СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовые и организационные основы
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов ... 7
1.1. Нормативно-правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ 7
1.2 Система учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ 14
Глава 2. Анализ реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне 25
2.1. Опыт практической деятельности ГБУ социального обслуживания
Оренбургской области «Комплексный центр социального
обслуживания населения в Оренбургском районе» по реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальном образовании 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проблем реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании «Оренбургский район Оренбургской области» 36
Заключение 43
Список источников и литературы 47
Приложение 1 Анкета 51
Приложение 2 Гид-интервью 52
Приложение 3 Результаты проведенного интервью 53
Глава 1. Нормативно-правовые и организационные основы
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов ... 7
1.1. Нормативно-правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ 7
1.2 Система учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ 14
Глава 2. Анализ реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне 25
2.1. Опыт практической деятельности ГБУ социального обслуживания
Оренбургской области «Комплексный центр социального
обслуживания населения в Оренбургском районе» по реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальном образовании 25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проблем реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании «Оренбургский район Оренбургской области» 36
Заключение 43
Список источников и литературы 47
Приложение 1 Анкета 51
Приложение 2 Гид-интервью 52
Приложение 3 Результаты проведенного интервью 53
По данным Федеральной службы государственной статистики, в нашей стране постоянно растет доля граждан пожилого возраста. Населения старше трудоспособного возраста на начало 2018 года в России составляет 25 % или 36685,1 тыс. человек. Этот показатель увеличивается на протяжении нескольких лет и определяет новые задачи перед государством, которые необходимо решать.
Растет продолжительность жизни, потребности людей пожилого возраста, следовательно, тоже возрастают. У пожилых граждан возникает необходимость преодоления проблем, связанных с потребностями в медицинском и социальном обслуживании. Неспособность самостоятельно справляться с повседневными заботами становится причиной обращения за помощью в социальные службы.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов - это система, сочетающая различные формы, виды и типы учреждений и услуг. Основная цель такой системы - удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов. Самой востребованной формой на сегодняшний день является социальное обслуживание на дому.
Социальное обслуживание на дому является формой нестационарного социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, консультативных и иных услуг. Актуальность проблем, возникающих в процессе социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне, определяется следующими факторами: низким уровнем жизни большинства граждан данной категории; изменением функционирования и развития социальной сферы не только на федеральном, но и региональном уровнях, испытывающих влияние поселенческой, муниципальной составляющей системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; естественными стали потребности перехода от обезличенного перечня социальных услуг к социальному обслуживанию граждан на основе индивидуальной нуждаемости.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды российских ученых в области социологии, социальной работы, посвященные предоставлению социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам на дому, инновациям в социальном обслуживании населения. Среди них можно отметить следующих ученых: Е.И. Холостову, Н.Ф. Басова, П.В. Романова, Е.Р. Ярскую - Смирнову, П.Д. Павленка, И.Г. Зайнышеву, Л.В. Топчего Р.И. Ерусланову, Т.И. Волостнову, И.Н. Галасюк, Т.П. Кирьянову, А.Г. Лидерс, Р.Н. Васючкову, Н.М. Платонову, М.М. Гладкову, М.В. Воронцову, О.Д. Бородину.
Социальные проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов исследовали: Н.Ш. Валеева, О.В. Краснова, Т.М. Максимова, Т.Н. Сахарова, И.Н. Галасюк, В.Н. Ярыгина, Е.И. Холостова, О.А. Нор-Аревян.
Особую значимость имеет исследование вопросов внедрения и реализации инновационных технологий социального обслуживания в трудах российских ученых Н.М. Платоновой, А.Ю. Нагорновой, М.М. Гладковой, О.Н. Соколовой, Е.С. Балашовой, Р.Н. Васючковой, О.И. Проня, А.В. Бодак, О.В. Бургонова, С.В. Юрьева.
В настоящее время система социального обслуживания Оренбургской области - это достаточно успешно развивающийся механизм, охватывающий своей деятельностью все слои населения, нуждающиеся в особой заботе и поддержке. Формирование ныне действующей системы осуществлялось с учетом специфики присущей Оренбуржью. Именно одной из таких особенностей является высокий удельный вес сельского населения, что в сочетании с ростом численности пожилого населения также накладывает отпечаток на особенности Оренбургской региональной политики в сфере социальной защиты населения.
Муниципальная сеть социального обслуживания формируется с учетом специфики конкретной территории. Для Оренбуржья, региона с высокой долей сельского населения и большими расстояниями, проблема повышения качества социального обслуживания на селе, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, всегда актуальна. Основная задача социальных служб и учреждений должна состоять в том, чтобы не только обеспечить гарантированный минимум социальных услуг, но и создать условия для максимальной доступности всего комплекса социальных услуг и мер социальной поддержки всем сельским жителям.
Результаты проведенного в дипломной работе исследования имеют теоретическое и практическое значение для дальнейшего развития и совершенствования практик социального обслуживания на муниципальном уровне. Выводы и разработанные рекомендации могут использоваться как в качестве самостоятельного материала для развития и совершенствования качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне.
Объектом исследования является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
Предметом исследования является опыт и проблемы реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне.
Цель исследования: проанализировать реализацию социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выделить нормативно-правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста инвалидов;
2. Охарактеризовать систему учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ;
3. Проанализировать опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования проблем реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании.
База исследования: ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения в Оренбургском районе».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования.
2. Практические методы: анкетирование, интервью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Растет продолжительность жизни, потребности людей пожилого возраста, следовательно, тоже возрастают. У пожилых граждан возникает необходимость преодоления проблем, связанных с потребностями в медицинском и социальном обслуживании. Неспособность самостоятельно справляться с повседневными заботами становится причиной обращения за помощью в социальные службы.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов - это система, сочетающая различные формы, виды и типы учреждений и услуг. Основная цель такой системы - удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов. Самой востребованной формой на сегодняшний день является социальное обслуживание на дому.
Социальное обслуживание на дому является формой нестационарного социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, консультативных и иных услуг. Актуальность проблем, возникающих в процессе социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне, определяется следующими факторами: низким уровнем жизни большинства граждан данной категории; изменением функционирования и развития социальной сферы не только на федеральном, но и региональном уровнях, испытывающих влияние поселенческой, муниципальной составляющей системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; естественными стали потребности перехода от обезличенного перечня социальных услуг к социальному обслуживанию граждан на основе индивидуальной нуждаемости.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды российских ученых в области социологии, социальной работы, посвященные предоставлению социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам на дому, инновациям в социальном обслуживании населения. Среди них можно отметить следующих ученых: Е.И. Холостову, Н.Ф. Басова, П.В. Романова, Е.Р. Ярскую - Смирнову, П.Д. Павленка, И.Г. Зайнышеву, Л.В. Топчего Р.И. Ерусланову, Т.И. Волостнову, И.Н. Галасюк, Т.П. Кирьянову, А.Г. Лидерс, Р.Н. Васючкову, Н.М. Платонову, М.М. Гладкову, М.В. Воронцову, О.Д. Бородину.
Социальные проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов исследовали: Н.Ш. Валеева, О.В. Краснова, Т.М. Максимова, Т.Н. Сахарова, И.Н. Галасюк, В.Н. Ярыгина, Е.И. Холостова, О.А. Нор-Аревян.
Особую значимость имеет исследование вопросов внедрения и реализации инновационных технологий социального обслуживания в трудах российских ученых Н.М. Платоновой, А.Ю. Нагорновой, М.М. Гладковой, О.Н. Соколовой, Е.С. Балашовой, Р.Н. Васючковой, О.И. Проня, А.В. Бодак, О.В. Бургонова, С.В. Юрьева.
В настоящее время система социального обслуживания Оренбургской области - это достаточно успешно развивающийся механизм, охватывающий своей деятельностью все слои населения, нуждающиеся в особой заботе и поддержке. Формирование ныне действующей системы осуществлялось с учетом специфики присущей Оренбуржью. Именно одной из таких особенностей является высокий удельный вес сельского населения, что в сочетании с ростом численности пожилого населения также накладывает отпечаток на особенности Оренбургской региональной политики в сфере социальной защиты населения.
Муниципальная сеть социального обслуживания формируется с учетом специфики конкретной территории. Для Оренбуржья, региона с высокой долей сельского населения и большими расстояниями, проблема повышения качества социального обслуживания на селе, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, всегда актуальна. Основная задача социальных служб и учреждений должна состоять в том, чтобы не только обеспечить гарантированный минимум социальных услуг, но и создать условия для максимальной доступности всего комплекса социальных услуг и мер социальной поддержки всем сельским жителям.
Результаты проведенного в дипломной работе исследования имеют теоретическое и практическое значение для дальнейшего развития и совершенствования практик социального обслуживания на муниципальном уровне. Выводы и разработанные рекомендации могут использоваться как в качестве самостоятельного материала для развития и совершенствования качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне.
Объектом исследования является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
Предметом исследования является опыт и проблемы реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне.
Цель исследования: проанализировать реализацию социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выделить нормативно-правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста инвалидов;
2. Охарактеризовать систему учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ;
3. Проанализировать опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования проблем реализации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании.
База исследования: ГБУ социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения в Оренбургском районе».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: обобщение, синтез, анализ литературы по проблеме исследования.
2. Практические методы: анкетирование, интервью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Демографическое старение, повышение численности людей пожилого возраста и их процентной доли в составе населения - это влиятельные тенденции современности, характерная и для России, и для многих других стран мира.
Обеспечение достойного уровня жизни людям старшего поколения, предоставление им социальных услуг, обеспечение долгосрочного ухода за теми лицами пожилого и старческого возраста, которые не могут самостоятельно обслуживать себя и обеспечивать собственные потребности, - все это становится сегодня одной из важнейших задач социальной политики и социальной работы.
Специфика социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами определяется не только разнообразием видов государственной социальной помощи. Вопросы определения потребностей в социальной помощи, на наш взгляд, необходимо вывести на передний план, так как они имеют ряд отличий, складывающихся из характеристик, сложившихся в рамках конкретного муниципального образования.
Развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования к учету особенностей нужд клиентов, что можно реализовать именно в рамках более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению системы социальных служб. Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся преимуществом государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень.
Существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.
Основные проблемы пожилых людей и инвалидов, проживающих в сельской местности, видятся в низком совокупном доходе, одиночестве, а также в удаленности от районного центра.
Обобщение результатов анкетирования и интервью позволило определить основную характерную направленность мнений получателей услуг, которая заключается в том, что специальное изучение индивидуальных потребностей и определение нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов позволит сделать социальное обслуживание более доступным и адресным для каждого нуждающегося человека, а также отражающим особенности сложившиеся на территории конкретного муниципального образования.
Организация социального обслуживания на дому с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах, формированию ассортимента услуг, необходимых и достаточных для обеспечения независимой жизни клиента в той степени, в какой это возможно, является главной задачей любого учреждения социального обслуживания на муниципальном уровне.
Для решения выявленных проблем социального обслуживания на дому в муниципальном образовании «Оренбургский район Оренбургской области, на наш взгляд, необходима реализация первоочередных мер, которые были предложены в квалификационной работе.
Таким образом, развитие системы социального обслуживания населения во всем многообразии его организационных форм и видов предоставляемых услуг отражает стремление отвечать различным потребностям граждан старшего поколения
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране. В процессе социальной работы в условиях сельской местности необходимо учесть, что преобладающий контингент сельского населения - это пожилые люди.
Обеспечение достойного уровня жизни людям старшего поколения, предоставление им социальных услуг, обеспечение долгосрочного ухода за теми лицами пожилого и старческого возраста, которые не могут самостоятельно обслуживать себя и обеспечивать собственные потребности, - все это становится сегодня одной из важнейших задач социальной политики и социальной работы.
Специфика социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами определяется не только разнообразием видов государственной социальной помощи. Вопросы определения потребностей в социальной помощи, на наш взгляд, необходимо вывести на передний план, так как они имеют ряд отличий, складывающихся из характеристик, сложившихся в рамках конкретного муниципального образования.
Развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования к учету особенностей нужд клиентов, что можно реализовать именно в рамках более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению системы социальных служб. Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся преимуществом государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень.
Существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.
Основные проблемы пожилых людей и инвалидов, проживающих в сельской местности, видятся в низком совокупном доходе, одиночестве, а также в удаленности от районного центра.
Обобщение результатов анкетирования и интервью позволило определить основную характерную направленность мнений получателей услуг, которая заключается в том, что специальное изучение индивидуальных потребностей и определение нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов позволит сделать социальное обслуживание более доступным и адресным для каждого нуждающегося человека, а также отражающим особенности сложившиеся на территории конкретного муниципального образования.
Организация социального обслуживания на дому с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах, формированию ассортимента услуг, необходимых и достаточных для обеспечения независимой жизни клиента в той степени, в какой это возможно, является главной задачей любого учреждения социального обслуживания на муниципальном уровне.
Для решения выявленных проблем социального обслуживания на дому в муниципальном образовании «Оренбургский район Оренбургской области, на наш взгляд, необходима реализация первоочередных мер, которые были предложены в квалификационной работе.
Таким образом, развитие системы социального обслуживания населения во всем многообразии его организационных форм и видов предоставляемых услуг отражает стремление отвечать различным потребностям граждан старшего поколения
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране. В процессе социальной работы в условиях сельской местности необходимо учесть, что преобладающий контингент сельского населения - это пожилые люди.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО
ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в современном российском обществе (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ ЯНАО «ЦЕНТРСОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НОЯБРЬСК»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Социальная работа с пожилыми людьми на дому
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Системы социального обслуживания лиц пожилого возраста в учреждениях социальной защиты населения
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Организация социального сопровождения граждан пожилого возраста, проживающих в Специальном доме для одиноких престарелых (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



