкурентного развития: учеб. Пособие / Под научной редакцией Т.В. Букиной, Е.Л. Зуевой. Пермь, 2013. 152 с.
3. Карлоф Б. Деловая стратегия. / Б.Карлоф. М.: Экономика.
4. Кравцевич С. В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции. Монография / Чита. РИК ЧитГУ, 2012. 146 с.
5. Маврина И.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2014. 132 с.
6. Милль Дж.С. Основы политической экономии / Дж.С.Милль. М., 1980.
7. Мокроносов А.Г. Экономика отрасли. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2017. 217 с.
8. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та,
2014. 194 с.
9. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание. М: Альпина, 2010. 312с.
10. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения,1993. 896 с.
11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. / Предисл. В. С. Афанасьева. М.: Эксмо, 2009. 960 с.
12. Аганбегян А. Г. Необходимость рыночных реформ в стратегии социально-экономического развития России // Экономические стратегии. — 2012. — № 8. — С. 18-23.
13. Андреева Т.А. Интегрированная система процессов стратегического управления газовой кооперацией //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 1 (45). С.22-28.
14. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Владыкина Л.Б. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона.
2015. № 1. С.144-145.
15. Болодурина В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №11. С. 3-22.