Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности невербального общения девиантных подростков

Работа №145751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Дата изготовления: май 2024 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 45 подростков (возраст 13-15 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Возрастные особенности подростков…9
1.2 Структурные навыки общения. Коммуникативные навыки как показатель сформированности процессов общения у подростков………………………..15
1.3 Причины и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте…32
1.4 Танцевально-двигательная терапия как инструмент совершенствования невербального общения девиантных подростков ……39
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация исследования и характеристика диагностических методик..47
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………………..51
2.3 Содержание работы по использованию танцевально-двигательной терапии как инструмента повышения качества невербального общения подростков…57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…76
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы влияния подростковых девиаций на особенности общения подростков. Причем речь идет как о вербальном, так и о невербальном общении подростков. Данный возраст – эффективное время для личностного развития, вместе с тем очень ответственный период в жизни человека, время познания окружающего мира, период физического роста, развития мышления, осознания себя и своей исключительности, принятия новых социальных ролей. Это время, когда у человека активно проходит становление личности, формируется нравственное поведение. Для детей это время выстраивания отношений между собой и окружающим миром, своими родными и близкими, сверстниками, обществом.
От того, насколько полноценно человек проживает это время, зависит его дальнейшая жизненная позиция, уверенность в своих силах, умение налаживать социальные контакты, уровень интеллекта и др.
Девиантное поведение «трудных» подростков одна из значимых психолого-педагогических проблем. В современном мире мы всё чаще наблюдаем негативное, аморальное поведение молодежи. В России с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. По данным МВД РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений, в т. ч. совершаемых группами несовершеннолетних [24]. Исследования показывают, что почти в 90% случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики [52]. Отметим также, что согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики 40 % воспитанников учреждений вне семейного воспитания склонны к совершению преступлений, 40 % уже совершили их, 10 % склонны к суициду и только 10 % имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь [69].
Девиантное поведение подростков (отклоняющееся поведение) является отклонением в поведении подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению [16].
Большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, в частности А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, В.В. Столин, A.C. Спиваковская,
Н. Бекер, П. Слатери др., рассматривают особенности девиантного поведения с точки зрения обеспечения условий для развития ребенка. Необходимость сбережения здоровья подрастающего поколения актуализировала проблему социальной и психологической помощи подростку, склонному к девиантному поведению.
Однако при значительном числе исследований, посвященных изучению социально- и психолого-педагогической и профилактической работы с подростками с девиантным поведением, представляется недостаточным: ситуация в обществе постоянно изменяется, что требует учета новых факторов в социально-профилактической работе с девиантными подростками, например, факторов цифровизации, высокого уровня криминогенной обстановки, доступности различных средств (например, вэйпов), подталкивающих подростков к девиантным проявлениям. Это обусловило выбор темы данного исследования.
Преодоление девиантного поведения, изучение склонности к нему и профилактика такой склонности будут более эффективным при выявлении социально-психологических факторов девиантного поведения и его взаимосвязи с процессами общения. Однако, несмотря на то, что проблема склонности к девиантному поведению подростков вызывает острый научный и практический интерес, в научной литературе на сегодняшний день вопрос о связи склонностью к девиациям и уровня развития вербального и невербального общения разработан недостаточно. Наблюдается нехватка методических разработок, в которых были бы систематизированы сведения о профилактической и терапевтической работе с подростками, обладающими склонностью к различным видам девиантного поведения посредством развития именно невербальных навыков общения.
Актуальность и важность развития непосредственно невербальных навыков общения обусловлена необходимостью расширения круга социальных взаимодействий подростков, а также необходимостью помощи в освоении новых социальных ролей («дружба», «любовь», «общественная активность», «самостоятельность» и др.). Обращая внимание подростков с проявлениями девиантного поведения на аспекты невербального поведения партнера по общению, формируя способность распознавания эмоций и жестов, можно в целом повысить качество общения, помочь в преодолении стеснительности и понимании того, почему поступает так или иначе человек, способствовать в целом возможности преодолеть барьеры в общении и снизить вероятность девиантного поведения. Впоследствии это отразится на личностном росте и адаптационных возможностях подростка.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью создавать условия для преодоления вовлеченности в проявления девиантного поведения у подростков, профилактики такой склонности и проблемами практики повышения качества невербального общения подростков с девиантным поведением.
Теоретическую базу исследования составляют: научные работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам девиантного поведения, таких как:
- В.А. Винокур, Е.Е. Алексеева, В.В. Бойко, Л.В. Бороздина, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, С.Р. Пантилеев, Л.Г. Почебут, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Р.И. Тегранян, А.А. Филиппова, И.И. Чеснокова, и другие отечественные исследователи;
- Д. Винникот, Э. Берн, Г. Селье, Э.Г. Эйдемиллер, и другие зарубежные исследователи.
Использованию различных методов повышения уровня самооценки подростков и качества общения посвящены исследования:
- отечественных авторов: В.А. Абабкова, А.Б. Афанасьевой, Л.Р. Бакеевой, М.Е. Сандомирского, Н.Ю. Сергеевой, Т.Н. Чернобыловой и др.;
- зарубежных ученых: Р. Бернса, У. Джеймса, Э. Эриксона и др.
Исходя из представленного противоречия, нами сформулирована следующая цель исследования.
Объект исследования: невербальное общение девиантных подростков.
Предмет исследования: различия в особенностях невербального общения девиантных подростков и подростков без проявлений девиации.
Цель исследования: установить особенности невербального общения девиантных подростков и выработать рекомендации по работе с подростками, направленные на повышение качества невербального общения.
Поставленная цель направлена на проверку следующей гипотезы:
- существуют различия в проявлении навыков невербального общения между подростками 13-15 лет с девиантным поведением и без проявлений девиантного поведения. В частности, первые обладают специфическими особенностями понимания и использования невербальных средств общения, проявляющимися в скудности, однообразности используемых жестов, а также безынициативности и нерешительности учеников в общении;
- тренинг, основанный на танцевально-двигательной терапии, является эффективным средством повышения качества невербального общения девиантных подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической работы определить содержание понятия «навыки невербального общения» (теоретическая).
2. Определить особенности развития навыков невербального общения у подростков (методологическая).
3. Провести диагностику развития невербальных коммуникативных навыков у девиантных подростков (исследовательская).
4. Выделить комплекс заданий, направленных на развитие навыков невербального общения девиантных подростков (практико-ориентированная).
Методы исследования:
- теоретические методы включают: обзор и анализ научных публикаций на тему исследования; сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение; классификация; систематизацию материала и др.;
- из эмпирических методов следует отметить использование диагностического метода, эксперимент, а также таких математических методов как критерий Манна-Уитни.
Методики для диагностики навыков невербального общения:
- методика «Жесты в ситуациях общения» О.В. Защиринской;
- методика «Жесты» О.В. Защиринской;
- методика по изучению экспрессивных характеристик невербального общения ученика В.А. Лабунской.
Эмпирическая база исследования: ……………………………
Характеристика выборки исследования: выборку исследования составили две группы подростков:
- первая группа – подростки с девиантным поведением (20 испытуемых), 13-15 лет;
- вторая группа – подростки без проявлений девиаций (25 испытуемых), 13-15 лет.
Исследование проводилось в сентябре 2023 г. - январе 2024 г. посредством экспериментальной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная программа танцевально-двигательной терапии подростков 13-15 лет по повышению качества невербального общения может быть использована школьными психологами в работе с данной возрастной категорией, а также на практике руководством образовательных учреждений. Теоретические обобщения будут полезны родителям, воспитывающим детей данного возраста. Предложенная программа позволит улучшить способности распознавания эмоций и жестов, повысить качество общения за счет преодоления барьеров в общении.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Самоотношение в подростковый период претерпевает значительные изменения, что в дальнейшем будет оказывать определенное влияние на жизненный путь личности. Рассмотрение самоотношения занимает значимое место при анализе возрастных особенностей подросткового возраста, поскольку имеет прямое отношение к контексту исследования: самоотношение подростков имеет сильную зависимость от отношения к ним со стороны сверстников, исходя из ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностной коммуникативной сферы. Для подростка важно находиться в группе сверстников, быть признанным и принятым в ней, и самооценка подростка существенно может корректироваться от того, насколько он владеет навыками общения, причем как вербального, так и невербального.
2. Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков подростков в теории педагогической науки позволяет говорить о том, что:
- изучение формирования коммуникативных навыков подростков тесно связано с исследованиями межличностного общения, так как эти понятия взаимосвязаны; анализ работ и подходов к феномену общения показал, что все они разделяют позицию о единстве общения и деятельности, где общение, как коммуникативная деятельность, имеет свою структуру;
- в отечественной педагогике исследователи и ученые придерживаются схожей позиции о решающей роли общения в формировании личности, а сформированные коммуникативные навыки - важное условие гармоничного развития ребенка;
- эффективное формирование коммуникативных навыков подростков представляется возможным, если будет соблюдено оптимальное соотношение принципиально важных подходов.
В перечень подходов включаются личностно-ориентированный, системный, средовой и деятельностный подход. Системно-деятельностному подходу принадлежит особый приоритет. Данный подход состоит во взаимной связи между компонентами воспитания и личной подростковой активности, призванной реализовать актуальные потребности в личностном развитии и приобретении личностно значимого опыта.
3. Под девиантным поведением в данной работе мы будем понимать действия и поступки подростка, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормами (правилами, стереотипами). При этом аддиктивное (зависимое) поведение определяется как форма девиантного поведения с формированием у индивида стремления к уходу от реального мира, которое возникает под воздействием различных микро- и макросоциальных, биологических и индивидуальных (психологических) факторов.
4. На современном этапе арт-терапия - весьма результативный инструмент в процессе психолого-педагогической работы с подростками, способным посредством игр, рисунка, танца, и др. видов творчества эффективно выстроить работу по повышению качества невербального общения в частности, и общения в целом как ведущей деятельности в подростковом возрасте. Танцевально-двигательная терапия – это метод психотерапевтического использования синтеза музыки и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. В настоящее время танцевально-двигательная терапия, как один из видов арт-терапии характеризуется своей дорогой развития и популяризации в нашей стране, имея колоссальные терапевтические возможности в работе с подростковыми группами. Рассматривая текущее состояние данного направления, следует констатировать, что многие отечественные танцевально-терапевтические школы отвечают по качеству работы стандартам международного уровня в данной сфере. Учитывая применение лучших традиций и преемственность европейского и американского опыта танцетерапии, отечественная школа демонстрирует собственное своеобразие и характер. В частности это подтверждается выработкой и апробированием на практике инноваций в сфере авторских методов и технологий арт-терапевтической работы, а также созданием модели интегративной танцевально-двигательной терапии, которая благополучно и результативно используется в жизни: А.Е. Гиршон, В.В. Козлов, Т.А. Шкурко и др.
Что касается экспериментального исследования, то исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме, основной целью исследования является установление особенностей невербального общения девиантных подростков и выработка рекомендаций по работе с подростками, направленных на повышение качества невербального общения.
Экспериментальное исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: мы предполагаем, что:
- существуют различия в проявлении навыков невербального общения между подростками 13-15 лет с девиантным поведением и без проявлений девиантного поведения. В частности, первые обладают специфическими особенностями понимания и использования невербальных средств общения, проявляющимися в скудности, однообразности используемых жестов, а также безынициативности и нерешительности учеников в общении;
- тренинг, основанный на танцевально-двигательной терапии, является эффективным средством повышения качества невербального общения девиантных подростков.
На этапе первичной диагностики нами получен ряд следующих тенденций:
- жестами, для которых были выявлены значимые различия в восприятии у детей нормативного развития и у детей с девиантным поведением, являются жесты: Запрет, Показ, Похвала, Рассматривание, Скрывающий, Веселье, Нежелание, Наказание, Дразнящий. В наибольшей степени выражены коммуникативные жесты;
- по всем трем группам жестов по результатам методики «Жесты в ситуациях общения» О.В. Защиринской были выявлены значимые различия в восприятии у детей нормативного развития и у детей с девиантным поведением. У последних снижен значительно по сравнению с нормотипичными подростками уровень восприятия и узнавания жестов в ситуациях общения;
- наиболее выраженными трудностями являются при общении трудности социальной перцепции. Также были выявлены значимые различия в показателях экспрессивных характеристик невербального общения ученика, значимые различия между девиантными подростками и подростками с условной нормой выявлены только по показателям социальной перцепции.
На формирующем этапе исследования была разработана программа танцевально-двигательной терапии подростков 13-15 лет по повышению качества невербального общения и использованием технологий, разработанных В.В. Козловым, Н. И. Веремеенко, А. Е. Гиршон «Танцевально-двигательный тренинг». Целью программы являлось высвобождение внутренней жизненной энергии в процессе естественного проживания чувств и эмоций через телодвижения. Все занятия были хорошо структурированы как в содержательном, так и в процессуальном планах в связи с тем, что спонтанность в работе с подростками приводит к их телесному напряжению, снижению мотивации в проявлении себя как субъекта танцевально-двигательной терапии.
После проведения тренинга, был осуществлен повторный замер показателей невербального общения, который показал отсутствие статистических различий между большей частью показателей у подростков в норме и подростков с проявлениями девиантного поведения. Тем самым показания в динамике сравнялись практически между группами, тем самым можно вести речь об отсутствии статистически значимых различий между нормой и девиантным поведением у подростков.



1. Абрамова, Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие школьников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 80 с.
2. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Е.М. Алифанова. - Волгоград: 2011. - 48 с.
3. Андреева А.А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой подростков / А.А. Андреева. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. научн. конф. – Москва : Буки-Веди, 2015. – С. 87–89.
4. Антопольская, Т.А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития школьников в организации дополнительного образования детей / Т.А. Антопольская, С.С. Журавлева // Ученые записки Курского государственного университета. - 2018. - № 4 (32). - С. 48-53.
5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
6. Бережная, Е. А. Применение танцевально-двигательной терапии в психологической работе с подростками / Е. А. Бережная. – Текст : непосредственный // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международной научно-практической конференции (Спб, 24-25 апреля 2015 г.). – Санкт-Петербург : СПбГИПСР, 2015. – С. 24–26.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А Бодалев. – М., 1982. – 200 с.
8. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание школьников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.
9. Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика / А.О. Бухановский. - Ростов-на-Дону, 2022. - 60 с
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
11. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком [Текст] / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – 2011 – № 2 – С. 17-19.
12. Галимская, О.Г. Исследование взаимоотношений в детском коллективе в процессе игровой деятельности [Текст] / О.Г. Галимская // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 140-144.
13. Гальперин, П. Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. - № 3. - [Электронный ресурс] – URL: https://psyjournals.ru/files/30843/kip_2010_3_Galperin.pdf (Дата обращения: 22.02.2024)
14. Гиршон, А. Е. Истории, рассказанные телом. Практика аутентичного движения / А. Е. Гиршон. – Екатеринбург : Ridero, 2016. – 158 с.
15. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2022. – 107 с.
16. Голованова А. А., Голованова П. А. Девиантное поведение подростков: социальные причины его возникновения // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.II. С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/8144-deviantnoe-povedenie-podrostkov-sotsialnie
17. Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников : учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 140 с.
18. Егоров, А.Ю. Нехимические формы и аддиктивное поведение / А.Ю. Егоров. - Текст : электронный // Москва : Речь, 2019. - 190 с. - URL: http: // www.psi - test.ru / pub / i - zavisimosthtml (дата обращения 05.01.2024).
19. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] / Л. В. Епишина // Начальная школа. – 2017 – №11. – С. 12–17.
20. Жигарькова, О. П. Время тревожных детей / О. П. Жигарькова. – Текст : непосредственный // Мы и мир. Психологическая газета. – 2021. – №1. – С.54.
21. Запорожец, А.В. Развитие общения у школьников / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1974. [Электронный ресурс] - URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZRo-1974/ZRo-288.htm# (дата обращения: 17.02.2024)
22. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2020. 573 с.
23. Зубенко, Н.Ю., Сухова Е.И. Формирование ценностных ориентаций личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательного учреждения. - М.: АПКиППРО, 2022. – 168 с.
24. Ильянкова Е. И. Аналитический обзор исследований детерминант делинквентного поведения несовершеннолетних // Прикладная психология и педагогика. 2020. №. 4. С. 38-59. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-38-59 (дата обращения: 09.02.2024).
25. Камилова, Н.Г. Психологические особенности девиантного поведения среди подростков и студенческой молодежи / Н.Г. Камилова, М. Яхнеева. - Текст : непосредственный // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2015. - № 13. - С. 43-45.
26. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 336 с.
27. Клейберг, Ю.А. Практикум по девиантологии / Ю.А. Клейберг. – Санкт-Петербург : Речь, 2021.С. 8-16.
28. Козлов, В. В. Интегративная арт-терапия / В. В. Козлов, С. В. Пермина. – Челябинск : ЗАО "Цицеро", 2015. – 459 с.
29. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, Н. И. Веремеенко, А. Е. Гиршон. – 3-е издание, исправленное. – Санкт-Петербург : СКИФИЯ, 2022. – 456 с.
30. Козлов, В. В. Интегративный подход в психологической практике / В. В. Козлов, В. В. Новиков. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т. 2, № 1. – С. 226–231.
31. Козлов, В. В. Методология интегративной психологии : Монография / В. В. Козлов. – Москва : Международная академия психологических наук, Рекламно-производственная фирма "Титул", 2021. – 180 с.
32. Козлов, В. В. Психотехнология ДМД: дыхание-музыка-движение. Теория и метод. Методическое пособие для ведущих семинары по ДМД / В. В. Козлов, Ю.А. Козлов - Ярославль, «Титул», 2021. – 296 с.
33. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
34. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко. – Текст : непосредственный // Обзор психиатрии и мед. психологии. - 2019. - № 3. - С. 8-15.
35. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск : Изд-во «Олсиб», 2017. - 250 с.
36. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения школьников. Учебное пособие [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез. 2021. - 226 с.
37. Лабунская В.А. Методические указания к спецкурсу «Экспрессия человека» (часть 1) / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону, 2006. – 26с.
38. Лабунская В.А. Социально-психологический подход к проблеме кодирования экспрессии в общении / В.А. Лабунская // Материалы международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ». – Ростов-на-Дону, 2013. – С.212-214.
39. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
40. Леонтьев, А. Н. Психология общения. Учебное пособие [Текст] / А.А. Леонтьев. – Москва: Академия, 2012. –368 с.
41. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. – Москва–Воронеж, 2011. – 383 с.
42. Майер, Г. Психология эмоционального мышления. Хрестоматия по общей психологии / Г. Майер; под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – Москва : СФЕРА, 2018. – 587 с.
43. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. В. Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2020. – 255 с.
44. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - Москва : Городец, 2016. - 385 с. - Текст : непосредственный.
45. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 768 с.
46. Мережников, А.П. Особенности взаимосвязи между аддиктивным поведением и самоотношением у подростков / А.П. Мережников, А.В. Райх // Актуальные психолого-педагогические исследования : Сборник научных трудов / под редакцией О. П. Степановой, Е. И. Шулевой. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. - С. 46-49.
47. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2023 - 268 с.
48. Ножичкина, Л. В. Арт-технологии как ресурс развития организационно-педагогической культуры учителя / Л. В. Ножичкина. – Текст : непосредственный // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 3. – С. 1718–1722.
49. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – Москва : КСП+, 2013. – 272 с.
50. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. - Москва, Изд-во МГУ, 1991. – 108 с.
51. Петровская, Л.А. О природе компетентности в общении / Л.А. Петровская // Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды. - М.: Смысл. 2020. - С. 102-108.
52. Позднякова М. Е., Брюно В. В. Девиантное поведение населения как отражение дезадаптационных процессов в российском обществе (по материалам государственной статистики) // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 4. C. 306–330. DOI: 10.19181/vis.2023.14.4.17
53. Проблемы теории и практики в развитии эмоционального интеллекта / под ред. Р. Д. Робертса и др. – Москва : Академия, 2019. - 215 с.
54. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : Изд-во Моск. ун-та,1984. -288с - [Электронный ресурс] – URL: https://studylib.ru/doc/6241122/psihologiya-e-mocij--pod-redakciej-v.-k.-vilyunasa--yu.-b.-gi... (дата обращения 22.02.2024)
55. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - 12-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 816 с.
56. Реан, А. А. Психология и педагогика : учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 432 с.
57. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти : учебное пособие / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2020. - 656 с.
58. Роджерс, К. Становление личностью / К. Роджерс. – Москва : Эксмо. - 2021. - 416 с.
59. Рубинштейн С,Л. Основы общей психологии. – М.: Изд–во АСТ, 2020. – 960 с.
60. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2019. - С. 20 - 21.
61. Сериков Г.В. Интерпретация невербального поведения в связи с социально-психологическими характеристиками личности: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ростов н/Д, 2001. – 168 c.
62. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности. М.: Лаборатория книги, 2015. 432 с.
63. Смирнова, Е.О. Общение школьников со взрослыми и сверстниками: учебное пособие / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
64. Софронова, С.В. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников / С.В. Софронова, С.А. Акпулатова // Прикладная информатика. – 2020. – № 2(26). – С. 21-23.
65. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – Москва : Политиздат, 1972. - 303 с.
66. Столин В. В. Самосознание как объект психодиагностики / В. В. Столин. - Текст : непосредственный // Общая психодиагностика. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. - С. 346.
67. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студентов мед.ипед. вузов /Л.П. Стрелкова. – Москва: 2008 – 24 с.
68. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладной аспекты» Монография, Ижевск, 2012 - 117 с.
69. Федеральная служба государственной статистики URL: Офиц. Сайт: – https://rosstat.gov.ru/.
70. Фетискин, Н.П. Деструктивные новообразования в структуре личностной направленности у девиантов / Н.П. Фетискин. - Текст : непосредственный // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2016. - Том 22. - C. 86-89
71. Фетискин, Н.П. Детско-молодежная девиантология/ Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова, С.В. Шепелева. - Кострома: КГУ, 2016. - 379 с. - Текст : непосредственный.
72. Фетискин, Н.П. Концептуальные основания деструктивных новообразований в структуре личностной направленности девиантного подростка / Н.П. Фетискин. - Текст : непосредственный // Вестник КГУ. - 2017. - С. 56-65.
73. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Москва : Астрель, 2010. 635 с.
74. Шевелева, Т.В., Енекова И.В. Актуальность принципов дидактики в теории обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2013. № 7-4-2. С. 97-98.
75. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 2014. – 984 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ